7 сентября 2012, 00:07

Виталий Петров: "Надо цепляться за любой шанс"

Олег Карпов
Приглашенный автор
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Российский пилот команды "Катерхэм" ответил на вопросы корреспондента "СЭ" перед началом "Гран-при Италии"

Олег КАРПОВ из Монцы

- Виталий, футбольная команда пилотов "Формулы-1" накануне впервые за долгое время играла без вас...

- Я был немного занят. Лечил шею. Два года не пропускал матчи, но сейчас надо было пройти определенные процедуры. В августе вновь дала о себе знать травма шеи. Это тянется с 2010 года. Тогда проверялся - врачи говорили, что пока необходимости что-то предпринимать нет. Но перед гонкой в Бельгии, на последней неделе перед этапом в Спа, опять "стрельнуло", и я решил, что надо уже избавиться от этого окончательно. В понедельник посовещались с врачами. Ничего страшного, но надо было сделать уколы. Решили, что от футбола недели две-три отдохнем.

- Но ведь в Спа проблем с шеей не было.

- Лучше не дожидаться, когда они начнутся. Сейчас все нормально. Хотя после процедуры я вообще не мог двигать головой вперед и назад. Даже успел немного испугаться, но врачи сразу сказали, что пройдет. Теперь все в порядке.

- Вы согласны с тем наказанием, которое получил Ромэйн Грожан после инцидента на старте "Гран-при Бельгии"? Гонка дисквалификации - это не слишком строго?

- Согласен, слишком. Ромэйн мог не видеть Льюиса Хэмилтона. Скорее всего, тот находился в мертвой зоне. Зеркала маленькие, и бывает, ты просто не видишь соперника, когда он движется параллельно. Иногда надо просто повернуть голову. Но тут... ему действительно было сложно разглядеть Льюиса. Ошибка Ромэйна в том, что он все-таки чересчур нагло начал смещаться вправо. Если бы он оставил чуть больше места, Льюис мог бы с ним поравняться, и Грожан бы его заметил. А так... Столкновение. Он выбил четыре машины. Тут уж, конечно, судьи должны были что-то предпринять.

- На старте наверняка невозможно уследить за всеми...

- Конечно. Но ты должен все делать медленнее. Без таких резких движений по крайней мере. Штраф-то был выписан не за то, что он агрессивно смещался в сторону, а за то, к каким последствиям это привело. Идет плотная борьба в чемпионате, а он убрал двоих претендентов на титул.

- В прошлом году у вас здесь была похожая ситуация, когда Витантонио Лиуцци ошибся, его вынесло из задних рядов, и он выбил из гонки вас и Нико Росберга.

- Теперь такого уже не случится. Рядом с первым поворотом, на подходе, параллельно трассе поставили стену. То есть, никто уже не сможет "пролететь" по прямой, срезав поворот. Так лучше. Нам с Нико тогда повезло, что мы не получили травм. Сейчас же, если что-то случится, есть стена. В прошлом году она могла бы остановить Витантонио, он просто задел бы ее по касательной и, скорее всего, не долетел бы до поворота.

- Лиуцци тогда не стали наказывать, как Грожана.

- Ему дали штраф в десять позиций на старте следующей гонки. Я вчера как раз пересматривал тот "Гран-при". На самом деле я бы выписал Витантонио что-то посерьезнее. Потому что он действительно был слишком агрессивен. Полез обгонять по траве, затормозил и, естественно, его развернуло. Может быть, надо в таких случаях выписывать крупный денежный штраф. Но ситуации действительно были похожи.

- Грожана заменит в этой гонке Жером д’Амброзио. Каково это - посреди сезона сесть в чужую машину?

- Думаю, если он приедет в очках, это будет успех. Потому что сейчас середина сезона. Это "Формула-1". Столько пилотов сидят и ждут своего шанса. У него есть возможность показать, на что он способен. Да, ситуация не из приятных. Он не знает машину так же хорошо, как боевые пилоты. Но все может быть. Я не верю, что он сможет сразу показать что-то сверхъестественное. Но выбора нет. Шанс представился - надо сделать все, чтобы им воспользоваться. Я не могу представить, чтобы кто-то на его месте отказался.

- Но это огромный риск. Если он провалится, те команды, которые хотели бы видеть его в своем составе в следующем году, могут потерять интерес.

