Валерий Газзаев: "Как нам догнать Англию"

Валерий ГАЗЗАЕВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Валерий ГАЗЗАЕВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
40

Стратегия развития российского футбола до 2020 года должна стать одним из кардинальных вопросов на конференции РФС, которая состоится 26 апреля. В преддверии этого события мы решили обсудить перс-пективы профессионального футбола в нашей стране с Валерием Газзаевым, поскольку возглавляемый прославленным российским тренером Оргкомитет Объединенной футбольной лиги является едва ли не единственной независимой рабочей группой в нашей стране, которая имеет пусть и не всеми поддерживаемую, но, несомненно, целостную точку зрения на развитие российского футбола.

– На октябрьской пресс-конференции вы уже представляли результаты анализа проб-лем российского футбола. Продолжалась ли работа в этом направлении?

– Работа не останавливалась ни на один день. Оргкомитет Объединенной футбольной лиги был создан по решению руководителей и владельцев 14 клубов РФПЛ, которые понимают необходимость кардинальных изменений в российском футболе.

К сожалению, проблемы, накопившиеся в российском футболе, лишь усугубились как в структуре футбольного хозяйства, так и в соответствии клубов финансовому fair play УЕФА, в зрелищности и качестве футбола. К примеру, в очередной раз игроки наших ведущих клубов к решающей стадии еврокубков превратились в телезрителей.

В основе предложений Оргкомитета всегда было понимание необходимости обновления системы нашего футбольного хозяйства, которое должно носить последовательный и системный характер. Нужно использовать и применять лучшую практику, учитывать тенденции мирового спорта: интеграцию, коммерциализацию через телевидение и инновации. Все это мы видим на примере коммерческого и спортивного успеха Лиги чемпионов УЕФА, североамериканской MLS и английского футбола.

– Вы имеете в виду английскую премьер-лигу?

– Я говорю обо всей системе английского профессионального футбола, состоящей из четырех дивизионов, в которых выступают 92 клуба. На прошлой неделе я вместе с коллегами из Оргкомитета провел серию встреч с высшим руководством английского футбола: генеральным секретарем премьер-лиги Ником Ковардом, исполнительным директором футбольной лиги Шоном Харвеем, управляющими директорами телеканалов Sky sports и BT Sport, руководителем судейской организации. Встречи прошли в открытом режиме, за что я благодарен нашим английским коллегам. Мы долго и детально обсуждали, как создается и функционирует лучшая на сегодняшний день футбольная лига в мире.

– В чем же основа успеха премьер-лиги?

– В основе ее успеха четыре составляющие. Первая – качество футбола, стремление лиги его постоянно повышать. Привлекаются лучшие игроки, которые прогрессируют в острой конкурентной борьбе в матчах премьер-лиги. Футбол высшего уровня вызывает глобальный интерес болельщиков (и это вторая составляющая), которые становятся активными подписчиками спортивных телеканалов. Для сравнения можно привести цифры посещаемости матчей в Англии и России. Не беру в расчет английскую премьер-лигу, но сильнейшая российская лига уступает даже третьему по силе дивизиону Англии! По итогам прошлого сезона посещаемость championship составила 9,4 миллиона зрителей, второго английского дивизиона – 4,4 миллиона, а матчи РФПЛ – всего 2,85 миллиона.

– Без столь пристального интереса общества к футболу премьер-лиги, вероятно, невозможен и ее коммерческий успех?

– Это как раз и есть третья составляющая успеха. Интерес болельщиков конвертируется в стабильные финансовые результаты лиги и клубов. Просто так спонсоры и телевидение не придут в футбол.

И, наконец, четвертая составляющая заключается в том, чтобы стратегически правильно распределить коммерческие доходы лиги между клубами. Многие недооценивают важность этой задачи применительно к российскому футболу. Еще осенью 2012 года я обращал внимание на проблему доходов российских клубов от телевидения. Если при распределении выручки лиги главенствует стратегический подход, эти средства помогают лиге и клубам в повышении качества футбола.

Таким образом, получается последовательный цикл развития: качество футбола, глобальный интерес, коммерциализация интереса и распределение доходов. Это стратегия английской премьер-лиги. И нам крайне важно начинать повышать качество футбола в национальном первенстве, а значит, и уровень наших клубов на международной арене. Это фундамент, без которого не будет ни болельщиков, ни спортивных успехов, ни финансовой стабильности.

– В чем вы видите направления повышения качества отечественного футбола?

