11 сентября 2016, 18:00

Украденное шоу в Сочи

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
В эти выходные в Сочи прошли открытые прокаты фигуристов сборной России, неофициально открывшие предолимпийский соревновательный сезон

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Сочи

Когда Евгений Плющенко завоевал свой первый высший титул на чемпионате мира, его упрекнули за то, что он крайне неохотно общается с журналистами. "Все, что я хочу и могу сказать публике, я говорю на льду, – парировал фигурист. – И это очень честный разговор".

Предсезонные прокаты – та же история. Здесь не нужны слова, не нужны пространные интервью, да и говорить по большому счету еще не о чем. До зарезу нужно другое: выйти на лед и предъявить миру (неважно, сидит на трибуне публика, или ее круг сужен до ограниченного числа специалистов) свою декларацию о намерениях. Произвести то самое первое впечатление, на которое, как известно, человеку всегда дается только один шанс.

Безусловно, бывают ситуации, когда прокат вообще не имеет для спортсмена стратегического значения. Когда все понимают: неважно, в какой форме спортсмен подошел к сентябрю. Потому что в нужный момент он выйдет на лед, зыркнет воинственно глазом, прыгнет все задуманное, и уйдет, оставив соперников ломать голову: как бороться, чем бороться, да и вообще реально ли.

Просто подобная категория всегда крайне мала. В нынешней сборной она вовсе сведена до минимума и называется "Евгения Медведева". Вы можете назвать еще какое-то имя? Я – нет.

Другими словами, всем, кто приехал в Сочи на предсезонные прокаты, было что доказывать. Но не у всех получилось.

Виктория СИНИЦИНА и Никита КАЦАЛАПОВ. Фото Михаил ШАРОВ/Федерация фигурного катания России
Виктория СИНИЦИНА и Никита КАЦАЛАПОВ. Фото Михаил ШАРОВ/Федерация фигурного катания России

Танцевальная часть мероприятия четко дала понять, что ожидания болельщиков – это не более чем их собственные проблемы. Вряд ли кто был способен предположить, например, что работа Виктории Синициной/Никиты Кацалапова с одним из ведущих специалистов мира Мариной Зуевой будет оборвана в самый неподходящий момент под достаточно странным предлогом: необходимостью пройти в Москве реабилитацию после операции, сделанной партнеру четыре месяца назад.

Не буду вдаваться в детали, просто обрисую текущую реальность: Синицина и Кацалапов отныне тренируются на катке, на котором базируется школа Нины Мозер, под руководством Олега Волкова (этот специалист до недавнего времени работал в бригаде Александра Жулина). Сотрудничество предполагается долгосрочное, в школе имеются все необходимые специалисты и ту же Зуеву или Николая Морозова можно безо всяких проблем привлечь для постановки программ олимпийского сезона, если возникнет такая необходимость. Более того, появление этих танцоров в Сочи давало основания говорить о том, что дуэт полностью скатался, вполне способен воплотить на льду любую фантазию хореографа, да и обе постановки удались на славу.

Но есть одно "но": само возвращение в российскую танцевальную среду для Синициной и Кацалапова пока что безусловный "минус". Дело тут вовсе не в том, что квалификация российских тренеров менее высока, нежели у их иностранных коллег, как не приходится сомневаться и в том, что в Москве спортсменам будут обеспечены максимально комфортные условия для работы. Просто сама среда (если судить по результатам российских дуэтов на мировой арене) из года в год оказывается не в состоянии производить конкурентоспособный товар, как бы ни было обидно это констатировать.

