27 июня 2012, 10:14

Заезды на трассе "Нюрбургринг": автодром больше похож на офис

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

"ФОРМУЛА-РЕНО 3.5"

Зоны безопасности на немецкой трассе оборудованы по всем правилам - а зоны для синтеза адреналина, к сожалению, не были предусмотрены проектом.

При упоминании о "Нюрбургринге" первым делом на ум приходит "Нордшляйфе" - "северная петля" немецкой гоночной трассы, являющаяся предметом настоящего культа среди поклонников быстрой езды. По этой "петле" длиной около 20 километров с перепадами высот и самыми разнообразными (в том числе очень коварными) поворотами любой желающий может чуть ли не в любой день проехать за сравнительно небольшую плату практически на любой машине - хоть собственной малолитражке, хоть арендованном у базирующейся по соседству команды гоночном болиде. Не пренебрегают этой возможностью и профессионалы:

- В прошлом году мы ненадолго выбрались на "Нордшляйфе" с Даниэле Рикьярдо, который сейчас выступает в "Формуле-1" за команду "Торо Россо", - вспоминает Антон Небылицкий, пилот выступающей в "Мировой серии Рено" российской команды Team RFR. - Машина тогда нам досталась не самая спортивная - прокатный Fiat Punto. Поэтому имело место скорее развеселое катание ради собственного удовольствия, чем езда в максимально возможном темпе по всем правилам. Тем более что тормоза умерли на первом же круге...

Современные формулы на легендарную трассу давно не пускают из соображений безопасности: уж слишком близко расположены металлические отбойники, а из-за большой длины круга и отсутствия в ряде мест подъездных дорог очень сложно организовать соответствующую современным требованиям систему эвакуации поврежденных машин и медицинской помощи. Поэтому самые престижные соревнования - и немецкая гонка "Формулы-1", и этапы чемпионата DTM, и заезды "Мировой серии Рено" - проводятся на более компактной и более совершенной с точки зрения инфраструктуры т. н. "трассе Гран-при". Пилотам это вроде бы только на руку - изучать и запоминать приходится не сотню поворотов, как на "Нордшляйфе", а всего десяток. Но наряду с целым рядом достоинств у этого, т. н. "нового Нюрбургринга" есть и один серьезный недостаток - он невообразимо скучен.

- Эта трасса не напрягает, - делится своим мнением Антон Небылицкий. - Здесь нет каких-то особо сложных мест, везде есть возможность разъехаться с соперником, физические нагрузки не слишком высоки. Если воспринимать гонки исключительно как работу, а сам автодром - как некий аналог офисного здания, то тут все в порядке: можно продуктивно поработать и добиться хорошего результата, не выворачиваясь наизнанку. Но никаких эмоций трасса не вызывает, и конфигурация у нее банальная.

На сравнительно коротких прямых машина "Формулы-Рено 3.5" не успевает разогнаться до максимальной скорости, а в медленных и среднескоростных поворотах не может в полную силу заработать аэродинамика - а ведь именно она больше всего впечатлила пилотов, когда те сели за руль новой, дебютировавшей в этом году машины Dallara T12. Хотя этот автодром нельзя назвать "плоским", особого эффекта имеющийся перепад высот также не производит из-за примитивной конфигурации - элементарные повороты постоянного радиуса вроде Данлопа и несильно отличающиеся друг от друга "эски" опытные пилоты могут проехать с закрытыми глазами. Да и новичкам в них гораздо проще поддерживать темп лидеров, чем в быстрых поворотах бельгийского Спа (где проходил предыдущий этап "Мировой серии Рено") - там и предел приходится искать дольше, и цена ошибки может быть гораздо выше. Одним словом, на "Нюрбургринге" надо прежде всего правильно настроить машину - пилоту не потребуется много времени, чтобы раскрыть ее потенциал и выжать из болида максимум.

- Если говорить о настройках, то здесь важны два нюанса, - рассказывает Небылицкий. - Первый связан со сравнительно низкими скоростями в поворотах - уровень прижимной силы должен быть не то чтобы максимальным, но ощутимо выше среднего. Второй момент - стабильность машины при т. н. "перекладках", когда в средней части "эсок" (которых здесь по разным подсчетам три или четыре), между левым и правым поворотами приходится достаточно резко - по формульным меркам, конечно, - поворачивать руль, разворачивая машину. В этот момент нагрузка на разные колеса меняется по не самой простой схеме: переносится с одного борта на другой и одновременно - поскольку на прямой водитель нередко успевает нажать на газ - с передней оси на заднюю. Важно с помощью настроек подвески сделать так, чтобы разгрузка соответствующих колес происходила не слишком резко и чтобы даже в разгруженном состоянии они сохраняли определенный уровень сцепления с трассой.

Для пилотов российской команды Team RFR немецкая трасса - не только "скучная", но еще и не особо везучая. Во всяком случае, выигравший два года назад чемпионат Михаил Алешин на "Нюрбургринге" ни разу не финишировал выше третьего места - хотя поул-позишн завоевал здесь с первой попытки, еще в 2006 году. Для Антона Небылицкого одна из двух прошлогодних гонок закончилась финишем в очках, но во второй россиянин стал жертвой непродуманного обгона в исполнении Вальтера Грубмюллера. На главной прямой австриец так близко подъехал к машине соперника, что, выскакивая из воздушного мешка, зацепил носовым обтекателем корпус коробки передач - а поскольку к этому моменту автомобили уже успели разогнаться до приличной скорости, через пару секунд для обоих пилотов заезд закончился ударом о бетонную стену.

Впрочем, сейчас ссылки на невезение - да и на любые другие причины неудач - вряд ли будут рассматриваться и за пределами команды, и внутри коллектива. "Нюрбургринг" в ближайшие выходные примет уже 4-й этап "Мировой серии Renault", и если Team RFR по-прежнему планирует выполнить амбициозные цели, поставленные перед собой в начале сезона, то отступать просто некуда: достойный результат в виде места на подиуме нужен российской "конюшне" прямо сейчас.

Кирилл КАЧНОВ

---

Расписание заездов
- первая квалификация - суббота, 11.50 - 12.20
- первая гонка - суббота, старт в 16.00
- вторая квалификация - воскресенье, 10.50 - 11.20
- вторая гонка - воскресенье, старт в 15.00

Трансляции
- первая гонка (прямая трансляция) - суббота, начало в 16.00 ("Евроспорт 2")
- вторая гонка (прямая трансляция) - воскресенье, начало в 16.00 ("Евроспорт")

Новости