6 мая 2011, 03:20

Оксана Косаченко: "В "Формуле-1" русских всего трое"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

С менеджером Виталия Петрова журналисты "СЭ" встречались сразу по окончании "Гран-при Австралии", завершившегося для россиянина 3-м местом. Наш второй в сезоне разговор состоялся накануне старта "Гран-при Турции" - 4-й гонки чемпионата мира.

ТРАМПЛИН В МАЛАЙЗИИ

- Для начала вернемся ко второй гонке. В Малайзии у Петрова и на тренировках, и в квалификации, и в гонке все шло отлично. Однако за пять кругов до финиша на его машине оторвался руль. Как это могло случиться?

- Мне кажется, причина аварии - в некотором количестве обстоятельств, которые сошлись воедино. Но при этом была и небольшая ошибка самого пилота. Перед гонщиком есть трасса, вот по ней он и должен ехать. Виталий же сам рассказал, что до вылета, завершившегося в итоге сходом с гонки, заехал на грязную часть трассы. Именно здесь на колеса его машины и налипла отработанная резина, из-за чего автомобиль стал не совсем стабилен, что и явилось в конечном счете причиной вылета с трассы.

С другой стороны, я согласна с теми людьми, бывшими гонщиками, которые писали мне: "Руль не должен ломаться от сильного толчка". Но никакого дефекта рулевой колонки команда не нашла.

- А искали?

- Разумеется! Такие поломки никогда нельзя оставлять без внимания. Без досконального изучения невозможно сказать, системная это поломка или случайная. А знать это важно - ведь понятно, что рулевая колонка не может сломаться от простого удара. А потому все узлы машины Виталия были отправлены на фабрику для диагностики.

Между прочим, крепление рулевой колонки - это именно тот дефект, который привел к трагической аварии Айртона Сенны в Имоле-94… В этом свете моя первая мысль, когда увидела, что Виталий руль крутит, а машина его не слушается, была совершенно жуткой.

Я думаю, первопричиной была небольшая помарка в пилотировании, но все, что произошло потом, уже от Виталия не зависело. Кстати, было довольно много нареканий от гонщиков к организаторам гонки, касающихся состояния трассы.

- Мне на замедленном повторе показалось, что Виталий на обратном пути с травы на трассу как будто наскочил на кочку...

- И в итоге все сработало как трамплин, на котором "Лотус Рено" просто взлетела. Это звонок для организаторов трассы. Оказалось, что за травой может скрываться какой угодно дефект. А значит, обследовать гоночную трассу надо гораздо тщательнее.

У меня, кстати, есть впечатление, что все по поводу аварий и безопасности подуспокоились. Есть старые трассы, и считается, что они в таком плохом состоянии, что "Формуле-1" необходимо перемещаться на новые автодромы, которые строятся с огромными карманами безопасности… Вот только выходит, что до этих "карманов" ты не долетаешь, потому что тебе может попасться скрытый травкой трамплин.

- А какова была реакция Виталия на эту ситуацию?

- Мы часто видим, что после вылета гонщик выходит из кокпита и, даже не снимая шлема, стремится как можно быстрее доехать до боксов. Это те минуты, в которые ребята обдумывают, что произошло. Никакой сиюминутной реакции быть не может. Пилот живет по этому закону. Гонщик должен приехать к инженеру, обсудить все с ним и, когда они поймут, что же стряслось, выносить решение. А вот эти сцены - швырнуть шлем, перчатки, пнуть машину ногой… Такого я в современной "Формуле" не припомню.

А у Виталия подобных приступов вспыльчивости вообще нет, мне кажется, он умеет эмоции "переварить" в себе, а не выдавать их наружу.

- В Малайзии Ник Хайдфельд, напарник Петрова, стал третьим, повторив суперрезультат Виталия в Австралии. Вот поклонники вашего подопечного и думают: какова обстановка в команде, кто в ней лидер?

- Считаю, лидера можно определить только по результату. Лидер - это тот, кто зарабатывает очки. Вчера преуспел Виталий, сегодня - Ник, завтра все опять может перемениться. Сейчас в "Лотус Рено" такая ситуация, когда каждый пилот ценен, к каждому относятся очень уважительно. И они оба достойны внимания команды. Сегодня тот "номер один", кто впереди. И я думаю, это честно.

- Если брать ту же Малайзию, то до досадного схода Петрова впереди него ехали лишь чемпионы мира и человек, проведший за рулем "Формулы-1" в 11 раз больше времени, чем Виталий, - Ник Хайдфельд. Разве такую позицию вашего подопечного можно назвать плохой?

