29 января 2011, 00:06

Звездные мгновения Виктора Зубкова

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Ростов до последнего времени не считался "баскетбольным" городом, тем не менее он дал нашей стране игрока, который в конце 50-х – начале 60-х годов был в числе самых заметных фигур в советском баскетболе. Речь идет о Викторе Зубкове – одном из лучших центровых в истории СССР.

…Он пришел в спорт довольно поздно. Виктору было уже 15 лет, когда он переступил порог баскетбольной секции ростовского "Буревестника", робко подошел к тренеру Валентине Ивановне Рыбниковой  и сказал, что хотел бы заниматься у нее. Шел 1952 год, высокорослых игроков в советском баскетболе было еще очень мало (и именно отсутствие "гигантов" помешало сборной СССР обыграть американцев на Олимпиаде в Хельсинки), и, глядя на этого худого, совсем не атлетичного вида юношу, тренер отметила про себя в качестве главного достоинства новичка – его рост. "Поздновато начинает, но из него может получиться хороший центровой, если, конечно, не будет лениться на тренировках", - подумала она и приняла Виктора в свою секцию. Она не ошиблась. Парень оказался очень настойчивым и трудолюбивым, тренировался, что называется, до седьмого пота и быстро стал основной ударной силой ростовского "Буревестника", выступавшего в классе "Б". В 1956 году тренер сборной РСФСР Георгий Тихонович Никитин включает 19-летнего Зубкова в состав своей команды, и ростовчанин отлично играет на Спартакиаде народов СССР, где россияне занимают высокое четвертое место.

На молодого, перспективного центрового обращает внимание и старший тренер сборной СССР Степан Суренович Спандарян. Он приглашает Зубкова в главную команду страны, готовящуюся к Олимпийским играм в Мельбурне. Там, в Австралии, Зубков появляется на площадке лишь эпизодически – он еще очень молод для столь ответственного турнира. Но ясно, что пройдет года два-три, и этот парень станет одним из лучших центровых мирового любительского баскетбола. Это понимают многие, в том числе  и великолепный центровой олимпийской сборной США Билл Рассел, которому предстоит стать легендой американского профессионального баскетбола, "суперзвездой" НБА. Рассел дарит Зубкову на память о встрече в далекой Австралии свои кеды, и это – своеобразное напутствие. Это значит, что Рассел  верит:  Виктора ждет блестящее будущее, он оправдает свое имя  и добьется больших побед.

Виктор возвращается из Мельбурна с серебряной медалью и мечтой о медалях золотых. Первую их них он завоюет очень скоро - уже через год, на чемпионате Европы в Софии. Зубков вспоминает, что этот турнир был одним из самых трудных в его жизни. В финале сборная СССР встречалась с хозяевами - командой Болгарии, которая  в ту пору была очень сильна. Тон в ней задавал тандем центровых Мирчев – Радев, бороться с которым было очень нелегко. 40 тысяч зрителей, собравшихся на стадионе имени Василя Левски, неистово поддерживали свою команду. Играть было очень тяжело. Лишь на последних минутах советская команда вырвала победу с разницей в 4 очка. 20-летний Зубков впервые стал чемпионом Европы. В том же 1957 году Виктора призывают в армию, и он, переехав в Москву, начинает играть за команду ЦСКА, которую тренировал тогда  Евгений Алексеев. С  армейским клубом связаны лучшие страницы  баскетбольной жизни Зубкова. Он провел в ЦСКА 9 лет, став за это время восьмикратным чемпионом СССР.  По словам Зубкова, в конце 50-х – начале 60-х годов в ЦСКА сложился уникальный ансамбль игроков, противостоять которому не могла практически ни одна команда страны.  Алачачян, Вольнов, Зубков, Семенов, Бочкарев, Травин, Липсо, Корнеев и их товарищи по команде способны были решить любую поставленную тренером задачу. "Играть с такими партнерами высочайшего класса было одно удовольствие, мы прекрасно понимали друг друга, всегда были нацелены на победу, и это обеспечивало нам успех", - говорит Зубков.

Его "звездным" годом стал 1959-й. Он дважды признавался лучшим центровым. Вначале – на чемпионате мира в Чили, где советская сборная по праву должна была получить золотые медали, но из-за того, что не вышла по политическим мотивам на игру против команды Тайваня, была дисквалифицирована, хотя дважды обыграла бразильцев, ставших официальными чемпионами планеты. Зубков великолепно сыграл и против бразильцев, и против команды США (выступавшей, правда, не в сильнейшем составе), которую сборная СССР буквально разгромила со счетом 72:35. А потом Виктор прекрасно провел чемпионат Европы в Стамбуле и внес большой вклад в успех советской сборной, в пятый раз выигравшей первенство континента. Специалисты и журналисты называют Зубкова лучшим центровым Европы. В жизни Виктора еще будут "звездные" мгновения, но 59-й год больше не повторится. Это был пик.

