22 мая 2010, 00:15

Как стать менеджером пилота "Формулы-1"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

О профессии спортивного менеджера сейчас мечтают многие. Звонят в редакцию "СЭ", спрашивают: "Кто обучает, сколько стоит?" Министерство нашего родного образования, связанное подлинно братскими узами с не самой последней спортивной игрой - футболом, предлагать желающим широкую палитру образовательных возможностей не спешит. А менеджменту в отдельных видах спорта, полагаю, невозможно научиться даже за рубежом.

Один из таких "закрытых" видов - "Формула-1". По крайней мере в части, касающейся персональной поддержки пилотов "Больших призов". Их ведь всего 24, этих избранных, так что открывать факультет или курсы для личных опекунов гонщиков - морока та еще.

Однако сама профессия менеджера формулического пилота существует. Есть ее представитель и в нашей стране. Точнее, представительница. Работы у нее сейчас невпроворот: подопечный вовсю бьется за признание на главных трассах мира. И все же время для встречи с корреспондентом "СЭ" и рассказа о себе ужасно занятая формулическая леди уделила.

Знакомьтесь: Оксана Косаченко, менеджер российского пилота "Больших призов" Виталия Петрова.

Из моды в гонки

- По месту рождения я москвичка, вся семья - хирурги. По образованию филолог, закончила МГУ. Знаю итальянский, испанский, французский. Английский сам пришел. После университета проработала два месяца преподавателем французского. Ну что вы, не в школе. В школу люди после МГУ обычно не идут. В МГИМО.

Было это очень коротенько, повторяю. Потом - ЦК ВЛКСМ, международный отдел. В то время комсомол начал разрушаться, сыпаться, возможность самореализоваться сошла на нет. Случайное знакомство помогло найти непродолжительную работу в Великобритании, оттуда вернулась в правительство Москвы. Вот там я проработала долго. Хотя с автоспортом не была связана абсолютно. Являлась персональным помощником главы АФК "Система" Владимира Евтушенкова по международным вопросам.

В 1993 мы создали свое рекламное агентство. И снова не связанное с автомобилями - занимались телевидением и модой. Делали ресторанную рубрику, fashion-показы на разных каналах. Собственно, в моде я и осела, обросла знакомствами. А в 1998 году меня позвал известный режиссер Иван Дыховичный. Он был продюсером телеканала "Россия", где шли трансляции "Формулы-1".

До этого я знала, что есть такие быстрые машины, которые носятся по асфальту, и даже симпатизировала Найджелу Мэнселлу. Но не более. А тут пришлось втягиваться. Сначала мы с Дыховичным отработали на одной или двух гонках, затем я осталась одна. Собственно, мы не комментировали "Формулу" сами. Леша Попов работал из-за рубежа, а мы его страховали. И еще был студийный формат. За два часа до старта ко мне приходили разные гонщики, что-то рассказывали. После этих рассказов становилось ясно, что для понимания автоспорта мне катастрофически не хватает знаний. А дурочкой выглядеть не хотелось. 

В общем, я сама села за руль. В 2001 году проехала гонку в Самаре, несколько лет гонялась в чемпионате России. Собственно, я и сейчас езжу, когда выпадает возможность. Сначала это была заводская серия Volkswagen Polo, теперь Touring, кузовные гонки. Виталик Петров, между прочим, какое-то время выступал в Polo на моей машине, когда я стала с ним заниматься. А сейчас моя компания Russian touring car championship (RTCC) является промоутером чемпионата России.

Про ноу-хау никому не расскажу

Петров возник в моей жизни случайно. Мы с Игорем Верником вели какое-то мероприятие в зале "Крокус Сити". По-моему, автоспортивное награждение по итогам года. Ко мне подошел организатор чемпионата России Сережа Фролов: "Вот тут папа привел парня талантливого, который выиграл все гонки подряд в Кубке "Лада". Куда бы пристроить?"

Мы его отвели к столику "Лукойла", они весь вечер проговорили. Потом папа сказал: "Мы не хотим то, что нам предлагают в "Лукойле". Больше ничего нельзя придумать?" Смотрю - забитый деревенский мальчик, 16 лет. А глаза горят. Ну что с ним делать?

Я никого не знала, по большому счету, - смешная ситуация. Кроме одного человека в Италии - Винченцо Соспири. Из бедной семьи, чемпион мира по картингу, пробовал силы в "Формуле-1". В 14 лет, не зная ни слова по-английски, взял котомку и поехал в Англию, работал как сумасшедший. Я привезла к нему в Италию двоих - Петрова и еще одного парня - Володю Лабазова. Туда же подъехал Джанкарло Минарди, с которым мы знакомы со времен проекта Сергея Злобина, у которого я была пресс-секретарем. Были тесты, Минарди посмотрел буквально 20 минут. И сказал: "На второго время не трать, а из Петрова, если очень сильно постараться, что-то может выйти". "Очень сильно", потому что Виталик не знал никаких языков и уже в то время был достаточно рослым.

