Лотар Маттеус: "Бразилия и Германия -
явные фавориты ЧМ, а Испания где-то рядом"

В декабре 2013-го Лотар МАТТЕУС принял участие в жеребьевке финального турнира ЧМ-2014. Фото AFP Чемпион мира-1990 Лотар МАТТЕУС видит в Германии фаворита турнира в Бразилии. Фото AFP
В декабре 2013-го Лотар МАТТЕУС принял участие в жеребьевке финального турнира ЧМ-2014. Фото AFP
24

Один из самых выдающихся игроков в истории Германии считает: в Бразилии его страна способна снова стать чемпионом мира. И называет определенные условия.

Энергичный, физически выносливый игрок с непоколебимой волей к победе в свое время воплощал на поле то, что называют типичной немецкой добродетелью. До сих пор этот разносторонний и совершенный экс-капитан сборной остается представителем последнего золотого поколения Германии, которое взяло самый ценный трофей в мире футбола – 24 года назад в Риме.

За две декады игра заметно изменилась, перемены коснулись и фундамента стиля национальной команды Германии. При этом рекордсмен сборной по числу матчей (150) и участник пяти чемпионатов мира не сомневается: в этом году его страна способна стать в Бразилии лучшей на планете в четвертый раз как раз за счет комбинации традиционных сильных сторон и привитых современных черт.

52-летний Маттеус, который в 1991-м стал первым обладателем награды ФИФА игроку года (с 2009-го она объединилась с "Золотым мячом" France Football) и до сих пор остается единственным удостоенным этой чести немцем, в интервью пресс-службе ФИФА заглянул в будущее лето. Он поставил Германию на один уровень с Бразилией впереди Испании, а также описал настоящего вожака команды и вернулся к воспоминаниям чемпионата мира в Италии-90.

– Когда думаете о Бразилии, что в первую очередь приходит на ум?

– Радость жизни, футбол, самба, Копакабана и еда. Бразильцы просто-таки источают интерес к жизни. Я достаточно пробыл в этой стране, не только во время международных матчей. Отработал в Бразилии два с половиной месяца в Куритибе (в 2006-м в "Атлетику Паранаэнсе". – Прим. "СЭ") – и очень привязался к стране.

– По какой причине ЧМ-2014 в Бразилии станет особенным турниром?

– Конечно, мы все рассчитываем, что это будет нечто особенное, потому что бразильцы обожают футбол. Для них он как религия. И они демонстрируют настоящее гостеприимство для приезжих.

– Как вы оцените выступление сборной Германии под началом Йоахима Лева в этом отборочном цикле?

– По шкале от одного до десяти поставлю "десятку", несмотря на ничью со счетом 4:4 в матче со Швецией. Это был потрясающий поединок, из тех, о которых мы говорим и сегодня. Германия уверенно прошагала по квалификации, команде не занимать качества. Сборная постоянно теряла травмированных футболистов, однако каждый раз ей удавалось это компенсировать. У нас есть настоящая команда, которая хорошо сбалансирована – вот почему Германия входит в число фаворитов чемпионата.

– Справедливо ли мнение, что Германия при невероятно мощной атаке имеет слабые места в защите?

– Да, защита, пожалуй, единственная зона, которая может вызывать сомнения. Однако позитив после тех 4:4 должен перевесить пропущенными нами мячи. Мы контролировали матч и должны были спокойно побеждать 4:0. Однако в некоторый момент команда просто перестала играть. Такое может произойти – и в этом одна из прелестей игры. Такое может случиться даже с командой уровня Германии, от которой никогда не ждешь подобного. Можно убедиться, что на данный момент Германия – еще не законченная форма. И проблемы в обороне на самом деле заметнее, чем в нападении, но дело не только в пропущенных мячах: защита начинается в атаке. Зачастую форварды не отрабатывали назад в критичных эпизодах, из-за чего у наших ворот возникали серьезные проблемы.

– Германия способна выиграть чемпионат мира?

