10:15 5 октября 2012 | Формула-1

Феттель: вечно молодой, вечно быстрый

В прошлом году по ходу японского этапа Себастьян ФЕТТЕЛЬ успел побывать не только на поуле и подиуме, но и в отбойнике - во время свободных заездов. Фото - Red Bull. Фото "СЭ" Выводящая на стартовую прямую шикана не считается сложным поворотом, зато провоцирует гонщиков на открытую борьбу,нередко - с разрушительными последствиями. Фото - Red Bull. Фото "СЭ" В прошлом году по пути к первому повороту Феттель достаточно жестко отбил атаку Баттона - но чуть позже уступил лидирующую позицию по ходу первой волны пит-стопов. Фото - Red Bull. Фото "СЭ" Себастьян ФЕТТЕЛЬ год назад в Сузуке празднует только что завоеванный второй чемпионский титул. Фото - Red Bull. Фото "СЭ"
В прошлом году по ходу японского этапа Себастьян ФЕТТЕЛЬ успел побывать не только на поуле и подиуме, но и в отбойнике - во время свободных заездов. Фото - Red Bull. Фото "СЭ"
2

Участники чемпионата возвращаются на автодром в Сузуке, где год назад у Себастьяна Феттеля за пару часов гонки вырос второй палец.

Чемпионат мира в классе "Формула-1". 15 этап. "Гран-при Японии". Трасса Suzuka IRC 

Расписание: квалификация - суббота, 9:00 - 10:00; гонка - воскресенье, старт в 10:00 

Телетрансляции: квалификация и гонка будут показаны в прямом эфире каналом "Россия 2"

Японский автодром больше других заслуживает эпитета "вечно молодой": в этом году ей исполняется ровно полвека - и каждый раз упоминание об этом вызывает у не задумывавшихся над возрастом Сузуки болельщиков неподдельное удивление. Вспомните заброшенный овальный трек в итальянской Монце, выглядящий античной древностью - а ведь он старше на каких-то семь лет. И если по инфраструктуре японский автодром на протяжении многих лет остается современным благодаря регулярным дополнениям и усовершенствованиям, то конфигурация трека изначально была выбрана настолько удачная, что радует гонщиков на протяжении пятидесяти лет, не претерпевая особых изменений.  

Разве что перестроили коварный поворот 130R: в середине его (а проходится он на высшей передаче и скорости за 300 км/ч) находилась приличная кочка, а зона безопасности на выходе как назло была очень узкой - и в случае чего у пилота не оставалось возможности избежать столкновения с отбойником на приличной скорости. Теперь 130R уже не вызывает прежнего трепета: даже Нарайн Картикеян заявляет, что легко проедет его полным газом с активированной системой DRS. Но, к счастью, на Сузуке осталось множество других поворотов, представляющих собой настоящий вызов для гонщиков. "Мы все любим трассу в Спа, но на современных машинах там что-то много стало поворотов, которые легко проходятся на полном газу, - говорит Михаэль Шумахер. - На Сузуке же в абсолютном большинстве скоростных поворотов надо работать правой педалью расчетливо и аккуратно" То есть проектировавший автодром полвека назад Джон Гугенхольц каким-то образом смог создать "универсальную" конфигурацию, которая осталась актуальной даже на фоне радикальных изменений в конструкции гоночных машин.

Вспомните: в 1962 году, когда строилась Сузука, на абсолютном большинстве болидов еще не было ни единого антикрыла. Тем удивительнее, что японская трасса считается чуть ли не лучшей проверкой для аэродинамики той или иной машины: "Если ты быстр на Сузуке, то у тебя все в порядке с прижимной силой," - пишут многие британские эксперты. Причем разные повороты автодрома предъявляют к аэродинамической концепции болидов разные требования: к примеру, в затяжных "эсках" (6-я передача, около 230 км/ч) прижимная сила поворачивает руль плавно, а в остром, но быстром первом Дегнере (4-я передача, 240 км/ч) -  наоборот, резко. Работа аэродинамики отличается в этих случаях своими нюансами - но если команда ставит перед собой задачу победить на Сузуке, то на обоих участках аэродинамические элементы должны работать максимально эффективно. Впрочем, без хорошего мотора тут тоже не обойтись - в особенности на длинном разгоне от поворота Спун к последней шикане. Этот отрезок составляет около 25 % от длины и времени круга - а тот факт, что трасса идет в гору, только увеличивает преимущество отличного мотора над просто хорошими.

