25 августа 2014, 13:00

Антон Понкрашов: "Жаль, моя бабушка этого не видела!"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ-2015. Квалификация.
Группа G. ИТАЛИЯ – РОССИЯ – 68:72

Главный герой поединка с Италией, принесшего сборной России путевку на Евробаскет-2015, в интервью "СЭ" рассказал о фирменном знаке нашей национальной команды

В решающем матче с итальянцами капитан сборной России развеял последние сомнения в правильности своего назначения – если кто-то и в самом деле сомневался. Его 22 очка, 8 передач, 3 подбора и 1 блок-шот действительно впечатляют, но это – всего лишь цифры. А вклад 28-летнего плеймейкера в воскресный успех выражается не только сухой статистикой.

Понкрашов так и не сумел с трех попыток закрепиться в ЦСКА. Нещадно критикуемый за нестабильность, скитался по клубам, пока этим летом не оказался в "Красном Октябре". Но с чем – с чем, а с умением настраиваться на важнейшие матчи проблем у него не было никогда – достаточно вспомнить его феерический выход со скамейки в финале золотого Евробаскета-2007.

Вот и в воскресенье в Кальяри Понкрашов в буквальном смысле заражал партнеров на площадке уверенностью – и команда, в отличие от проигранных поединков со Швейцарией и теми же итальянцами, сохранила холодную голову в концовке. Даже несмотря на катастрофическую реализацию штрафных – 11 из 23 за весь матч, в том числе 4 из 10 в последние три минуты.

– Еще до отъезда на Сардинию вы говорили в интервью "СЭ": "Не вижу причин, по которым мы не можем выиграть в Италии". А когда окончательно поверили в победу?

– Наверное, за четыре секунды до конца (когда Егор Вяльцев забил один штрафной из двух, сделав разницу "+4" в пользу россиян. – Прим. "СЭ"). Хотя, знаете, даже позже. По-настоящему уверенность пришла уже после финальной сирены, когда мы собрались в центральном круге и крикнули "Россия!"

– Особенно понервничать пришлось из-за штрафных, которых за весь матч сборная России реализовала меньше половины – 11 из 23, да и на последних минутах ни разу не забила два из двух, все время оставляя итальянцам надежду. Что за кошмар произошел с этим, казалось бы, простым компонентом?

– Не знаю – усталость, наверное. Как говорил мой первый тренер, штрафные – это состояние души. Ты можешь их тренировать сколько угодно, но все зависит от того, летит у тебя сегодня или нет. Другого объяснения я не нахожу.

– Вместе с тем вы, как настоящий капитан, сегодня продемонстрировали завидные уверенность и хладнокровие. Хотя турнирная ситуация располагала к обратному, вы показали пример всей команде…

– Есть у меня такое свойство организма – концентрироваться на решающие матчи. И дело не в том, что я как капитан должен был показать пример. Просто сегодня "пошло" у одного игрока, завтра у другого – обычное дело. Вот сегодня у меня был удачный день. Пацаны поверили в меня, и это помогало. Случались, конечно, у меня и ошибки (в том числе три промаха за последние полторы минуты основного времени. – Прим. "СЭ"), но никто не предъявлял претензий… А вообще не стоит никого выделять персонально. Как бы ни банально звучало, но это правда: в завоеванной сегодня путевке на Евробаскет – заслуга всей команды. Абсолютно всех игроков.

– Такое ощущение, что сплочение сборной происходило непосредственно по ходу турнира…

– Так и есть. Сначала было ужасное поражение в Швейцарии, потом две хорошие домашние игры и, наконец, блестящий поединок с Италией в гостях. И если кто-то думает, что сегодняшние итальянцы – "проходной" соперник, он ошибается. Это очень серьезная сборная. И победить на ее площадке действительно дорогого стоит.

Мы же прибавляли с каждым матчем, постепенно становились единым организмом – не только баскетбольном плане, но и в жизни. На это нужно время. А у национальной команды, в отличие от клуба, его очень мало. Впрочем, так всегда было.