- Возможно и такое. Но надо цепляться за каждый шанс. В любом случае сказать "нет" сложно. Мы видели, как Камуи Кобаяси за две гонки смог произвести впечатление и заработал себе контракт.

- Здесь, на трассе в Монце, очень важны характеристики мотора. Говорят, "Рено" несколько слабее, чем "Мерседес" и "Феррари".

- Пока их не поставишь на один стенд и не измеришь количество лошадиных сил, никто наверняка не сможет сказать. У меня здесь, кстати, новый мотор. Тот, который был в Спа, отправили на базу - были небольшие проблемы, но думаю, мы еще будем использовать его в гонках. В любом случае в Монце почти все ставят на машину новые двигатели. Это важно на длинных прямых.

- Для Монцы команды часто готовят и специальные аэродинамические обвесы.

- У нас здесь новое переднее антикрыло, боковые понтоны, еще некоторые детали. Так что в пятницу будет чем заняться на тренировках. У нас запланирована большая программа. Но при этом я не могу сказать, что это специальный пакет для Монцы. Это новинки, которые в принципе должны помочь машине стать быстрее. В больших командах к Монце действительно готовят отдельные конфигурации крыльев и что-то еще - только на один уик-энд. В прошлом году в "Рено" мы так делали, и машина вела себя очень неплохо. Поэтому вдвойне обидно было сойти в первом же повороте. Весь уик-энд мы готовили настройки под гонку, все должно было быть хорошо. Но, увы, не получилось.

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2012

1. Фернандо АЛОНСО

164

2. Себастьян ФЕТТЕЛЬ

140

3. Марк УЭББЕР

132

4. Кими РАЙККОНЕН

131

5. Льюис ХЭМИЛТОН

117

6. Дженсон БАТТОН

101

7. Нико РОСБЕРГ

77

8. Ромэйн ГРОЖАН

76

9. Серхио ПЕРЕС

47

10. Михаэль ШУМАХЕР

35

11. Фелипе МАССА

35

12. Камуи КОБАЯСИ

33

13. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ

31

14. Пастор МАЛЬДОНАДО

29

15. Пол ДИ РЕСТА

28

16. Бруну СЕННА

24

17. Жан-Эрик ВЕРНЬЕ

8

18. Даниэль РИККЬЯРДО

4

КУБОК КОНСТРУКТОРОВ

1. RED BULL

272

2. MCLAREN

218

3. LOTUS F1

207

4. FERRARI

199

5. MERCEDES GP

112

6. SAUBER

80

7. FORCE INDIA

59

8. WILLIAMS

53

9. TORO ROSSO

12

AUTODROMO NAZIONALE MONZA

ПОДИУМЫ В XXI ВЕКЕ

Год

1-е место

2-е место

3-е место

2001

Хуан Пабло МОНТОЙЯ

Рубенс БАРРИКЕЛЛО

Ральф ШУМАХЕР

 

Williams-BMW

Ferrari

Williams-BMW

2002

Рубенс БАРРИКЕЛЛО

Михаэль ШУМАХЕР

Эдди ИРВАЙН

 

Ferrari

Ferrari

Jaguar-Ford

2003

Михаэль ШУМАХЕР

Хуан Пабло МОНТОЙЯ

Рубенс БАРРИКЕЛЛО

 

Ferrari

Williams-BMW

Ferrari

2004

Рубенс БАРРИКЕЛЛО

Михаэль ШУМАХЕР

Дженсон БАТТОН

 

Ferrari

Ferrari

BAR-Honda

2005

Хуан Пабло МОНТОЙЯ

Фернандо АЛОНСО

Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА

 

McLaren Mercedes

Renault

Renault

2006

Михаэль ШУМАХЕР

Кими РАЙККОНЕН

Роберт КУБИЦА

 

Ferrari

McLaren-Mercedes

BMW-Sauber

2007

Фернандо АЛОНСО

Льюис ХЭМИЛТОН

Кими РАЙККОНЕН

 

McLaren-Mercedes

McLaren-Mercedes

Ferrari

2008

Себастьян ФЕТТЕЛЬ

Хейкки КОВАЛАЙНЕН

Роберт КУБИЦА

 

Toro Rosso

McLaren-Mercedes

BMW-Sauber

2009

Рубенс БАРРИКЕЛЛО

Дженсон БАТТОН

Кими РАЙККОНЕН

 

Brawn GP

Brawn GP

Ferrari

2010

Фернандо АЛОНСО

Дженсон БАТТОН

Фелипе МАССА

 

Ferrari

McLaren-Mercedes

Ferrari

2011

Себастьян ФЕТТЕЛЬ

Дженсон БАТТОН

Фернандо АЛОНСО

 

Red Bull

McLaren-Mercedes

Ferrari

ПЕТРОВ НА "ГРАН-ПРИ ИТАЛИИ"

В 2010 году в первом сегменте квалификации показал 15-е время. Во втором улучшил свой результат на 0,267 секунды, однако так и остался 15-м. Победителю квалификации Фернандо Алонсо проиграл 1,857 секунды.