– Оргкомитет ОФЛ озвучивал свои предложения. Они базируются на принципах мирового спорта: это интеграция и инновации. Новая лига – Объединенный чемпионат, новый формат, новые принципы управления. Если есть иные предложения, как к чемпионату мира-2018 года значительно повысить качество футбола, хотелось бы их услышать. Построить стадионы к 2018 году? А дальше что? Ждать появления новых талантов, пока не растеряем все наши квоты в еврокубках?

Одной инфраструктуры для побед в современном футболе недостаточно. Это необходимый, но далеко не единственный компонент. А новое поколение футболистов мы за четыре года не воспитаем. Нужна профессиональная лига, которая будет способствовать постоянному росту качества футбола действующих игроков.

– Вы предлагаете какие-то организационные изменения?

– Вернемся к истории английской премьер-лиги. После еврокубковой изоляции ее клубов в конце 80-х годов федерация и клубы договорились о перезагрузке правил существования профессионального футбола. Например, судьи на матчи назначаются не судейским департаментом при федерации, а независимой организацией, которая взяла на себя все судейские вопросы и получает за это ежегодное финансирование, в том числе от премьер-лиги.

В Англии федерация занимается любительским футболом, национальной сборной и национальным Кубком. Зарабатывает на этом деньги, при этом от английской премьер-лиги не получая ни фунта! Я абсолютно убежден в том, что и нам надо очертить линию ответственности федерации и профессиональных лиг. Всеми вопросами управления лигой должно заниматься ее руководство и совет клубов.

– В чем вы видите преимущества такого подхода?

– Во-первых, появляется четкая структура и ответственность. Во-вторых, руководители клубов премьер-лиги начинают больше ориентироваться на долгосрочные стратегии и последствия своих решений. Такое чувство корпоративности в английской премьер-лиге привело к принятию решения о финансовой поддержке клубов, выбывающих из премьер-лиги. Каждому бывшему участнику премьер-лиги выплачиваются 60 миллионов фунтов определенными траншами в течение четырех лет. Кроме того, премьер-лига перечисляет 2,3 миллиона фунтов каждому клубу championship, помогает финансово любительскому футболу. И это не благотворительность. Каждое решение премьер-лиги – прежде всего маркетинговый и стратегический ход.

Особенно это касается спортивных телеканалов. Вы когда-нибудь видели матчи второго российского дивизиона в сетке телевидения? А вот руководство Sky sports понимает, что показ хотя бы нескольких матчей второго английского дивизиона позволяет сформировать дополнительную базу подписчиков телеканала. Им удалось создать у потребителей понимание, что матчи английской премьер-лиги – премиальный продукт. Возможно, вы будете удивлены, но в Англии никто не показывает в прямом эфире все 380 матчей сезона. Всего 154 матча идет "вживую", там понимают, что игра между 14-й и 16-й командой премьер-лиги не будет лучшей рекламой бренда "английский футбол".

– Что же, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы и бренд "российский футбол" достиг таких высот?

– Необходимо, во-первых, ответить на вопрос, каких результатов мы хотим достигнуть в 2018 году или через 10 лет: оставаться вторым эшелоном европейского футбола или совершить прорыв? Если хотим побед, то требуются конкретные шаги. Причем не просто разработать и утвердить какие-то документы, а уже в ближайшее время реализовать намеченные планы. Ведущие специалисты, тренеры, руководители футбольных клубов в нашей стране видят подход в решении сложившихся проблем через создание Объединенного чемпионата. Если спортивные чиновники найдут другой путь повышения уровня футбола, то должны четко сформулировать его нашему обществу и взять на себя ответственность за результат.

– Но можно ли в нынешней сложной политической ситуации говорить об Объединенном чемпионате именно с Украиной?

– В спорте, как и в бизнесе, политике есть два временных горизонта: текущая конъюнктура и стратегическая перспектива. Я говорю о стратегии и верю, что ситуация нормализуется. Она просто не может не нормализоваться. А то, что Объединенный чемпионат России и Украины усилит качество футбола клубов двух стран, очевидно и полностью соответствует национальным интересам как России, так и Украины.

К примеру, Татьяна Волосожар на предыдущей Олимпиаде выступала за сборную Украины, а на прошедшей усилила сборную России. Мы же не должны отказываться от золотой медали из-за того, что российские и украинские фигуристы объединились в одном дуэте? И в чем смысл отказываться от объединения с украинскими клубами, если это делает сильнее клубы обеих стран со спортивной точки зрения, если увеличивает возможности побед России и Украины на международной арене?

