"Спартак" – "Наполи". Как Марадона играл в Москве

7 ноября 1990 года. Москва. "Спартак" - "Наполи" - 0:0. Пенальти - 5:3. Диего МАРАДОНА. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ" 7 ноября 1990 года. Москва. "Спартак" - "Наполи" - 0:0. Пенальти - 5:3. С мячом Александр МОСТОВОЙ (в центре). Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ" 7 ноября 1990 года. Москва. "Спартак" - "Наполи" - 0:0. Пенальти - 5:3. Александр МОСТОВОЙ (слева) и Диего МАРАДОНА (справа). Фото Анатолий БОЧИНИН 7 ноября 1990 года. Москва. "Спартак" - "Наполи" - 0:0. Пенальти - 5:3. Мяч влетает в ворота Станислава ЧЕРЧЕСОВА в серии пенальти. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
7 ноября 1990 года. Москва. "Спартак" - "Наполи" - 0:0. Пенальти - 5:3. Диего МАРАДОНА. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Ровно 25 лет назад состоялся ответный матч 1/8 финала Кубка чемпионов в котором "Спартак" взял верх над "Наполи" Диего Марадоны. "СЭ" собрал наиболее интересные воспоминания участников той игры.

7 ноября 1990 года. Кубок чемпионов. 1/8 финала. Ответный матч

СПАРТАК – НАПОЛИ - 0:0. Пенальти - 5:3.

Серия пенальти: Карпин – 1:0. Феррара – 1:1. Шалимов – 2:1. Мауро – 2:2. Шмаров – 3:2. Барони – 3:2 (мимо). Кульков – 4:2. Марадона – 4:3. Мостовой – 5:3.

"Спартак" (Москва): Черчесов, Базулев, Кульков, Попов, Поздняков, Карпин, Перепаденко, Шалимов, Шмаров, Мостовой, Градиленко.

"Наполи" (Неаполь): Галли, Феррара, Франчини, Криппа, Алемао, Барони, Коррадини, Де Наполи, Мауро, Дзола (Марадона, 65), Инкокьятти.

Предупреждения: Барони, 31. Перепаденко, 37. Галли, 41. Коррадини, 56. Мауро, 73.

Судья: Жирар (Франция).

Первый матч: 0:0

Москва. "Лужники". 86 000 зрителей.

В ноябре 1990 года "Спартак" добыл одну из самых значимых побед в своей истории, не забив ни одного гола. Оба умопомрачительных поединка с "Наполи" завершились нулевыми ничьими, а общий успех достался красно-белым в серии пенальти. Однако этот факт ничуть не умаляет заслуги команды Олега Романцева. Они остановили один из сильнейших клубов того времени, в составе которого блистала главная звезда 80-х – Диего Марадона. В первом матче звездного аргентинца закрыл Василий Кульков, а в ответной игре Марадону оставили в запасе из-за нарушения дисциплины – он опоздал на самолет, на котором улетела команда и добирался до Москвы самостоятельно. Форвард, разгуливавший по столице СССР в шикарной шубе, произвел куда большее впечатление на улицах Москвы, чем на поле. Марадона вышел на замену во втором тайме, но не смог переломить ход игры. "Спартак" выдержал натиск "Наполи" во втором тайме и взял верх в серии пенальти.

В четвертьфинале красно-белые одолели мадридский "Реал", но остановились в шаге от решающей схватки за Кубок чемпионов. В полуфинальном противостоянии "Спартак" уступил "Марселю".

 

Станислав ЧЕРЧЕСОВ:

– В том розыгрыше "Спартаку", словно по заказу, доставались грозные соперники. Еще до игры с "Наполи" многие предрекали нам поражение, запугивая громкими именами: Карека, Алемао и, наконец, сам Марадона. Однако на первый матч в Неаполе мы вышли без дрожи в коленках. Вася Кульков неплохо прикрыл Марадону, и аргентинцу так и не удалось проявить себя в полной мере. Наибольшая опасность нашим воротам исходила от двух нападающих – настырного Инкокьятти, наносившего удары из любых положений, и высокорослого Силенци, с которым очень трудно бороться на "втором этаже". И все-таки мы выдержали мощный натиск итальянцев, продолжавшийся почти 85 минут.