– Абсолютно точно. Если не сейчас, то когда? Мы хорошо проводили недавние крупные турниры, дважды доходили до полуфинала чемпионата мира, играли в финале одного чемпионата Европы и вошли в четверку лучших на другом. Команда подбиралась близко к цели, но никак не делала последний шаг. Эти поражения на тех турнирах могут сделать сборную более сильной, более решительной.

– Вы сыграли одну из главных ролей в последней на данный момент победе Германии на чемпионате мира. Каково это было поднять трофей над головой в 1990-м?

– Это было просто невероятно. Вы чемпион мира до конца своей жизни, и вам часто об этом напоминают. Вы можете выиграть множество титулов, но чемпионат мира – это вершина всего. Каждый футболист мечтает об этом трофее. И мне посчастливилось быть одним из немногих, кто взял его в качестве капитана.

– Какие воспоминания остались у вас о том турнире в Италии?

– В то время я жил и играл в Италии, мой дом располагался всего в 15 км от базы сборной Германии. И это был по сути домашний для меня чемпионат мира, я на самом деле так чувствовал. Пять матчей на "Сан-Сиро" были как пять матчей у меня в гостиной, ведь это домашняя арена моего "Интера". Это была просто фантастика – меня поддерживали итальянские болельщики так же, как и немецкие. Причем фанаты "Интера" переживали за Германию не только из-за меня, но и потому, что в нашем составе были мои одноклубники Андреас Бреме и Юрген Клинсманн. И это создало сильную связь со страной.

– Это была высочайшая точка вашей карьеры?

– Да. В моей карьере было много ярких моментов, но чемпионат мира затмил все, особенно с учетом того, что турнир проходил в стране с сильнейшей на тот момент лигой. В Италии играл Марадона, а также Карека, Гуллит и Райкард – многие из футболистов мирового класса того времени. На чемпионате было несколько выдающихся матчей. Мы играли не только со старыми соперниками, встречались с Голландией, а на старте – с Югославией, настоящей темной лошадкой, которая в четвертьфинале с Аргентиной уступила только в серии пенальти. Мы сошлись с Англией в полуфинале, с Аргентиной – в решающем матче. Такой турнир сложно забыть. Как считаю, мы победили заслуженно, поскольку имели самую сильную команду, пусть в других странах не рады это слышать.

– Что победа на чемпионате мира значит для страны?

– Думаю, самым важным для Германии был титул в 1954-м. Страна была разгромлена после Второй мировой войны – и никто не верил в нас. Благодаря футболу люди снова смогли почувствовать вкус победы.

– А как вы оцените шансы Италии выиграть титул в Бразилии?

– Итальянцы выбили нас на последнем чемпионате Европы – их всегда стоит опасаться. Они могут и не играть так привлекательно, как Голландия, Германия, Аргентина или Бразилия, но они всегда опасны и очень здорово выстроены тактически. У них достаточно опытных игроков и хорошая смесь, чего не было в 2010-м. Тогда они слишком положились на команду 2006-го, как Германия в 1994-м. Они забыли сделать передышку. Теперь же у итальянцев правильная комбинация, вот почему их сборную нельзя списывать со счетов. Быть может, Италию не отнесешь к первым претендентам на победу, но у нее есть отличный шанс неожиданно обойти всех.

– А есть ли на этот раз очевидные и безоговорочные претенденты на титул?

– Да, я считаю, что Бразилия и Германия – две сильнейшие команды, совсем рядом с которыми Испания. На Кубке конфедераций-2013 бразильцы показали, что способны справиться с давлением и выигрывать важные матчи на своем поле, тогда как Германия стабильна на протяжении нескольких лет. Испания выиграла три последних крупных турнира, но теперь не выглядит столь превосходно и стабильно. Вот почему я считаю, что шансы Германии на победу предпочтительнее по сравнению с Испанией.

– В Германии ваше имя часто идет под руку с определением вожака стаи. Что вы вкладываете в это понятие в футболе?