Итак, ему всего 22 года, а он уже центровой номер один мирового любительского баскетбола. Что же приносило ему успех, какие именно качества отличали его от других игроков его амплуа? Ведь ему часто приходилось бороться и в чемпионатах СССР, и в международных соревнованиях с  соперниками, значительно превосходившими его в росте. Рост самого Зубкова для центрового даже той, далекой от нас поры (полвека назад) был относительно невелик – всего 202 сантиметра. А играл он против Ахтаева (236 см), Круминьша (218 см), Петрова (210 см), Лежавы (210 см), француза Лефевра (218 см), других сильных сверхвысоких центровых из разных стран, которые, казалось, должны были без труда переигрывать Виктора под щитом. Но победителем в этих дуэлях центровых чаще всего оказывался именно Зубков.  Очень прыгучий, легкий, подвижный, хорошо координированный, техничный, даже элегантный, если это слово уместно для двухметрового баскетболиста, Зубков благодаря этим своим достоинствам обыгрывал своих соперников, опережая их на мгновения в борьбе за мяч, опережая в нападении и защите, тем самым компенсируя разницу в росте. Будучи левшой, он и этим доставлял неудобства противникам. Его эффектные "крюки" было очень трудно закрыть. Кроме того, Зубков, наверное, первым из наших центровых стал при атаке нередко отходить от щита и располагаться на линии штрафного броска, уводя за собой своего "опекуна" и тем самым освобождая зону в непосредственной близости от щита для прорыва своих партнеров. Что такое "разыгрывающий центр", показал именно Зубков. Играя вдали от щита, он снабжал точными, острыми пасами своих товарищей по команде, ставя этим в тупик соперников.

В 1960 году Зубков едет в составе сборной СССР на свою вторую Олимпиаду – в Риме – и увозит оттуда, как и из Мельбурна, серебряную медаль. А в 1961 году в Белграде он в третий раз становится чемпионом Европы. С годами к его манере игры, тактическим и техническим приемам соперники приспособились,  и ему стало все труднее использовать свои "плюсы", а вот недостаток роста все чаще сказывается. И все же Виктор остается одним из ведущих игроков и ЦСКА, и сборной СССР. В 1963 году сборная вместе с Зубковым отправляется в Бразилию на очередной чемпионат мира. Виктор мечтает о золотой медали, о победе, которой нашу команду незаслуженно лишили на предыдущем чемпионате. Но этот турнир складывается неудачно для советской команды. Она, проиграв бразильцам и югославам, занимает только третье место. Зубков считает, что во многом в этой неудаче виноват новый тренер сборной Александр Гомельский, и, вернувшись в Москву, Виктор в одном из интервью откровенно говорит об этом. Гомельский разгневан этой критикой своих действий, и отныне путь в сборную СССР для Зубкова закрыт. На чемпионат Европы 1963 года и Олимпийские игры в Токио в 1964 году наша сборная едет уже без Зубкова. Конечно, он тяжело переживал отлучение от сборной, тем более что чувствовал: команде был бы еще полезен. Но Гомельский не собирался менять своего решения. Что ж, Виктору осталось сосредоточиться на выступлениях за свой родной армейский клуб. Он с успехом играл за него до 1966 года, пока не принял решение завершить карьеру игрока. Было ему 29 лет. Конечно, он мог бы поиграть еще 2-3 года, но чувствовал – лучшие годы позади, команду постепенно покидают ветераны, в нее вливается молодежь, пусть покажет себя. Зубков выиграл за годы своей карьеры все, что мог, –  чемпионаты СССР и Европы, Кубок европейских чемпионов, дважды получал олимпийское серебро. Мог ли мечтать об этом 15-летний паренек, робко перешагнувший когда-то порог баскетбольной секции в Ростове?

Расставшись с большим баскетболом, он, выпускник Института физкультуры, стал работать старшим преподавателем  Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева, потом был заместителем начальника кафедры, короткое время проработал тренером в Мозамбике и вновь вернулся в академию. И здесь он не забыл о баскетболе, тренировал  сборную этого учебного заведения, которая под его руководством стала сильнейшей среди военных коллективов. Он проработал в академии до 1994 года, пока, наконец, в звании подполковника не ушел на отдых. Впрочем, отдыхать он не очень любит. Много занимается садоводством, читает, внимательно следит за спортивной жизнью страны, прежде всего баскетбольной. Не пропускает матчи родного ЦСКА, который, правда, по словам Зубкова, мало похож на команду его молодости ("иностранцев много, в наше время обходились без них и тем не менее побеждали"), сам принимал многие годы участие в играх ветеранов. Сейчас, к сожалению, возраст (73 года) дает о себе знать и не позволяет выходить на площадку, но с друзьями-ветеранами  Виктор Алексеевич по-прежнему встречается. Собравшись вместе, они вспоминают давно ушедшие, но незабываемые дни, игры, которые принесли им известность и славу. Когда Зубкова спрашивают о лучших игроках в истории советского баскетбола, он первым  называет имя своего одноклубника Геннадия Вольнова. Выдающимися мастерами Виктор Алексеевич считает  и Отара Коркия, Арменака Алачачяна, Модестаса Паулаускаса, Сергея и Александра Беловых, Арвидаса Сабониса. В Советском Союзе было много прекрасных баскетболистов, говорит Зубков, у нас замечательные традиции, которые надо продолжать. Среди тех, кто закладывал эти традиции и приносил нам радость больших побед, и он, Виктор Зубков, один из лучших центровых в истории советского и европейского баскетбола.

Валерий АСРИЯН

Придумай мем

Новости