Стартовал только с 20-го места - за создание помех Тимо Глоку в первом сегменте был оштрафован на пять позиций.

Уже после первого круга оказался 15-м: Кобаяси не вышел на старт, Хэмилтон - сошел, Сутиль сразу же отправился на пит-стоп, а Трулли и Ковалайнен были пройдены в суматохе первых метров.

По ходу гонки медленно, но верно улучшал свою позицию - только благодаря тому, что другие пилоты отправлялись на пит-стоп. На 38-м круге оказался на десятом месте и продержался на нем 12 кругов.

За четыре круга до финиша был вынужден совершить обязательный, свой единственный пит-стоп и в результате финишировал на 13-й позиции, но в том же круге, что и победитель гонки Алонсо.

Быстрейшее время показал на последнем, 53-м круге - 1.24,644 (со средней скоростью 246,383 км/ч). Это был девятый результат на том "Гран-при", который уступил лучшему кругу все того же Алонсо лишь 0,505 секунды.

В прошлом году блестяще провел квалификацию: шестое место - в первом сегменте, девятое - во втором и в итоге - седьмое. Победителю квалификации Себастьяну Феттелю уступил 1,255 секунды.

Увы, гонку завершил уже в первом повороте. Виновником этого стал Витантонио Лиуцци, который, стартовав с последнего места, так хитро вылетел с трассы, что его болид, проскользив по траве, торпедировал сразу четверых - Петрова, Нико Росберга, Рубенса Баррикелло и Камуи Кобаяси (двое последних, правда, смогли продолжить гонку).

AUTODROMO NAZIONALE MONZA: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Этот "Гран-при Италии" станет 63-м в истории "Формулы-1". При этом гонка проводилась в Монце 61 раз. А единственным исключением стал сезон-1980, когда бразилец Нельсон Пике первенствовал в Имоле.

Итальянский этап - последний из четырех в календаре сезона-2012, который был представлен на самом первом чемпионате мира в 1950 году (после Монако, Британии и Бельгии). На этом автодроме прошло наибольшее количество гонок "Формулы-1" (в Монте-Карло их было 59).

С 2000 года утверждена последняя конфигурация трассы в Монце. Длина круга составляет 5 793 метра, общее их количество - 53, а протяженность дистанции равна 306,720 километрам. Трасса насчитывает десять поворотов (шесть правых и четыре левых). Вместимость трибун - 115 000 зрителей.

Автодром в Монце - один из старейших в мире. Первый камень был заложен еще в феврале 1922 года звездами автоспорта того времени - Николой Лянча и Феличе Наццарио. Архитектором трассы является Альфредо Роселли. Уже к июлю 1922 года она была сдана в эксплуатацию.

10 сентября 1922 года состоялся первый "Гран-при Италии", победу в котором одержал Пьетро Бордино.

"Гран-при Италии" занимает первые шесть мест по средней скорости победителя, а всего в десятке он представлен девять раз. Быстрейшим же в истории "Формулы-1" был Михаэль Шумахер: 14 сентября 2003 года немец прошел дистанцию со средней скоростью 247,586 км/ч.

В 1971 году в Италии был установлен еще один рекорд - отрыв финишировавшего первым Питера Гетина от ближайшего преследователя Ронни Петерсона составил лишь 0,01 секунды.

В Монце ранее часто происходили трагедии. В 1928 году Эмилио Матерасси врезался в трибуну, погиб сам и унес с собой жизни 27 зрителей. Во время тестов в 1955 году погиб двукратный чемпион мира итальянец Альберто Аскари. В 1961-м столкновение Вольфганга фон Трипса на Ferrari и Джима Кларка на Lotus повлекло за собой смерть 14 болельщиков и немецкого гонщика. В 1970-м в повороте Parabolica разбился пилот Lotus Йохен Риндт, который скончался до приезда в больницу. Впоследствии прошли еще три "Гран-при" сезона-1970, однако ни одному пилоту не удалось опередить австрийца, который с 45 очками стал чемпионом мира посмертно. Петерсон также закончил жизненный путь в Монце - на первом же круге гонки 1978 года. Наконец, в 2000 году в результате массового столкновения на старте из-за разлетевшихся обломков машин погиб маршал трассы.