Шины, суета вокруг которых в последнее время чуть поутихла благодаря определенной стабильности результатов ("Макларен" выиграл три гонки подряд и был быстрее всех на недавнем "Гран-при Сингапура"), также явялются одним из важных ключей к успеху. Японский асфальт абразивен и представляет тем самым собой определенную проблему для большинства участников. Лишние комплекты резины здесь никогда не помешают, и пожертвовать ради этого квалификационным результатом считается вполне нормальным: в прошлом году сразу четверо пробившихся в финальный сегмент гонщиков (включая Виталия Петрова) предпочли отказаться от борьбы за места в первой пятерке. А на самой гонке стартовавший с поула Себастьян Феттель откатился к финишу на третью позицию как раз из-за шин: его покрышки теряли сцепные свойства быстрее чем у конкурентов, пилот "Ред Булла" был вынужден раньше соперников заезжать в боксы - и в итоге уступил победу Дженсону Баттону на "Макларене". Впрочем, третье место на Сузуке сделало Феттеля недосягаемым в общем зачете чемпионате, подарило немцу второй титул, а фотографам - возможность сделать редкий кадр: новоиспеченный чемпион показал им сразу два пальца (а не один, как он любит делать после победы в отдельно взятой гонке).

Именно особенности работы шин на японской трассе - а также решение "Пирелли" привезти вместе с жесткими шинами "хард" мягкий состав "софт", который весьма быстро начинал сдавать год назад - могут придать гонке определенную интригу. Фаворитом по умолчанию является "Макларен", чьи недавние победы в Спа и Монце свидетельствуют, что машины британской команды хороши и на длинных прямых, и на быстрых поворотах. Ни для кого уже не секрет, что большим специалистом по шиносбережению является команда "Заубер", поэтому от пилотов швейцарского коллектива можно ждать новых сюрпризов. На сей раз - от обоих: ведь хорошее знание Сузуки нередко позволяло японским гонщикам выступать тут на порядок лучше чем на остальных трассах чемпионата.

Кирилл КАЧНОВ

"Гран-при Японии". Информация о гонке

- трасса: Suzuka IRC (г. Сузука)
- длина круга: 5,807 км
- максимальная скорость: 308,8 км/ч
- лучшее время квалификации в 2011 году: 1.30,466 (средняя скорость - 232,280 км/ч) - Себастьян Феттель, Red Bull
- дистанция гонки: 53 круга - 307,471 км
- победитель гонки в 2011 году: Дженсон Баттон, McLaren (средняя скорость - 202,972 км/ч)
- лучший круг в гонке в 2011 году: 1.36,568 (средняя скорость - 216,481км/ч) - Дженсон Баттон, McLaren

Трасса Suzuka IRC. Статистика выступлений лидеров чемпионата мира

Пилот Команда Место в о/з Гонки Сходы ЛР Победы ПП ЛК Очки (в ср. за гонку)
Себастьян ФЕТТЕЛЬ Red Bull 2 3 - 1 2 3 - 65 (21,7)
Кими РАЙККОНЕН Lotus 3 7 1 1 1 - 1 88 (12,6)
Льюис ХЭМИЛТОН McLaren 4 3 - 2 - - - 35 (11,7)
Дженсон БАТТОН McLaren 6 10 - 1 1 - 1 114 (11,4)
Фернандо АЛОНСО Ferrari 1 8 1 1 1 - 1 84 (10,5)
Марк УЭББЕР Red Bull 5 8 2 2 - - 2 43 (5,4)

Чемпионат мира в классе "Формула-1". Пилоты. Общий зачет после 15 этапов

  Пилот Команда Очки
1. Фернандо АЛОНСО Ferrari 194
2. Себастьян ФЕТТЕЛЬ Red Bull 165
3. Кими РАЙККОНЕН Lotus 149
4. Льюис ХЭМИЛТОН McLaren 142
5. Марк УЭББЕР Red Bull 132
6. Дженсон БАТТОН McLaren 119
…21. Виталий ПЕТРОВ Caterham 0

Чемпионат мира в классе "Формула-1". Команды. Общий зачет после 15 этапов

  Команда Очки
1. Red Bull 297
2. McLaren 261
3. Ferrari 245
4. Lotus 231
5. Mercedes 136
6. Sauber 101
…11. Caterham 0

 

2
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (2)

Сабитов Александр

"Энджи" не плох на форуме СЭ, имея возможность писать про первого русского пилота F1 :)))))))

22:26 5 октября 2012

Энджи

Виталий ПЕТРОВ неплох в этой таблицы общего зачёта!

17:59 5 октября 2012