Алексей Березуцкий: "За себя и за брата"

Вчера. Москва. Стадион "Торпедо". Тренировка сборной России. Алексей БЕРЕЗУЦКИЙ. Фото Татьяны ДОРОГУТИНОЙ, "СЭ". Фото "СЭ"
Вчера. Москва. Стадион "Торпедо". Тренировка сборной России. Алексей БЕРЕЗУЦКИЙ. Фото Татьяны ДОРОГУТИНОЙ, "СЭ". Фото "СЭ"
17

До EURO-2012 - 14 дней

Когда кто-то из ключевых игроков выбывает из-за травмы, журналисты частенько прибегают к штампу "сыграть за себя и за того парня". В данном случае играть придется не просто за того парня, а за собственного брата.

 Борис ЛЕВИН
из Москвы

ПАСТЕРНАК ОБЕЩАЕТ ВЫХОД ИЗ ГРУППЫ

- Предлагаю начать нестандартно - с модного нынче гадания.

- Как это?

- Есть такой популярный способ: хочешь узнать, что тебя ждет, берешь книжку, желательно поэтическую, называешь страницу и строчку, а потом пытаешься понять, что тебе хочет подсказать судьба. Я захватил с собой томик одного из моих любимых поэтов - Пастернака…

- Если честно, я в подобные вещи не верю. Но давайте попробуем.

- Начнем с первого матча с чехами. Что нас ждет во Вроцлаве 8 июня - ваши страница и строчка.

- Ну, скажем, восемнадцатая и пятнадцатая сверху.

- Смотрим: "Мартовской тучей летят паруса".

- И что бы это значило?

- Может, то, что сборная России не сбавит ход, набранный в Дании?

- Не сходится - в Копенгагене мы играли в последний день февраля.

- Во-первых, это было промежуточное 29-е число, а во-вторых - в Москве уже фактически был март.

- Ох, подтасовываете!

- Ладно, идем дальше: Польша.

- Та же страница, пятая строка сверху.

- "Волны толкутся, мостки для ходьбы".

- Ха, ну и как вы это объясните?

- Очень просто. Мостки для ходьбы, то есть для продвижения дальше, будут нашей сборной созданы - несмотря на все волны, исходящие от поляков.

- Что ж, такая трактовка мне нравится.

- Тогда предлагаю в заключение узнать итоги всего группового турнира.

- Ну попробуем. Только я понял: надо не называть строку, а просто тыкать в нее. Дайте-ка мне книжку. Раскрываем и, не глядя, показываем. Что получилось? "Как будто бы железом". Неплохо! Здесь объяснение, согласитесь, более или менее очевидно.

- Поздравляю вас с выходом в плей-офф!

- А вот этого делать не надо - давайте в любом случае дождемся 16 июня.

- Осталось узнать вашу личную судьбу на Euro.

- Думаю - бесполезно.

- Почему?

- Потому что я, как уже сказал, не верю во все это. Значит, не подействует.

- И все же.

- Та же страница, третья строка.

- "Одна средь снегопада".

- Что я говорил!

- Ну если с поправкой на ошибку в определении пола, то мысль выхвачена верно: вам в кои-то веки придется играть одному, без брата. А вот "средь снегопада" мне не очень нравится.

- Поэтому давайте забудем об этой строчке и обо всех остальных строках. Поговорим серьезно.

АДВОКАТ ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ

- Тогда скажите: давно вам приходилось проходить столь продолжительные сборы без Василия?

- Да бывало на самом деле.

- Когда же?

- Постойте, а ведь и правда уже не помню!

- И как, тяжелее приходится?

- Конечно. С братом привычнее, веселее. У нас одинаковые привычки, смотрим одни и те же фильмы, понимаем друг друга с полуслова.

- С кем теперь чаще общаетесь?

- С корреспондентами (смеется). На самом деле со всеми, но так тесно, как с Васей, естественно, ни с кем. Пока мы в Москве, свободного времени не очень много - тренировки, официальные мероприятия, медосмотр, проверка на допинг, фотосессия и так далее. Да и родные со знакомыми рядом. А вот приедем в Варшаву, вопрос общения станет в полный рост. Это, кстати, одна из проблем - куда девать время во время турнира. Особенно для меня - привык все время быть чем-то занят.