В 2003 году Шумахер одержал здесь 50-ю победу в составе Ferrari.

Во время пит-стопа в 1956 году Питер Коллинс, который при определенных обстоятельствах мог рассчитывать на чемпионский титул, передал свою машину будущему триумфатору Хуану Мануэлю Фанхио - и аргентинец в четвертый раз стал чемпиона мира.

В 1988 году "Гран-при Италии" был единственным из 16, в котором не смог одержать победу McLaren во главе с Айртоном Сенной и Аленом Простом. Тогда дубль сделали гонщики Ferrari - Герхард Бергер и Микеле Альборетто.

Пять побед в Монце одержал Шумахер. По три на счету еще шести гонщиков - Рубенса Баррикелло, Стирлинга Мосса, Петерсона, Пике-старшего, Проста и Фанхио.

Среди конструкторов с двукратным перевесом Ferrari ведет у McLaren (18 побед против девяти).

По пять раз поул-позишн завоевывали Фанхио и Айртон Сенна. В командном зачете счет поединка Ferrari - McLaren - 19:10.

По три раза быстрейшие круги в Монце показывали Джим Кларк, Кими Райкконен, Клэй Регаццони, Сенна, Фил Хилл и Мика Хаккинен. У конструкторов преимущество Ferrari над McLaren чуть меньше - 19:11.

На подиум чаще остальных поднимался Шумахер - в восьми гонках (пять гонщиков - в пяти). В общей сложности пилоты Ferrari делали это 62 раза, McLaren - 24, Williams - 19.

Семь раз с первого ряда стартовал только Фанхио, по шесть - Сенна и Шумахер.

По набранным очкам лидирует Шумахер (86), главными преследователями которого являются Алонсо (68) и Баттон (58). Среди конструкторов лидирует Ferrari - 491,5 балла (против 268 - у McLaren и 144 - у Williams).

Быстрейший круг в квалификации на последней конфигурации трассы в 2004 году показал Баррикелло - 1.20,089. Ему же принадлежит и быстрейшее время в гонке: днем позже он показал результат 1.21,046 на 41-м круге (со средней скоростью 257,321 км/ч).

Хет-трики (поул-позишн+победа в гонке+быстрейший круг) в Монце оформляли Фил Хилл (1960), Джон Сертиз (1964), Сенна (1990), Шумахер (2003), Баррикелло (2004) и дважды Алонсо (2007 и 2010).

Для Шумахера предстоящий "Гран-при" станет 300-м в карьере. Больше него гонок провел только Рубенс Баррикелло (323).

А свои первые очки в карьере Шумахер набрал в Монце в 1991 году, финишировав пятым (два балла). В 2003 году он одержал здесь свою 50-ю победу за Ferrari, а спустя три года на пресс-конференции после 90-й в карьере победной гонки (между прочим - своей предпоследней) объявил о завершении карьеры (как оказалось, временном) по окончании того чемпионата мира.

Победа и поул-позишн в Монце-2008 стали первыми в карьере Себастьяна Феттеля.

Свой первый (из четырех) поул в составе Ferrari Алонсо завоевал в Италии в 2010 году.

Льюис Хэмилтон набрал в Монце всего 22 очка - худший личный результат для тех "Гран-при", в которых он участвовал не менее трех раз (в Италии - пять). В прошлом году британец показал здесь свой последний (из 11) быстрейший круг.

Еще хуже выступал на "Гран-при Италии" Марк Уэббер - лишь 11 очков за десять гонок, ни одного подиума и три схода (в том числе - последний, 50-й, в прошлом сезоне).

Виталий Петров помимо Италии-2011 сошел на первом круге еще лишь один раз - в Японии в 2010 году.

Для Камуи Кобаяси оба предыдуших "Гран-при Италии" завершились сходами, для Серхио Переса - единственный, в прошлом году.

В последний раз (из четырех) Хейкки Ковалайнен поднимался на подиум в 2008 году в Италии (второе место).

Год назад Бруну Сенна набрал в Италии свои первые очки в "Формуле-1" (два).

Павел ОСИПОВ

Новости