Проклятый "Тур"

Машина французского телевидения отправила Джонни ХУГЕРЛАНДА в колючую проволоку дорожных ограждений. Фото AFP Вчера. Сен-Флур. Травмированный Александр ВИНОКУРОВ сошел с "Тура". Фото REUTERS
Машина французского телевидения отправила Джонни ХУГЕРЛАНДА в колючую проволоку дорожных ограждений. Фото AFP

ВЕЛОШОССЕ
TOUR DE FRANCE

Вчерашний день на "Туре" запомнится огромным количеством падений, в одном из которых казахстанец Александр Винокуров получил перелом бедра. Так для выдающегося гонщика закончилась его последняя в карьере "Большая петля".

Такого количества падений, массовых завалов, тяжелых травм, пролитой крови, сломанных ключиц и страданий на "Тур де Франс" не может вспомнить никто. Первую неделю гонки всем казалось, что на "Туре" творится какая-то чертовщина, которая рано или поздно сойдет на нет. Но началась вторая неделя гонки, а проклятие, кем-то наложенное на пелотон, по-прежнему не снято.

Вот стенограмма того, что происходило вчера. Сначала выбыл из борьбы Павел Брутт, чемпион России-2011 в групповой гонке, - это первая потеря нашей "Катюши" во Франции. Потом фактически на ровном месте упал, уже не первый раз в гонке, Альберто Контадор. Он катил в левом рукаве пелотона и вдруг стал заваливаться в кювет.

За 90 км до финиша случился массовый завал на узкой дороге, где в крутой поворот не вписалась целая группа гонщиков. Часть из них на большой скорости улетела в деревья за ограждением, часть осталась лежать на асфальте. Несколькими минутами спустя из леса под руки в состоянии шока вывели капитана "Астаны" Александра Винокурова. Официальный диагноз будет дан позже, но, по предварительным сообщениям, все более чем серьезно: видимо, у Винокурова сломана бедренная кость и поврежден локоть. Рядом в чувство пытались привести другого претендента на общий зачет бельгийца Юргена Ван ден Брока, в кровь разбившего голову. Американец Дэвид Забриски сломал кисть. Бельгиец Фредерик Виллемс - ключицу.

За 35 км до конца нелепый завал случился едва ли не в самом безопасном месте пелотона - отрыве. Машина французского телевидения, чтобы не задеть дерево, вывернула вправо - и ударила испанца Хуана Антонио Флечу, который, в свою очередь, столкнул на обочину претендента на гороховую майку горного короля голландца Джонни Хугерланда: тот влетел в колючую проволоку дорожного ограждения. Окровавленный голландец закончил гонку в 17 минутах отставания от своих напарников по отрыву, один из которых - француз Томас Воклер - надел желтую майку лидера.

Сергей БУТОВ

Мужская многодневная велогонка "Тур де Франс"

8-й этап. 190 км. 1. Кошта (Португалия, Movistar) - 4:36.46. 2. Жильбер (Бельгия, Omega Pharma-Lotto) - отставание 0.12. 3. Эванс (Австралия, BMC) - 0.15. 4. С. Санчес (Испания, Euskaltel). 5. Велиц (Словакия, HTC-Highroad). 6. Девенинс (Бельгия, Quickstep)… 24. ТРОФИМОВ - у всех то же отставание… 40. ГУСЕВ - 0.50… 42. КАРПЕЦ - то же отставание… 99. КОЛОБНЕВ - 9.38… 109. СИЛИН - 11.07… 111. БРУТТ - то же отставание… 151. ИГНАТЬЕВ - 19.59… 157. ГАЛИМЗЯНОВ… 160. ИСАЙЧЕВ (все - "КАТЮША") - у обоих то же отставание.

9-й этап. 208 км. 1. Л. Санчес (Испания, Rabobank) - 5:27.09. 2. Воклер (Франция, Europcar) - 0.05. 3. Касар (Франция, FDJ) - 0.13. 4. Жильбер - 3.59. 5. Велиц. 6. Эванс… 12. Контадор (Испания, Saxo Bank) - у всех то же отставание… 31. ТРОФИМОВ - 4.30… 39. КАРПЕЦ - 4.35… 42. ГУСЕВ - 4.39… 47. СИЛИН - то же отставание… 91. КОЛОБНЕВ - 9.35… 142. ИГНАТЬЕВ - 21.11… 155. ГАЛИМЗЯНОВ. 156. ИСАЙЧЕВ - у обоих то же отставание. БРУТТ, Винокуров (Казахстан, "Астана") - не финишировали.

