"Амстердам АренА":
зрителей согревает российский газ

На главном стадионе Голландии "Амстердам Арене" проходят не только знаковые спортивные события, но и масса других мерояприятий. Фото AFP На главном стадионе Голландии "Амстердам Арене" проходят не только знаковые спортивные события, но и масса других мерояприятий. Фото AFP
На главном стадионе Голландии "Амстердам Арене" проходят не только знаковые спортивные события, но и масса других мерояприятий. Фото AFP
5

Россия строит стадионы к ЧМ-2018. Отличный пример, которым нам стоит воспользоваться, – главная арена Нидерландов, возведенная еще в 1996 году.

Игорь РАБИНЕР

Там Давид Трезеге в овертайме забил золотой гол Euro-2000, а Бранислав Иванович в добавленное время принес "Челси" победу над "Бенфикой" в финале Лиги Европы-2013. Там пели Лучано Паваротти и Майкл Джексон, "Роллинг Стоунз" и Мадонна, U2 и "Бон Джови". Там состоялась свадьба кронпринца, а ныне короля Нидерландов Виллема-Александра с его аргентинской возлюбленной Максимой и панихида по популярному голландскому музыканту Эндрю Хазесу. Там проводятся модный танцевальный фестиваль Sensation и презентации новых автомобилей, за 20 минут закрывается и открывается крыша, а за неделю через все это фантастическое разнообразие в далеко не самой густонаселенной стране мира проходят 365 тысяч (!) человек.

Этот чудо-стадион был построен в далеком уже 1996-м, но в России такого по сей день и близко нет. "Амстердам АренА" – самостоятельное предприятие, которое никем не дотируется, а зарабатывает деньги само и всегда находится в солидном плюсе. Судьба первого в Европе мультифункционального стадиона должна стать путеводной звездой для наших новых арен, которые строятся к ЧМ-2018, – чтобы после турнира они стали не "белыми слонами", как принято называть неиспользуемые огромные комплексы в тех же Португалии, ЮАР и, скорее всего, Бразилии, а успешными и прибыльными проектами.

* * *

Менеджер консалтингового отдела амстердамской арены Джем Бимстербер, консультирующий множество стадионов по всему миру, на лекции, которую он прочитал студентам факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" московской бизнес-школы RMA, рассказал:

– В 2011-2013 годах к нам в панике обращались губернаторы ряда бразильских регионов и спрашивали: мол, нас заставляют строить стадионы исключительно по политическим резонам, но что с ними делать дальше? Вся проблема в том, что раньше, когда время еще было, они об этом не задумывались, а переполошились в последний момент, так что изменить что-либо было уже невозможно. Многие стадионы строились без маркетинговых исследований и тщательных обоснований, а потом в Манаусе или Бразилиа, где нет команд высокого уровня, схватились за голову.

С теми же сложностями до этого столкнулись и в ЮАР. И, скорее всего, то же самое будет и в России, да еще помноженное на экономический кризис, который вызвал значительное удорожание строительства, – сделал вывод менеджер, знающий наши реалии (он сотрудничает с "Зенитом" и "Динамо"). – У каждого города одна задача – успеть к сроку, Москва будет требовать: "Давай-давай"! А о дальнейшем использовании арен вспомнят, только когда все закончится.

Прозвучало убедительно – ведь до того г-н Бимстербер подробно рассказал, как в Амстердаме 90-х образовалось, как модно нынче говорить в России, частно-государственное партнерство, где все было продумано до мелочей. И за солидную по тем временам, но не умопомрачительную сумму, соответствующую сегодняшним 190 миллионам евро, появилось на свет чудо, которое уже шесть лет спустя, в 2002-м, стало прибыльным.

На эксплуатацию арены уходит по 3 миллиона евро в год, но денег, которые она зарабатывает, с лихвой хватает на то, чтобы строить, к примеру, дополнительные лифты и эскалаторы – а один из спонсоров РФС и сборной России, китайская компания Huawei, недавно оплатила установку гигантской системы wifi со скоростью 10 гигабайт в секунду. Это означает, что половина зрителей на стадионе может одновременно без проблем смотреть видео. А в ближайшие недели, если не дни, будет запущено мобильное приложение, по которому прямо на место, где сидит болельщик, можно будет заказывать в службе кейтеринга еду и пиво!

Пространство для установки всего этого оборудования изыскать было непросто – ведь строилась арена в 90-е, когда и мобильные телефоны-то только появились, и интернет находился в зачаточном состоянии, а о смартфонах и беспроводной сети никто еще и не мечтал. Поэтому сигнал 4G на первых порах на "Амстердам АренА" ловился с трудом. Но захотели – и нашли выход из положения!

А газовый обогрев трибун в холодное время года – во многом результат сотрудничества с нашей страной. "На нашей арене много газа из России, – сообщил менеджер амстердамского стадиона. – И вообще мы друзья с "Зенитом", партнеры – но, подчеркиваю, именно с клубом. Влияние "Зенита" на строительство очень лимитировано, там все держит в руках компания "Трансстрой". А в клубе сидят и наблюдают, лишь пытаясь, в том числе и с нашей помощью, как-то повлиять на ход работ.