– Когда дела не идут так, как хотелось бы – будь то на поле или за его пределами, – и когда вы вместе шесть или даже восемь недель на чемпионате мира, вожак держит команду вместе и подгоняет игроков. Он понимает проблемы тех партнеров, которые чем-то неудовлетворенны, и обсуждает их с ними. Он почти как дополнение тренера, которым в моем случае был Франц Беккенбауэр. Думаю, что вместе с другими вожаками – такими как Руди Феллер, Андреас Бреме и Пьер Литтбарски, мы проделали хорошую работу на чемпионате мира в 1990-м.

– У нынешней сборной Германии есть такой вожак?

– Времена изменились. Филипп Лам – один из таких вожаков, другой – Бастиан Швайнштайгер, благодаря своему опыту и высокому положению в команде. Пер Мертесакер, который в "Арсенале" будто переживает возрождение, по своим личным качествам тоже может считаться вожаком. И Мануэль Нойер – тоже, конечно же. И сегодня в команде есть вожаки, ведь иметь одного – недостаточно. Эти парни являются лидерами, каждый по-своему, что, кстати, связано и с фактором прессы.

– То есть в современном футболе команде требуется не один лидер?

– Вам нужны лидеры, причем вожаки теперь проявляют себя по-разному. Вам нужно уметь донести нужные вещи до публики, сегодня люди более осторожны в ответах в своих интервью. Раньше к подобным делам было другое отношение, партнеры не обижались на сказанное вами для печати. Можно говорить все как есть, но отношение мира к таким людям поменялось. Теперь футболисты более осторожны и подкованы в своих интервью, в поведении на пресс-конференциях и при важных заявлениях.

– Если говорить о футбольных способностях, то у нынешней сборной Германии есть все, что нужно. Есть ли необходимость еще и в победном менталитете?

– За этот фактор команда подвергалась моей критике на предыдущих турнирах. Когда дело доходило до пика, чувствовался недостаток победного менталитета. Разумеется, каждый по-своему хочет выигрывать, каждый старается выкладываться по полной, но порой требуется сделать даже больше, чем показать максимум. От тебя требуется сделать что-то, чего соперник не ждет. Вот чего, на мой взгляд, не хватало. Когда мы заслуженно проигрывали Италии в 2012-м (в полуфинале чемпионата Европы), был нужен игрок, который способен взять быка за рога. Рассчитываю, что команда научилась на своих ошибках, не повторит их впредь и добьется лучшего результата. Если она сможет сделать это в Бразилии, то будет чемпионом мира.

24
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (24)

plutonas

У Кареки одна нога была короче другой

19:29 23 января 2014

Termin79

Ulan323 Января 2014 | 15:46 Спасибо, уже погуглил. Из Европы он был только в Наполи, поэтому никогда не слышал про такого. И да, это год рождения)

15:51 23 января 2014

Ulan3

Termin7923 Января 2014 | 14:36 В Италии играл Марадона, а также Карека, Гуллит и Райкард ----------------------------------- Кто такой Карека? Никогда не слышал про такого. ________________________ Ты серьезно!? Даже не знаю как и рассказать. Очень сильный бразильский футболист. Если 79 - это год рождения - тогда ясно. Он блистал в начале - середине 80-х В 90-х уже на спад. Я даже не помню. Он был на ЧМ-90 или нет. НА ЧМ-86 -я сам еще маленький был. Если честно - я его толком не помню - от старшего брата слышал)))

15:46 23 января 2014

Хулио из Гондураса

Galieff23 Января 2014 | 15:38 Хулио из Гондураса Где такую поговорку нашли???? Гарри Линакер сказал, "В футбол играют много команд, а Выигрывают всегда немцы". --------------------------------------- Устарела поговорка эта. Всё течёт - всё меняется. Я ж статистику привёл внизу, что сейчас немного по другому.

