28 августа 2010, 02:30

Виталий Петров: "Воздуховод работает"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

 ЧЕМПИОНАТ МИРА

В пятницу в Спа прошли первые свободные тренировки перед "Гран-при Бельгии".

Ефим ШАИНСКИЙ
из Спа

Дворники на лобовом стекле не справлялись с потоками воды. Пару раз приходилось даже заезжать на обочину, дабы переждать непогоду. Порой ливень на какое-то время брал паузу, но не утихал, а ослабевал до обильного дождя. С болью наблюдал, как промокшие до нитки сотрудники многочисленных парковок зазывали автомобили в свои владения, но желающих выйти из машины в пятницу с утра было немного. Теплая влажная "подушка" накрыла Арденнские горы, а заодно и трассу в Спа. Продираясь сквозь стену дождя к автодрому, невольно думал: "Трудно даже на шоссе, а каково гонщикам?"

На главной улице паддока есть местечко, откуда открывается замечательный вид на поворот "О Руж" - в переводе "Красная вода". В четверг туда при первой же возможности телеоператоры тянули пилотов - точка для интервью действительно выигрышная. Но в пятницу до обеда там разлилась огромная лужа, и желания промочить обувь не было ни у кого. Хотя на "Красную воду" посмотреть стоило - ревущие на сумасшедшей скорости болиды оставляли грандиозный шлейф брызг, которые, разумеется, окатывали холодным душем мчавшихся позади пилотов. Картина впечатляла и, признаюсь, щекотала нер-вы. Особенно если вспоминать историю "Красной воды".

Этот поворот как раз в том месте, где трасса пересекает речку О Руж. Перед ним прямая, на которой машины разгоняются до 300 км в час. Но на самом деле "О Руж" - это связка из нескольких виражей. Проблема в том, что при прохождении правого поворота пилот видит перед глазами лишь сплошную асфальтовую стену, а последний левый поворот совершается практически вслепую. У Фернандо Алонсо, например, такие ощущения: "Вы входите в первый поворот на спуске, потом направление движения внезапно меняется, и тут же идет крутой подъем. Из машины выход из поворота не виден, и когда вы поднимаетесь на гребень холма, то еще не знаете, где окажетесь..."

При всей сложности "Красная вода" позволяет классным гонщикам практически не убирать ногу с педали газа - разумеется, если им удается идти по наилучшей траектории. При этом, как говорил Жак Вильнев, нога сама поднимается с педали газа и заставить ее этого не делать очень трудно. Конечно, риск тут велик. В 1985 году Штефан Белофф в 1000-километровой гонке на "Порше" при обгоне на скорости 200 км в час попал в страшную аварию и мгновенно погиб. В 1993-м в ходе свободной тренировки в конце "Красной воды" вылетел с трассы Алессандро Занарди - итальянца так покалечило, что левая половина его туловища долго оставалась парализованной. После гибели в 1994 году Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны конфигурацию многих быстрых поворотов изменили таким образом, чтобы скорость на них несколько ограничить. Это коснулось и "Красной воды", на которой, кстати, вывели надпись: "Айртон, нам тебя не хватает". Правда, уже в следующем сезоне "О Руж" приняла "доперестроечный" вид.

Семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, именно здесь проведший свою дебютную гонку и здесь же годом позже выигравший первый из девяти десятков "Гран-при", всегда говорит, что трассу в Спа любит больше других, а самый любимый ее участок - именно "Красная вода". Основания для этого у знаменитого немца, конечно, есть: побеждал он здесь чаще всех - 6 раз. Кстати, ранее народ заполнял трибуны местного автодрома во многом благодаря именно Шумахеру - от Спа-то всего несколько десятков километров до германской границы. В последние же годы на трибунах огромные прорехи. Да и нынче аншлаг, увы, не ожидается. А раз так, то у организаторов серьезные проблемы. В ходе предварительной продажи удалось реализовать лишь 40 тысяч билетов. А ведь для того, чтобы хоть как-то свести концы с концами, нужно было сбыть 65 тысяч.

