Валерио Пива:
"Игнатьев счастлив работать на Родригеса"

С нового сезона "Катюшей" руководит бывший главный спортивный директор HTС-Highroad Валерио ПИВА. Фото AFP
С нового сезона "Катюшей" руководит бывший главный спортивный директор HTС-Highroad Валерио ПИВА. Фото AFP

ВЕЛОШОССЕ. ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ

Когда в середине прошлого года стало известно, что лучшая на тот момент велогруппа мира HTC-Highroad разваливается по совершенно дикой для команды, одержавшей сотни побед в гонках мирового класса причине - безденежья, ее гонщиков и тренерский состав стали рвать на куски. "Катюше", есть мнение, крупно повезло. С нового сезона российской командой руководит бывший главный спортивный директор HTС-Highroad итальянец Валерио Пива.

Сергей БУТОВ из Сестри-Леванте

ЦЕННОСТИ ДЛЯ "КАТЮШИ"

- Какова ваша история появления в "Катюше"?

- Меня пригласил Андрей Чмиль. Собственно, он приглашал меня еще когда "Катюша" только создавалась, но я был занят. Тогда будущее HTC-Highroad было для всех очевидно. В прошлом году на "Льеж-Бастонь-Льеж" мы снова завели разговор с Андреем. Чмиль хотел многое изменить в команде и искал нового спортивного директора. Я взял паузу - переговоры о спонсорстве моей команды были в разгаре. Потом, когда все прояснилось и на "Тур де Франс" было объявлено, что по окончании сезона я стану безработным, дал согласие возглавить "Катюшу".

- Как вы пережили гибель HTC-Highroad - лучшей на тот момент команды в мире?

- Это правда, но таковы реалии велоспорта. Сегодня у спонсора есть деньги, завтра их нет. Мы живем в плохое экономическое время. Конечно, для меня - человека, по крупицам создававшего ту команду, это был серьезный удар. Теперь я просто рад, что ни один человек из HTC-Highroad не остался без работы. Это тоже, считаю, показатель.

- Вы сказали, что Чмилю хотелось многое изменить в "Катюше". Что конкретно?

- Мы знакомы с Андреем очень давно. Знаю его еще с тех времен, когда он стал непрофессионалом в "Альфа-Люм". Мы оба выступали в Бельгии, помогали друг другу в новой стране. Чмиль был, пожалуй, единственным русским, кто быстро выучил итальянский. Андрею нужны были новые идеи для "Катюши". У меня же было представление о том, какой должна быть команда, которой я руковожу. Видите ли, все 12 лет, что я был профессиональным гонщиком, я работал под началом Джанкарло Феррети - легенды итальянского велоспорта. Я бы даже сказал, что Феррети - это сам итальянский велоспорт. У него все было завязано на дисциплине и командном духе. Какие бы гонщики ни были в его расположении, у него всегда была команда, понимаете? Те же самые ценности я старался культивировать везде, где работал. В том числе в "Катюше".

- Что за ценности?

- Хороший, здоровый дух, командная "химия", содружество людей, влюбленных в свою работу, а не просто одноклубников, получающих в один день в одном месте зарплату. Конечно, это очень сложно. Велосипедная команда - смесь культур, менталитетов, языков. Поэтому первостепенная задача - налаживание коммуникации. С этого мы начали и в "Катюше".

- Получается?

- Мне кажется, уже да. Хотя в начале сезона я был недоволен: ни собой, ни командой. Но она меняется. Появились результаты, хотя дело даже не в них, и не в розовой майке "Джиро". У меня появилось чувство, что гонщикам нравится выступать друг с другом. И когда Михаил Игнатьев говорит, что счастлив работать на Родригеса, - счастлив и я, потому что это именно то состояние, в котором я хотел бы видеть команду всегда.

РОДРИГЕС НА МЕСТЕ КОНТАДОРА

- Вы сказали мне вчера, что не считаете Родригеса главным фаворитом "Джиро". Тогда кого?

- Да, не считаю. Это мое мнение. Хотя верю в то, что он способен выиграть. Кстати, это его мечта - он на днях сам сказал мне об этом. Но надо при этом помнить, что Пурито ни разу еще не заканчивал большой "Тур" в призовой тройке. Поэтому следует немного подождать с фанфарами. У него сильные соперники. Бассо, Скарпони - все они уже побеждали в "Джиро", у них есть этот опыт, а он бесценен. Пурито как-то рассказывал мне, что в прошлом году перед третьей неделей "Джиро" он был двадцатым, а финишировал пятым. И всю третью неделю отвечал на все атаки Контадора, ни разу не уступил. Все это правда. Но разница в том, что лидер нынче он, а не Контадор. Это совершенно разные ощущения: охотиться на лидера и быть объектом охоты. Ему теперь придется вести за собой пелотон, закрывать при этом каждую атаку. Получится ли? Я пока не уверен в этом.

- Я хорошо помню "Тур де Франс"-2010, когда Родригес приехал на финиш разделки с пеной у рта, проиграв победителю целую вечность. Сегодня он в прологе "Джиро" показывает лучшее время среди претендентов на "классифику". Что случилось? Ведь он не стал ни выше ростом, ни больше весить.