- Вы упомянули допинг - вас с Сергеем Игнашевичем после известной истории не проверяют более тщательно?

- Нет, тему ввиду нашей невиновности давно закрыли. Единственный раз персонально проверили через полгода после инцидента.

- Брат звонит? Интересуется, как дела?

- Да, хотя он уже в отпуске и мыслями больше на отдыхе. Мы сейчас на разных полюсах.

- Поменялись бы с ним?

- Нет, конечно!

- В Польшу он приедет?

- Собирается.

- У вас нет опасения по поводу малой интенсивности занятий по сравнению с подготовкой четырехлетней давности?

- А почему вы решили, что она малая?

- Об этом можно судить по количеству тренировок.

- Зато они весьма насыщенные. Адвокат - очень опытный тренер и наверняка знает, что делает.

- Верите ему?

- Естественно. Да я и сам считаю, что двухразовые тренировки нужны только после продолжительной паузы, а мы приехали на сбор, что называется, с корабля на бал, сразу после окончания напряженного чемпионата страны. Впрочем, в любом случае все покажут результаты - только они могут подтвердить, что методы подготовки были выбраны правильно. Или, наоборот, опровергнуть.

- Ввиду отсутствия брата подменять его придется, уверен, именно вам. Готовы к повышенным нагрузкам?

- Не был бы столь категоричен - у нас сейчас в составе четыре человека, которые могут сыграть в центре обороны, но в одном вы правы: с братом было бы проще и веселее.

- Как ваши новые коллеги по амплуа, Роман Шаронов и Владимир Гранат, привыкают к требованиям Дика Адвоката?

- Привыкать к ним несложно, поскольку, хоть их и немало, они просты и понятны. Да и ребятам опыта не занимать - особенно Роману.

- А как, по вашим наблюдениям, набирает форму после травмы Сергей Игнашевич?

- Серега - профессионал, он стал приезжать на тренировки и бегать сразу же, как только разрешили врачи, поэтому за него точно не стоит беспокоиться - все, что нужно, он сделает. А время и матчи для возвращения игрового ритма имеются.

- Вас в обороне ЦСКА ставят туда, где есть проблемы - на любую из четырех позиций. А самому-то где удобнее всего?

- Наверное, в центре. В отсутствие Игнаша и Васи провел там несколько матчей и чувствовал себя достаточно комфортно. Знаете, даже при полной тактической готовности на перестройку из центра во фланг, как я заметил, нужно больше времени, чем наоборот. Да и физическая нагрузка на фланге гораздо выше.

- Тактические задачи игроков центра обороны в сборной и ЦСКА сильно отличаются?

- Да. Естественно, внешне, все выглядит одинаково - ты должен правильно занимать позицию, выигрывать единоборства и так далее, но расположение игроков и их базовые взаимодействия при этом разнятся.

- Чем - можете сказать?

- Могу, но не стану. Это уже внутренняя кухня.

МОЖЕТ БЫТЬ, СТОИЛО ПРОИГРАТЬ "СПАРТАКУ"

- Объясните, что происходило с вашим клубом на финише сезона?

- Мы плохо играли. Некоторые матчи просто провалили и даже в тех играх, что более или менее нам удавались, не могли переигрывать соперника, как раньше.

- Спасибо за констатацию фактов, но я-то хочу узнать причины…

- Их не так легко сформулировать, потому что сыграла свою роль целая совокупность факторов. И травмы, и потеря концентрации, и недостаток воли - перечислять можно долго.

- Согласны с братом, который заявил, что ЦСКА растерял дух победителей?

- А разве можно с этим не согласиться? Это же тоже только констатация факта. Если мы не выигрываем, то как можно говорить о духе победителей? За десять с лишним лет в ЦСКА мы с братом привыкли, что проигрыш какого-либо матча - это катастрофа, после которой следующий будет обязательно проведен с повышенной энергией и удвоенной отдачей. А здесь имеем целую серию без побед - и никаких взрывов.