- Конечно, нет! Виталий входит в десятку лучших гонщиков мира. Причем уже на второй год выступлений в "Больших призах". А это значит, что мы не абы кого в "Формулу-1" привели… В прошлом году было много разговоров в такой тональности - понятно, мол, он принес деньги русских спонсоров, только для этого и нужен. Сейчас все эти разговоры разбиваются в пух и прах. Петров едет на подиум, Петров в десятке сильнейших в квалификации. И давайте не забывать, он сейчас на седьмом месте в зачете чемпионата!

В КИТАЕ КОМАНДА ЗАСЛУЖИЛА ЛУЧШИЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Что касается третьей гонки сезона: ее итог был разочарованием для "Лотус Рено"?

- Думаю, несмотря ни на что, в Китае команда заслужила лучший результат. Проблемы были на тренировке, не все сразу сложилось в первой части квалификации, а уж во второй ее части все совсем не сложилось: Виталий вылетел, были подняты красные флаги, и в последние минуты все пилоты высыпали на трассу, чтобы показать быстрые круги. Нику в итоге этого столпотворения не удалось пройти дальше, и он остался на 18-м месте.

- Когда мы беседовали с вами по итогам первой гонки, много обсуждали схему принятия в команде тактических решений, говорили об их коллегиальности. На "Гран-при Китая" послегоночная реакция была такая - нужно было идти на три пит-стопа. Кто-то на "разборе полетов" сказал - мы ошиблись?

- Разбор, разумеется, был. Думаю, и зрителям было очевидно - тактика не сработала нужным образом. Напомню, однако, почему команда изначально пошла на эту тактику. Есть этому четкое техническое объяснение: потому, что Виталий не ехал третий сегмент квалификации, а значит, у него были более новые по сравнению с соперниками покрышки, и команда рассчитывала, что с ними он сможет подольше "просидеть" на трассе. Однако Виталию не удалось на старте то, что обычно удается, - обойти ряд соперников. Далее, на втором круге последовала помарка, и Виталий пропустил вперед две машины. Это само по себе не страшно, но, когда Виталий проехал по грязной части трассы, это чуть повредило покрышки, которые стали изнашиваться быстрее. Какие решения в этом случае нужно было принимать инженерам? Есть, правда, в этом смысле пример - Марк Уэббер, который стартовал 18-м, а финишировал 4-м.

- С порывистыми решениями в "Формуле-1" напряженно - их применяют редко-редко.

- Почти никогда. Все решения четко выверены.

- Вы и Виталий - представители России. Общаетесь с "Марусей" - русской командой? Как вообще в "Формуле-1" с дружбой?

- Есть люди, с которыми ты общаешься. И не важно, из твоей они команды или нет. Вы знаете, что у меня хорошие отношения с руководителем "Лотус Рено" Эриком Булье, так вот он иногда шутит: "Как думаешь, когда я уйду в какую-то другую команду, у нас будут такие же хорошие отношения?"

Общение в "Формуле-1" - это вопрос именно человеческих отношений. Нынешняя работа или приписка к какой-то команде ни при чем. Человек, с которым я дольше всех знакома в "Формуле-1", - Массимо Ривола. Мы работали с ним еще во времена Джанкарло Минарди. Сейчас Ривола - директор команды "Феррари"… И я хожу пить кофе в "Феррари". Но это не значит, что мы общаемся как менеджер пилота и директор команды. Хотя некоторые, а особенно пресса, делают именно такие выводы!

В Marussia Virgin я много времени провожу с Андреем Чеклаковым, который занимается молодежной программой компании "Маруся". Что касается Николая Фоменко… А куда же мы друг от друга денемся, когда в "Формуле-1" всего трое русских: он, Виталий и я. Мы живем в "Формуле-1" своей диаспорой. И все русские, которые приезжают как гости в любую другую команду, идут к нам.

ДЕЛО НЕ В МОТОРАХ

- Лидер чемпионата команда "Ред Булл" ездит на моторе "Рено", команда "Лотус Рено" ездит на моторе "Рено". Позиции у команд разные. А моторы?

- У нас абсолютно одинаковые моторы. Вся разница в машине. Знаю я этот вопрос: почему же "Ред Булл" - чемпион мира, а "Лотус Рено" нет? Потому что машины "Формулы-1" не сходят с конвейера. Нет завода по выпуску болидов "Формулы-1"!

Что касается мотора "Рено", то это система клиентских двигателей в действии. Есть завод "Рено" в Вири-Шатийон, его все знают, он располагается недалеко от Парижа. Завод производит двигатель, который отдают в руки команд, которые начинают его "обращивать" шасси, коробкой передач, аэродинамическими элементами.