15:44 23 января 2014

Galieff

Хулио из Гондураса Где такую поговорку нашли???? Гарри Линакер сказал, "В футбол играют много команд, а Выигрывают всегда немцы".

15:38 23 января 2014

Termin79

В Италии играл Марадона, а также Карека, Гуллит и Райкард ----------------------------------- Кто такой Карека? Никогда не слышал про такого.

14:36 23 января 2014

Ulan3

Mr.Koto23 Января 2014 | 13:50 Ну а я поставлю всё же на немцев в этот раз. Если кто-то и остановит Бразилию дома, то это будут они. Аргам и Голландии что-нибудь помешает, как обычно. Испания уже не та. Есть ещё Италия, но как-то слабо верится в них. ___________________ А Италия - может быть! Звездного состава нет, но они всегда отличались хорошей организацией. Хотя по-моему, мы пока на кофейной гуще гадаем. Давайте делать прогнозы ближе к ЧМ.

14:10 23 января 2014

Mr.Koto

Ну а я поставлю всё же на немцев в этот раз. Если кто-то и остановит Бразилию дома, то это будут они. Аргам и Голландии что-нибудь помешает, как обычно. Испания уже не та. Есть ещё Италия, но как-то слабо верится в них.

13:50 23 января 2014

Хулио из Гондураса

Ulan323 Января 2014 | 13:21 А вот с прогнозом согласен! Но не потому, что у них воли не хватит. Просто игроки у Бразилии, Аргентины, Испании,а может и Голландии по-мастеровитее. Предчувствую море несогласных, поэтому подчеркну - это мое скромное мнение. -------------------------------- Наше мнение! В решающем матче они сломаются.

13:38 23 января 2014

Ulan3

Хулио из Гондураса23 Января 2014 | 13:18 __________________________ А вот с прогнозом согласен! Но не потому, что у них воли не хватит. Просто игроки у Бразилии, Аргентины, Испании,а может и Голландии по-мастеровитее. Предчувствую море несогласных, поэтому подчеркну - это мое скромное мнение.

13:21 23 января 2014

Хулио из Гондураса

Mr.Koto23 Января 2014 | 13:16 Ахаха. Хулио из Гондураса не считает Германию сильной и сбалансированной сборной... Уважаемый знаток статистики, скажи сколько в Мире сборных сильнее и стабильнее немцев? ----------------------------------------------- Это на редкость стабильная сборная, которая в Бразилии стабильно займёт своё второе или третье место.

13:18 23 января 2014

Mr.Koto

Ахаха. Хулио из Гондураса не считает Германию сильной и сбалансированной сборной... Уважаемый знаток статистики, скажи сколько в Мире сборных сильнее и стабильнее немцев?

13:16 23 января 2014

Хулио из Гондураса

Ulan323 Января 2014 | 13:07 ----------------------------- Ну правы Вы в данных фактах. А по существу, хотел сказать, что немецкая машина, сметающая всё на своём пути, осталась в 70-х годах прошлого столетия. Отступиться разок и стать вторым это не беда, но когда - постоянно второй ( статистику я привёл ниже) - что то не так с балансировкой, или с немецким характером.

13:12 23 января 2014

Ulan3

Хулио из Гондураса23 Января 2014 | 13:04 Ulan323 Января 2014 | 13:02 Хулио. Много ошибок. ЧМ 1986 - в Мексике. Дании проиграли в финале ЧЕ, который проходил в Швеции. --------------------------------------- Это всё меняет? _____________________ Нет. Просто я зануда. Хотел поспорить и начал с придирок. Почему бы и нет, если я прав? А в принципе, я не согласен по сути. Мне кажется, они проигрывали эти матчи не от отсутствия воли, а просто, по игре.

13:07 23 января 2014

Хулио из Гондураса

Ulan323 Января 2014 | 13:02 Хулио. Много ошибок. ЧМ 1986 - в Мексике. Дании проиграли в финале ЧЕ, который проходил в Швеции. --------------------------------------- Это всё меняет?