Более того, под занавес встречи у нас была пара отличных моментов, чтобы забить, но не повезло. И все же 0:0 – неплохой для игры на выезде результат. Главное – удалось сохранить интригу перед ответным матчем 7 ноября 1990 года. Этот я запомнил на всю жизнь. Снег, слякоть, переполненный стадион в Лужниках и Марадона, прилетевший в Москву на личном самолете. Игра была очень нервной, никто не хотел уступать. Основное и дополнительное время завершилось нулевой ничьей. Пришла пора бить пенальти. Кульминацией серии стал третий удар Барони. Я угадал направление удара, итальянец бил в левый от меня угол, но промахнулся. У наших же нервы оказались крепче, и "Спартак" реализовал все свои пенальти. Победа!

7 ноября 1990 года. Москва.
7 ноября 1990 года. Москва. "Спартак" - "Наполи" - 0:0. Пенальти - 5:3. С мячом Александр МОСТОВОЙ (в центре). Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Александр МОСТОВОЙ:

– Перед ответным матчем с "Наполи" на Кубок чемпионов произошел эпизод, о котором мало кто знает. В день игры сказали, что Марадона прилетает, но будет ли играть – неизвестно. Сидим в раздевалке – и появляется Валентин Покровский, который протокол заполнял. Прибегает с заявочным листом "Наполи", и в присутствии Старостина и Романцева начинает: "Ребята, внимание! Тишина!" Зачитывает фамилии – и вдруг говорит: "Они скрывают, кто у них будет играть под 11-м номером!"

Все загалдели: "Как это – скрывают?!" А Покровский и говорит: "Тут написано – "инкогнито"! Ничего себе, думаем. Это они Марадону скрывают, что ли? Потом выяснилось, что Марадона был в запасе, а плохо видевший Покровский спутал слово "инкогнито" с итальянской фамилией Инкокьяти.

Свой послематчевый пенальти я бил последним. Настоял на том, чтобы исполнять пятым, втайне надеясь, что до меня очередь не дойдет. В детстве часто бил пенальти, но штатным пенальтистом в "Спартаке" был, по-моему, Шмаров. И все же очередь дошла. Это был один самых счастливых моментов в карьере. За годы в "Спартаке" – самый памятный. Как бы хотелось его на видео посмотреть...

Дмитрий ГРАДИЛЕНКО:

– В 1990 году посчастливилось в еврокубке сыграть с "Наполи", за который тогда выступал Марадона. В Неаполе и Москве разошлись мирно – по 0:0. В Лужниках на ответную встречу собралось сто тысяч зрителей. Я под 11-м номером играл на левом фланге обороны, Марадону опекал Кульков. Поразили пасы великого Диего – неожиданные, невероятно точные.

7 ноября 1990 года. Москва.
7 ноября 1990 года. Москва. "Спартак" - "Наполи" - 0:0. Пенальти - 5:3. Александр МОСТОВОЙ (слева) и Диего МАРАДОНА (справа). Фото Анатолий БОЧИНИН

Василий КУЛЬКОВ:

– Перед матчем в Неаполе Олег Иванович сказал: "Ты играешь против Марадоны". Признаться, особого волнения не ощутил. Футбол – игра командная, здесь далеко не все решается в отдельно взятом противоборстве. Труднее нам пришлось на выезде. В Лужники поддержать нас пришло почти 100 тысяч болельщиков, и мы в полной мере ощущали себя хозяевами поля.

Когда в московском матче Марадона вышел на замену, сказалась магия его имени. Без аргентинца все было просто: одна команда играла против другой. С ним – "Спартаку" противостоял соперник, имевший в составе Марадону. Пришлось срочно перестроиться. Потому что от этого человека, в каком бы состоянии он ни был, можно ожидать чего угодно. Скажем, в Неаполе, стоя в центре поля спиной к нашим воротам, Марадона через себя отдал пас, после которого случился выход один на один. Нас выручила штанга.

