12 апреля 2012, 19:55

Поможет ли Шумахеру воздух, текущий вспять?

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

В ближайший уик-энд состоится "Гран-при Китая", на котором может "выстрелить" смелое техническое решение команды "Мерседес". Но лишь при одном условии - если ее инженерам наконец-то удастся "подружить" свой болид с итальянскими покрышками.

- Трассы, которые проектировал Герман Тильке? Они как фильмы про Бэтмена, - сказал как-то Дэвид Култард, выигравший 13 гонок "Формулы-1". - Называются по-разному, а на деле - одно и то же. Вот сейчас герою придется несладко, а сейчас на горизонте появится девушка, а в конце все будет хорошо... Так и тут: первый поворот обязательно очень крутой, в середине круга наверняка есть пара быстрых поворотов, а на стартовую прямую непременно выводит поворот градусов под девяносто...

Автодром Shanghai International Circuit, спроектированный под руководством Тильке, вроде бы подтверждает правоту шотландца. Все перечисленные Култардом обязательные элементы тут есть. Но ведь при описании того или иного участка необязательно ограничиваться общими словами вроде "быстрый" или "крутой". Если не жалеть словарного запаса, то быстро выяснится: изгибы шанхайской трассы - вовсе не те же самые, что в Бахрейне или в Турции.

Взять хотя бы первый поворот, который гонщики в один голос называют "бесконечным". Затормозив в конце стартовой прямой, "воткнув" четвертую передачу на скорости около 200 км/ч и вроде бы попав на апекс, пилоты отнюдь не начинают разгон. Наоборот, они вынуждены тормозить еще дважды. Поворот становится все круче, и в последней его части приходится опускаться уже до второй передачи. Это если удастся благополучно миновать находящуюся перед самым апексом кочку - одну из самых крупных из тех, что встречаются на трассах "Формулы-1".

Седьмой поворот, куда входят на полном газу на шестой передаче при скорости под 270 км/ч, тоже можно односложно назвать быстрым. А можно процитировать Дженсона Баттона: "На входе в седьмой я набираю побольше воздуха, потому что из-за перегрузок выдохнуть получится только на выходе из девятого". Впрочем, характер SIC (так сокращенно называют автодром, чтобы не путать с двумя другими, расположенными в окрестностях Шанхая) определяется не поворотами - уж больно они тут разномастные.

Главный трассообразующий элемент здесь - прямая. Точнее, три подряд прямых, каждая из которых дает возможности для обгона. Особенно так называемая "задняя" прямая между 13-м и 14-м поворотами. До прошлого года она была самой длинной (1175 м) в календаре "Формулы-1" - пока прямая на трассе в южнокорейском Йонаме не превзошла шанхайскую на каких-то 16 метров. И именно на "задней" китайской прямой пилоты смогут активировать облегчающую обгоны систему DRS.

Именно для увеличения скорости на прямых предназначена хитрая система, придуманная "Мерседесом". В начале сезона она стала чуть ли не главной темой дискуссий в паддоке. Шутка ли: когда болид немецкой команды мчится по прямой с активированной системой DRS, внутри него воздушный поток двигается в противоположном направлении - от хвоста машины к ее носу! Этот поток, поданный под определенным углом на переднее антикрыло, обеспечивает преждевременный срыв основной воздушной волны, несущейся навстречу болиду. В результате снижаются и эффективность работы антикрыла (прижимная сила на прямой все равно не нужна), и аэродинамическое сопротивление. По оценкам экспертов, теоретически это может увеличить скорость автомобиля на 5 км/ч. И шанхайская трасса с ее длинными прямыми - то самое место, где находка Росса Брауна и его подопечных может проявить себя во всем блеске.

"Мерседес" был темной лошадкой на старте сезона. Остался он ей и месяц спустя. Хорошие результаты в квалификации - особенно в Малайзии, где Шумахер проиграл времени поула меньше двух десятых - не помогли добиться успеха в гонках, где пилоты быстро уничтожали шины или никак не могли заставить их нормально работать. Удалось ли выявить проблему и справиться с ней - вопрос открытый. Нико Росберг еще перед гонкой в Малайзии говорил, что не опасается слишком быстрого износа покрышек, - и финишировал в итоге 13-м. В то же время Браун при немногочисленных свидетелях обронил: важную роль могут сыграть... тесты в Мюджелло, запланированные на первые числа мая.

Никаких принципиально важных новых деталей "Мерседес" в Китай, как сообщают осведомленные источники, не везет. Сделать автомобиль менее капризным, а его темп - менее зависимым от характеристик трассы и погодных условий, команда может только с помощью настроек. На первых двух гонках это у нее не получалось. Но, видя длинную прямую автодрома в Шанхае и вспоминая о скрытой внутри немецкого болида сложной системе воздуховодов, многие в паддоке наверняка испытывают тревогу. Давно известно: если уж какое-то творение Брауна однажды выстреливает, то переломить потом ситуацию в свою пользу его соперники не могут как минимум до конца текущего сезона.

Кирилл КАЧНОВ

Новости