Причем дело не в самих результатах, а в качестве игры. ЦСКА и раньше мог проиграть "Ростову" или нальчикскому "Спартаку" даже дома, но вспомните, как это происходило: мы безрезультатно "возили" их весь матч и пропускали какую-нибудь нелепую контратаку. Все понимали: произошел несчастный случай. А нынешней весной не смогли переиграть никого. В лучшем случае имели превосходство, грубо говоря, в 51 процент над 49-ю, но о доминировании и речи не шло. Это явно не тот путь, который может устроить ЦСКА.

- Почему же так происходило? Кто в этом виноват?

- Думаю - все, выделить какого-то конкретного виновника невозможно. Немалая часть вины лежит и на нас, опытных игроках, поскольку мы не сумели передать победный дух всем тем, кто недавно пришел в команду, хотя и честно пытались это сделать. Вот и получилось: когда выпадало несколько стержневых игроков сразу - Игорь, Вася, Игнаш, - страдала не только футбольная сторона дела, но и психологическая, причем - в куда большей степени.

- Ваши поражения сразу же окутывались пеленой слухов о нездоровой атмосфере в команде, о конфликтах и потере контакта с тренером…

- На самом деле отношения были нормальными. Не идеальными, а - рабочими.

- Отношения нормальные, работали все на тренировках нормально, футболисты в ЦСКА собраны высококвалифицированные… Что же тогда мешало переломить ситуацию?

- Так в том-то и дело, что все делали нормально, а надо делать отлично. Мне кажется, что всех еще немного расхолаживала та ситуация, что ЦСКА, несмотря на все свои потери, очень долго удерживал второе место. О чемпионстве в какой-то момент думать было уже трудно, а вот для выхода в Лигу чемпионов и такой игры вроде бы хватало. Получи мы пораньше такую зуботычину, как в последнем туре с "Рубином", все могло закончиться несколько иначе, более благополучно для ЦСКА. Выскажу парадоксальную мысль: мы не вовремя обыграли "Спартак" в третьем круге чемпионата, потому что это привело к определенной самоуспокоенности. А нужна была, как теперь понятно, жесткая встряска.

- Давно хотел поинтересоваться вот еще чем: насколько вас надломило поражение от "Реала"? Имею в виду тот факт, что в мадридском матче ЦСКА показал едва ли не лучшую свою игру в этом году, боролся практически на пределе, но все равно был крупно бит. Такое не приводит к депрессии?

- Нет, внутри команды подобных ощущений точно не было. Все понимали, что победа над "Реалом" стала бы чудом. А каким получился итоговый счет - не суть важно, тем более что он действительно оказался не по игре.

- Хорошо, вас вовремя не встряхнули, но даже при этом - как можно было так вяло играть в двух решающих матчах чемпионата? Когда на кону было всё!

- Не скажу, что с "Кубанью" или "Рубином" мы играли хуже, чем в предыдущих матчах, в том числе и победных со "Спартаком". Но вы правы в том, что надо было играть значительно лучше. Это то, о чем мы и говорим: включения дополнительных ресурсов ЦСКА в этом году и не хватало. Надеюсь, теперь все наши игроки поймут: без силы воли, без умения выжать из себя максимум, победы сегодня не приходят.

- Обсуждали это между собой, разъезжаясь после поражения от "Рубина"?

- Нет, просто времени не было. Но в любом случае еще обсудим - оставлять все, как есть, ни в коем случае нельзя.

- В связи с этим все ждут перемен в ЦСКА. Вы внутри команды тоже их предполагаете?

- Смотря что вы понимаете под переменами. Я лично жду перемен в игре - это самое главное. А какая для этого будет произведена перестройка - другой вопрос. Наверняка будут новые футболисты - об одном из них, Мариу Фернандесе, уже объявлено. Думаю, он будет не единственным.

- Сколько человек, по вашим прогнозам, составят ему компанию?

- Надеюсь, что еще как минимум двое. Усиление нам нужно однозначно.

- Где? Какая точка - самая болевая?

- Я бы не сказал, что есть какая-то конкретная болевая точка. Вопрос надо ставить иначе: нужны отличные футболисты (именно отличные, а не хорошие или тем более средние!) для усиления командной игры. Их позиции при этом вторичны.

ВЫСТРЕЛИТЬ МОЖЕТ ЛЮБАЯ СБОРНАЯ

- Вернемся в сборную - она ведь тоже на пороге перемен…

- Здесь они еще не наступили - впереди чемпионат Европы. О переменах нужно будет думать уже после него.