Общий зачет. 1. Воклер - 38:35.11. 2. Л. Санчес - 1.49. 3. Эванс - 2.26. 4. Ф. Шлек (Люксембург, Leopard) - 2.29. 5. А. Шлек (Люксембург, Leopard) - 2.37. 6. Мартин (Германия, HTC-Highroad) - 2.38… 16. Контадор - 4.08… 22. КАРПЕЦ - 5.05… 29. ТРОФИМОВ - 5.39… 40. ГУСЕВ - 8.45… 61. СИЛИН - 18.15… 67. КОЛОБНЕВ - 22.15… 149. ГАЛИМЗЯНОВ - 51.38… 152. ИГНАТЬЕВ - 53.19… 177. ИСАЙЧЕВ - 1:11.00.

Зачет по очкам. 1. Жильбер - 217 очков.

Горный король. 1. Хугерланд (Голландия, Vacansoleil) - 22.

Молодой гонщик. 1. Гесинк (Голландия, Rabobank) - 38:39.12… 15. СИЛИН - 14.14.

Командный зачет. 1. Europcar - 115:03.31… 7. "КАТЮША" - 4.40… 14. "Астана" - 10.50.

14 СХОДОВ ИЗ-ЗА ПАДЕНИЙ НА "ТУРЕ"-2011

Гонщик

Страна

Команда

Этап

Юрген ВАН ДЕ ВАЛЛЕ

Бельгия

Omega Pharma Lotto

4

Янез БРАЙКОВИЧ

Словения

RadioShack

5

Иван ВЕЛАСКО

Испания

Euskatel

5

Том БОНЕН

Бельгия

Quick Step

7

Брэдли УИГГИНС

Великобритания

Sky

7

Реми ПОРИОЛЬ

Франция

FDJ

7

Крис ХОРНЕР

США

RadioShack

7

Бенат ИНЧАУСТИ

Испания

Movistar

8

Амец ЧУРРУКА

Испания

Euskatel

9

Павел БРУТТ

Россия

КАТЮША

9

Юрген ВАН ДЕН БРОК

Бельгия

Omega Pharma Lotto

9

Александр ВИНОКУРОВ

Казахстан

Астана

9

Дэвид ЗАБРИСКИ

США

Garmin Cervelo

9

Фредерик ВИЛЛЕМС

Бельгия

Omega Pharma Lotto

9

Знаменитый тренер скептически настроен по поводу шансов "русской команды" на "Тур де Франс".

Александр Кузнецов: "У "Катюши" нет армии - один оркестр"

- Вам интересно смотреть этот "Тур"?

- "Тур" всегда смотреть интересно. Все-таки главная гонка сезона, в которой хорошо видны изменения, происходящие в пелотоне. К тому же на этот раз во Францию приехала полностью российская команда. Конечно, делать выводы по итогам первой недели рановато. Пока что бросается в глаза большое количество завалов, что в определенной степени характеризует "Тур" как соревнование. Жесткая борьба идет на каждом километре дистанции, крайне высокая конкуренция за выбор позиции, все очень плотно. Умножается цена ошибки: от неудачных действий одного гонщика страдают многие.

- Альберто Контадор под расследованием выиграл "Джиро" и теперь едет "Тур". Вам не кажется сама эта ситуация абсурдной?

- Нет. Мне вообще кажется, что не стоит "закапывать" Контадора. Проверки в современном велоспорте идут очень тщательные, и раз не набралось достаточного количества доказательств того, что Контадор использовал запрещенные препараты, раз дело длится уже столько времени, то к присутствию испанца в пелотоне мы должны относиться спокойно. Система биологических паспортов, существующая в профессиональном велоспорте, практически исключает возможность чем-то серьезно злоупотреблять. Я не хочу сейчас ничего говорить про историю с зараженным мясом, на которую ссылается Контадор, у меня просто нет достаточной информации на этот счет. Но тот факт, что он продолжает побеждать, находясь под самым тщательным контролем, может свидетельствовать об объективности и честности его прежних результатов. В обратном случае всем придется признать, что контроль по-прежнему недостаточный.

