Сергей Базаревич: "Сборной России не хватает такого, как Холден или я"

Сергей БАЗАРЕВИЧ. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Сергей БАЗАРЕВИЧ. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
24

ЕВРОБАСКЕТ-2015

Оценку старту сборной на Евробаскете дал первый россиянин в НБА, обладатель серебряных медалей чемпионатов мира 1990 и 1994 годов, в прошлом сезоне возглавлявший "Локомотив"

– Когда вы написали мне после матча с Финляндией, я был так расстроен, что не мог подобрать слов, – признался Базаревич. – Зачем-то залез в интернет, почитал, что люди пишут… А там – сплошной негатив. Все на нас крест поставили, хотя у сборной еще есть шанс. Было очень обидно.

– Шанс – обыграть Францию?

– Да у хозяев пока ни одной нормальной победы не было! У меня нет уверенности, что они куда-то дойдут. Но дело в другом. Даже если сборная не попадет в плей-офф – это лишь локальная неудача. Трагедия в том, что только от этого и зависит интерес к баскетболу в России. Ведь если сербы или испанцы сейчас не попадут в призеры Евробаскета, на их клубы и сборную по-прежнему будут ходить толпы людей. А нам приходится трястись за то, чтобы не отвернулись последние болельщики. Грустно. Очень надеюсь, что в скором времени закончится бардак в федерации, и она займется фундаментальным вещами: детским баскетболом и привлечением интереса.

– Для вас текущий результат сборной – это шок?

– Контрольных матчей я не видел, но особых иллюзий перед стартом Евробаскета не питал. Хотя надежда присутствовала все равно. Однако с таким составом на что-то экстраординарное рассчитывать тяжело. Поймите меня правильно: в команде собраны квалифицированные исполнители, причем и молодые, и с опытом побед на всех уровнях. Беда в другом: в клубах почти все являются ролевыми игроками, а не лидерами. Весь вопрос и заключался в том, смогут ли они освоить новые рубежи. Некоторые, как Зубков и Хвостов, действительно проявили себя с наилучшей стороны. Но, видимо, этого было недостаточно. Плохое предчувствие возникло, когда произошла история с отчислением и последующим возвращением игроков в ходе сборов. Это ошибка менеджмента, которая наверняка сказалась на командной атмосфере.

– Другими словами, команде не хватило проверенных лидеров?

– Это раз. И понятно, что у нас были проблемы по позициям, например, с центровыми. Плюс, на мой взгляд, с таким составом стоило попробовать атаковать быстрее и защищаться гораздо агрессивнее. Не совсем корректно давать оценку работе коллеги, но, думаю, все знают, что Пашутин – "традиционалист", приверженец позиционного стиля. А ведь именно за счет легких мячей в раннем нападении можно было бы поднять точность попаданий, которая после трех матчей составляет менее 42 процентов. Или, во всяком случае, при том же проценте поднять количество атак.

Неожиданно и то, что сборная слабо смотрится в защите. Причем речь именно об индивидуальной опеке, в которой мы по идее сильны. Два лучших по игре в атаке – Зубков и Воронцевич – проваливаются на своей половине. Наверное, тут сказывается и "физика", и психология. Когда ситуация требует превратиться из того, кто решал узкий спектр задач, в человека, на котором держится нападение, защита часто уходит на второй план или вовсе пропадает. У меня такая история была с Евгением Вороновым в "Динамо". Все знают, что он – оборонительный специалист. Но от него потребовалось нападение – и он вообще перестал защищаться. Похоже, и сейчас мы видим такую же историю.

– Как вам кажется, есть ли помимо Кауна и Мозгова игроки, которые могли бы решить проблему пятого "номера" в сборной?

– У Патеева были все шансы это сделать, ведь по ходу прошлого сезона, особенно в концовке, он смотрелся очень неплохо. Но в сборной он оказался дебютантом в стартовой пятерке. Это громадное давление. И партнеры стягивают на себя не так много внимания, как Райс, Копонен или Попович в "Химках". Не знаю Руслана лично, но мне кажется, что его могло подкосить и поражение в первом матче. После такого бывает тяжело обрести уверенность.

