14 июня 2015, 12:45

Великий "У", Мини-питбуль и сердце нации

Александр ШМУРНОВ
Приглашенный автор
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

КУБОК АМЕРИКИ-2015. Групповой турнир

Известный телекомментатор специально для "СЭ" ведет путевые заметки с Кубка Америки-2015

Александр ШМУРНОВ из Чили

Чилийский тезка и коллега с забавной фамилией Систернас, узнав, что Копа Америка-2015 – мой восьмой южноамериканский чемпионат, сразу задает разговору непринужденный и в то же время деловой тон.

– Вот скажи, Алекс, раз тебе есть, с чем сравнивать: ну разве это подготовка к грандиозному турниру? Такое ощущение, что город вообще не знает про Копа Америка…

– Мне сказали, что ты болеешь за "Универсидад Католика", – захожу я издалека.

– Что-о! Какой болван тебе это сказал?!

Улыбчивый Алехандро недобро прищуривается:

– Или ты сам перепутал?.. За "Универсидад де Чили"! За великий "У"!!! Какая "Католика"?! Ты бы еще ляпнул: "Коло-Коло"…

Вообще-то про "Католику" мне сказал Хуан Кастро, давний друг из испанской "Марки", который, собственно, нас с Алехандро и познакомил. Но вдруг это не он оговорился, а я и впрямь перепутал. И получится с больной головы на здоровую…

– Прости великодушно. Больше не повторится. Отныне и навсегда: только "Универсидад де Чили"! Поверь, мы в Москве понимаем, что такое дерби… Ну, так вот: выходишь на станции метро "Универсидад Католика" (еще раз прости), поворачиваешь в сторону "Универсидад де Чили", – я повысил голос, – и видишь 20-этажный дом. Половину его стены занимает портрет Алексиса Санчеса. Разве это не подготовка к Копа Америка?!

– Ну, Клаудио Браво висит и вовсе во всю стену, причем в самом центре, на Авенида Провиденсия. Но, во-первых, это все элементы рекламной кампании. А, во-вторых, я о другом. Нет живости какой-то, приподнятого настроения, ожидания…

– Ты просил о сравнениях. В Монтевидео в 95-м я прилетел, когда там было плюс пять, а по утрам и вовсе можно было ледок на лужах колоть подошвами. Никакого очарования от грядущего праздника, веришь, накануне турнира не было и в помине. Народ под зонтиками спешит по делам, угрюмая суета. Это потом, когда они финал выиграли, тогда всю ночь гуляли, дождь – не дождь, из водометов обливали весь город… У вас сейчас тоже не курортный сезон, согласись. Вчера вот было ночью плюс два. Я без дополнительного обогревателя в номере заснуть не мог… Хорошо еще, что днем тепло. И на футбол люди придут наверняка, и праздник перед матчем открытия будет… А потом, насчет рекламы. Это ведь здорово, что футбольных звезд у вас так любят, что на их лицах можно строить рекламные кампании. Я вот не уверен, что в России отдача от такой кампании, скажем, через три года в канун чемпионата мира будет похожей.

– Смотри, какие молодцы! – Алехандро достает из сумки свежий номер "Ультимас Нотисиас". – Жаль, мы не додумались.

Сам он работает в другой газете, "Меркурио", но к конкурентам ревности не имеет. Когда молодцы, тогда молодцы. На первой полосе – детские фотографии игроков сборной Чили. Особенно хорош пузатый бутуз в обтягивающей майке, со сжатыми кулаками и надутыми губами. Опорного хавбека миланского "Интера" Гари Меделя легко узнать и без подписи: "Мини-питбуль". На "Бэби-Браво" в ползунках смотреть без смеха и вовсе невозможно. Внутри, на одной из 20 страниц, посвященных Копа Америка, можно найти все 23 детские фотографии, а на обложке – восемь лидеров, включая Артуро Видаля, Алексиса Санчеса и самого загадочного для Европы чилийского футбольного персонажа – "Маленького принца" Чарлеса Арангиса. Он, как и Медель, играет за "Интер", только за бразильский, из Порту-Алегри, потому и не на слуху, хотя после гола в ворота Испании на прошлогоднем чемпионате мира многие и у нас знают Арангиса неплохо.

– Знаешь, что это мне напомнило? В 97-м во время Копа Америка в беднющей Боливии все время звучала наивная песенка: "Это моя сборная, сердце моей нации". Я ходил и повторял эти слова с каким-то странным чувством. То ли легкой зависти, то ли умиления: "…моя сборная, сердце моей нации"…

– Для нас, чилийцев, футбол примерно так же важен. – Алехандро, с лица которого обычно не сходит рассеянная улыбка, немного задумывается. – Наверное, мы чуть более серьезно относимся к жизни… Но эти ребята, и неважно, играют они в Европе или в Чили – это не просто кумиры. Сейчас, извини за высокопарные слова, футбольная сборная и Копа Америка – на самом деле, символ единства нации. А насчет бедности, я тебе одну штуку покажу. Вернее, ты сам увидишь. Ты говорил, что возле "Патио Бельявиста" живешь?..

