Допинг

1 сентября 2016, 17:00

Норвежских астматиков вывели на чистую воду?

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
На Западе разгорается скандал из-за некорректного использования противоастматических препаратов норвежскими лыжниками. Первой жертвой стал дисквалифицированный на два месяца чемпион мира Мартин Сундбю.

На прошлой неделе норвежский телеканал T2 выпустил сенсационный сюжет. Там несколько бывших членов сборной Норвегии по лыжным гонкам признались, что доктор команды рекомендовал им употреблять препараты от астмы, несмотря на то, что лыжники были здоровы.

– Я очень удивился, когда врач сказал, что нужно использовать небулайзер просто для профилактики, хотя у меня никогда не было астмы, – заметил один из спортсменов.

Учитывая, что к норвежским астматикам нервно относятся во многих странах-конкурентах, это сообщение произвело грандиозный эффект. Если врач прописывает серьезные медицинские препараты здоровому спортсмену, то вполне вероятно, что он преследует иные цели, нежели профилактика заболевания. Именно поэтому вопросом уже занимаются в ВАДА, а представители Финляндии, Швеции и Эстонии уже этой осенью планируют поднять вопрос о применении небулайзеров и других противоастматических препаратов в лыжных гонках на специальном семинаре.

Президент Федерации лыжного спорта Норвегии Эрик РОСТЕ (слева) и Мартин СУНДБЮ. Фото AFP
Президент Федерации лыжного спорта Норвегии Эрик РОСТЕ (слева) и Мартин СУНДБЮ. Фото AFP

ЧЕМ ХОРОША ЛЕТНЯЯ ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ

История с "разоблачением" норвежских астматиков началась с дисквалификации одного из самых ярких лыжников команды, победителя последнего общего зачета Кубка мира Мартина Сундбю. Этим летом он был отстранен на два месяца за превышение дозы противоастматического препарата сальбутамола. В принципе этот препарат разрешен, но только в терапевтической дозе, предназначенной для лечения конкретного заболевания. В организме Сундбю эта доза была превышена примерно на треть.

– Есть разница в применении препаратов для лечения астмы в терапевтической дозе, либо в дозе, ее превышающей, – заметил Сергей Илюков, врач олимпийской сборной Финляндии и консультант Эстонского антидопингового агентства. – Препараты из группы бета-2-агонистов, о которых идет речь в случае с норвежцами, имеют анабольный и жиросжигающий эффекты. Тот метод и те концентрации, которые были обнаружены у Сундбю, превышали терапевтические. Если прочитать материалы по его делу, там видно, что он принимал препарат в высоких дозах даже за два часа до старта. И тут встает вопрос о целесообразности выступления: если ты настолько болен, что должен три раза с интервалом в два часа до старта принимать препараты, то возможно, выступать просто небезопасно?

Это дело с самого начала вызывало массу вопросов. Международная федерация (FIS) получила извещения из лаборатории о двух положительных пробах на сальбутамол еще в конце января 2015 года, то есть почти два года назад. Затем последовали несколько месяцев переписки с самим спортсменом и его медицинским штабом, лабораторные тесты, призванные доказать, что передозировка случилась ненамеренно. На протяжении всего этого времени Сундбю продолжал выступать и занимать призовые места, а о его проблемах с допингом ничего не было известно.

Наконец, в начале сентября 2015-го, прямо перед стартом нового сезона, FIS приняла решение, что вины Сундбю в избытке сальбутамола в его организме нет, и спортсмен может выступать без всяких ограничений. Однако хэппи-энда для норвежца не случилось – с апелляцией в Спортивный арбитражный суд (CAS) обратилось Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА). Но снова, по странному стечению обстоятельств, разбирательство в CAS заглохло на всю зиму, чтобы возобновиться весной, когда сезон уже закончился.

В итоге, решение суда о двухмесячной дисквалификации Сундбю было объявлено только в июле. И это уникальный случай, когда допинговые проблемы у спортсмена такого масштаба удалось скрывать от общественности целых полтора года. А сам норвежец может спать спокойно: отстранение лыжника от соревнований в разгар лета – одно из самых забавных наказаний в спортивной истории. А аннулирование результатов почти двухлетней давности тоже вряд ли сильно расстроит Сундбю...