– И все же сегодня организовать Объединенную лигу будет очень непросто.

– При нормализации политической ситуации на Украине никаких сложностей не возникнет, если мы, конечно, перестанем ходить по одному и тому же кругу вопросов. Руководители клубов, тренеры, спортивные специалисты и чиновники, журналисты должны осознать, что объединение российских и украинских клубов будет способствовать высокому качеству футбола, зрелищности, финансовой стабильности, конкурентоспособности на международной арене, развитию детско-юношеского футбола.

Можно сколько угодно обсуждать, критиковать, отвергать новые идеи, но в конце концов нужны конкретные шаги, чтобы к 2018 году наш футбол поднялся на новый качественный уровень.

40
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (40)

adamantane1985

Kai Hansen02 Апреля 2014 | 21:59 Сам такой, секас в том, что надо просто читать между строк. Весь проект офл - это получение прибыли, больше их не интересует ни-че-го! А все эти бредни про развитие футбола и прочее бла-бал - это для дурачков предназначены. И плевать, что своей реформой они угробят даже то, что есть. И английскую премьерку в пример приводят - как пример успешного зарабатывания денег. Вот и весь секрет. ____________________________________________________ Именно! А нашу Премьер-лигу развалит, как "Бакланию", и даже не поперхнётся.

10:00 6 апреля 2014

adamantane1985

Хотя новых Джеррардов, Лэмпардов и Скоулзов (последний и так уже не является действующим игроком) в сб. Англии действительно пока не предвидится. Именно классных полузащитников дефицит, Старридж же - нападающий...

09:58 6 апреля 2014

adamantane1985

Сам такой02 Апреля 2014 | 13:15 да вот только сборная Англии едва ли может служить в этом примером для подражания. фаворитом на крупных турнирах ее давно уже не считают. основным звездам уже за 30, а кто придет им на смену - пока не ясно. ____________________________________________ Почему? Тот же Старридж...

09:55 6 апреля 2014

Kai Hansen

Сам такой, секас в том, что надо просто читать между строк. Весь проект офл - это получение прибыли, больше их не интересует ни-че-го! А все эти бредни про развитие футбола и прочее бла-бал - это для дурачков предназначены. И плевать, что своей реформой они угробят даже то, что есть. И английскую премьерку в пример приводят - как пример успешного зарабатывания денег. Вот и весь секрет.

21:59 2 апреля 2014

zap201

Абсолютно серьезно прочитал статью и только потом обратил внимание на дату. Отличная первоапрельская статья от СЭ.Дело в том, что примерно в таком же духе ВГ выступает предыдущие пару лет и к абсурду привыкаешь. Примерно также 1 апреля можно написать любую абракадабру от лица Жириновского и люди поверят, что он так и сказал.

13:35 2 апреля 2014

Сам такой

если отбросить бредни про ОФЛ, в статье много правильных вещей вот только один косяк есть во всей этой стройной теории ВГГ так часто упоминает 2018 год, и расписывает "английскую модель", призванную воспитать молодое поколение футболистов. да вот только сборная Англии едва ли может служить в этом примером для подражания. фаворитом на крупных турнирах ее давно уже не считают. основным звездам уже за 30, а кто придет им на смену - пока не ясно. АПЛ - это стратегия зарабатывания денег. и не надо сюда сборную приплетать

13:15 2 апреля 2014

александр39

В связи с началом

11:55 2 апреля 2014

adamantane1985

SergAnt12302 Апреля 2014 | 11:34 Вы на дату не обратили внимание. Это шутка юмора такая ____________________________________________ Вы ближе всех к правде! =)

11:49 2 апреля 2014

GS:

Надо что бы кто-нибудь Газзаева на работу в клуб взял, тренером дубля. может тогда успокоится, хотя газпромовские ярды похоже таким снарядом засели в голове и руки чешутся их попилить что уже только клиника поможет

11:42 2 апреля 2014

SergAnt123

Вы на дату не обратили внимание. Это шутка юмора такая

11:34 2 апреля 2014

adamantane1985

pravdagde02 Апреля 2014 | 10:22 Смотрю на комментарии и вижу много есть в стране умных мужиков Но как обычно у руля и в правительстве ограниченные карьеристы-аферисты как в РФС -Газзаев его стиль как у Хрущева который любил шапкозакидательство и рубить с плеча Обьединение с очень бедной страной в стадии развала что может быть глупее Хочется сказать Миллеру не трать деньги на раскрутку бандер лиги а лучше построй стадион в Тосно там появляется команда не хуже Металлиста и Волыни которых он хочет подкармливать чтобы они к нам приезжали Просто бред сивой кобылы _______________________________________ Бандерлига - потрясающе меткое определение!

