13 июля 2016, 18:30

Армейцы решили заработать. ЦСКА изменил философию

Тимур РУСТАМОВ
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Майская победа в Евролиге стала для ЦСКА результатом смены спортивной философии. Теперь на очереди внедрение новых бизнес-идей для завоевания более широкой аудитории.

Российский профессиональный баскетбол давно разделился на две части – ЦСКА и все остальные. В последние годы в элитную компанию клубов Евролиги один за другим стали прорываться и другие наши команды, однако пока армейцы по-прежнему остаются недосягаемыми даже для активно обрастающих мышцами "Химок", "Локомотива" и УНИКСа. Речь и про историю, на которую без зависти смотрит всего несколько клубов континента, и про действующую серию из 14 национальных титулов, и про стабильно завидный бюджет, из которого вытекают космический тренерско-игроцкий состав и собственный чартер.

Было бы странно, если такое вопиющее классовое неравенство не вызывало негодования в массах. За восьмилетний отрезок без побед в Евролиге, который ЦСКА оборвал в Берлине два месяца назад, на свет повылезал целый легион злопыхателей красно-синих. Каждое европейское фиаско москвичей сопровождалось активизацией критиков всех мастей, принимавшихся костерить всех подряд.

КАК В ЛУЧШИХ ДОМАХ НБА

Естественно, в ЦСКА тоже были не в восторге от череды неудач в "Финалах четырех". И чего там только не перепробовали в попытках вернуться на вершину. Тасовали лучших баскетболистов континента так и эдак, возвращали в Москву Андрея Кириленко и Этторе Мессину и, скорее всего, даже неукоснительно соблюдали все актуальные приметы. Не помогало. Тогда летом 2014 года было решено отказаться от формирования команды под девизом "дорого-богато" и перейти на создание коллектива по принципу совместимости и стабильного прогресса – как в лучших домах НБА.

Яркой иллюстрацией смены курса стал неожиданный выбор главного тренера. На место маститого мэтра Мессины пожаловал Димитрис Итудис, чье имя на тот момент было известно лишь в узких кругах. Но при не самом звездном тренере состав по-прежнему изобиловал светилами континентального масштаба, а по ходу сезона в Москву вновь вернулся Кириленко. Не исключено, что этот диссонанс помог собраться клубку причин, по которым первый блин Итудиса с ЦСКА вышел комом.

Однако неудача в мадридском "Финале четырех" не стала для грека роковой, хотя некоторые тогда и делали акцент именно на тренерских ошибках. Менеджмент ЦСКА, в очередной раз оказавшись под мощным прессом общественного мнения, не стал отступать от выбранной стратегии. Примерно два года назад, на первой пресс-конференции Итудиса в статусе рулевого армейцев, президент клуба Андрей Ватутин обратил внимание на то, что ЦСКА больше не живет ради победы любой ценой здесь и сейчас, а нацеливается на долгосрочное развитие.

Руководство клуба изначально верило в Итудиса и его профессиональную эволюцию вместе с командой, и уже на второй год эта вера обернулась титулом Евролиги. Хотя сперва трансферные решения ЦСКА годичной давности тоже вызывали вопросы. Замена Уимза, Кауна и Кириленко на Хиггинса, Фриленда и Курбанова даже близко не выглядела равноценной, и это без учета того, что британец больше лечился, чем играл. Однако снизив количество звезд и подобрав исполнителей, совместимых по характеру, армейцы смогли осчастливить всю баскетбольную Россию.

Точнее, почти всю. Даже за долгожданным европейским триумфом особенно скептически настроенные наблюдатели разглядели повод для критики. Дескать, выиграть один титул, пускай и после стольких попыток, – это, конечно, отрадно. Но чего добился клуб в неспортивной сфере? С таким бюджетом и маркетинговым потенциалом можно и в бизнес-направлении держать пальму первенства. Пока же, согласно данным Единой лиги ВТБ, за счет продажи билетов и атрибутики ЦСКА обеспечивает 0,2 процента своего бюджета. Подавляющую же часть доходов – 67,9 процента – составляют поступления от владельца клуба.

ЦСКА ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЕРВЫМ ВО ВСЕМ

Безусловно, на общем фоне голос профессиональных искателей дегтя в меде был едва различим. Однако теперь впору думать, что те, кто принимают решения в армейском клубе, его услышали. Сегодня ПБК ЦСКА объявил о запуске нового этапа развития коммерческой деятельности. С начала сезона-2016/17 планируется развернуть масштабную программу, направленную на увеличение операционных доходов. Сложно придумать более удачный момент: армейцы находятся на пике спортивного успеха, играют в зрелищный баскетбол, а новый формат Евролиги сулит непрерывный поток увлекательных матчей в "Мегаспорте", который в прошлом сезоне несколько раз собрал больше десяти тысяч зрителей.

Основные реформы, которые призваны помочь ЦСКА выйти на новый уровень работы с аудиторией, – внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), выпуск новой линейки лицензионной сувенирной продукции и открытие дополнительных точек питания на аренах. Также клуб намерен усовершенствовать официальный сайт команды и разработать мобильное приложение.

– ЦСКА должен быть первым во всем: не только на баскетбольной площадке, но и в вопросах управления клуба и работы с болельщиками, – отметил руководитель Администрации Президента РФ и глава Совета ПБК ЦСКА Сергей Иванов. – Новая маркетинговая программа поможет увеличить эффективность в этих сферах. Внедрение CRM поможет выйти на новый уровень взаимодействия со своими поклонниками, а выпуск современной сувенирной продукции, уверен, не только сделает хорошую рекламу ЦСКА, но и увеличит количество армейцев в нашей стране и за ее пределами.

– Улучшения, которые мы в первую очередь предлагаем реализовать, назрели давно, – признался Ватутин. – ЦСКА – современный клуб, который идет в ногу с актуальными тенденциями и делает все, чтобы поклонникам команды было приятно и комфортно болеть за любимых игроков. Сейчас мы сконцентрировались на повышении отдачи для бюджета, составили четкий план, выделив в нем несколько приоритетных направлений. Поставлены сложные задачи, но они реализуемы. Новый этап в развитии нашего клуба стартовал!

Новости