08:00 16 января 2015 | Футбол — "У своих ворот"

Лимит по-соседски.
Мовсисян уже не легионер?

Армянские игроки "Спартака" Юра МОВСИСЯН (справа) и Арас ЕЗБИЛИС (слева - Сергей ПАРШИВЛЮК). Фото Антон СЕРГИЕНКО, "СЭ"
Армянские игроки "Спартака" Юра МОВСИСЯН (справа) и Арас ЕЗБИЛИС (слева - Сергей ПАРШИВЛЮК). Фото Антон СЕРГИЕНКО, "СЭ"

СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Министр спорта России Виталий Мутко заявил, что его ведомство в будущем рассмотрит вопрос об отмене статуса легионеров для футболистов из стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Членами этого образования являются, напомним, Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения, а с 29 мая к нему должна присоединиться Киргизия.

Константин Сарсания:
"Выиграет
разве что "Спартак"

Александр ПРОСВЕТОВ

Логично! Если в Европейском союзе давно сняты все ограничения для футбольной миграции граждан из государств – членов сообщества, то почему они существуют в ЕАЭС, который стал действовать с начала нового года? Ведь в нем провозглашены те же базовые принципы "четырех свобод": свобода торговли товарами и услугами, а также свобода передвижения капиталов и трудовых ресурсов.

Кстати, эти принципы действовали и на предыдущем этапе интеграции, когда с начала 2012 года вступили в силу 17 базовых соглашений, формирующих Единое экономическое пространство.

Одно из них, подписанных Россией, Белоруссией и Казахстаном, конкретно предусматривает снятие ограничений в части допуска граждан на рынок труда, отмену квотирования и обязательных разрешений на работу трудовым мигрантам, более либеральный порядок миграционного учета.

В Белоруссии в начале 2013 года внесли поправку в регламент национального футбольного чемпионата, в соответствии с которой россияне и казахстанцы больше не считались легионерами. Понятно, что это была декларативная политическая мера, призванная скорее побудить Россию последовать примеру. Но через год исполком федерации футбола соседней страны льготу отменил, поскольку инициативу не подхватили. Более того, начиная с сезона-2013/14 иностранцами в нашем чемпионате стали считать владельцев российских паспортов, заигранных за сборные других государств, и эта мера ударила по целой группе белорусских футболистов.


Александр МАРТЫНОВИЧ (слева против Ивелина ПОПОВА). Фото - Виталий ТИМКИВ

Весной 2013 года защитник сборной Белоруссии и "Краснодара" Александр Мартынович подал судебный иск к РФС, замахнувшись на лимит для иностранцев в целом, который, по его мнению, ущемлял его право на труд. Возможно, кто-то и надоумил футболиста затеять тяжбу, хотя "Краснодар", например, утверждал, что игрок сделал это по собственной инициативе.

В конце августа того же года истец свой иск отозвал, и Хамовнический суд Москвы прекратил производство по делу. Но остался вопрос: футболист сам пришел к выводу о бесперспективности затеи или ему настоятельно посоветовали не становиться "новым Босманом"? Ведь разбирательство грозило вылиться в скандал.

Де-факто в России немало лиц с двойным гражданством. Иначе зачем было принимать летом прошлого года закон об обязательном уведомлении властей о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве? Де-юре же двойного гражданства нет. Чтобы получить российский паспорт, иностранец должен официально написать отказ от прежнего "подданства". Тем не менее целый ряд футболистов, прежде всего белорусов и молдаван, становились россиянами и не подпадали под лимит на легионеров, хотя спокойно продолжали выступать за сборные тех стран, от которых они как бы отказались, и соответственно предъявляли перед матчами их паспорта.

При всей двусмысленности картины можно было только посочувствовать спортсменам, оказавшимся между молотом и наковальней, обязательствами перед родиной и желанием играть на международном уровне, с одной стороны, и их положением в клубах, а также, не исключено, искренним стремлением связать дальнейшую судьбу с Россией, с другой.


Александр МАРТЫНОВИЧ (№3 против Эдина ДЖЕКО). Фото - AFP

Мартынович подошел к вопросу глобально, как и многие клубы сегодня, – и сошел с "пробега", решив не связываться. Между тем если бы он упирал на особые отношения стран – членов Таможенного союза, сформировавших Единое экономическое пространство, и добивался бы отмены легионерского статуса только для белорусов и неких теоретических казахстанцев, то, на мой взгляд, имел бы куда больше шансов на успех, о чем я и писал 1 августа 2013 года в статье "Белорусский Босман".