10:38 2 апреля 2014

pravdagde

Смотрю на комментарии и вижу много есть в стране умных мужиков Но как обычно у руля и в правительстве ограниченные карьеристы-аферисты как в РФС -Газзаев его стиль как у Хрущева который любил шапкозакидательство и рубить с плеча Обьединение с очень бедной страной в стадии развала что может быть глупее Хочется сказать Миллеру не трать деньги на раскрутку бандер лиги а лучше построй стадион в Тосно там появляется команда не хуже Металлиста и Волыни которых он хочет подкармливать чтобы они к нам приезжали Просто бред сивой кобылы

10:22 2 апреля 2014

adamantane1985

Анти жив02 Апреля 2014 | 00:08 Petruxa01 Апреля 2014 | 23:40 Тебе бы пес Газай дисертации писать на тему как создать МММ в футболе под видом благих идей.Что касается англиской Премьер лиги то сначала надо ментальность англискую здесь создать у них культура боления культивируется уже больше ста лет у нас за это время даже близко не приблизились по болению мы это не англичане и никогда у нас так за футбол болеть не будут в следствии чего и таких телетрансляций не будет никогда и таких сборов на билетах и футбольных атрибутиках не будет НИКОГДА пойми же уже ты Газай и хватит дурманить народ своим опиумом об объединенном чемпионате.Мне думается пора тебе уже палату забронировать к какому нибудь наполеону вы там в теме будете. ------------ Сначала нужно создать уровень жизни как в Англии, чтобы народ мог платить достойную плату и за тв картинку, и за посещение стадионов. _______________________________________ Зато нынешняя плата - достойная игры на нынешнем уровне.

10:07 2 апреля 2014

Сало с чесноком

ш0000, опять????!!!

10:05 2 апреля 2014

Vlаdimir

Говорить о том, как догнать Англию можно только после того как Россия догонет Англию в других аспектах жизни - доходах, соцобеспечении, телевидении, инфраструктуре, футбольных полях, гостиницах, аэропортах, дорогах и т.д. Футбол (как и весь спорт) должен стать ПРИБЫЛЬНЫМ БИЗНЕСОМ, а пока народ НЕ В СОСТОЯНИИ потреблять высококачественный продукт - его производство БЕССМЫСЛЕННО! И все подобные разговоры ведут в созданию очередной КОРМУШКИ для разворовывания государственных средств под прикрытием красивых лозунгов и декларировании НЕДОСТИЖИМЫХ целей!

09:40 2 апреля 2014

Alex.S

Пёс хорошо устроился. На вопрос :"Когда же, наконец, будет запущен УКРОП", всегда можно дать такой ответ :" Работа не останавливалась ни на один день... В спорте, как и в бизнесе, политике есть два временных горизонта: текущая конъюнктура и стратегическая перспектива. Я говорю о стратегии и верю, что ситуация нормализуется. Она просто не может не нормализоваться." И сидеть дальше, ковырять в носу и получать бешеные бабки, поджидая, когда же там стратегия поменяется. Синекура, а не работа.

09:19 2 апреля 2014

Адекватный зритель...

Каша в голове,однозначно... Ну какое-такое отношение может иметь английский ногомяч к вялому УКРОПу??

09:00 2 апреля 2014

den1302

Да он и сам, как мне кажется, понимает, что несет пургу. Но бабки то ему платить не перестали, вот и пытается хоть как-то их отрабатывать, создавая видимость работы. Только ставить в пример АПЛ, как призму выступления сборной команды страны, некорректно, их сборная сейчас, да и в недавнем прошлом, примерно на таком же уровне, как наша. АПЛ вообще по барабану на сборную, у них успешный коммерческий проект, интересы которого идут вразрез с интересами национальной федерации. Лучше бы изучил немецкую организацию футбола, где и с молодежью все в большом порядке, да и в бундеслиге уровень, зрелищность игры на высоте. Не говоря уж про сборную.

08:53 2 апреля 2014

z

Не понятна позиция части публики. Ну я понимаю, не любите вы осетина. Однако говорит он правильные вещи. У нас сейчас футбола нет. Вся система искуственная, не настоящая. Ну почти ве фальшивое. Кроме денег. Пловина управленцев в футболе люди не понимающие, и не любящие футбол гос чиновники. Им что клубом управлять, что домом колхозника..... Идиотский лимит, который научил целую прослойку молодых футболистов просто жить за счет паспорта. Они уже никуда не стремятся, им ничего не надо, у них все еть.