13:04 23 января 2014

Хулио из Гондураса

utan23 Января 2014 | 12:46 Хулио из Гондураса, при чем тут Голландия? Голландия издревле заточена на атаку и защита не сильное ее место. Поэтому достижений "немножко" поменьше чем у Германии несмотря на топовость Голландии. ---------------------------------------- Я имел в виду не атаку, а то что они Вам могут рассказать, какая это прелесть, быть "вечно вторыми"

13:03 23 января 2014

Ulan3

Хулио. Много ошибок. ЧМ 1986 - в Мексике. Дании проиграли в финале ЧЕ, который проходил в Швеции. А воля... Нам бы их волю.

13:02 23 января 2014

utan

Хулио из Гондураса, при чем тут Голландия? Голландия издревле заточена на атаку и защита не сильное ее место. Поэтому достижений "немножко" поменьше чем у Германии несмотря на топовость Голландии.

12:46 23 января 2014

Хулио из Гондураса

utan23 Января 2014 | 12:37 Хулио из Гондураса, ну участие как минимум в полуфинале почти каждый ЧМ нельзя назвать плохим результатом. Твоя поговорка скорее ошибочная, чем верная: выигрывают явно чаще, чем проигрывают. И стабильно доходить до этой стадии (полуфинал) может только сильная сборная. ------------------------------------------ Вы это ещё сборной Голландии скажите.

12:40 23 января 2014

utan

Хулио из Гондураса, ну участие как минимум в полуфинале почти каждый ЧМ нельзя назвать плохим результатом. Твоя поговорка скорее ошибочная, чем верная: выигрывают явно чаще, чем проигрывают. И стабильно доходить до этой стадии (полуфинал) может только сильная сборная.

12:37 23 января 2014

Хулио из Гондураса

vasiunchik23 Января 2014 | 12:10 Никто ни говорит, что немцы обязательно, кровь из носу" выиграют. Я лично считаю что у них самый сбалансированный состав и я же лично считаю их главными фаворитами. Вот и всё. -------------------------------------------------- Ну так и я про то же. Как ни Чемпионат мира, так все отмечают на редкость сбалансированный состав у них. А как решающие матчи - разбалансировка.

12:14 23 января 2014

vasiunchik

Никто ни говорит, что немцы обязательно, кровь из носу" выиграют. Я лично считаю что у них самый сбалансированный состав и я же лично считаю их главными фаворитами. Вот и всё.

12:10 23 января 2014

Хулио из Гондураса

vasiunchik23 Января 2014 | 10:07 Согласен с Матеусом на все 100%. Нынешняя Германия - самая сбалансированная сборная. Но это же футбол...А так да очевидные фавориты. ----------------------------- Я знаю поговорку - "В футбол играют много стран, а проигрывают немцы." Эта сбалансированная команда обычно проигрывает в самый ответственный момент в финале или полуфинале. неохота лезть в энциклопедии, на память скажу: 1. Чемпионат мира в Испании 1982 год - проигрыш в финале итальянцам 2. Чеипионат мира в США 1986 год проигрыш в финале Аргентинцам 3. Выигрыш в финале1990 год, о котором так восторженно говорит Маттеус с помощью весьма спорного пенальти 4.2002год - проигрыш в финале сборной Бразилии. 5. 2006 год Проигрыш в полуфинале Итальянцам на домашнем ЧМ 6. 2010год - Проигрыш в полуфинале Испании. Успехи на Чемпионатах Европы как то менее отложились в голове, помню только что проиграли в финале домашнего ЧЕ сборной Дании. ИТОГО: Немецкой воли , выиграть через не могу, кровь из носа, в последнее время у ФРГ как то не наблюдается.

11:12 23 января 2014

vasiunchik

Согласен с Матеусом на все 100%. Нынешняя Германия - самая сбалансированная сборная. Но это же футбол...А так да очевидные фавориты.

10:07 23 января 2014