* * *

Еще в начале 90-х в этом окраинном районе Амстердама было чистое поле. А потом мэрия города, у которой 40 процентов акций стадиона, а также клуб "Аякс", несколько мощных компаний вроде Coca-Cola и Philips, ряд частных инвесторов решили скинуться. Новый стадион стал частью развития района.

Когда арена строится совсем уж за городом, велик риск, что она будет пустовать в неигровые дни. Поэтому был выбран компромиссный вариант – городская окраина, которая нуждалась в освоении: рядом прежде находились неблагополучные пригороды, заселенные иммигрантами из Африки.

Администрация Амстердама, владеющая землей, еще до ввода арены построила не просто метро и железнодорожную станцию, а вокзал, откуда поезда разъезжаются в разных направлениях. Рядом появились кинотеатры и рестораны, 350 магазинов, банковские офисы – словом, было сделано все, чтобы там забурлила жизнь. Кстати, в итоге за счет всей этой общественной и бизнес-активности низкие поначалу цены на землю в районе резко пошли вверх, и город за счет аренды смог вложенные средства быстро отбить. А "Амстердам Арена" окончательно придала новому району шарм и популярность. Туда рвутся в свободное время, а не приезжают только на матч, опасливо оглядываясь по сторонам.

"Это идеальный пример стратегического подхода к строительству, – сказал Бимстербер. – Был проведен комплексный анализ рынка. "Аякс" – один из акционеров стадиона – предоставил инвесторам информацию, сколько денег болельщики готовы тратить на билеты, когда будут возвращены средства, затраченные на 65 корпоративных лож. Другие акционеры занимались иными направлениями. На основе этого маркетингового анализа и был разработан бизнес-план, а также программа требований к архитектору-разработчику. Чаще всего бывает иначе: мол, через четыре года у нас – чемпионат мира и Европы, власть находит кусок земли и говорит: давайте строить. Стратегического мышления в таком подходе нет. А оно должно быть".

"Аякс", кстати, невзирая на пакет акций, платит стадиону аренду за матчи. В то же время вся выручка за продажу билетов (стадион в дни матчей вмещает 51 600 зрителей) идет клубу, и такое положение дел как одну, так и другую сторону устраивает. В дни концертов вместимость увеличивается до 68 тысяч.

Вначале на "Амстердам АренА" были большие проблемы с травой. Нет, не с той, о которой самые испорченные из вас подумали применительно к городу, о котором мы говорим, – а с качеством газона. Приходилось пять раз в год менять покрытие и тратить на это большие деньги. Но руководство стадиона обратилось в компанию, выращивающую... розы. И она помогла создать специальные системы освещения и вентиляции. В их основе – ультрафиолетовые лампы, которые сейчас используются на многих стадионах мира, тогда как в 90-е о них еще никто не знал. Главное там – не только сам свет, но и углы освещения травы.

Бед с газоном на "Амстердам АренА" давно уже нет. За восемь часов 800 рабочих скатывают ее в рулоны перед концертами, а за три дня до очередного матча стелят обратно.

Крыша, задуманная и спроектированная с учетом концертов и неважнецкого голландского климата (многие зрители располагаются в партере, и оказаться под холодным дождем для них – удовольствие ниже среднего), закрывается и открывается за двадцать минут. Как только становится понятно, что погода портится, дается команда – и полный комфорт и зрителям на концертах, и футболистам во время игры обеспечен. А у болельщиков он есть и так: вспомните газовый обогрев из России...

Огромное значение придается вопросам безопасности. По всему стадиону установлены 160 камер слежения, а в своего рода "центре управления полетами" – столько же мониторов. Во время матчей в этом центре работают главы всех служб арены, а также представители прокуратуры и полиции. Там же на экранах – прилегающие к стадиону дороги со всеми пробками.

На новых стадионах в Европе подобные офисы расположены в неприметных и не самых удобных местах, но поскольку "Амстердам АренА" была построена в 90-е и стала первой в своем роде, под центр управления отдали одну из корпоративных лож – прямо посередине.

* * *

Амстердамцы участвовали во всех стадиях (включая допроектные) строительства двух бразильских стадионов – в Салвадоре и Натале. В обоих городах по-настоящему большого клубного футбола нет, и в результате все было выстроено так, чтобы после мирового первенства вместимость можно было сократить с 45 до 20 тысяч зрителей за счет снятия кресел со второго яруса. Средняя посещаемость этих арен сегодня составляет 7 тысяч зрителей, но на фоне 13 тысяч свободных мест это выглядит отнюдь не так чудовищно, как если бы пустовали 38 тысяч кресел. К тому же голландцы в сотрудничестве с городскими властями, зная ситуацию, заранее договорились с компанией Microsoft о том, что ряд подтрибунных помещений в Салвадоре и Натале будет использован под офисы для стартапов в области программного обеспечения. То есть стадионы используются еще и для поддержки малого бизнеса.