В серии пенальти все пятеро спартаковцев в один угол забили – правый от вратаря. Помнится, я, как и Мостовой, бивший следом, послал мяч низом.

Валерий КАРПИН:

– Серия 11-метровых – отнюдь не лотерея, к ней необходимо готовиться заблаговременно. Впервые мне пришлось убедиться в этом в 1990 году, когда "Спартак" принимал "Наполи" с Диего Марадоной в Кубке чемпионов. Учитывая большую вероятность послематчевой серии, мы три дня подряд устраивали на базе в Тарасовке своеобразные турниры. Все три я выиграл, и перед игрой Олег Романцев сказал мне: "Если будет серия, пойдешь бить первым".

То, что я чувствовал, направляясь тогда к мячу, не передать словами. Тряслись не только коленки – казалось, умру от страха. В 21 год открывать серию пенальти в матче такого уровня на глазах у переполненных "Лужников"... Но я сосредоточился и пробил, как на тренировке. Потом то же самое проделали партнеры, и мы прошли чемпионов Италии.

7 ноября 1990 года. Москва.
7 ноября 1990 года. Москва. "Спартак" - "Наполи" - 0:0. Пенальти - 5:3. Мяч влетает в ворота Станислава ЧЕРЧЕСОВА в серии пенальти. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Валерий ШМАРОВ:

– Во время серии пенальти шел к "точке" третьим – реально ноги тряслись. Я иногда исполнял пенальти в чемпионате – все нормально. А тут такой нервяк! Но попал. Мы все в один угол пробили. Поле игры мы поменялись майками с Марадоной. Даже фотография есть, где мы под трибуной стоим. Я сам пленку в фотоаппарат зарядил – специально цветную купил. Дал перед игрой знакомому корреспонденту, а его туда не пустили. Кто-то на черно-белую сфотографировал. Плохого качества фотография, но хоть что-то...

Борис ПОЗДНЯКОВ:

– После ничьей в Неаполе радости не было. Понимали: если пропустим дома, придется забивать два, а это практически нереально. На ответную игру Марадона прилетел в день матча. Болельщики узнали, что он в запасе, и подумали: все в порядке, но на его позиции вышел молодой Джанфранко Дзола и доставил не меньше хлопот. Неприятный типчик!

Одиннадцатиметровые мы тренировали, но не сильно. И потом, пенальти на тренировке и при полных трибунах в игре – большая разница. Думаю, Романцев выбирал пятерку пенальтистов исходя из того, кто психологически крепче. Все забили, ребята не тряслись, молодцы!

101
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (101)

Излучение Гаврилова-Черенкова

Да, тот Спартак был очень интересной и перспективной командой. Но Союз развалился, уехали Шалимов, Мостовой, Кульков, Шмаров. Особая потеря - Шалимов и Мостовой - две самые вкусные изюминки в спартаковском пироге.

17:50 7 ноября

trv71

=Даль = -------------- А о чём надо написать? Как Зенит занял последнее место в Пердиве? Тоже историческое событие. :D

17:45 7 ноября

= Даль =

В следующем году более круглый юбилей - не 27, а 28 лет. Вообще нормуль в качестве вброса, когда писать не о чем. А по поводу таланта Марадоны хорошо сказал чемпион мира-82 Клаудио Джентиле. "Футбол — это не для (цензура) балерин"

15:56 7 ноября

Maren13

Была на этой игре, очень хорошо ее помню. Помню и то, что было очень холодно. Но согрела победа, пусть и такая тяжелая, по пенальти. И победный рев 100-тысячных "Лужников" никогда не забыть!

15:46 7 ноября

wedes

Остается только вспоминать. Где обзор ЛЧ 15-летней давности группового этапа? Эти знаменитые 1-17. Страна должна чтить своих героев)

15:38 7 ноября

RND

У Марселя был Папен тогда, кто забыл ! Как Барса сейчас были или круче !!