Собственно, главным преимуществом пары до недавнего прошлого было как раз то, что, уехав к Зуевой в США, фигуристы оказались в принципиально иной для себя "каше", где обстановка непрерывной и достаточно высокой конкуренции сама по себе толкает спортсмена вперед. Другой вопрос, что справиться с этим удается не всем: все-таки российская спортивная действительность сильно провоцирует фигуриста войти в роль "звезды" еще до того, как достигнуты мало-мальски серьезные результаты, и бывает крайне непросто привыкнуть к тому, что вселенная, оказывается, не вращается исключительно вокруг тебя. Что ты сам, а не тренер или кто другой, должен непрерывно тащить себя вперед, причем постоянно: когда устал, когда не получается, когда именно здесь и сейчас хочется тренерского внимания, а оно оплачено совершенно другими спортсменами и принадлежит не тебе.

Возможно, как раз эта причина стала самым большим испытанием для Елены Ильиных и Руслана Жиганшина после того, как они перебрались в Детройт и начали работать с Игорем Шпильбандом. Соперничество этого дуэта с Синициной и Кацалаповым стало уже отдельной историей российских танцев. Более того, на обе пары возлагали совершенно особенные надежды – раз уж им выпало счастье тренироваться под патронажем сильнейших танцевальных тренеров мира. Понятное дело, что в Сочи все предвкушали очередное противостояние, но оно не случилось: от участия в прокатах Лена и Руслан отказались вообще. Как объяснила в Сочи Елена Кустарова, под руководством которой спортсмены работали до своего отъезда в США и к которой сейчас вернулись в связи с тем, что Шпильбанд не сумел приехать в Сочи, у Руслана случилась травма колена.

Из-за этого дуэт уже объявил о том, что пропустит первый из запланированных стартов – на турнире Nebelhorn Trophy в немецком Оберстдорфе, и это тоже серьезная потеря. Прежде всего – возможности проверить программы в боевых условиях (раз уж не получилось в Сочи) и заработать хоть какой-то рейтинг к началу основных стартов. С учетом того, что Ильиных и Жиганшин фактически пропустили все главные старты прошлого сезона, не сумев отобраться в сборную на чемпионате страны, задекларировать свои намерения как можно раньше было для пары неимоверно важно. Но увы.

Не вышли на прокаты и бронзовые призеры прошлогоднего европейского первенства Александра Степанова/Иван Букин. Надо ли говорить, что танцы в связи со всеми этими событиями, несмотря на прекрасные по качеству прокаты не только Синициной и Кацалапова, но и чемпионов Европы-2013 Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева, произвели скорее удручающее впечатление, нежели оптимистичное.

Екатерина БОБРОВА и Дмитрий СОЛОВЬЕВ. Фото Михаил ШАРОВ/Федерация фигурного катания России
Екатерина БОБРОВА и Дмитрий СОЛОВЬЕВ. Фото Михаил ШАРОВ/Федерация фигурного катания России

Не избежали потерь и другие виды: в мужском катании отсутствовал Адьян Питкеев, который весь прошлый сезон восстанавливался после достаточно тяжелой травмы спины, в связи с чем нынешний тренер фигуриста Елена Буянова решила, что нет смысла показывать спортсмена публике в состоянии полуготовности. У девушек по причине недавно перенесенной болезни и достаточно серьезного курса антибиотиков ограничилась исполнением короткой программы Елена Радионова. В парах (и тоже из-за травмы) решили не выступать вице-чемпионы Олимпийских игр Ксения Столбова/Федор Климов, хотя тренировался дуэт весьма интенсивно.

Как раз эти тренировки наводили на мысль, что от подопечных Нины Мозер следует ожидать в этом сезоне если не прорыва, то очень интересных выступлений: программы удались не только Ксении и Федору, но и двум другим дуэтам группы – Евгении Тарасовой/Владимиру Морозову и Наталье Забияко/Александру Энберту. Что до уровня готовности, он выглядел гораздо более высоким, нежели у трех прочих пар, и этот факт более чем красноречиво говорил о серьезности намерений команды Мозер в предстоящем сезоне.