Но вернемся к Шуми. Вряд ли проблемы устроителей его любимой гонки Михаэля очень волнуют. Он в Спа, как всегда, улыбчив, не скупится на комплименты. Разумеется, каждое его слово народ жадно ловит. Например, все сейчас активно обсуждают рассказ Шуми о том, как по приезде в Бельгию он послал примирительную эсэмэску Баррикелло, которого на "Хунгароринге" чуть было не раздавил. "Если ты думаешь, что в Будапеште я хотел прижать тебя к стенке, то мне очень жаль. Я этого не желал. И прими поздравления с твоей 300-й гонкой", - писал Михаэль. А еще Шуми отвесил комплимент юному соотечественнику из "Ред Булл" Феттелю, заявив: мол, верит, что тот может стать чемпионом мира. Для этого, считает Шумахер, молодому парню надо лишь чуточку удачи, которой, увы, тому в последнее время не хватало. Михаэль имел в виду определенные технические проблемы болида "Ред Булл", которые в пяти гонках стоили Феттелю потери почти 70 очков. Себастьян на добрые слова главного гоночного авторитета ответил не без юмора, причем в немецком стиле: "Если бы собака не ходила по "большому", она бы кошку поймала". Посмотрим, что поймает Феттель в Спа, но, по мнению специалистов, машина "Ред Булла" не очень подходит для скоростной бельгийской трассы.

* * *

А для "Рено" в Спа своеобразная точка отсчета - первая гонка с воздуховодом. Все в лагере команды только и твердят, как важно его проверить, прочувствовать. Впрочем, в команде Виталия Петрова рассуждают нынче не только о технических новинках. На днях стало известно, что у "Рено" появилось еще два новых спонсора - банки из Швейцарии и Литвы. Этот аспект жизни "Рено" мы затронули в разговоре с Оксаной Косаченко - менеджером Виталия Петрова.

- Насколько важно для "Рено" появление новых спонсоров?

- За команду рада. Очень желаю, чтобы спонсоров становилось все больше. Надеюсь, придут и российские. И тут результаты Виталия в Германии и Венгрии могут сказаться очень позитивно. Европа в августе отдыхала, а в России как раз самая пора для переговоров - хотя бы потому, что формируются рекламные бюджеты. Могу заверить: последние результаты Петрова помогают вести переговоры.

- Как изменилась жизнь Виталия после пятого места в Будапеште?

- Никак. После гонки в Венгрии у него, как и у всех гонщиков, начались каникулы.

- А отношение коллег к нему не изменилось?

- Нет. Вообще, все это рабочие моменты. Виталию требовалось какое-то время, чтобы получше почувствовать команду, машину. Потом еще болид дорабатывали. Думаю, гонка в Будапешете - тот самый случай, когда все удачно сошлось: его состояние, спортивная форма, подготовка машины, состояние команды.

- А в России отношение к Петрову стало другим?

- У нас к нему всегда относились хорошо. Да, болельщики радовались, но, мне кажется, дело тут больше вот в чем: все так долго ждали какого-то позитива, и когда он пришел, народ просто с облегчением выдохнул.

- Что для Виталия в данный момент самое главное?

- Все то же. В этом сезоне он проходит учебу, у него идет процесс адаптации. В принципе мы так и планировали.

- После очков в Хоккенхайме и Будапеште у Петрова, наверное, больше шансов продлить пребывание в "Рено"?

- Я занимаюсь бизнесом, а не гаданием и поэтому не могу сказать, "больше или меньше". Переговоры идут, думаю, как и планировалось, после европейских этапов мы примем окончательное решение по поводу следующего года.

- Какие-то конкретные подвижки есть?

- Да. Но скажу о них только после того, как будет подписан контракт.

- Речь о "Рено"?

- О пребывании Виталия в "Формуле-1".

- И все-таки, какова вероятность, что он останется в "Рено"?

- Когда подпишем контракт, тогда и будет понятно, в какой команде он окажется. Ждать осталось недели три.

- Но надежда, что Петров останется в "Рено", есть?

- Для болельщиков могу сказать: Виталий практически на сто процентов останется в "Формуле-1". Это главное.

- В России отношение к "Формуле-1" меняется?

- Приятно, что смотреть гонки начали люди из бизнес-сообщества. Я изучаю демографический портрет зрителя "Формулы-1" в России. Могу сказать: сейчас болельщиков из среднего класса стало явно больше. Приятно и то, что люди начинают обращать внимание на "Формулу-1" как на некий бизнес-инструмент.

* * *

Во вчерашних тренировках было немало интересного. Об этом поздно вечером мы и поговорили с российским гонщиком, показавшим 17-й и 11-й результаты.

- Воздуховод еще дорабатываем, - начал Виталий. - Пока все нормально.

- В первой сессии вы почти не выезжали...