15:19 7 ноября

RND

Ю.Ю. Коновал и бомжедав =========== ...Один Марадона стоит всей Барселоны, с ее, тогда, Хави, Иньестами и даже Месси... _______________ Да, что там Барселона с Хави, Иньеста и Месси. Сборные Бразилии-70 и Голландии-74 не стОят одного Марадоны. _________________ А так-то счастье, что тогда не было интернета, а потому, ежели и не вся футбольная Россия, но наверняка большая её часть болела за Спартак. __________ Ну ты то болел что зенит в этот раз, благодаря регламенту ! во 2 не ушел. В этот раз !

15:17 7 ноября

Ю.Ю.

Крюков Сергей _____________ ))))))))))) Это уже вошло в привычку...

15:16 7 ноября

Крюков Сергей

Ю.Ю. ====== А что это только "футбольная Россия"? БОльшая часть Советского Союза болела за Спартак. Ну, во всяком случае в данном описываемом противостоянии.

14:39 7 ноября

Ю.Ю.

Коновал и бомжедав =========== ...Один Марадона стоит всей Барселоны, с ее, тогда, Хави, Иньестами и даже Месси... _______________ Да, что там Барселона с Хави, Иньеста и Месси. Сборные Бразилии-70 и Голландии-74 не стОят одного Марадоны. _________________ А так-то счастье, что тогда не было интернета, а потому, ежели и не вся футбольная Россия, но наверняка большая её часть болела за Спартак.

14:31 7 ноября

trv71

СЭ, спасибо за статью! Это одно из самых счастливых воспоминаний из той эпохи! Дошли до полуфинала КЕЧ, и легионеры были не нужны!

14:19 7 ноября

Коновал и бомжедав

Эх, ребята...Финальный матч на первенство водокачки (ЛЕ), это все равно матч на первенство водокачки. А в одном розыгрыше обыграть чемпионов Италии и Испании! Такое нашим клубам сейчас и не снится. Сопоставимая по масштабу победа была раз у коней над Барсой. Ну а бомы и не играли никогда с такими клубами в ЛЧ. И по поводу Рубина и Барселоны... Один Марадона стоит всей Барселоны, с ее, тогда, Хави, Иньестами и даже Месси. Вот если Месси, к примеру, в составе Валенсии дважды чемпионат Испании выиграет, будем сравнивать.

13:43 7 ноября

RND

Еще раз. Где тогда был зенит без газпрома ? 1 лига, 18 место.

13:35 7 ноября

Табунщик Вернулся

= Даль = Карпин-21,Шалимов-21,Градиленко-21,Мостовой-22,Кульков с Поповым 23-24. Четверо моложе "русского Месси" Давыдова. По телевизору матч был скучным, поле убогое, видно было, что соперники тянут время до пеналей. Ну и запомнилось как рыбачёк пил чай). 12:00============Надо было как мы, на стадион идти и тогда бы не было скуки перед телеком, а поле, для 1990 года, было просто отличное и игра была отличная, никто время не тянул, но и с шашками наголо, вперед нахрапом никто не бежал, Спартак сыграл очень грамотно и победил

12:38 7 ноября

= Даль =

Карпин-21,Шалимов-21,Градиленко-21,Мостовой-22,Кульков с Поповым 23-24. Четверо моложе "русского Месси" Давыдова. По телевизору матч был скучным, поле убогое, видно было, что соперники тянут время до пеналей. Ну и запомнилось как рыбачёк пил чай).

12:00 7 ноября

Я видел гол Шмарова

Нда, ребята, было дело... Нас, тех, кто видел Марадону живьем на поле в Лужниках - всего-навсего сто тысяч на весь тогда еще Союз! Вспомните, мы ведь тогда реальную СТОТЫСЯЧНУЮ ВОЛНУ по стадиону пускали. Орали и обнимались с незнакомыми соседями по трибуне. Ух...! Чего нам нынешних нелепых слушать? Мы знаем, мы там были!

11:23 7 ноября

RND

Марсель тогда был крут !