- Какого калибра гонщик Контадор? С кем его можно сравнить по масштабу: с Индурайном, с Мерксом?

- Не спешил бы с подобными сравнениями. Все же Контадор на орбите не так много времени, как те же Меркс с Индурайном. Большое видится на расстоянии. Да и вообще сравнение велосипедистов разных эпох считаю не совсем корректным. Надо понимать, что контроль тогда и контроль сейчас - принципиально разные вещи. Не так давно мир узнал об EPO, как о запрещенном препарате, а ведь много времени его применение считалось абсолютно нормальным явлением.

Контадор, вне всяких сомнений, спортсмен феноменальный. В велоспорте есть три качества, определяющие класс гонщика: гора, раздел-ка и финиш. Испанец в совершенстве владеет первым и очень здорово - вторым. Учитывая, что гора и финиш сочетаются крайне редко, наличие качеств "гора и разделка" позволяют считать Контадора выдающимся гонщиком.

- Ему по силам выиграть этот "Тур"?

- Думаю, да. У него был сбой в начале гонки, я имею в виду падение на одном из ранних этапов, но в горах, мне кажется, он может со всеми разобраться.

- Даже после "Джиро"?

- Даже после "Джиро". Ничего страшного. Для хорошо подготовленного спортсмена перерыва между "Джиро" и "Туром" вполне достаточно. Раньше в пелотоне были гонщики, которые успешно ехали все три "Гран-тура".

- Многим в России кажется, что "Тур" без Дениса Меньшова - неинтересный "Тур". Вам его отсутствие бьет по глазам?

- Отсутствие Контадора бросилось бы в глаза, но Денис никогда не был первым номером на "Туре". Всегда кого-то преследовал, догонял или просто находился в зоне лидеров. Возможно, для россиян его отсутствие - большая потеря, но не для всех поклонников велоспорта.

- Ваше отношение к "русской команде" на "Тур де Франс"?

- Мне не нравится сама идея. Это напоминает шарахание из стороны в сторону. Причина: нечеткость генеральной линии и отсутствие точного плана развития. Сначала "Катюша" хотела выставить полностью иностранный состав на "Джиро", куда впоследствии добавили двух россиян. Затем было объявлено, что на "Тур" поедут одни россияне. Все это противоречит главной идее, о которой было объявлено при создании команды: дескать, иностранцы станут выкатывать россиян. В действительности этого не происходит.

- Почему?

- Налицо системная ошибка. Команда была создана для развития российского велоспорта, но в действительности она изолирована от российской общественности и специалистов. Фактически команда управляется и обслуживается иностранцами. Наших специалистов там раз-два и обчелся.

- Команда борется во Франции за победы на отдельных этапах. Вы верите в успех?

- Успех возможен только при большой удаче. Остается рассчитывать, что уедет отрыв, в который "Катюше" удастся делегировать своего гонщика, и на то, что этот отрыв по каким-то причинам не будет преследоваться основной группой. Иными словами, шансов не больше, чем в казино. Есть молодой спринтер Галимзянов, но всерьез рассчитывать на то, что Денис опередит во Франции элиту, просто наивно - для этого должно случиться чудо. Но чудеса случаются крайне редко. В этой "Катюше" оркестр заменил армию. То есть армии нет - один оркестр. А сопровождающий команду пиар завышает возможности гонщиков.

Увы, реального профессионального роста у большинства россиян не наблюдается, и это отражается на результатах. Были победы у Брутта в начале сезона, но случились они, надо это признать, в довольно неярких гонках. И все. Не могу пока разделить и восторгов по поводу "Итеры-Катюши", выступающей в более слабом - континентальном - дивизионе. Перед этим сезоном несколько ярких гонщиков из этой команды перешли в "большую" "Катюшу", где тут же затерялись. Все то же самое можно сказать и об ее иностранных гонщиках. По сути, у команды есть один Родригес, который, правда, крайне ограничен в своих возможностях, потому что умеет побеждать только в горе, причем эта гора обязательно должна быть жесткой, максимальной крутой. Какое-то время это умение Родригеса успешно эксплуатировали, но, кроме испанца, побеждать оказалось некому.

Сергей БУТОВ

Материалы других СМИ