Мартин СУНДБЮ (в центре) и другой норвежец Ханс Кристер ХОЛУНД (справа) на подиуме одного из этапов Кубка мира. Фото REUTERS
Мартин СУНДБЮ (в центре) и другой норвежец Ханс Кристер ХОЛУНД (справа) на подиуме одного из этапов Кубка мира. Фото REUTERS

НОРВЕЖЦЫ НАУЧИЛИСЬ ХОДИТЬ ПО ТОНКОЙ ГРАНИ?

Дело Сундбю и последующее расследование норвежского телевидения, похоже, вскрыли одну из самых хитроумных фармацевтических схем в мировом спорте за последние годы. Причем эту схему даже нельзя назвать мошенничеством. Видимо, норвежцы просто грамотно использовали лазейки, существующие в антидопинговом законодательстве.

Дело в том, что целый ряд препаратов для лечения астмы, которые, особенно в повышенных дозировках, имеют воздействие, схожее с анаболиками, сейчас разрешены. Но дозировка их строго ограничена и предполагается, что принимать их будут только спортсмены, которым эти препараты необходимы по жизненным показаниям. Хотя для того же сальбутамола даже не требуется оформленного терапевтического исключения – нужно просто не превышать положенную дозу.

Однако норвежцы, похоже, изобрели способ ходить по тонкой грани. Дело в том, что, если вводить препарат через небулайзер (специальное устройство для ингаляций), а не с помощью обычной аэрозольной "пшикалки", он быстрее усваивается и покрывает большую поверхность легких. Помимо усиливающегося эффекта, это дает и отличный инструмент для оправдания в случае проблем: рассчитать точную концентрацию при использовании небулайзера сложно, часть лекарства все равно оседает внутри аппарата. В деле Сундбю, например, CAS к этому аргументу прислушался.

Интересно, что советником Норвежского антидопингового агентства является Руне Андерсен – тот самый независимый эксперт, который возглавляет рабочую группу ИААФ для оценки деятельности нашей национальной федерации. Именно Андерсен в своем докладе в июне этого года констатировал, что российская сборная по легкой атлетике не может выступать на Играх в Рио. К сожалению, сейчас Руне оказался недоступен для комментария "СЭ", не отвечая ни на электронные письма, ни на звонки. Еще один любопытный момент в этой истории: для научных кругов проблема с "серым" использованием сальбутамола и других препаратов из этого класса далеко не новость. Дискуссия о том, что они дают спортсмену, идет уже минимум десятилетие.

– В сентябре 2006 года на осенней конференции пульмонологов Финляндии выступал норвежский профессор Карлсен, – рассказал Илюков. – Он открытым текстом говорил, что в 1990-е и 2000-е годы норвежцы принимали в больших количествах препараты от астмы во время предсезонной подготовки, уменьшая прием по мере приближения соревновательного сезона. Астматики есть во многих командах, и в сборной Финляндии, за которую я отвечаю, в том числе. Это можно назвать профессиональной болезнью. Но если кто-то у нас даже заикнется, чтобы получить препараты без показаний, он тут же вылетит из команды и получит "черную метку" на всю жизнь.

Как бы там ни было, норвежцам сейчас никакие "черные метки" не грозят. Сундбю спокойно отбыл свою летнюю дисквалификацию и вместе с командой готовится к новому сезону. ВАДА пока не предпринимает никаких конкретных действий, хотя не исключено, что после нажима со стороны финнов и шведов вскоре последует новое расследование.

Жаль только, что российская сторона тут снова в стороне. Несмотря на прямую заинтересованность в том, чтобы вывести норвежцев на чистую воду, в теме с разбирательством с астмой, похоже, не задействованы ни наши врачи, ни спортивные чиновники. Похоже, мы упускаем очередную – и к тому же выгодную для себя – возможность продемонстрировать нетерпимость к допингу и новую ментальность, которых так ждут от нас на Западе.