– Да.

– Там рядом станция метро "Бакедано"...

– Знаю, проходил уже несколько раз.

– Приглядись, у дальнего от тебя выхода, того, который с красной ветки, сидят два бомжа. Они вечерами всегда футбол смотрят, если есть трансляция.

– На жидкокристаллическом экране, 90 дюймов?

– Нет, – Алехандро хихикнул. – На стареньком телевизоре, на помойке нашли, видимо. А электричество они из фонарного столба тянут. Вот это любовь к футболу…

За два часа до матча Чили – Эквадор, которым на Национальном стадионе в Сантьяго открылся 44-й розыгрыш старейшего в мире футбольного турнира для национальных сборных (весомо сказано, правда?), вернее, за два с четвертью, я подошел к станции "Бакедано". Бомжи, отгоняя болтающихся под ногами своих четвероногих друзей, копошились у фонарного столба. Я затаил дыхание, как будто начиналась первая сцена третьего акта "Гамлета". Есть контакт! На подслеповатом экране замелькали виды окрестностей стадиона. Трансляция TVN, местного Первого канала уже была в разгаре. За два с лишним часа до матча, за час до начала Церемонии открытия! Я опрометью бросился в метро.

В предматчевой суете возле Национального стадиона и впрямь нашлось место для жизненной серьезности. Сантьяго – город студентов. Здесь и два квартала не пройдешь, чтобы не натолкнуться на очередной университет, лицей или колледж. Сейчас студенты развернули кампанию протеста против чрезмерной загрузки преподавателей, которая, прежде всего, мешает самим студентам. Футбол, тем более такой, как матч открытия долгожданного супертурнира, – лучший повод заявить и напомнить о себе.

Вдоль разделительной полосы идущего вдоль ограды Национального стадиона проспекта стоят несколько митинг-групп с лозунгами. Полицейские взирают на них спокойно, народ в растущей очереди к стадионным проходам переговаривается со студентами, и пару раз все вместе затягивают легендарное: "Чи-чи-чи! Ле-ле-ле! Вива, Чиле!" Символ единства, все верно, Алехандро… Как и президент республики Мишель Бачелет, облаченная в футболку сборной Чили, которая поднялась в комментаторскую кабину стадиона для интервью в прямом эфире перед церемонией открытия…

…В Колумбии, в 2001-м студенческие волнения за пару месяцев до Копа Америка слились с рудиментами непрекращающейся герильи, микро-гражданской войны, о которой так много писал Габриэль Гарсия Маркес. В результате были, в частности, взрывы в Кали, и Аргентина отказалась от турнира, а Бразилия приехала какая-то вялая, с некоторыми звездами того времени – Жуниором, обоими Жуниньо, Денилсоном, зато без главных– Роберто Карлоса, Ривалдо и Роналдо, и проиграла в четвертьфинале Гондурасу… Сегодня, когда в Ла Серене можно прямо сейчас взять и поехать посмотреть на тренировку Месси, а в Темуко увидеть Неймара, никто не сомневается в статусе Копа Америка. Алехандро, к слову, по этому поводу намедни немного даже переживал…

– Ну какой из тогдашней Колумбии чемпион, а? Смех сквозь слезы. Без Аргентины, со вторыми составами Бразилии и Уругвая…

– По-моему, ты завидуешь. Чилийцы никогда не выигрывали трофеев, вот тебе и для Колумбии жалко…

– Даже, если ты прав, – Улыбка опять уступает на лице Алехандро место задумчивости. – Но история теперь знает победителя Копа Америка Колумбию, а мы по-прежнему живем без трофеев…

– А что, ты бы хотел, чтобы Месси, Агуэро, Неймар, Кавани, Хамес по каким-нибудь причинам не приехали в Чили, и вы выиграли бы титул?..

– Ну ты сказал! В чем смысл тогда? Конечно, нет. Да и зачем это обсуждать… Они ведь тут уже… Поиграем…

Мы разбежались по своим делам за несколько часов до матча открытия. На следующий день начинался мой пробег по чилийским городам – в Винья-дель-Марна матч Мексика – Боливия, в Ла Серенуна Аргентина – Парагвай… Но через неделю мы снова встретимся с Алехандро. Нам еще очень многое нужно обсудить, поговорить и о прошлом, и о настоящем, которое становится прошлым, и о будущем. Наш мир – это то, что мы видим и то, что нам рассказывают люди. И очень важно чувствовать пропорции и не увлекаться крайностями. Чтобы не превратиться ни в медиазомби, ни в гоголевскую Коробочку…

Фото автора, instagram.com/ashmurnov

Новости