А вот во многих других бразильских городах власти опомнились лишь к тому моменту, когда ни сократить вместимость после ЧМ-2014 было нельзя, ни найти какие-то другие решения, чтобы минимизировать потери.

– У нас в Саранске, боюсь, будет то же самое, – сказал я Бимстерберу. – Там не нужен 45-тысячник.

– Мы в курсе этой проблемы и даже, находясь в контакте с Оргкомитетом ЧМ-2018, общались с представителями Саранска, – неожиданно проявил знание дела собеседник. – Правда, к каким-то договоренностям не пришли. Но поняли, что губернатор региона там – созидатель. На наш взгляд, для России приемлемый путь – располагать на стадионах офисы, в том числе государственных организаций, местных властей. Свободные помещения должны использоваться с толком!

При этом требуется креативный подход, учитывающий особенности той или иной страны. Так, свадьбы на стадионах в России тоже иногда проводят, но это скорее экзотика. А вот в Катаре – наоборот, и грех этим не воспользоваться! Главное – анализировать, как использовать столь большое пространство эффективнее всего. И не зацикливаться на одном только футболе.

– А насколько эффективно, по-вашему, реконструировать старые арены, а не строить новые?

– Иногда это возможно. Так, мы сотрудничаем с "ВТБ-Ареной", и пришли к выводу, что технически на "Динамо" возможно сохранить одну старую, историческую, стену, встроив совершенно новую "начинку". Зачастую на нас выходят городские власти или клубы, желающие из сентиментальных соображений сохранить какие-то части старых арен. Мы проводим исследования, составляем технико-экономическое обоснование – после чего клиент обычно приходит к выводу, что легче построить новый стадион.

От дальнейшего обсуждения темы Саранска наш собеседник дипломатично ушел, но хочется все-таки понять – всерьез ли там вознамерились строить 45-тысячник без возможности сократить вместимость после ЧМ-2018? Если Калининграду и Екатеринбургу ФИФА позволила строить (или реконструировать) 35-тысячники, то на просьбу российской стороны сделать то же самое в отношении еще двух арен, как известно, был дан отказ. И теперь единственный способ, чтобы саранский стадион не стал "белым слоном" – сборно-разборные конструкции. Но пока внятного ответа на этот вопрос не прозвучало, хотя совершенно очевидно: заполняться даже наполовину стадион в столице Мордовии не будет.

Важную мысль, которую следует осознать многим в России, в конце лекции на "Амстердам АренА" высказал ее директор Зандер ван Стипхаут:

– Проектировать нужно под перспективы, а адаптировать – под конкретное мероприятие, а не наоборот, как это чаще всего бывает. И в Волгограде, и в Ростове должны понимать, что чемпионат мира сам по себе не является драйвером развития! Нужно сразу – изначально – продумывать все то, что в дальнейшем будет поддерживать интерес к стадиону. Как бы мы ни любили футбол как таковой, один из главнейших пунктов нашей стратегии таков – стадион должен быть максимально близок к тому, что происходит за его пределами. То есть к обычным людям, которые далеко не обязательно без ума от игры.

Научимся ли этому и мы?

Амстердам – Москва

"СЭ" благодарит факультет "Менеджмент в игровых видах спорта" бизнес-школы RMA за помощь в организации командировки нашего обозревателя в Голландию.

5
Материалы других СМИ
КОММЕНТАРИИ (5)

Владимир 3107

Не надо тупо всё копировать. Надо брать то что на самом деле нужно. ЧМ 2018 удобный момент для создания совершенно новых стадионов. Голландия это хорошо, но это уже вчерашний день. Надо создавать стадионы адаптированные к российскому климату, где зимой холодно, а летом жарко. Поэтому надо строить мультифункциональные стадионы с раздвижными крышами, системами кондиционирования, с футбольным газоном способным трансформироваться в ледовую арену и обратно за несколько часов, огромными плазменным экранами, беспроводным Интернетом и другими техническими наворотами. Не всё можно сразу сделать, но надо строить на перспективу модернизации стадионов.

23:24 9 февраля 2015

Yves

Нет, не научимся. Даже не захотим, голландец правильно сказал - "Москва скажет быстрей-быстрей", "созидатели" выполнят". Это ж деньги государственные - значит ничьи, зачем их экономить! А вот кресло под попой "созидателя" свое - за него держаться надо

18:25 9 февраля 2015

gretzkyfan

Шикарный стадион В 2004 был там на симпозиуме утром было свободное время до выезда в Париж Приехал такую рань а они открывались только через час Но увидев людей за закрытой дверью постучал и мне открыли Мало того когда они поняли мою ситуацию дали девушку гида он меня и на арену провела и в музей Благо камера была это чудо стадион и история знаменитого клуба

16:52 9 февраля 2015

FMW

Матчасть что ли учите...Финал Euro-2000 был не в Амстердаме, Давид Трезеге забивал золотой гол на Де Куйп, в Роттердаме

15:35 9 февраля 2015

pricklyucheniya

вот же люди с умом подходят..

15:31 9 февраля 2015

СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!
СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!