Хотя в мае прошлого года министр Мутко, к которому обратился с открытым письмом агент Валерий Исаев, представлявший интересы некоторых белорусских игроков, заявил "Известиям" буквально следующее:

– Вопрос о белорусских футболистах рассматривать не планируем. Они продолжат оставаться легионерами, как и все остальные люди, которые не могут играть за сборную России. Команда Белоруссии – наш конкурент на международной арене.

Основанием для отказа белорусам, несмотря на существование "союзного государства" и Единого экономического пространства, был регламент, принятый РФС. Дескать, при чем тут государственные отношения? Это же все специфические футбольные дела.


Министр спорта РФ Виталий МУТКО заявил, что его ведомство рассмотрит вопрос об отмене статуса легионеров для футболистов из стран - участниц ЕАЭС. Фото - Антон СЕРГИЕНКО, "СЭ"

Однако в ближайшей перспективе вопрос переносится в плоскость государства. Ведь разрабатывается закон, который, по словам Мутко, наделит Минспорта полномочиями "своим приказом устанавливать для каждого вида спорта предельные лимиты по количеству и качеству спортсменов и тренеров".

– После выхода закона соберу еще раз все федерации, дам директиву: в течение такого-то времени просим представить предложения. Проведем консультации, попробуем убедить. Нет – примем решение, обязательное к исполнению. И никакое это не вмешательство в чью-то деятельность. Это закон. За-кон! Подобные вопросы решаются в соответствии с национальным законодательством. В противном случае УЕФА давно опротестовал бы многие решения Евросоюза – снявшие, например, все ограничения с футбольной миграции между его странами. Но они почему-то выполняют их законы! И здесь будет так же, – заявил министр спорта в предновогоднем интервью "СЭ".

При всех благих намерениях возникают, откровенно говоря, сомнения. В ЕС просто распространили на спорт принцип свободного передвижения трудовых ресурсов, что вскоре, возможно, произойдет и на части постсоветской территории. Но на Западе ни правительства, ни надгосударственные структуры не устанавливают каких-либо количественных ограничений для спортсменов из-за пределов сообщества. Это прерогатива спортивных федераций.

Кстати, почему бы "в национальных интересах" не принять еще и закон, разрешающий Минспорта определять – в случае необходимости – составы выходящих на поле клубных футбольных команд? На том основании, что у сборной не хватает квалифицированных игроков того или иного амплуа (допустим, центральных защитников) и надо, чтобы именно на каких-то конкретных позициях получали практику россияне.


Спартаковец Юра МОВСИСЯН: футболисты из Белоруссии, Армении и других стран ЕАЭС вскоре перестанут подпадать под лимит на количество иностранцев. Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Впрочем, оставим анализ юристам, которые должны всякие сомнения развеять, и вернемся к более узкому вопросу о футболистах из стран – членов ЕАЭС.

Из слов Мутко, которые привел ТАСС, явствует, что вопрос о пересмотре их статуса "не ключевой", так как касается немногих, и решать его "мы (очевидно, министерство. – Прим. "СЭ") будем после принятия закона".

Этот законодательный акт об иностранной рабсиле в спорте ждут в окончательном виде к весне. А пока в зимнюю трансферную страду клубам из страны, в которой планирование когда-то было возведено в культ, остается только догадываться, сколько покупать (с деньгами, впрочем, все равно туго) и в какой степени "чистить" ряды от иностранцев. Поговаривают же, что со следующего сезона благодаря новому закону премьер-лига вернется к формуле 6+5 (с шестью иностранцами на поле), действовавшей до сезона-2012/13.

Что касается статуса футболистов Белоруссии и Армении, а также виртуальных на сегодняшний день (применительно к российской премьер-лиге) Казахстана и Киргизии, то постановление в принципе можно принять очень быстро. Однако и в этом случае нужна ясность. Каких-то клубов вопрос вообще не касается, а для других он немаловажен. По состоянию на сегодняшний день "Спартак", например, сразу освободил бы две легионерские вакансии, занимаемые Мовсисяном и Езбилиcом, как и "Уфа" (белорусы Веремко и Верховцев), а "Ростов" – даже три (белорусы Амельченко, Бордачев и Калачев).


