7 сентября 2012, 00:07

Кому покорятся скоростные прямые Монцы?

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЧЕМПИОНАТ МИРА. "Гран-при Италии"

Больше всего побед в Италии - на счету Шумахера, в прошлом году здесь выиграл Феттель, а после недавней гонки в Бельгии нельзя недооценивать Дженсона Баттона…

Легендарная Монца не похожа ни на одну другую трассу. Только здесь пилоты по три раза за круг включают последнюю, седьмую передачу и успевают разогнаться до скорости свыше 320 км/ч. Только здесь скорость на прямых настолько важна, что уровень прижимной силы (рекордно низкий) выставляют с оглядкой исключительно на нее - и пусть пилот осваивается с подтанцовывающей на торможениях машиной как хочет. Только здесь при вроде бы идеальной для обгонов конфигурации трассы - два медленных (под вторую передачу) поворота после длинных прямых - обгонов в гонке происходит сравнительно мало. В знаменитой Параболике взбаламученный машиной воздушный поток приводит к потере прижимной силы (а значит, и скорости) автомобилем, который движется следом, - а ведь скорость выхода из Параболики определяет скорость на главной прямой, а от нее напрямую зависит, предоставится ли преследователю возможность для атаки. Этот эффект год назад отлично проиллюстрировал Михаэль Шумахер, достаточно долго возивший за собой более быстрого Льюиса Хэмилтона.

Раз с обгонами дело обстоит непросто - вновь важную роль сыграет квалификация. А раз квалификация может оказаться судьбоносной на трассе с длинными прямыми, то болельщики и эксперты сразу вспоминают об одной из горячих тем этого сезона - системах, снижающих эффективность антикрыльев. Одной длинной прямой в Китае хватило, чтобы Нико Росберг на "Мерседесе" с его сложной системой воздуховодов в одну калитку выиграл квалификацию и гонку. Следуя этой логике, немецкая команда и в Монце должна быть на коне. В отличие от "Лотуса", который решил не использовать свой вариант системы там, где снижение аэродинамического сопротивления должно приносить максимальную выгоду. Причиной оказалась конструктивная сложность системы, которую требуется очень тщательно настраивать. И потери от ошибок при настройке могут оказаться огромными - поэтому "Лотус" предпочел сохранить хорошие шансы на продолжение своей серии подиумов (4 призовых места в 4 последних гонках), чем повышать ставки в борьбе за победу.

Не стоит, впрочем, представлять итальянскую трассу эдаким всесокрушающим механизмом, перемалывающим машины и гонщиков. Монца, в частности, считается отнюдь не самым техничным автодромом: поймав нужный ритм, пилот может здесь стабильно штамповать один круг за другим, а скорость его относительно соперников будет определяться, скорее, возможностями машины, чем мелкими нюансами пилотажа. Длинные прямые позволяют пилотам отдохнуть (на скорости за 300 км/ч) от перегрузок и делают гонку достаточно легкой с точки зрения физической выносливости. Вдобавок резина здесь изнашивается не так уж стремительно - правда, с низким уровнем прижимной силы легче заблокировать колеса при торможении и посадить на покрышку неприятную проплешину. А на высокой скорости даже маленькая проплешина приводит к более чем заметным вибрациям. Но в целом Монца - трасса сравнительно легкая, и во многом поэтому здесь достаточно редко одерживаются сенсационные победы - чаще всего первым приезжает обладатель машины, которая показала себя самой быстрой по ходу сезона. Но в этом сезоне выбрать такую не представляется возможным…

Если говорить о пилотах, то самым успешным на "Гран-при Италии" - как среди действующих гонщиков, так и среди всех участников чемпионата мира - является, как нетрудно догадаться, Михаэль Шумахер с его 5 победами. Даже за последние несколько лет, когда немец отсутствовал, а потом на не самом быстром "Мерседесе" портил себе статистику, нынешние звезды не смогли приблизиться к его достижениям: Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель смогли за это время выиграть по две гонки. Впрочем, есть один пилот, который в Монце еще не побеждал, но к которому имеет смысл присмотреться по ходу ближайшего уик-энда - Дженсон Баттон, неожиданно уверенно опередивший всех конкурентов на прошлых выходных в Спа. Во-первых, бельгийская трасса хоть и отличается от итальянской, но также относится к числу высокоскоростных, поэтому на основании результатов "Гран-при Бельгии" вполне можно сделать предварительные (не более) прогнозы о раскладе сил неделю спустя. Во-вторых, за последние годы Баттон в Монце три раза подряд поднимался на подиум, пилотируя при этом автомобили двух разных команд. Не была ли эта серия призовых мест прологом к полноценному триумфу? Которым британец не только порадует себя, папу и команду, но и (при удачных раскладах) вернет себе статус одного из претендентов на чемпионский титул.

Кирилл КАЧНОВ   

Придумай мем

Новости