- Они будут зависеть от ваших результатов в Польше?

- Они так или иначе произойдут, а результат повлияет только на объем перестановок. Условно говоря, при удачной игре сборная обновится процентов на 20, а при неудачной - на 40, а то и 50.

- Это, наверное, будет зависеть и от личности нового главного тренера. Предполагаете, кто им может стать?

- Об этом не задумываюсь. Говорю абсолютно искренне: все мысли - только о предстоящем турнире. Как, могу вас заверить, и у любого другого футболиста в сборной. Никто сейчас не думает о том, что будет после. Кстати, а вы уверены, что при успехе на Euro Адвокат не может остаться?

- Он же подписал контракт с ПСВ!

- Ах, да. Но чего не случается в нашем непредсказуемом мире (смеется)?! В любом случае думать о новом главном тренере буду не раньше, чем закончится чемпионат Европы.

- Уже на этом сборе в команде непривычно много новых лиц. Как идет их адаптация в коллективе?

- Отлично. В сборной такая атмосфера, что все вливаются легко. Тем более что мы друг друга знаем, все говорим на одном языке - какие могут быть проблемы?

- В поведении Адвоката есть перемены, связанные с тем, что его контракт продлеваться не будет?

- Никаких. Все идет по графику, о котором Дик объявил еще зимой.

- Учитывая ваш предыдущий опыт, чего ждете от турнира - праздника или прежде всего каторжной работы?

- Это, безусловно, праздник, но базирующийся на каторжной работе. И речь даже не о немалых физических нагрузках, а о месяце пребывания в постоянном стрессе - вне дома, под грузом ответственности, без контактов с родными и друзьями. Предыдущий опыт, кстати, тут необходимый помощник - ты уже знаешь, к чему готовиться и как распределять свои силы.

- У нас такая группа, которая, с одной стороны, вроде бы не требует подвигов, но с другой - моментально накажет за малейшую расслабленность. Чего здесь больше - плюсов или минусов?

- На самом деле наша группа никак не слабее той, что была на предыдущем Euro.

- Но там же была Испания!

- Да, испанцы были явными фаворитами, однако это даже облегчало задачу: надо было только разобраться с двумя другими соперниками. А сейчас трудно даже сказать, от кого ждать больше неприятностей. Наверное, от хозяев турнира, но даже это не факт. Испанцам можно было проиграть, сейчас права на это у нас нет. А вообще все будет зависеть от того, кто в какой форме окажется в июне. Никогда не угадаешь, кто выстрелит. Вспомните Данию 1992 года или Грецию 2004-го. А разве от нас ждали выхода в полуфинал четыре года назад?

- Теперь ждут.

- Поэтому будет тяжелее (улыбается).

- На столь ранней стадии подготовки матч со столь сложным соперником, как Уругвай, полезен?

- Думаю, что полезен любой матч с хорошей командой.

- А его результат важен?

- Если вы имеете в виду счет, то для меня - нет. Куда важнее качество игры. Это та же история, как в матчах с "Ростовом" или Нальчиком, о которых я вспоминал. Проиграть в одном матче можно кому угодно. Но главное, чтобы уровень был таким, который позволяет наверстать упущенное в следующих встречах.

- Верите, что сумеете его достичь?

- А почему нет? Времени по меркам сборной вполне хватает.

- А чем мерки сборной отличаются от мерок клуба?

- В клубе все измеряется годами, а в сборной - максимум неделями.

- И что для себя лично вы сочтете удачей на Euro?

- Из группы обязательно нужно выходить, а вот дальше что-то предсказать трудно - соперник в четвертьфинале в любом случае окажется не из легких. Но после прошлого Euro результат ниже полуфинала вряд ли можно будет считать успехом. Планку опускать нельзя.

- Предчувствия уже есть?

- Пока нет. Да и мои предчувствия почти никогда не срабатывают.

Борис ЛЕВИН

45 МАТЧЕЙ Алексея БЕРЕЗУЦКОГО ЗА СБОРНУЮ РОССИИ

Дата

Статус

Город

Соперник

Счет

Мин.

