11 июня 2010, 02:50

Свидание со "Стеной чемпионов"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЧМ-2010

В пятницу в Монреале стартует очередной этап чемпионата мира-2010 - "Гран-при Канады".

Наконец-то караван "Больших призов" возвращается в Монреаль! Отсутствие этой гонки в календаре сезона-2009 заметно обеднило чемпионат, ведь автодром имени Жиля Вильнева, расположенный на острове посередине реки Святого Лаврентия, всегда был местом красочных и напряженных сражений. Имеющая не самую обычную для нынешней "Формулы-1" конфигурацию, эта трасса обладает и не самыми обычными характеристиками, которые и обеспечивают публике желаемое зрелище.

Есть и еще один фактор, несомненно влияющий на все происходящее здесь. Моряки говорят - как корабль назовешь, так он и поплывет. Автодром в Монреале с 1982 года носит имя одного из самых ярких, противоречивых, безумных и любимых публикой пилотов Жиля Вильнева, погибшего в 1982-м на последнем круге квалификации перед "Гран-при Бельгии". Именно невероятный, харизматичный, быстрый и непримиримый Жиль был первым победителем "Гран-при Канады" после того, как в 1978-м он переехал в Монреаль.

С тех пор неукротимый дух Вильнева словно витает над этим местом, вдохновляя пилотов на создание настоящих шедевров гоночного искусства. Вспомнить хотя бы первую и единственную в карьере победу в Монреале-95 француза Жана Алези на "Феррари". Удивительная была гонка, эмоциональная, насыщенная событиями. Обаятельный, быстрый, но страшно невезучий Жан вышел в лидеры после того, как на "Бенеттоне" Михаэля Шумахера начались проблемы с электрикой, а Дэймон Хилл на "Уильямсе" сошел из-за отказа гидравлики. Трибуны приветствовали француза стоя, ведь он пилотировал алый болид под номером 27 - магическое сочетание для Канады. Под этим номером на "Феррари" выступал Жиль Вильнев. На круге почета у Алези закончилось топливо, и болид остановился на трассе, и к подиуму француза подвозил Шумахер на своем "Бенеттоне". Это фото потом облетело все издания мира, а "Гран-при Канады"-95 и победа на нем Жана Алези были признаны фанатами "Больших прихов" самыми яркими и эмоциональными.

В 1999-м отбойник в последнем повороте трассы приобрел имя собственное. Отныне это место называют "Стеной чемпионов", потому что в той незабываемой гонке свои болиды в этом месте убили Михаэль Шумахер, Дэймон Хилл и Жак Вильнев. Это место и по сей день остается самым опасным поворотом автодрома!

С каким настроением "Формула-1" возвращается в Канаду? С очень хорошим. Да, наверное в этот раз не будет традиционного заплыва на плотах, связанных из отработанных покрышек, которым славился канадский "Гран-при" в прежние годы. "Формула-1" стала слишком серьезной, да и покрышки нынче в большей цене, чем были раньше, но атмосфера здесь по-прежнему теплая.

"Жители Монреаля действительно любят свою гонку всем сердцем, поэтому приезжать сюда - особое удовольствие, - сказал босс "Макларена" Мартин Уитмарш. - Атмосфера всегда потрясающая! А если учесть, что трасса сама по себе очень быстрая и очень коварная, то это сочетание - самый лучший рецепт для создания захватывающих, непредсказуемых и боевых гонок".

"Свою первую гонку в "Формуле-1" я выиграл именно в Монреале в 2007-м, - сказал чемпион мира-2008 Льюис Хэмилтон. - Так что не спрашивайте, с каким настроением я еду туда сейчас. Я очень люблю эту трассу, она требовательна и не прощает даже мелких ошибок, поэтому Монреаль именно то место, где гонщик может доказать, в том числе себе, чего он на самом деле стоит".

"Знаете, есть что-то судьбоносное в том, что в Монреаль мы возвращаемся в год, когда "Формула-1" проводит один из самых своих захватывающих и интересных чемпионатов, - сказал чемпион мира-2009 Дженсон Баттон. - Мы все любим этот город и этот автодром, и здорово, что снова можем здесь гоняться!"

Так уж вышло, что действующим победителем "Гран-при Канады" в Монреаль приезжает не кто-нибудь, а напарник нашего Виталия Петрова по "Рено" поляк Роберт Кубица. Именно он за рулем БМВ выиграл здесь в 2008-м, а за год до своей победы стал участником страшнейшей аварии, лишь чудом закончившейся благополучно. От очередного визита сюда Роберт ждет хорошего результата. По его мнению, характеристики "Рено" позволят успешно справиться с сочетанием медленных поворотов и суперскоростных прямых.