- Но двигатель не опечатан?

- Опечатан. В прошлом году "Ред Булл" на "Рено" заняла первое место в Кубке конструкторов, а "Рено" на "Рено" - пятое. Эта разница - вопрос шасси. Но надо помнить, что в прошлом году Булье получил команду в "никаком" состоянии, находящуюся на психологическом спаде - об этом мы говорили в прошлом интервью. На сегодня все в команде иначе - она воспрянула духом. Подиум Виталия был в этом смысле невероятно важен. Подиум Ника, разумеется, тоже.

Кстати, "Мерседес", "Макларен" и "Форс Индия" используют абсолютно одинаковый мотор, а результаты разные.

- Хорошо, есть две команды одного владельца - "Торо Россо" и "Ред Булл".

- У них как раз моторы разные.

- Эти две команды работают как единый организм?

- Нет. Это два разных юридических лица. Команды и базируются в разных странах - в Италии и в Великобритании. Они даже не пересекаются.

- Не обмениваются информацией?

- Это невозможно. Повторяю, "Формула-1" - не конвейер. Обменяться информацией могут в лучшем случае напарники по одной команде.

- Вопрос о резине. Перед стартом сезона казалось, что с ней будет очень тяжело, первая гонка этот пессимистический настрой опровергла, однако затем обнаружился такой эффект: вместо традиционного прорезинивания траектории по ходу гонки "Пирелли" засоряет кусочками резины ее обочины. Пилоты приспосабливаются?

- А что делать-то? Надо приспосабливаться! В этом смысл: лучше приспособился - будешь впереди соперников.

- А почему сильные команды всегда приспосабливаются быстрее?

- У них большие финансовые вливания, а значит больше инженеров, компьютеров, лучшая техника и так далее.

- Мне кажется, что момент с резиной очень "пилотский". Это же вопрос выбора траектории.

- Да, но все данные с машины записываются в компьютер, а дальше 40 инженеров только на трассе и еще туча инженеров, которые сидят на фабрике, говорят тебе - здесь раньше давить на газ, здесь проходить ближе на полметра, а здесь дальше.

- Выхлоп вперед у "Лотус Рено" оправдал себя?

- Вот этот самый выхлоп вперед, я думаю, и будет тем, что начнут "воровать" другие команды. Машина "Лотус Рено" поехала в сезоне-2011 быстрее. Почему? Из-за выхлопа, подвижного крыла или опыта Виталия Петрова. Из-за всего этого.

- Кстати, о подвижном антикрыле. Непонятно, как пилотам удается соблюсти рамки его использования: от этой линии до этой, да еще на протяжении определенного количества секунд, да еще на скорости?

- Для начала есть инженер, который напоминает, где можно манипулировать крылом. Дальнейшее - дело гонщика. Ребята же не забывают все эти кнопки на руле нажимать!

У меня лично, правда, по поводу этого нововведения такое "непрофессиональное" мнение: всем этим пытаются бедному гонщику навешать еще больше проблем, еще больше технически усложнить ему жизнь, чтобы он наконец-то сбился и где-нибудь ошибся (смеется).

- Три прошедших "Гран-при" - это ничто, но одновременно это уже что-то. Трассы были очень разные, складывалось все по-разному, но какой-то расклад сил мы уже имеем. Он справедлив?

- Думаю, нынешний расклад сил еще не объективен. К европейским этапам все команды готовят обновления. Лучше даже сказать так - не всегда все команды готовы поставить все новинки к началу сезона. Очень много обновлений готовят на Европу команды со средним и небольшим бюджетом.

- Так как будет изменяться расклад сил в пелотоне, на ваш взгляд?

- "Ред Булл" и "Макларен" продолжат ехать очень быстро. Нет сомнений в том, что "Феррари" к ним приблизится.

- А кто соперники "Лотус Рено"?

- У нас есть абсолютная цель, которую никто не скрывает. Никто не заявляет, что "Лотус Рено" в этом году будет выигрывать чемпионат, "Лотус Рено" в этом году борется с "Мерседесом". Этим все сказано.

- А изначальное занижение притязаний - это хорошо?

- Это не занижение, это объективная оценка. Не надо ставить себе объективно невыполнимые задачи.

- А что делал Виталий в перерыве между "Гран-при"?

- В том числе был и на фабрике в Энстоуне, проанализировал с гоночным инженером все, что было сделано за прошедшие три этапа чемпионата. Рассчитываем, что в Стамбул команда поедет с кое-какими новшествами. А главное - вооружившись оптимизмом.

Лина ХОЛИНА

Придумай мем

Новости