- Это все воздуховод - работали над ним. Нам потребовалось больше часа, чтобы правильно все настроить. В каждом круге на трассе только и делали, что все проверяли. Надо было в принципе протестировать, работает воздуховод или нет.

- Ну и как?

- Работает.

- В квалификации его используете?

- Обязательно. Даже в дождь.

- Многие закрывают воздуховод ладонью, а вы, похоже, запястьем...

- Тут просто кое-что еще до конца не доделано. Пока, конечно, несколько неудобно - отвлекает. К тому же в некоторых поворотах надо держать руль одной рукой - например, на "О Руж". В субботу будем его зажимать, чтобы проехать в полный газ.

- На мокром полотне воздуховод тоже помогает?

- Конечно. Разница существенная. Особенно на прямых.

- Какую погоду хотели бы в гонке?

- Я в лотерею не играю. Дождь всегда вносит изменения. Что мы можем поделать... Все в равных условиях. Кому повезет больше, кому меньше.

- Говорят, на подсыхающей трассе дождевая резина сильно изнашивается?

- Очень быстро. Поэтому порой надо себя ограничивать, чтобы всю не израсходовать.

- По "Красной воде" ехать волнительно?

- Нет. Проезжал в полный газ. Но не в дождь.

- На что обратите внимание в субботу утром на третьей тренировке?

- Будем работать уже с настройками. Все нужно собрать в единое целое и сделать кое-какие изменения.

- Что скажете по поводу результатов в пятницу?

- На них в принципе можно особенно не обращать внимание. Сегодня 11 пилотов поставили мягкую резину, а мы ездили только на жесткой.

- Какова задача на квалификацию?

- Пробиться в третий сегмент.

- Во второй сессии, когда дождь взял передышку, получилось полностью проверить машину?

- По сухому полотну удалось проехать всего пять кругов. Я пока только пристреливался. Мне надо было понять, как машина ведет себя на этих быстрых поворотах.

Чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". 13-й этап. "Гран-при Бельгии". Спа-Франкоршам. Свободные тренировки. 1-я сессия

1. Алонсо (Испания, Ferrari) - 2.00,797. 2. Хэмилтон (Великобритания, McLaren) - 2.01,567. 3. Кубица (Польша, Renault) - 2.02,081. 4. Феттель (Германия, Red Bull) - 2.02,450. 5. Сутиль (Германия, Force India) - 2.02,646. 6. Баттон (Великобритания, McLaren) - 2.02,913. 7. Уэббер (Австралия, Red Bull) - 2.02,926. 8. Кобаяси (Япония, Sauber) - 2.03,401. 9. Баррикелло (Бразилия, Williams) - 2.03,424. 10. Шумахер (Германия, Mercedes) - 2.03,489. 11. Масса (Бразилия, Ferrari) - 2.03,601. 12. Хюлькенберг (Германия, Williams) - 2.03,649. 13. Росберг (Германия, Mercedes) - 2.03,654. 14. Де Ла Роса (Испания, Sauber) - 2.03,851. 15. Лиуцци (Италия, Force India) - 2.04,145. 16. Альгерсуари (Испания, Toro Rosso) - 2.04,250. 17. ПЕТРОВ (Renault) - 2.04,690. 18. Буеми (Швейцария, Toro Rosso ) - 2.05,680. 19. Глок (Германия, Virgin) - 2.05,697. 20. Ди Грасси (Бразилия, Virgin) - 2.06,695. 21. Трулли (италия, Lotus) - 2.07,189. 22. Сенна (Бразилия, HRT) - 2.07,737. 23. Ковалайнен (Финляндия, Lotus) - 2.07,955. 24. Ямамото (Япония, HRT) - 2.10,507. 2-я сессия. 1. Алонсо - 1.49,032. 2. Сутиль - 1.49,157. 3. Хэмилтон - 1.49,248. 4. Кубица - 1.49,282. 5. Масса - 1.49,588. 6. Феттель - 1.49,689. 7. Баттон - 1.49,755. 8. Де Ла Роса - 1.50,081. 9. Баррикелло - 1.50,128. 10. Кобаяси - 1.50,200. 11. ПЕТРОВ - 1.50,251. 12. Шумахер - 1.50,341. 13. Росберг - 1.50,382. 14. Альгерсуари - 1.50,682. 15. Хюлькенберг - 1.50,831. 16. Лиуцци - 1.51,520. 17. Буеми - 1.51,523. 18. Уэббер - 1.51,636. 19. Ковалайнен - 1.51,480. 20. Трулли - 1.53,639. 21. Ди Грасси - 1.54,325. 22. Сенна - 1.55,751. 23. Ямамото - 1.56,039. 24. Глок - 2.03,179.

 ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ Автодром - CIRCUIT DE SPA-FRANCORCHAMPS

ПОДИУМЫ С 2000 ГОДА

Год

1-е место

2-е место

3-е место

2000

Мика ХАККИНЕН McLaren

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Ральф ШУМАХЕР Williams

2001

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Дэвид КУЛТХАРД McLaren

Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА Benetton

2002

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari

Хуан Пабло МОНТОЙЯ Williams

2004

Кими РАЙККОНЕН McLaren

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari

2005

Кими РАЙККОНЕН McLaren

Фернандо АЛОНСО Renault

Дженсон БАТТОН BAR

2007

Кими РАЙККОНЕН Ferrari

Фелипе МАССА Ferrari

Фернандо АЛОНСО McLaren

2008

Фелипе МАССА Ferrari

Ник ХАЙДФЕЛЬД BMW

Льюис ХЭМИЛТОН McLaren

2009

Кими РАЙККОНЕН Ferrari

Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА Force India

Себастьян ФЕТТЕЛЬ Red Bull

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2010

Пилот

Команда

Очки

1. Марк УЕББЕР

Red Bull

161

2. Льюис ХЭМИЛТОН

McLaren

157

3. Себастьян ФЕТТЕЛЬ

Red Bull

151

4. Дженсон БАТТОН

McLaren

147

5. Фернандо АЛОНСО

Ferrari

141

6. Фелипе МАССА

Ferrari

97

7. Нико РОСБЕРГ

Mercedes GP

94

8. Роберт КУБИЦА

Renault

89

9. Михаэль ШУМАХЕР

Mercedes GP

38

10. Адриан СУТИЛЬ

Force India

35

11. Рубенс БАРРИКЕЛЛО

Williams

30

12. Виталий ПЕТРОВ

Renault

17

13. Камуи КОБАЯСИ

BMW Sauber

17

14. Витантонио ЛИУЦЦИ

Force India

12

15. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ

Williams

10

16. Себастьен БУЕМИ

Toro Rosso

7

17. Педро ДЕ ЛА РОСА

BMW Sauber

6

18. Хайме АЛЬГЕРСУАРИ

Toro Rosso

3

 КУБОК КОНСТРУКТОРОВ

Команда

Очки

1. RED BULL

312

2. MCLAREN

304

3. FERRARI

238

4. MERCEDES GP

132

5. RENAULT

106

6. FORCE INDIA

47

7. WILLIAMS

40

8. BMW SAUBER

23

9. TORO ROSSO

10

CIRCUIT DE SPA-FRANCORCHAMPS: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

? В воскресенье состоится 55-й "Гран-при Бельгии".

? Впервые "Гран-при" на трассе в Спа был проведен в1925 году. Тогда выиграл Антонио Аскари - отец будущего 2-кратного чемпиона мира в классе "Формула-1" Альберто Аскари (1952 и 1953). После своего триумфа в Бельгии Аскари-старший разбился на следующем этапе во Франции.

? В первой гонке "Формулы-1" в Бельгии 18 июня 1950 года победу одержал аргентинец Хуан Мануэль Фанхио на Alfa Romeo.

? "Гран-при Бельгии" 42 раза проводился в Спа, 10 - в Зольдере, а дважды гонку принимал автодром Нивелль. Окончательно этап перебрался в Спа в 1985 году.

? Переносы "Гран-при" на другие автодромы были вызваны серьезнейшими авариями, произошедшими в Спа. На 19-м круге гонки 1960 года погиб британец Крис Бристоу, а на 24-м - его соотечественник Алан Стэйси, в чей шлем врезалась птица. Кроме них пострадали Майк Тэйлор (врезался в дерево во время тренировочного заезда) и Стирлинг Мосс (перелом обеих ног). В 1966 году легендарный Джеки Стюарт врезался в сельский дом, в результате чего получил множественные переломы ребер и рук. Ну а в Зольдере в 1982 году погиб канадец Жиль Вильнев.

? Трасса в Спа является самой длинной в календаре чемпионата мира-2010. Протяженность одного круга составляет 7004 метра, а их общее количество - 44 (308,052 километра).