Для Петрова автодром имени Жиля Вильнева - это своего рода терра инкогнита. "Никогда раньше не был в Канаде, - сказал Петров. - Поэтому прежде, чем ставить перед собой какие-то цели, я должен сесть за руль и проехаться в пятницу по трассе на свободных тренировках. Ощутить ее воочию. Думаю, что для нашей R30 она подходит, потому что здесь большие зоны торможения, изобилие шикан, а "Рено" очень легка в управлении и хорошо справляется с высокими поребриками. Постараюсь сделать то же, что удалось в Турции, то есть попасть в третью фазу квалификации, а там посмотрим".

Стоит отметить, что на остров Нотр-Дам на реке Святого Лаврентия "Формула-1" приезжает в благостном расположении духа еще и потому, что в ней - еще до середины сезона! - урегулированы все самые болезненные и тревожные вопросы. А именно - зафиксированы рабочие места во всех ведущих гоночных командах. Ведь именно страсти на рынке пилотов обычно добавляют головной боли командам и гонщикам.

Напомним, что неделю назад "Ред Булл" объявил о продлении контракта с Марком Уэббером. А вчера и "Феррари" сняла мучивший многих вопрос о том, кто будет напарником двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо. Скудерия до 2012 года продлила соглашение с вице-чемпионом мира-2008 Фелипе Массой. Это значит, что Уэббер и Кубица (их обоих усиленно сватали в Скудерию) ближайшие два года могут ни о чем не беспокоиться. Как, впрочем, и чемпион мира-2007 Кими Райкконен, который в этом году выступает в раллийном чемпионате мира. Финну, как ни жаль это признавать, в "Формулу-1" возвращаться просто некуда, ведь он твердо заявил, что его интересует только возможность выступать за команду, способную вести борьбу на высшем уровне. Таковых не так много, да и места в них на сезон-2011 забронированы.

Ольга ЛИНДЕ

ГРАН-ПРИ КАНАДЫ

Автодром - CIRCUIT GILLES VILLENEUVE

ПОДИУМЫ С 2000 ГОДА

Год

1-е место

2-е место

3-е место

2000

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari

Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА Benetton

2001

Ральф ШУМАХЕР Williams-BMW

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Мика ХАККИНЕН McLaren-Mercedes

2002

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Дэвид КУЛТХАРД McLaren-Mercedes

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari

2003

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Ральф ШУМАХЕР Williams-BMW

Хуан Пабло МОНТОЙЯ Williams-BMW

2004

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari

Дженсон БАТТОН BAR-Honda

2005

Кими РАЙККОНЕН McLaren-Mercedes

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari

2006

Фернандо АЛОНСО Renault

Михаэль ШУМАХЕР Ferrari

Кими РАЙККОНЕН McLaren-Mercedes

2007

Льюис ХЭМИЛТОН McLaren-Mercedes

Ник ХАЙДФЕЛЬД BMW-Sauber

Алекс ВУРЦ Williams-Toyota

2008

Роберт КУБИЦА BMW-Sauber

Ник ХАЙДФЕЛЬД BMW-Sauber

Дэвид КУЛТХАРД Red Bull

CIRCUIT GILLES VILLENEUVE:
ЦИФРЫ И ФАКТЫ

"Гран-при Канады" состоится в 41-й раз. При этом на автодроме Circuit Gilles Villeneuve прошла большая часть гонок - нынешняя станет 31-й. Также 8 раз "Гран-при" проводился в Торонто (Mosport Park) и дважды в том же Монреале, но в другом месте (Mont-Tremblant).

Трасса названа в честь канадского гонщика Жиля Вильнева в 1982 году после того, как первый победитель Монреаля погиб 8 мая в квалификации перед гонкой в Бельгии. А до этого она носила название Остров Нотр-Дам, так как построена на искусственном острове на реке Святого Лаврентия.

Трасса протяженностью 305,270 километра (70 кругов по 4361 м) спроектирована Роджером Пайетом и открыта в сентябре 1978 года - менее чем за месяц до первого "Гран-при" 8 октября 1978 года. Она насчитывает 15 поворотов (9 - правых и 6 - левых). Максимальная скорость - 325 км/ч, а вместимость трибун - около 100 000 зрителей.