Ростовчанин Тимофей КАЛАЧЕВ: футболисты из Белоруссии, Армении и других стран ЕАЭС вскоре перестанут подпадать под лимит на количество иностранцев. Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Решение по странам ЕАЭС сказалось бы и на судьбе отдельных футболистов. Так, игроки "Уфы" Тумасян и Юрченко, у которого мать армянка, наверное, откликнулись бы на приглашения в сборную Армении, которые они не принимают вследствие рекомендаций клуба. Возможно, и пополнение клубы черпали бы с учетом нового положения.

Но опять-таки всем требуется определенность. И совсем непонятно, почему надо напускать дополнительного тумана, выстраивая последовательность в решении вопросов: сначала – лимит в интересах российской сборной, потом – статус граждан стран – членов ЕАЭС.

Раз есть политико-экономическое образование с провозглашенными принципами, то им надо следовать без какой-либо увязки и проволочек. Или после введения нового старого лимита клубам собираются предъявить послабление в виде особого статуса для белорусов и армян? Так ведь оно только некоторых затронет.

19 ИГРОКОВ ИЗ АРМЕНИИ, БЕЛОРУССИИ, КАЗАХСТАНА И КИРГИЗИИ В ПРЕМЬЕР-ЛИГЕ-2014/15

Игрок

 

Страна

 

Амплуа

 

Игры

 

Голы

 

Передачи

 

Ср. балл "СЭ"

РОСТОВ – 3

Антон АМЕЛЬЧЕНКО

Белоруссия

вратарь

-

-

-

-

Максим БОРДАЧЕВ

Белоруссия

защитник

9 (6)

-

-

5,22

Тимофей КАЛАЧЕВ

Белоруссия

полузащитник

15 (15)

1

6

5,50

СПАРТАК – 2

Арас ЕЗБИЛИС*

Армения

полузащитник

-

-

-

-

Юра МОВСИСЯН

Армения

нападающий

7 (6)

1

2

5,50

УФА – 2

Сергей ВЕРЕМКО

Белоруссия

вратарь

5 (5)

-7

-

5,60

Дмитрий ВЕРХОВЦОВ

Белоруссия

полузащитник

4 (2)

-

-

5,33

ТОРПЕДО – 2

Юрий ЖЕВНОВ

Белоруссия

вратарь

16 (16)

-31

-

5,47

Антон ПУТИЛО

Белоруссия

нападающий

9 (6)

2

-

5,50

АМКАР– 2

Роберт АРЗУМАНЯН**

Армения

защитник

-

-

-

-

Сергей БАЛАНОВИЧ

Белоруссия

полузащитник

13 (13)

-

-

5,23

ЗЕНИТ – 1

Артем СИМОНЯН

Армения

полузащитник

-

-

-

-

ДИНАМО – 1

Роман БЕРЕЗОВСКИЙ

Армения

вратарь

6 (6)

-6

-

5,67

КРАСНОДАР – 1

Александр МАРТЫНОВИЧ

Белоруссия

защитник

6 (6)

-

-

5,67

ЛОКОМОТИВ – 1

Ян ТИГОРЕВ

Белоруссия

полузащитник

4 (3)

-

-

5,25

РУБИН – 1

Сергей КИСЛЯК

Белоруссия

полузащитник

8 (3)

-

-

5,50

МОРДОВИЯ – 1

Игорь ШИТОВ

Белоруссия

защитник

12 (11)

-

-

5,29

УРАЛ – 1

Эдгар МАНУЧАРЯН

Армения

нападающий

10 (9)

2

2

5,60

АРСЕНАЛ – 1

Владимир КОРЫТЬКО**

Белоруссия

полузащитник

-

-

-

-

В составе "Кубани", "Терека" и ЦСКА нет представителей этих стран.
* Езбилис принадлежит "Спартаку", но не внесен в заявку клуба из-за травмы.
** Пришли в зимнее трансферное окно.

46
Материалы других СМИ
КОММЕНТАРИИ (46)

Чингисхан

Просто Кац! Узбекистан не входит в состав ЕАЭС, а вот про киргиза Ахметова из Рубина действительно забыли

01:16 19 января 2015

Анти жив

Просто Кац!16 Января 2015 | 23:13 Ну армяшки с беларусами никогда и нигде ЕЩЁ погоды не делали! А АДИЛ АХМЕДОВ в таблицу ещё не должен войти????? Хотя и он узбеку погоды у нас никогда не делали! Забыли про АДИЛА! ------------------------------------------------- Похоже, ты мил человек только про футбол читаешь и совсем не знаешь кто входит в состав ЕАЭС, о футболистах этих стран и идет речь. Причем тут узбек Адил?