СЭ

12.02.2003

ТМ

Лимасол

Кипр

1:0 (г)

(2)

б/о

13.02.2003

ТМ

Лимасол

Румыния

4:2 (н)

90ж

6,0

29.03.2003

ОЧЕ

Шкодер

Албания

1:3 (г)

90ж

4,0

20.08.2003

ТМ

Москва

Израиль

1:2 (д)

45

5,5

17.11.2004

ОЧМ

Краснодар

Эстония

4:0 (д)

90

6,0

26.03.2005

ОЧМ

Вадуц

Лихтенштейн

2:1 (г)

90

5,5

30.03.2005

ОЧМ

Таллин

Эстония

1:1 (г)

90

6,0

04.06.2005

ОЧМ

Санкт-Петербург

Латвия

2:0 (д)

90

6,0

08.06.2005

ТМ

Менхенгладбах

Германия

2:2 (г)

90

6,0

17.08.2005

ОЧМ

Рига

Латвия

1:1 (г)

90

5,5

03.09.2005

ОЧМ

Москва

Лихтенштейн

2:0 (д)

90

6,0

07.09.2005

ОЧМ

Москва

Португалия

0:0 (д)

90

6,0

08.10.2005

ОЧМ

Москва

Люксембург

5:1 (д)

90

5,5

12.10.2005

ОЧМ

Братислава

Словакия

0:0 (г)

90

4,5

01.03.2006

ТМ

Москва

Бразилия

0:1 (д)

90

5,5

27.05.2006

ТМ

Альбасете

Испания

0:0 (г)

63

6,5

16.08.2006

ТМ

Москва

Латвия

1:0 (д)

90

6,0

06.09.2006

ОЧЕ

Москва

Хорватия

0:0 (д)

90

6,0

07.10.2006

ОЧЕ

Москва

Израиль

1:1 (д)

90

5,5

11.10.2006

ОЧЕ

Санкт-Петербург

Эстония

2:0 (д)

90ж

5,5

15.11.2006

ОЧЕ

Скопье

Македония

2:0 (г)

90

6,0

07.02.2007

ТМ

Амстердам

Голландия

1:4 (г)

68

5,0

02.06.2007

ОЧЕ

Санкт-Петербург

Андорра

4:0 (д)

45

6,0

06.06.2007

ОЧЕ

Загреб

Хорватия

0:0 (г)

90

5,5

22.08.2007

ТМ

Москва

Польша

2:2 (д)

57*

6,0

08.09.2007

ОЧЕ

Москва

Македония

3:0 (д)

90

6,5

12.09.2007

ОЧЕ

Лондон

Англия

0:3 (г)

90

5,0

17.10.2007

ОЧЕ

Москва

Англия

2:1 (д)

90

6,5

17.11.2007

ОЧЕ

Тель-Авив

Израиль

1:2 (г)

90

5,0

21.11.2007

ОЧЕ

Андорра-ла-Велья

Андорра

1:0 (г)

90ж

5,5

26.03.2008

ТМ

Бухарест

Румыния

0:3 (г)

90

4,5

04.06.2008

ТМ

Бургхаузен

Литва

4:1 (н)

13

5,5

05.09.2009

ОЧМ

Санкт-Петербург

Лихтенштейн

3:0 (д)

(33)

5,5

14.10.2009

ОЧМ

Баку

Азербайджан

1:1 (г)

90

5,0

08.10.2010

ОЧЕ

Дублин

Ирландия

3:2 (г)

(6)ж

б/о

12.10.2010

ОЧЕ

Скопье

Македония

1:0 (г)

(30)

6,0

09.02.2011

ТМ

Абу-Даби

Иран

0:1 (н)

45

5,5

29.03.2011

ТМ

Доха

Катар

1:1 (г)

(45)

5,5

07.06.2011

ТМ

Зальцбург

Камерун

0:0 (н)

90

5,5

10.08.2011

ТМ

Москва

Сербия

1:0 (д)

90ж

6,0

02.09.2011

ОЧЕ

Москва

Македония

1:0 (д)

90

6,0

06.09.2011

ОЧЕ

Москва

Ирландия

0:0 (д)

90

6,5

07.10.2011

ОЧЕ

Жилина

Словакия

1:0 (г)

(1)

б/о

11.10.2011

ОЧЕ

Москва

Андорра

6:0 (д)

90

6,0

11.11.2011

ТМ

Пирей

Греция

1:1 (г)

(45)

5,5

Всего: 45 (38 - в основе) матчей, +22=15-8 5,65

В скобках - минуты, которые игрок провел на поле, выйдя на замену, ж - предупреждение, * - голевая передача.

