Допинг

17 ноября 2014, 13:00

Небо в клеточку

Олег Шамонаев
Шеф отдела спорта
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

СВОЯ КОЛОНКА

Олег ШАМОНАЕВ

На минувшей неделе в спортивном мире бурно обсуждалась идея немецких законодателей ужесточить наказание за использование допинга. Вполне вероятно, что скоро спортсменам и тренерам из Германии за применение и сбыт запрещенных субстанций будет грозить до десяти лет тюрьмы. Это станет самой суровой карой за допинг на планете – конечно, если не считать страшилок о расстрелах виновных в скандалах со стимуляторами в странах с бесчеловечными тоталитарными режимами.

Пример немцев взбодрил и наших сторонников жестких мер по искоренению допинга. В России сейчас в этом отношении действуют крайне либеральные законы. По допинговым делам у нас помимо спортивной дисквалификации предусмотрена лишь административная ответственность для специалистов в области спорта (отстранение от работы на срок до трех лет) и расторжение трудового контракта для спортсменов. Попытки ввести за употребление, хранение и распространение запрещенных веществ крупные денежные штрафы или уголовное наказание успехом пока не увенчались.

То есть классический постулат "суровость законов в России умеряется их неисполнением" в отношении допинга несправедлив. Никакой суровости неспортивных законов о допинге у нас нет, да и те, что есть, начали активно применяться совсем недавно.

Признаться, я и сам был сторонником закручивания гаек и отправки на нары всех допингеров вместе с их пособниками. Но это чисто теоретически. Особенности нашей правоохранительной и судебной систем заставили пересмотреть свои взгляды.

Применение допинга при желании не слишком сложно подвести под уголовную статью о мошенничестве, равно как и незаконное приобретение или принуждение к употреблению веществ, запрещенных кодексом WADA. Однако, как только запахнет реальным или даже условным тюремным сроком, дело неизбежно перейдет из компетенции спортивных федераций и Российского антидопингового агентства в руки полиции, прокуратуры и судебной коллегии по уголовным делам.

В идеале над спортсменом топ-уровня, намеренно употребляющим допинг, должна довлеть более серьезная кара, чем двух– или четырехлетний неоплачиваемый отпуск. Иначе невозможно исключить махинации с запрещенными веществами в мире, где люди ради победы зачастую готовы пойти на все что угодно. И правоохранительным органам со всеми их возможностями для "прослушки", дознавателями и крутыми спецназовцами в масках и с "калашами" наперевес, конечно, легче вывести допингеров на чистую воду. Гораздо легче, чем "ботаникам" из федераций и антидопинговых учреждений. Допускаю, что Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков с удовольствием зачислит спортсменов в свои потенциальные "клиенты".

Но правильно ли допускать вмешательство в чисто спортивные вопросы людей, мыслящих совершенно другими категориями? Людей, у которых в наших реалиях может быть план по раскрытию преступлений и возможности для применения самых суровых "мер пресечения"?

Так сложилось, что наша правоохранительная система порой бывает крайне немилосердна и нещепетильна. Когда в ее жерновах оказываются убийцы, насильники и наркодилеры, это может быть обосновано. Но когда я думаю о том, что в той же плоскости начнут вращаться и проштрафившиеся на допинге мальчики и девочки, меня прошибает холодный пот.

Мировое спортивное движение традиционно противится вмешательству в свои дела государственных и политических структур. Это не всегда получается, но спорт – один из немногих заповедников современной цивилизации, где действует своя собственная система разрешения конфликтов во главе с Высшим арбитражным спортивным судом.

Антидопинговая структура, ведомая Всемирным антидопинговым агентством, – тоже уникальная конструкция. Возможно, некоторым спортивным организациям не хватает открытости, и их порой "заносит", но они искренни даже в своих заблуждениях. Когда же в хрустальный дом спорта с дубиной врываются государственные репрессивные органы, это грозит необратимыми разрушениями.

Убежден, что наказания за допинг надо ужесточать и дальше. Ведь сомнительными экспериментами над собственным организмом допингеры ставят под угрозу не только свое здоровье, но и жизни тысяч своих последователей. Только вот справедливо ли мерить спортсменов по тем же лекалам, что и грабителей с коррупционерами?

Особенно в наших условиях, когда даже условный приговор по уголовному делу способен стать для человека точкой невозврата к нормальной жизни.

Новости