Конфигурация гоночного полотна незначительно менялась 7 раз, но на скоростном характере трассы это не сказалось.

Из-за большого расхода топлива на "Гран-при Канады" команды обычно используют тактику трех пит-стопов.

В 1982 году итальянский пилот Риккардо Палетти из команды Osella врезался на стартовой прямой в машину Дидье Пирони и от полученных травм скончался в больнице.

2 июня 1991 года лидировавший по ходу всей гонки и имевший огромный запас перед преследователями британец Найджел Мэнселл на последнем круге стал праздновать победу, приветствовать публику и сбросил скорость так, что его болид заглох. Победу тогда (последнюю в своей карьере) одержал бразилец Нельсон Пике, а сам Мэнселл был классифицирован лишь шестым.

На выходе из последней шиканы находится печально известная "Стена чемпионов". Такое название она получила в 1999 году, когда по очереди в нее врезались сразу три пилота, имевших титул чемпиона мира: британец Дэймон Хилл (14-й круг), немец Михаэль Шумахер (29-й) и канадец Жак Вильнев (34-й).

15 июня 1997 года гонка была остановлена на 54-м кругу из-за аварии, в которую угодил француз Оливье Панис (тогда пилот сломал обе ноги).

13 июня 2004 года из-за несоответствия техническому регламенту (воздухозаборники) были дисквалифицированы сразу четыре болида (по два Williams-BMW и Toyota).

В той же гонке бразилец Рубенс Баррикелло показал быстрейший круг для последней конфигурации трассы - 1.13,622 (68-й со средней скоростью 213,246 км/ч). Рекордом квалификации с 2004 года владеет Ральф Шумахер - 1.12,275.

Лишь 5 раз в истории "Формулы-1" первое и второе место в гонке совместно завоевывали братья Шумахер. Причем в Канаде им это удавалось дважды - в 2001 году (тогда единственный раз Ральф был первым в очном споре) и в 2003-м. Кроме того, семейные дубли они оформляли во Франции-2001, Бразилии-2002 и Японии-2004.

Чаще остальных в Монреале побеждал Шумахер-старший (7 раз). 3 победы у Пике, по две - у Айртона Сенны и Алана Джоунса. Всего же 20 пилотам удавалось выиграть на "Гран-при Канады".

Среди конструкторов лидерство у Ferrari - 10 побед (у Williams - 7, у McLaren - 6).

Поул-позишн также чаще остальных завоевывал Михаэль Шумахер - 6 раз. Трижды первым в квалификации оказывался финн Кими Райкконен. А вот среди конструкторов лидерство по этому показателю за Williams (8 поулов).

Шумахер-старший может похвастать четырьмя быстрейшими кругами на Circuit Gilles Villeneuve. У конструкторов с 9-ю лидирует McLaren.

12 раз на подиум поднимался Михаэль Шумахер. По 5 раз в первой тройке финишировали Жан Алези, Баррикелло, Пике и Ален Прост. В командном зачете нет равных пилотам Ferrari (27 призовых мест).

С передней линии чаще всех гонку начинал "Красный барон" - 8 раз. Он же лидирует и по общему количеству набранных на этом автодроме очков (106 против 46 у ближайшего преследователя Пике). В монреальском Кубке конструкторов первое место занимает Ferrari (218 очков). Более 100 баллов также набрали Williams (146) и McLaren (144).

Хет-трики (поул+победа+быстрейший круг) на этой трассе делали Джоунс (1979), Пике (1984), Сенна (1988) и Михаэль Шумахер (1994).

Баррикелло - самый опытный на этой трассе из пилотов чемпионата мира-2010. Для него это будет уже 17-я гонка в Канаде.

В 2004 году "Гран-при Канады" стал дебютным для немца Тимо Глока. Тогда же он набрал и свои первые 2 очка. Любопытно, что в следующий раз он финишировал в очковой зоне тоже в Канаде - в 2008 году (5 баллов).

Британец Льюис Хэмилтон принял участие лишь в двух "Гран-при Канады", однако в обеих гонках стартовал с поул-позишн (в 2007 году - впервые в карьере). Именно в Монреале-2007 Хэмилтон одержал свою первую победу в "Формуле-1".

Единственную свою победу поляк Роберт Кубица одержал в 2008 году в Канаде.

Если Шумахер-старший пробьется в тройку, то установит личный рекорд - 13 подиумов в Канаде. По 12 у него также в Испании и Сан-Марино.

Антон СЫЧЕВ

Придумай мем

Новости