11:54 29 апреля 2011 | ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

Haute couture

Четверг. Москва. Татьяна ВОЛОСОЖАР и Максим ТРАНЬКОВ - вторые на чемпионате мира. Фото AFP
Четверг. Москва. Татьяна ВОЛОСОЖАР и Максим ТРАНЬКОВ - вторые на чемпионате мира. Фото AFP
3

ЧЕМПИОНАТ МИРА.
ДНЕВНИК Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

13 лет назад я совершенно случайно познакомилась с удивительной женщиной. Можно просто сказать, что она была обычной портнихой и шила одежду фигуристам. Но это будет неправдой. Лена Данилова не просто шила одежду. Она была портнихой от бога. И умела создавать спортсменам совершенно потрясающие костюмы. Удобные, стильные, роскошные и одновременно лаконичные, продуманные до последнего стежка.

В костюмах Даниловой не могло быть ни одной случайной детали. Она научилась этому еще совсем девчонкой, когда по стечению обстоятельств попала швеей-подмастерьем в Большой театр. Более крутых профессионалов в том, что касалось швейного и вышивального дела, в стране на тот момент, пожалуй, и не было. А еще в мастерских Большого театра обшивали всю легендарную советскую сборную по фигурному катанию. Женский цех кроил и расшивал платья для Людмилы Пахомовой, Ирины Родниной, Ирины Моисеевой, Екатерины Гордеевой, Натальи Бестемьяновой... Звездных  партнеров-мужчин одевали в мужском цехе. В отличие от костюмов артистов оперы и даже балета спортивные должны были выдерживать гораздо большие нагрузки. Поэтому их шили из специального эластичного полотна, которое вязали на специальных машинах прямо в цехах.

Шить такую ткань было мучением - она ползла и распускалась. И страшно линяла. Если спортсмен падал на льду, сам костюм, лед и тело немедленно покрывались трудноотмываемыми пятнами. О стирке не могло быть и речи - наряды полностью теряли вид.

Потом появилась ткань "стрейч". А еще чуть позже Данилова ушла из театра и сосредоточилась только на работе со спортсменами.

От Лены я узнавала множество интересных вещей. Например, о том, как в конце 90-х, когда у большинства тренеров и спортсменов, как и у всей страны, на счету была каждая копейка, и тем, кто тренировался в США было совершенно не по карману обращаться к американским мастерам, Данилова сама приезжала к тому или иному тренеру. В магазине, правила которого позволяли отказаться от товара в течение месяца после покупки, в складчину покупалась швейная машинка, ее нещадно эксплуатировали пару-тройку недель, затем чистили и относили обратно в магазин.

Как женщине мне было невероятно интересно слушать о бесчисленных спортивно-портняжных хитростях. О том, как "сделать" талию, если ее практически нет, как зрительно увеличить пышность форм или, напротив, скрыть их. Как правильно сшить для партнера пиджак и брюки, чтобы плечи при подкрутках и поддержках не "застревали" в районе шеи, а пояс прочно держался там, где должен быть, не задираясь и не сползая.

Еще мне безумно импонировал характер Лены. Слово "невозможно" в ее лексике вообще не употреблялось. Белоснежный крест с лучами, уходящими в стороны и растворяющимися на ткани на синем олимпийском платье Оксаны Грищук Данилова сама вышивала стеклярусом по ночам. Работала не разгибаясь, как сестра двенадцати братьев-лебедей в известной сказке. Но уложилась в заданный, совершенно нереальный для большинства мастеров срок.

За два года до этого Лена придумала совершенно потрясающие вальсовые костюмы Анжелике Крыловой и Олегу Овсянникову. По замыслу ткань должна была переливаться, но шифона переходящего серо-черного оттенка найти не удалось. Пришлось купить серебристый. Когда платье было готово, Данилова принесла на каток черную автомобильную краску-аэрозоль и стала добиваться нужного эффекта прямо на льду: Анжелику одели в платье, закрыли ей руки, ноги и лицо газетами и… Главным было не упасть в танце на лед. Ну и, естественно, беречь платье от воды.

Потом подходящий материал все-таки был найден, из него сшили новые костюмы. Но часть того сезона Крылова провела с аэрозолем в сумке.

Мы не виделись больше десяти лет. Как-то не было повода искать друг друга. Я понятия не имела, продолжает Лена работать с фигуристами или давно уже занимается чем-либо другим.

Почему вдруг о ней вспомнила? Просто вчера, совсем уже поздним вечером вернувшись домой и еще раз просмотрев потрясающее выступление вице-чемпионов мира Татьяны Волосожар и Максима Транькова, я совершенно непроизвольно набрала телефонный номер Нины Мозер, зная, что тренер наверняка еще не спит.

- Нин, а кто вам костюмы-то шил?

- Лена Данилова...

3
КОММЕНТАРИИ (3)

neto

Ну и расскажу как на самом деле все происходило. Более 50 лет назад был создан Общесоюзный Дом моделей спортивной одежды, куда пришли молодые, талантливые художники и конструкторы и с нуля профессионально начали заниматься костюмами для разных видов спорта. Тогда не было материалов-стрейч, шили даже из ситца. Разрабатывали лекала костюмов (те самые, "удобные"). И художником-легендой конечно же является Александра Зиновьевна Белецкая. Ведь именно она создавала платья и для Пахомовой-Горшкова, и для Родниной-Зайцева, Моисеевой-Миненкова... Трудно даже перечислить всех, с кем Александра Зиновьевна работала. Вот о ком написать бы ... Хотя что говорить о делах давно минувших дней, когда даже сейчас Вы пишите о портнихе, а не об авторе... Это то же самое, что под Вашим материалом (статьей) поставить не Вашу фамилию, а фамилию наборщика, безусловного мастера своего дела, который ночью набирал материал, чтобы номер вышел в срок...

00:33 30 апреля 2011

neto

Лена Данилова - очень хорошая портниха. Но при ответе на вопрос "Кто вам шил костюмы" принято нзывать фамилию художника, а не порнихи. Жаль, что Мозер этого не знает. Костюмы для всей сборной СССР шили не в Большом театре, а в Доме моделей спортивной одежды, где были свои замечательные художники и мастера. Вальсовое платье для Крыловой-Овсянникова придумала прекрасный художник Елена Отрепьева, которая ездила с Даниловой в Америку. И именно под ее руководством и по ее эскизам Данилова исполняла костюмы. Позже она точно так же была исполнителем костюмов замечательного художника Нателлы Абдуллаевой. Так что, костюмы для Грищук-Платова и сегодняшние для Волосожар-Транькова, - это костюмы не Даниловой.

23:30 29 апреля 2011

Yuurei

Вот только "Haute couture", ежели конечно это не некая странная игра слов с намеренной ошибкой...

13:26 29 апреля 2011