Да, было тяжело, когда в прессе начали писать, что мы ни на что не годимся, что за два года ни одного серьезного матча не выиграли… Но сейчас это уже не имеет значения. Обыграв Италию и попав на ЧЕ, мы достойно ответили всем скептикам.

– За важнейшим поединком сборной из России можно было следить только по интернет-трансляции. Не обидно?

– Это меня расстраивало и во время Евробаскета-2007, расстраивает и сейчас. Не понимаю, как мы собираемся развивать баскетбол в стране, если мы его не показываем. Это же был самый ответственный матч сборной России! От него зависело: либо мы живем дальше, либо заканчиваем с большим баскетболом на три года. А что делать тем, у кого нет доступа к скоростному интернету, кто живет в маленьких городах? Уверен, если бы канал "Россия-2" организовал трансляцию, она пользовалась бы большой популярностью. Даже моя бабушка, которая живет на даче, хотела бы посмотреть нашу игру с Италией. Жаль, что у нее не было такой возможности.

– Два поражения в концовках намекали на то, что сборной России не хватает хладнокровия и стойкости в решающие моменты. Как удалось не рухнуть под таким грузом ответственности в Кальяри?

– Так ведь все в сборной – взрослые мужики, всё понимали. Либо едем на чемпионат Европы, либо… В общем, отступать было некуда. И мы, несмотря на непонятное порой судейство, выстояли. Показали, что у сборной России есть яйца и что нас рано списали со счетов.

– Лично мне ваша игра на Сардинии отдаленно напомнила финал Евробаскета-2007, когда вы, будучи в сборной России твердым запасным, очень уверенно вошли в игру со скамейки и внесли солидный вклад в завоевание золота. Как вам удается настраиваться именно на самые важные матчи?

– Не знаю! Если бы знал, как вызывать в себе такие эмоции, то, наверное, настраивался так же на каждую игру. На разминке уже чувствовал, что сегодня у меня все будет хорошо. И благодаря этой уверенности не боялся брать игру на себя, где-то даже позволил себе лишнего. Но это не беда. Потому что понимал: если я не возьму на себя ответственность, то кто?

– Особенно эффективно вы взаимодействовали с Мозговым. Получается, ваша старая связка, образовавшаяся 5-6 лет назад во времена совместных выступлений за "Химки", до сих пор жива?

– Так и есть. Мы с Тимофеем хорошо понимаем друг друга – можно сказать, чувствуем. Тем более что и в сборной играем вместе не первый год.

– Как на сборной-2014 сказалось отсутствие ряда ведущих игроков?

– Да никак! Чего голову пеплом посыпать? Делу-то это не поможет. Нужно было побеждать тем составом, который есть. И все понимали, что рассчитывать надо на себя. Ребята были к этому готовы – мы "тупо" брали и работали. А вообще хочу сказать, что у нас гигантская страна, где много хороших баскетболистов, которых хватит не на одну, а на две сборные. У тех же итальянцев, например, не приехал Белинелли – это, конечно, существенная потеря, но по большому счету слабее они не стали.

– После двух пробоин от Швейцарии и Италии было ли в команде традиционное для таких моментов собрание игроков?

– Собрания у нас, безусловно, бывают – и не только сейчас. С 2006 года, когда сборную России возглавил Дэвид Блатт, у нашей команды появилась характерная черта. Важно, когда игроки общаются и вне площадки, налаживают взаимодействия. Когда каждый чувствует ответственность не только за себя, но и за партнеров. У нас в команде все дружны. Эта черта очень важна. При Дэвиде она стала своего рода товарным знаком российской сборной, а сейчас ветераны передают ее молодым. Понимаем, что без этого никак. И сейчас, когда возникла трудная турнирная ситуация, мы знали: нужно просто собраться и выиграть. По-мужски.

Новости