– Не слишком ли рискованно было брать в качестве запасного разыгрывающего Понкрашова, который всего за полгода до Евробаскета получил серьезную травму колена?

– Насколько я знаю, для операции он выбрал именно ту клинику, где ему пообещали, что через полгода он будет в строю. Так что это в первую очередь риск самого Антона. Похвально, что он так рвался в сборную, но, к сожалению, он оказался не готов.

– То, что произошло с Хвостовым, – прорыв?

– Диму я знаю очень давно, несколько лет тренировал его в "Динамо". Сейчас он действительно сделал большой шаг вперед. Он забивает по три дальних броска за матч, причем с потрясающим процентом… Но ошибаться в решающие моменты он так и не перестал. Тут потеря, там умышленный фол – что-нибудь случается в каждой игре. Для полного счастья осталось избавиться от этого.

– Иностранные коллеги все настойчивее намекают на то, что угроза не выйти из группы на втором Евробаскете подряд – это реальный уровень российского баскетбола. А все недавние успехи – заслуга Дэвида Блатта. Вы согласны?

– Ну, сейчас за такие слова меня все тут же проклянут. Достоинств Блатта умалять не хочу, но ведь и ему несказанно повезло. Он долгие годы твердил, что хочет видеть команду с сильной защитой, и в итоге все поверили, что Блатт – специалист по обороне. Хотя, имея в распоряжении оборонительное трио Кириленко – Хряпа – Моня, он вообще мог забыть о защите и сконцентрироваться на атаке. Про таких, как Кириленко, говорят "монстр", рефлексы у него просто нечеловеческие. А Хряпа к тому же развязывал Блатту руки в нападении, поскольку читает игру лучше многих первых "номеров". Так что помимо тренера огромную роль сыграло целое поколение игроков.

– На фоне текущего результата есть хоть какой-то позитив?

– У нас есть квалифицированные игроки. Добавив в сборную несколько человек, которые способны что-то создать индивидуально, можно полностью изменить картину. Говорил это много раз: сборная играет тогда, когда есть лидер с мячом в руках. Ведь для национальной команды это более принципиально, чем для клуба. Здесь у тренера меньше времени, чтобы поставить игру, и роль личности возрастает. Сборная добивалась успехов, когда в ней были лидеры – такие, как я, Вася Карасев и Холден, или созидатели – как Швед. Сейчас не хватило тех, кто мог бы создать. В нынешнем поколении такие есть.

24
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (24)

angy

alvis13... купить, а кто согласится? литовцы будут всегда за Литву играть, уж я сам там жил,знаю, да прибалты не будут у нас играть. А вот поучиться у них, и перенять систему подготовки детей было бы очень полезным. Вижу как здесь ребята играют в Питере и как там, разница в понимании и культуре игры существенна

18:02 9 сентября 2015

angy

Thomas_Boy... да, Бабкову не хватило именно тренерства)

17:58 9 сентября 2015

Black_Knight

Эх, кривит душой Сергей Валерьянович, кривит. На Евробаскете 2009 у Блатта точно также не было Кириленко и Хряпы. И ничего. С 2 поражениями в 6 матчах вышли в 1/4, где в борьбе уступили будущим финалистам из Сербии. Совершенно "зеленый" Мозгов на том турнире прямо на глазах прибавлял. За счет этого результата попали на ЧМ, где также играли без Кириленко. И тоже уверенно вышли в плей-офф, где в 1/4 уступили будущим чемпионам из США.

16:15 9 сентября 2015

Thomas_Boy

А есть сейчас парочка игроков уровня Сабониса и Валтерса?) Мы бы купили...

14:13 9 сентября 2015

easyman

Сборной России,не хватает Сборной Лихтенштейна в группе ,а так все по плану............