10:14 17 января 2015

Марио Гетце

psv57 вообще то Мовсисян,играет за сборную Армении а не США

00:36 17 января 2015

Просто Кац!

Ну армяшки с беларусами никогда и нигде ЕЩЁ погоды не делали! А АДИЛ АХМЕДОВ в таблицу ещё не должен войти????? Хотя и он узбеку погоды у нас никогда не делали! Забыли про АДИЛА!

23:13 16 января 2015

Нефан

Сам такой 16 Января 2015 | 13:40 Нефан 16 Января 2015 | 12:50 Вполне возможно, что заявления Мутко - чистой воды популизм Государство едва ли сможет законодательно прописать максимальное число легионеров НА ПОЛЕ - ведь это может быть расценено как вмешательство в дела федерации Если только вести переговоры с Лигой --------------------------------------------- Насчет популизма Мутко согласен на все 100%. Кроме этого он не способен ни на что. К тому же слова Мутко о том, что "Минспорта рассмотрит" - просто чушь: есть международный договор по ЕАЭС - и все. Минспорта вообще ни при чем, его задача - выполнять условия международного договора. Так что это популизм от Мутко в квадрате. А вот вмешательства никакого не будет. Если то же Постановление Правительства РФ запрещает иностранцам торговать в ларьках алкоголем - пусть любая международная ассоциация палаточных торговцев алкоголем возбухает сколько угодно.:)) Вмешательство подразумевает назначение и увольнение руководителей федераций и т.п. вопросы. А вопросы статуса иностранных граждан и изменения этого статуса решает само государство.

21:33 16 января 2015

psv57

Вообще то Мовсисян гражданин США

20:45 16 января 2015

Algerd

Интересно, в каком контексте Мутко сказал, что "рассмотрит"? Может так : - Не планируется ли отменить лимит для армян? - Подумаем! И сразу статья на много тыщ знаков - министр "не исключил" :) Да он же собирается ужесточать лимит, много раз об этом говорил, закон ждет. Какие льготы?

18:48 16 января 2015

SP-

получается теперь можно и 11 легионеров на поле выпустить

18:14 16 января 2015

енг

Eleron Я только ЗА! Считаю, что институт сборных себя изжил. Посмотрите, даже в сильнейших сборных играют натурализованные иностранцы. Так зачем нужны такие сборные?

17:25 16 января 2015

Eleron

Лимит, теперь эта фигня... Давайте уже устраним институт сборных и будет нам счастье.

17:12 16 января 2015

BOLAS

KINGs.u -----Но первые три года в борной он играл ,как игрок высшей лиги, и играл достойно.....Потом, его не могли не брать в сборную. Настырный нападающий был...Мы же говорим, как я понял из вашего посыла, об игроках ,пришедших из первой лиги союзного чемпионата....

17:10 16 января 2015

енг

blue-white! Да хоть из кото сборная Россия будет состоять, наш потолок это выход в финальную часть мира или европы. Всё, что выше прыжок выше головы. Давно пора понять, что мы не футбольная держава и никогда ей не были.

17:08 16 января 2015

Восставший из пепла

В топку эти потенциальные правила.

17:05 16 января 2015

енг

King's Bounty Так СКА вылетала и вновь возвращалась, а вылетели они окончательно в 1985 году. Из СКА, если я не ошибаюсь в сборной играли Андрющенко и Воробьёв. Ну а Рубин разочек в первой лиге сыграл, по моему в 70х годах.

17:03 16 января 2015

BOLAS

Просьба огромная - дилетанты, не участвуйте в спорах, не зная истории ОТЕЧЕСТВЕННОГО футбола !

16:26 16 января 2015

BOLAS

Да ! В Сельту или Милуолл. Или в Новбахор Наманган или Котайк Абовян на худой конец... Ну что Андреева из ПЕРВОЙ лиги в сборную брали все знают :))------ТАК написал King's Bounty , ТАК вот, к вашему сведению - Андреев начал играть за сборную в 1979 году, будучи игроком ростовского СКА из ВЫСШЕЙ ЛИГИ ! Читайте футбольную статистику ! А вот КОЛОТОВ точно первые ( 2 игры , 2 гола ) игры в сборной провёл как игрок РУБИНА ,команды из первой лиги нашего футбола !