17
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (17)

Ххаритонянин

Не знаю а что не пи...дели А братаны с Игнашём стока матчей сыграли что опыта на Эвре им должно хватить, а остальное ерунда теперь! Тока вот до сих пор не знаю кто из них выше катируется Лексей или Силий?

03:49 26 мая 2012

annenkov.ilya

РОССИЯ ЧЕМПИОН!!!,,,

20:11 25 мая 2012

DeathCat

Трагедия Российского футбола в том, что вот эти два близнеца и Игнашевич безальтернативная линия обороны лет 8 как и прогресса нет, т.е на горизонте вообще никого так за последние годы и не появилось.Только идиоты верят, что эти столбы смогут противостоять серьезным сборным. Как болельщик ЦСКА благодарен им за 2003-2006 год, хотя они и тогда не блистали, а сейчас это просто ужас, этот сезон в ЦСКА они провалили и очень надеюсь что их в клубе в ближайшие год-два уже не будет, максимум лавка. Но скорее всего РФС не даст Гинеру модернизировать оборону, т.к в 2018 году они также будут "цементировать оборону", а в нападение будет бегать 38 летний Аршавин.))))

19:57 25 мая 2012

МЯСОРУБКА

Удачи тебе брат-2. Или 1.

19:29 25 мая 2012

Сantona13

Вот бы Березуцкие с Игнашевичем еще лет 20 радовали бы нас в сборной и ЦСКА!!! Ведь в стране нет ни одного защитника такого высокого уровня,без вас пропадет команда,на поле будут выходить всего 8 человек... !!! Здоровья вам,Игроки Сборной России!!!

16:50 25 мая 2012

"blue-white"

svobodu ruande 25 Мая 2012 | 13:17 Граната с Рыковым))))))))))

13:53 25 мая 2012

svobodu ruande

Blue-whit {попутался исправляюсь уж потом догнал что ты не из Красно-белых} и все же смешно,но на роль Березуцкого-по сути нет никого как это не прискорбно-я не против Ломберца или Губочана к примеру-но они "враги"

13:17 25 мая 2012

svobodu ruande

"biu-White"-{с ЛЧ вас уважаемый}-ну а кого доблестный Спартак в место "березы" способен предложить?-я уверен год будешь думать и все равно хрен найдешь {ничего личного}

13:08 25 мая 2012

"blue-white"

scandinaw piter 25 Мая 2012 | 01:15 одним дубом в сборной меньше Он берёза, а не дуб!)))

12:35 25 мая 2012

"blue-white"

Алексей Березуцкий: "За себя и за брата" Лёша, а плохо не станет?)))))

12:34 25 мая 2012

heimat

"одним дубом в сборной меньше" ______________________ хавроньи неплохие знатоки дубах и желудях соответсвенно))) Алекею удачи на Евро!

12:29 25 мая 2012

чимуренга

Сами вы "дубы"...Главное пукнуть . Каким "недубам" можете дать рекомендации на включение в состав прямо сейчас ?

11:17 25 мая 2012

павел

ладно, имейте хоть какое-то уважение к людям которые столько лет за сборную отыграли..конечно все ошибки допускают, а кто сейчас лучше них уровнем??

10:53 25 мая 2012

Dimos_

О_о свиньи оказываются и в деревьях эксперты ) ваш деревянный нап кроме как по карманам мелочь тыреть , еще чего умеет ?)

09:40 25 мая 2012

Dimos_

Удачи в сборной Лёх! Ждем обновления команды .

09:20 25 мая 2012

Oboltys_2011

scandinaw piter 25 Мая 2012 | 01:15 одним дубом в сборной меньше Зря так. Хорошие защитники.

08:31 25 мая 2012

scandinaw piter

одним дубом в сборной меньше

01:15 25 мая 2012