В наиболее сложном положении оказались, пожалуй, Юко Кавагути/Александр Смирнов, побившие все рекорды по восстановлению партнерши после сложной операции и возвращению на лед. В каком-то смысле сам по себе факт проката обеих программ был для пары героизмом, но как сказала по этому поводу Тамара Москвина, ситуацию следует оценивать трезво. А именно с той позиции, что физически Кавагути и Смирнов объективно слабее, чем были в лучшие годы, технически пока тоже, престиж пары на международной арене упал, как и рейтинг, то есть пока все идет не очень здорово, но было бы ошибкой полагать, что у других пар все идет гладко – проблемы наличествуют у всех.

Прошлый сезон, как справедливо заметила Москвина, российские пары завершили аутсайдерами. Поэтому подсознательно очень хотелось увидеть в исполнении спортивных дуэтов что-то выдающееся, цепляющее внимание и не отпускающее его. Отчасти это случилось во второй день прокатов, после чего было впору предположить, что лидерами сезона могут стать не Столбова/Климов, а Тарасова и Морозов: пожалуй впервые за все время совместных выступлений у пары напрочь исчезла некоторая внутренняя робость, которая даже при безупречном катании зачастую превращала фигуристов в "серых мышек" без узнаваемого лица и стиля. Сейчас же появилось и то, и другое.

И тем не менее главное шоу в Сочи украли одиночники.

Максим КОВТУН. Фото Михаил ШАРОВ/Федерация фигурного катания России
Максим КОВТУН. Фото Михаил ШАРОВ/Федерация фигурного катания России

Правильнее было бы конечно вести здесь речь исключительно о женщинах. Но было бы совершенно несправедливо оставить без внимания совершенно роскошный, с двумя четверными прыжками прокат короткой программы Максимом Ковтуном. Уйдя от Елены Буяновой к Инне Гончаренко, Максим сменил постановку, сделанную Петром Чернышевым не легкую игровую историю "кисти" Ильи Авербуха. Делом чести было доказать, что и переход, и смена постановки были совершены не напрасно. В короткой программе это получилось у Ковтуна блестяще, но произвольная вновь поставила все на прежние места: выкатывать две программы подряд Ковтун так, похоже, и не научился.

Комментируя сочинские прокаты, самый опытный из действующих российских тренеров Алексей Мишин заметил, что будь его воля, он бы проводил подобные мероприятия дважды: не только в начале сезона, но и в самом конце, когда сделаны уже новые постановки и можно увидеть, насколько они удачны. Иллюстрацией к правильности взгляда могла бы стать короткая программа в исполнении Михаила Коляды: спортсмен собирался показать в Сочи то, что наработал за лето, но постановка была забракована тренерским советом: по общему мнению, она сильно недотягивала по эффекту восприятия до прошлогодней, к прошлогоднему варианту и было решено в итоге вернуться.

Это пошло на пользу. Как сказала в Сочи тренирующая спортсмена Валентина Чеботарева, заниматься усложнением прыжков в рамках уже хорошо накатанной постановки всегда проще. А усложнение стоит в ближайших планах: надо же доказывать миру, что прошлогодний фурор не был случаен?

Аделина СОТНИКОВА. Фото Михаил ШАРОВ/Федерация фигурного катания России
Аделина СОТНИКОВА. Фото Михаил ШАРОВ/Федерация фигурного катания России

К категории "выйти и доказать" у девушек можно было относить все выступления подряд. Все так или иначе отстаивали на льду свои притязания на сезон и даже беглого взгляда на тренировочную "температуру кипения" было достаточно, чтобы понять: на пьедестал чемпионата России из восьми выступавших в Сочи спортсменок будут претендовать как минимум семеро. Это, заметьте, без сильнейших юниорок, разыгрывающих сейчас награды в серии "Гран-при". И это, пожалуй, единственный вид, где особо выделять кого-то из спортсменок было бы просто несправедливо. Поэтому ограничусь журналистским штампом: женское одиночное катание в исполнении россиянок – тема для совсем другого, отдельного разговора. Гораздо более обширная, нежели три вакансии на пьедестале.

Придумай мем

Новости