? Трасса насчитывает 19 поворотов (10 правых и 9 левых). Перепад высот составляет около 180 метров, максимальная скорость - около 310 км/ч. Переключение скоростей на одном круге в Спа происходит приблизительно 52 раза. Вместимость трибун - 70 000.

? В XXI веке "Гран-при Бельгии" не проводился дважды: в 2003 году - из-за запрета на рекламу табачных изделий, в 2006-м - из-за разногласий между оргкомитетом гонки и обладателями коммерческих прав на "Формулу-1".

? Быстрейший круг в квалификации на новейшей конфигурации трассы 15 сентября 2007 года показал финн Кими Райкконен - 1.45,994. В самой гонке быстрейшим было время, показанное 30 августа прошлого года Себастьяном Феттелем на 38-м круге, - 1.47,263 (со средней скоростью 235,071 км/ч).

? Чаще остальных в Спа побеждал немец Михаэль Шумахер - 6 раз. Пять побед у француза Алена Проста, по четыре - у шотландца Джима Кларка и Райкконена.

? 12 раз первыми становились пилоты Ferrari, 10 - McLaren.

? Поул-позишн по четыре раза завоевывали Фанхио и бразилец Айртон Сенна.

? Среди конструкторов лидерство пока удерживает McLaren (10). У Ferrari - 9.

? Быстрейший круг чаще всего показывал Сенна (6 раз), а среди команд - Ferrari (13).

? На подиум в Спа чаще остальных поднимался Шумахер-старший - 9 раз. Семь пьедесталов у Проста, 6 - у Сенны, 5 - у новозеландца Брюса Макларена.

? Среди конструкторов по этому показателю лидирует Ferrari (35). Следом расположились пилоты McLaren (22) и Williams (12).

? С первого ряда по шесть раз стартовали Прост, Сенна и Фанхио.

? Больше всех очков в Спа добыл Шумахер (80). Всего в очках на этом автодроме финишировали 105 пилотов из 38 команд.

? Самой успешной командой в Спа остается Ferrari - 270 очков. У McLaren - 188 очков, у Williams - 109.

? Свою первую победу в "Формуле-1" команда Jordan одержала в Бельгии в 1998 году (Дэмон Хилл). Тогда же эта команда единственный раз в своей истории сделала дубль (вторым финишировал Ральф Шумахер).

? Хет-трики (поул-позишн+победа в гонке+быстрейший круг) удавалось сделать Аскари (1952), Фанхио (1954), Джону Сертизу (1966) и Михаэлю Шумахеру (2002).

? Шумахер-старший дебютировал в гонках класса "Формула-1" именно в Бельгии - 25 августа 1991 года. Год спустя он впервые в карьере одержал победу в "Больших призах" именно в Спа. А 1-е место 2 сентября 2001 года на этом же автодроме позволило немцу побить рекорд Проста по количеству выигрышей в истории "Формулы-1" (52 против 51). Сейчас у немца 91 победа.

? Четыре года подряд в Бельгии первенствовали только Кларк (1962 - 1965) и Сенна (1988 - 1991).

? В 1966 году в Спа финишировали лишь 5 гонщиков из 15 стартовавших (еще 5 пилотов не смогли выйти на старт после квалификации). Меньшее количество финишировавших в истории "Формулы-1" было зафиксировано лишь дважды и оба раза в Монако: в 1996 году до финиша добрались только 3 пилота, а в 1966-м - четверо.

? Испанец Фернандо Алонсо впервые сошел на первом же круге в 2001 году в Бельгии (коробка передач).

? Свой первый поул-позишн бразилец Рубенс Баррикелло завоевал в 1994 году в Спа.

? В 2008 году Льюис Хэмилтон в 20-й раз поднялся на подиум именно в Спа. Завтра он может завоевать призовое место в 30-й раз.

? "Гран-при Бельгии" является для бразильца Фелипе Массы единственным, где он побеждал (2008), но при этом ни разу не завоевывал поул-позишн.

? Шумахер-старший свой первый быстрейший круг показал в Бельгии в 1992 году. Тогда же он впервые в карьере захватил лидерство в гонке - 11 кругов, или 77 километров. Кстати, первый сход у немца тоже произошел в Спа (1991 год).

? Свой первый в карьере сход немец Себастьян Феттель был вынужден совершить в Спа в 2007 году (на 8-м круге из-за отказа рулевого управления).

 Антон СЫЧЕВ

Придумай мем

Новости