08:49 2 апреля 2014

howard

Нет, у нас свой особый путь развития.

08:24 2 апреля 2014

Гаттузо крут!!!

маниакальный бред продолжается. Срочно в вет. клинику на усыпление.

08:20 2 апреля 2014

hovawart

А почему хотим просто догнать Англию???? Надо перегнать!!!! К 2018-му!!!

05:53 2 апреля 2014

edos22

almas1967 02 Апреля 2014 | 01:59 Я имел ввиду , поход на стадион(на игру) ! А то, что твориться в районных центрах я знаю... Где тренера СДЮШОРов набирают в команды подставных игроков (тех, что постарше) и убивают (!!!) веру в справедливость у детей ! Каково ребенку выйти на поле и увидеть в стане противников 4-5 жлобов, которые на 3-4 года старше... И это повсеместно почти 95 % случаев !!!!!!!!!!!!! Только в 5 процентах такого нет, спросите почему ? Ответ прост , просто тренер не смог найти этих 4-5 человек (подставных) ! Система изжила себя в корне, это тянется с Советских времен... Вот откуда надо наводить порядок ! А не грезить победой в ЛЧ и покупать Халка за 100 млн.рублей.

04:19 2 апреля 2014

Нефан

Был хороший игрок. Был отличный тренер. Стал... даже определение подобрать не могу...

03:32 2 апреля 2014

almas1967

В корне не согласен с edos22" У нас народ лучше на сабантуй в речки пойдет (квасить водяру), чем отведет ребенка на футбол !" Да ни фига , уважаемый. Ведут и многие ведут , только вот вести некуда. Всё завершается, в лучшем случае на школьной площадке или районном, разрушенном стадионе. Я имею ввиду малые города. И удел многих талантливых пацанов команда города и чемпионат области. Потому как на *** они не нужны в командах уровнем выше. На фига клубам вкладываться в пацанов , когда легче купить супер-пупер забугорного игрока, правда две трети, а то и четыре пятых из которых только гнут пальцы и делают причёски , при минимальной отдаче. Государство богатое- надо и коренным народам Африки помогать. Вижу единственный выход из всего этого протухшего болота. Прекратить финансирование государством и его компаниями всей этой бодяги. Акционировать клубы или отдать в частные руки. Установить потолок зарплаты игрокам в 60000 руб.Сделать основным доходом для них премиальные, которые будут прописаны отдельной строкой дохода. Выиграл - получи, проиграл поживи на эти деньги. Скажите- "Уедут все", да и пусть уё******. Зато на поле останутся Игроки, а не зарвавшиеся коты. И последнее. Если клуб содержит свою футбольную школу и Академию - сделать ему налоговые послабления.

01:59 2 апреля 2014

edos22

Да ! Забыл про ФАШИНЮГ (отвратительное сословие) ! Эти, голосят по обезяньи , как только африканец упадет . И самое интересное кричат "Русские вперед !", когда на поле из 22 человек, таковых всего 2-4 человека !?

01:40 2 апреля 2014

Hedone

Валерий Георгиевич, я Вас полностью поддерживаю! Так держать! Вы большой молодец!

00:46 2 апреля 2014

Швейцарец

А КТО ОН ТАКОЙ сейчас!?... Ну, кроме фюрера самопровозглашенной конторы "Рога и Копыта"!?...

00:44 2 апреля 2014

александр39

Оказывается все просто ,стоит объединить чемпионаты и через год Россия ЧЕМПИОН МИРА ...

00:25 2 апреля 2014

Анти жив

Petruxa01 Апреля 2014 | 23:40 Тебе бы пес Газай дисертации писать на тему как создать МММ в футболе под видом благих идей.Что касается англиской Премьер лиги то сначала надо ментальность англискую здесь создать у них культура боления культивируется уже больше ста лет у нас за это время даже близко не приблизились по болению мы это не англичане и никогда у нас так за футбол болеть не будут в следствии чего и таких телетрансляций не будет никогда и таких сборов на билетах и футбольных атрибутиках не будет НИКОГДА пойми же уже ты Газай и хватит дурманить народ своим опиумом об объединенном чемпионате.Мне думается пора тебе уже палату забронировать к какому нибудь наполеону вы там в теме будете. ------------ Сначала нужно создать уровень жизни как в Англии, чтобы народ мог платить достойную плату и за тв картинку, и за посещение стадионов.

00:08 2 апреля 2014