- Пурито не специалист в разделках - это даже не обсуждается. Но он не так плох, как это многим казалось. Я спросил его после пролога и командной разделки, где "Катюша" стала второй, почему все вокруг говорили мне, что ты в разделке полный ноль? Выяснилось, что никто и никогда не говорил ему: "Пурито, вот твой велосипед. Он хорош. Он надежен. Езжай и ни о чем не думай". Родригес - не тот человек, который сам про себя все знает. Ему нужно постоянно говорить, что диспозиция хороша, что все идет нормально, что он сильный. А не обсуждать с ним за десять минут до старта, не имеет ли смысл поменять ему переднее колесо. Такие разговоры сразу разрушают его настрой. К тому же Пурито - испанец, давайте об этом не забывать. Разделка - это вообще гонка не для испанцев. Здесь нужны тонкий расчет, полнейший самоконтроль, а не эмоции и экспромт. В разделке побеждают такие, как Канчеллара. Да и новый чемпион мира - Тони Мартин - родом из Германии. Думаю, это неслучайно.

- Когда в "Катюше" появился Меньшов, некоторые посчитали, что это может не понравиться Родригесу.

- Да нет, конечно. Это же вопрос грамотного планирования, ничего более. Я очень доволен, что у нас есть два таких гонщика - невозможно выступать на "Джиро", на "Туре" и на "Вуэльте" одному. Меньшов готовится к "Большой петле", где у нас будут очень серьезные амбиции. На бумаге его шансы смотрятся выше, чем у Родригеса на этой "Джиро". Хотя бы потому, что Меньшов уже выигрывал трехнедельную гонку.

- Вам нравится Меньшов-гонщик?

- Нравится. Знаете, это хорошее состояние для многодневщика - спокойно ждать своего шанса. Если ты Пурито, то от тебя в любой момент можно ожидать ошибки. В понедельник в горе он выпрыгнул из-за спин и понесся в атаку. Вопрос - зачем? Ведь буквально назавтра был этап в Ассизи, просто созданный для него. Там розовая майка фактически сама упала ему в руки.

Меньшов - другой. Меньшов - это контроль. Ожидание, ожидание, ожидание, атака. Так поступают многие чемпионы, которые в нужный момент один раз атакуют, а затем просто контролируют гонку. Денис - классный раздельщик, очень крепкий горняк. Сбалансированный гонщик, с хорошим характером и лидерскими качествами. Мне это стало очевидно, когда мы начали общаться. Сейчас обсуждаем с ним состав "Катюши" на "Тур де Франс".

- Каким его видит Меньшов?

- Он хочет, чтобы ему помогали Трофимов, Гусев, Ворганов. Возможно, еще Брутт и Кучинский - посмотрим, чем закончится для обоих эта "Джиро".

ШОК ОТ ГАЛИМЗЯНОВА

- Когда "Катюша" только появилась и стал известен ее бюджет, многим казалось, что лучший вариант для рекламы команды - заполучить Контадора и Армстронга. Армстронг дал бы команде мировое паблисити, Контадор - результат. Так имело "Катюше" смысл пойти по стопам "Астаны"?

- Знаю, что Чмиль был против этого. Ставку сделали на российских гонщиков, проект был обозначен, как национальный. Другой вопрос, что иметь в команде одних только россиян трудно. В велоспорте немало национальных проектов, но даже в Sky, наравне с Уиггинсом и Кавендишем, на виду другие иностранцы. В Greenedge тоже далеко не полностью австралийский состав. Моя философия заключается в том, чтобы давать дорогу молодым талантам, вне зависимости от их национальности. Многие считают, что в HTC у нас было много денег. Это неправда. Их было значительно меньше, чем в той же "Катюше". Но мы вкладывали в молодежь. И время показало, что мы были правы.

- Так вы не ответили насчет Контадора и Армстронга.

- Лично для меня это плохая идея. Армстронг - великий гонщик, он тот, кто писал историю велоспорта, но для меня загадка, что еще он мог ему дать. И Армстронг, и Контадор - люди, которые приходят в команду со своими "лейтенантами", с личными поварами, массажистами, персональными спортивными директорами. Это не то, на что я согласился бы. Я люблю работать с молодежью, делать из никому не известных парней звезд. Вижу в этом новый имидж мирового велоспорта, у которого в прошлом, насколько я могу судить, было много проблем. Очень много проблем.

- Вам не показалась авантюрой "русская команда" на "Тур де Франс"-2011?

- Сейчас у "Катюши" есть Меньшов, тогда его не было. Не было и другого человека, вокруг которого можно было бы объединить команду, например спринтера мирового класса. Поэтому, возможно, команда посчитала единственным шансом заявить о себе - выставить вариант национальной сборной. Это тоже опыт. С точки зрения рекламы это, кстати, была неплохая идея - много людей говорило о "Катюше". Впрочем, этого недостаточно для того, чтобы выиграть хотя бы этап.

- Вы сказали, что велоспорт спасет ставка на молодежь. Положительная допинг-проба молодого Дениса Галимзянова - шок?

- Да, шок. Первое мое впечатление о Денисе - молодой парень, с чистыми идеями. Он говорит на иностранных языках, был открыт для разговора, в отличие от тех, кто все время отвечает "да" или "нет", такие есть. Нет, Денис был совсем другим, и, когда это случилось, я подумал: "Как такое возможно?!"

Сейчас я вспоминаю наш с ним разговор этой весной, когда он выиграл этап на "Гран-при Сарта". Денис жаловался, что в прошлом сезоне одни гонщики летали, а в этом ничего не могут показать. Видимо, он хотел этим сказать, что они - не чистые. Я тогда прервал Дениса: не верить в свой спорт, не верить в своих коллег - плохо. Это был просто разговор. Но сейчас я понимаю, что это был знак. Мне очень жаль, что я не умею читать чужих мыслей.

Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