P.S. Чтобы снизить накал страстей, подчеркнем: статья данная статья подготовлена вовсе не для того, чтобы показать, что допинг употребляют во всем мире. "Раз можно норвежцам, то почему нельзя нам" – совсем не та мораль, которую хотелось бы извлечь из написанного. Нельзя, на самом деле, никому, просто скандинавы, похоже, в свое время изобрели очередной изощренный способ обходить правила. Но в итоге все равно попались. И если какая-то мораль тут уместна, то скорее, что каждый нарушитель рано или поздно будет пойман.

Евгений БЕЛОВ: "СПОРТ ДОЛЖЕН БЫТЬ "ЧИСТЫМ" ДЛЯ ВСЕХ"

Мартин СУНДБЮ (в центре) и Евгений БЕЛОВ (справа). Слева - еще один норвежец Паттер НОРТУГ. Фото AFP
Мартин СУНДБЮ (в центре) и Евгений БЕЛОВ (справа). Слева - еще один норвежец Паттер НОРТУГ. Фото AFP

После дисквалификации Сундбю выигравшим оказался российский лыжник Евгений Белов. Два года назад он стал бронзовым призером многодневки "Тур де Ски", и теперь его третье место превратилось во второе.

– Полученное спустя почти два года серебро "Тур де Ски" теперь имеет для вас какое-то значение?

– Для меня это сейчас неважно. Гонка давно прошла, и уже ничего не вернуть, надо двигаться дальше.

– Вас не удивляет, почему процесс пересмотра результатов в данном случае занял столько времени?

– Мне кажется, это очевидно. Сундбю не хотели дисквалифицировать в разгар прошлого сезона, поэтому ему дали добегать, а летом на два месяца отстранили. Так он не пропустил ни одного старта.

– В связи с этим, как вы относитесь сейчас к норвежским лыжникам и в частности Сундбю?

– Как соперников, я норвежцев уважаю. Но хотелось бы соревноваться в равных условиях. Спорт должен быть одинаково "чистым" для всех.

– Вы выступали с ним вместе на протяжении долгого времени. Видели, чтобы он когда-нибудь использовал небулайзер или страдал от астмы?

– Не видел. На финише падают все, там одинаково плохо всем. Я бы не сказал, чтобы в этом плане он выделялся.

Изабель КНАУТЕ: "ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК БОЛЕН АСТМОЙ, ТО ДОЛЖЕН ЛЕЧИТЬСЯ"

Изабель КНАУТЕ и Александр ЛЕГКОВ. Фото fasterskier.com
Изабель КНАУТЕ и Александр ЛЕГКОВ. Фото fasterskier.com

Немецкий физиотерапевт лыжной сборной России заявила, что спокойно относится к норвежским астматикам.

– Как вы относитесь к тому, что норвежские лыжники использовали противоастматические препараты, будучи здоровыми?

– Я не являюсь врачом и не понимаю разницы между использованием препаратов внутрь или через небулайзер. Единственное, я знаю спортсменов, которые страдали от астмы и не использовали специальных препаратов. Им было действительно очень плохо. Поэтому считаю, что если человек действительно болен, он без вопросов должен эти препараты использовать. Как быть с их применением среди здоровых людей – пусть решают врачи, это не моя профессия.

– В вашей команде, куда входят призеры двух последних многодневок "Тур де Ски" Евгений Белов и Сергей Устюгов, вопрос норвежских астматиков как-то обсуждался?

– Когда мы узнали о дисквалификации Сундбю, конечно, поздравили Женю Белова со вторым местом на "Тур де Ски". Но все это было скорее в шутку, посмеялись и забыли.

– То есть никаких вопросов к Сундбю у вас нет?

– Я хорошо отношусь ко всем норвежским лыжникам. Я помню, два или три года назад на этапе Кубка мира в Куусамо было очень холодно. И видно было, что тому же Сундбю было очень сложно в таких условиях. За день до гонки он даже не пошел на трассу и разминался в зале на велостанке. Сильный кашель, плохое самочувствие – все это не просто так дается...

Придумай мем

Новости