12:42 9 сентября 2015

alvis13

mozet lutse kupit parocku litovcev i latisei tipa Sabonisa i Valtersa? Posmotrite tablicu gruppi D.......

12:30 9 сентября 2015

miker65

Я конечно совсем плохо знаю баскет.Но...Про Блатта хрень однозначно.Сравнение с Холденом неуместно. Холден на попорядка умнее, техничнее и характернее Базаревича был. А Пашутин такое впечатление, что зажрался...Ему наверное слишком легко дался переход из игрока в тренеры...Какой он тренер мы наглядно это видим. Хотя игрок был неплохой.

04:36 9 сентября 2015

timson

Эдвард Тич.....это точно совершенно не так. центров сейчас нет совсем)))) высокие мальчики

01:56 9 сентября 2015

timson

angy... да согласен. запарился я

01:55 9 сентября 2015

timson

Thomas_Boy........да блин при Белове))) ты как всегда прав... запарился. он помошником был

01:54 9 сентября 2015

Thomas_Boy

angy ___ Тоже согласен, но тоже отчасти.) При Бабкове, например, троица эта была уже в самом соку и при опыте.

00:22 9 сентября 2015

Thomas_Boy

timson Thomas_Boy---- ну при Еремине все таки были вторыми на ЧМ 94, или это уже не результат Томас... такого лет 20 теперь ждать не приходится)) ____ При Еремине? А не при Белове?)

00:20 9 сентября 2015

angy

Эдвард Тич...в 94 -м михайлов был неплохой центр, все же в Реале играл, Носов конечно феерил при пробитии штрафных)) , Курашов - весьма средний игрок

00:12 9 сентября 2015

Эдвард Тич

timson, и замечу что это было с центровыми уровня даже хуже, чем есть на этом турнире в сборной))

00:06 9 сентября 2015

angy

все же Базаревич прав в одном на все 100 - в сборной должен быть тренер с харизмой, с искрой, без этого сборная не будет играть. Пашутин все же где-то эту искру потерял

00:04 9 сентября 2015

angy

timson... привет, друг)), там был Белов главным

00:02 9 сентября 2015

angy

Thomas_Boy...согласен с тобой, но отчасти- вспомни как раз в сборных Елевича, Еремина трио Киря-Хряпа-Моня и набралось необходимого опыта на различных чемпионатах,Блатт получил уже готовое опытное голодное сочетание, плюс- первый номер Холден, и Саврасенко, Пашутин, Моргунов, Самойленко хоть и в возрасте были, но всяко покласнее любого нынешнего защитники, и конечно заслуга Блатта , что он сумел вдохнуть идею в сборную, и праыильно психологически сыграл на "самоотверженности и самопожертвовании русских" , как он сам сказал, нашел фишку и объединил на этом команду, они все горели, это да

00:01 9 сентября 2015

timson

а Базара все равно менталите американский, смелый он мужик)))).... впрочем невезучий, как игрок и тренер)))....столько концовок в своей карьере завалил своими руками))

00:01 9 сентября 2015

timson

Thomas_Boy---- ну при Еремине все таки были вторыми на ЧМ 94, или это уже не результат Томас... такого лет 20 теперь ждать не приходится))

23:59 8 сентября 2015

Правдоруб-2015

Сборной просто не хватает хороших игроков.

23:57 8 сентября 2015

raver87

Все по делу. Без хаянья сборной. Просто факты и предположения как было бы лучше.

23:23 8 сентября 2015

FINIX

"Сейчас не хватило тех, кто мог бы создать. В нынешнем поколении такие есть". Интересно, кто?

22:46 8 сентября 2015

Thomas_Boy

Что за туфта про Блатта? Елевич с Бабковым тоже имели в распоряжение "оборонительное трио Кириленко – Хряпа – Моня" и ничего не могли добиться. У Еремина вообще была прекрасная по именам команда, а где результат? Результат дал только Блатт.

21:40 8 сентября 2015

горнолыжник из Горно-Алтайска

Ну а что?! Имеет право себе позволить))

21:19 8 сентября 2015