11:06 7 ноября

вояка

Помню хорошо ту игру.....выстояли, Марадону прикрыли, потом реал сделали....жаль на марселе споткнулись. А ведь в том розыгрыше наша команда как никогда была близка если не к победе, то уж сыграть в финале....Больше так близко после этого никто из наших до сей поры не сподобился (года за три до этого так же в полуфинале тормознулись киевляне...кажется на порту или бенфике). Но может и доживём до такого дня где-то в будущем.

23:38 7 ноября 2015

леонид м

А сейчас снова 1-2 от Терека. Когда закончится эта лажа?

22:56 7 ноября 2015

heawy67

И я там был! Салют сразу после матча воспринимался, как в честь НАШЕЙ победы!

21:59 7 ноября 2015

Sewa-Bobroff

zagman--------------Андрей Петрович или Николай Петрович, сегодня уже не так и важно. Главное, что известные люди, болельщики Спартака не побоялись тогда пойти на конфликт, вступили в битву за судьбу команды. А вот у нынешних артистов и борзописцев пойти на конфликт с Федуном кишка тонка. Боятся связей Федуна, его финансового могущества, "а вдруг после наезда хана карьере".., хана корпоративам .., выгонят с работы, возьмут только дворы подметать, а ведь Федун это может. ----------------- приказа за подписью то ли Гришина------------ Я не могу утверждать, что Гришин не причастен к приходу Бескова, но зная его и его семью, могу утверждать. Гришин мог разрывать своих подчиненных, но давить на людей ему не подвластных, на простых и не совсем советских граждан, никогда.

21:58 7 ноября 2015

леонид м

Не говорю что лучшим,одним из лучших. Киевляне были в порядке и у ЦСКА супер команда собралась.

21:45 7 ноября 2015

леонид м

Замечательный матч! Был с товарищем на игре сразу после армии.Атмосфера потрясающая,холод не ощущался. Все ждали Марадону, и когда о вышел на поле,Наполи начал поджимать Спартак,но к счастью удалось выстоять и по 11м. победить. Тот Спартак действительно был Спартаком-настоящим,самобытным,народным.

21:43 7 ноября 2015

zagman

Sewa-Bobroff ======= Интересную информацию ты мне поведал. Оказывается, первый секретарь ЦК КП Москвы не принимал участия в переходе Бескова в «СПАРТАК», хотя я где-то в интернете видел копию того приказа за подписью то ли Гришина, то ли не Гришина. Ладно. Бубнов рассказывал, что Николай Петрович Старостин и Константин Иванович Бесков не ладили друг с другом, и их взаимные недовольства гасил Андрей Петрович Старостин. Вот я и подумал: может, именно Андрей Петрович Старостин сыграл решающую роль в приглашении Бескова, раз по твоим словам Гришин ни при чем?

20:48 7 ноября 2015

zagman

индеец_Джо =========== zagman, дык вы там у себя в тусе готовитесь отметить 40-летие вылета в Первую лигу? Похвально:)) ******** Я не знаю, о какой тусовке ты говоришь, но отмечать 40-летие вылета "СПАРТАКА" в Первую лигу лично я не собираюсь. Поэтому твое "похвально" выглядит довольно необоснованно. Хотя ведь понятно, что ты язвишь.

20:27 7 ноября 2015

Электросталец

да, поле "знатное". А потом начались луис перейры робсоны да маркао

19:49 7 ноября 2015

RW.irk

Птицuk-----Боже мой, сколько бреда! И не лень ведь было все это строчить))

19:22 7 ноября 2015

alex lav

Конечно, игра запоминающаяся - но это даже не кубок и не финал кубка. Какую статью теперь ждать? 33-летие победы на Астон Виллой? Может пора прекращать жить прошлым?

19:13 7 ноября 2015

King's Bounty

А Реал по моему со Стервятником :))

19:07 7 ноября 2015

King's Bounty

FANAT15 _____________ Тогда Марсель с Папеном был :)

19:06 7 ноября 2015