16:24 16 января 2015

Юрий-Подольск

Солёному Ну ты всех не равн\

16:15 16 января 2015

Солёный

Все, кто за жесткий лимит, проведите аналогию с автомобилями... от того, что повысили пошлины на ввоз, автотазики лучше не стали...

15:51 16 января 2015

Slim Taller

Пора бы не обращать внимания на пропагандиста Просветова.Всё будет с точностью наоборот.

15:05 16 января 2015

Флое

Российским игрокам никто не мешает получать игровую практику заграницей. Как Черышеву например

13:45 16 января 2015

Сам такой

Нефан 16 Января 2015 | 12:50 Вполне возможно, что заявления Мутко - чистой воды популизм Государство едва ли сможет законодательно прописать максимальное число легионеров НА ПОЛЕ - ведь это может быть расценено как вмешательство в дела федерации Если только вести переговоры с Лигой

13:40 16 января 2015

Der23St545

У автора ошибка в тексте. Согласно конституции РФ граждане России имеют право на второе гражданство другого государства. В прошлом году просто приняли закон об уведомлении о втором гражданстве, до этого можно было не сообщать.

13:31 16 января 2015

китайский обозреватель

Давно пора. И вообще надо попробовать подогнать нормативную базу СНГ под спортивную политику.

13:29 16 января 2015

Сам такой

Гаттузо крут!!!! 16 Января 2015 | 11:27 Привет Если местные в Зените будут такого уровня, что вместо них будут приглашены казахи и киргизы - будет очень грустно за наш футбол

13:28 16 января 2015

Нефан

Но на Западе ни правительства, ни надгосударственные структуры не устанавливают каких-либо количественных ограничений для спортсменов из-за пределов сообщества. ---------------------------------------------------------- --------- Правильно. Они устанавливают законы для абсолютно всех трудовых мигрантов из-за пределов сообщества, включая в том числе и спортсменов. Федерации действуют в рамках этих "федеральных" (пардон за каламбур) законов. У нас же есть Постановление Правительства о квотах на привлечение иностранной рабочей силы, согласно которому в спортивных организациях не может быть более 25% мигрантов. Правда, пока имеется в виду не только состав, выходящий на поле или сидящий на лавке, но весь штат. Если внести поправку в это Постановление - клубам придется подчиниться. А так - здесь все нормально: есть международный договор - он должен соблюдаться, в том числе и спорторганизациями. До сих пор не пойму, почему никто из белорусских футболистов с 1996 года в суд не подал (Мартынович не в счет - там глупость полная).

12:50 16 января 2015

Vlad_kz

Гаттузо крут!!!! 16 Января 2015 | 11:21 ------------------------------------------- Никакой подмены понятий нет. У России со многими государствами заключены те или иные соглашения, дающие какие-то преимущества участникам. Но именно между государствами ЕАЭС заключены соглашения, подразумевающие свободу передвижения трудовых ресурсов. Я понимаю, что критика руководителей государства - обычное явление, но не настолько же там дураки сидят, чтобы свободно допустить в Россию миллиард китайцев или индийцев. Я согласен, что, как Вы выразились "армянин-америкос Моусисян", который не знает русского языка, вдруг станет в футболе полноправным русским - это не совсем правильно. Но есть много людей, например, в Казахстане и т.д., которые родились в СССР, были октябрятами-пионерами, говорят только по-русски, так почему они не могут иметь право свободно перемещаться и работать в России?

12:21 16 января 2015

Gnomiky

Люди не понимают, что лимит делается в интересах сборной. Хоть алеут или папуас, главное чтобы в сборной России мог играть.

12:11 16 января 2015

maslo

Что то в КХЛ , столько легов и никто не жалуется на них! А тут заплакали. Развратили всяких там Тцюп и Кокошек , а теперь киргизов с таджиками боятся. Пахать надо, как это делают хоккеисты и ныть

11:36 16 января 2015

hemeschi

Если в Европейском союзе давно сняты все ограничения для футбольной миграции граждан из государств – членов сообщества, то почему они существуют в ЕАЭС - Потому что это не политика осел, а спорт!

11:30 16 января 2015

Гаттузо крут!!!!

И да. Если в Зените будут играть одни чужестранцы к примеру 10 иносранцев+ новые наши армяне, киргизы, белорусы, казахи(+8) и 3-5 местных на банке для отчетности, то я болеть за команду не буду!!! Буду лучше болеть за Тосно или команду КФК.

11:27 16 января 2015

СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!
СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!