Почему я взяла с собой этих двоих? Других просто не было. Кроме того, я видела, как Петров едет. А вот по каким признакам определила в нем задатки и талант, рассказывать не буду. Это почти личное, ноу-хау. Не хочу делиться своими принципами отбора. Результаты? Конечно, это в первую очередь. А если точнее - их регулярность и систематичность. Гонщик должен уметь штамповать круги - 10, 30, 50… Но не только. 

Что стало с Лабазовым? Он занялся кузовными гонками, но теперь, по-моему, финансирование закончилось. Пятеро детей в его семье - это не шутка…

У нас тоже финансы пели романсы. В 2003 году Виталик начал гоняться в итальянской "Формуле-Рено". Финишировал в первом сезоне 19-м из 30. Очень плохой результат. Платил папа, ни опыта, ни системной работы не было. Но вера оставалась: Винченцо, в команде которого мы ездили и которому за это платили, в Петрова верил.

В 2004-м Виталик проехал несколько гонок, деньги кончились, и мы вернулись в Россию, в серию Lada-Revolution. Тут практически ничего не платили, команда поддерживала сама, потому что видела: Петров очень быстро едет. Он стал вторым в чемпионате, хотя прошел не все гонки. На нас еще и эксперименты ставили, поскольку гонялись мы не в частной, а в заводской команде, то есть получали запчасти и многое другое по остаточному принципу.  

Пару раз, когда деньги находили, удалось попробовать силы в "Формуле-3000". Вот тогда Виталик почувствовал, что такое настоящий автоспорт. А в 2006-м уже прорвались в GP-2 - на последние 4 гонки, в самой слабой команде, откуда ушел пилот.

И стало понятно: за эту серию стоит зацепиться, это настоящие гонки. Папа нашел друзей-меценатов, а я - довольно слабую команду с сильным первым пилотом, у которого можно было многому научиться. Так и учились два года. Пока не настал сезон-2009, в котором Петров боролся в GP-2 за первое место. В итоге -  шесть сходов из-за сгоревшего двигателя, второе место.

Не доверяю никому

Сегодня мы в "Формуле-1", во что до сих пор многие не верят. Ведь в России нет системы и культуры спонсорства. У нас если платят, то по дружбе или по заданию партии.

А я все эти годы была рядом. Убеждала тратить деньги друзей отца, до сих пор считающих, что я умалишенная. Сражалась с переходным возрастом Виталика - тоже очень непростым периодом в его и моей жизни. Что такое менеджер в автоспорте? Все!

Здесь нет тренеров. Пилоту нужны только три человека - инженер, физиотерапевт и менеджер. Первые меняются вместе с командами, второй пришел, сделал свою работу и ушел, а третий всегда на месте, в самой гуще событий. Менеджер становится для пилота самым близким человеком.

Вы видели, чем я занимаюсь? Куда Виталик летит, где живет, что ест, где его машина, кто спонсор, что он говорит прессе и какая пресса, зараза, что потом напишет… Огромный объем работы. Конечно, я уже года два не корплю по ночам над каждым пресс-релизом лично, как это было у Злобина. Есть моя компания, даю указание, они делают. Но труд все равно каторжный. А брать кого-то в партнеры или напарники не хочу. Потому что не доверяю никому, кроме себя. И потому что в моей работе слишком много специфических тонкостей.

Реально ли пробиться в "Формулу-1" без денег? Абсолютно нереально, будь вы даже талантливее Сенны с Простом. Причем дело ведь не только в том, чтобы дать денег команде, которая тебя возьмет. Нужно купить ребенку карт, а это не футбольный мяч. Оплатить участие в чемпионате. Застраховаться. Жить на что-то, наконец. И не в России, потому что у нас негде ездить. Нет трасс, автомобильной логистики, наработанных окологоночных процессов. И тренироваться тоже надо в Испании или Великобритании, а значит, платить за все колоссальные деньги.

Да, в "Формуле-1" есть пилоты, которые платят, и есть пилоты, которым платят. Но говорит это лишь об одном: в самом начале вторые были первыми. Они точно так же платили за свое участие в гонках.

Вот я слышу от вас: "А Кубицу не надо было пристраивать, за ним команды сами бегали!" И знаете, что я вам отвечу? Кубица с четырех лет живет в Италии, за ним всю жизнь стоят спонсоры и менеджеры. Это нормальная европейская система, которой у нас нет. Там все по-другому, даже сравнивать некорректно! На Западе, если пилот талантливый, спонсоры ведут его из класса в класс, повышая бюджет вслед за возрастом и результатами.

Шумахера тоже с пятилетнего возраста ведет один банк. В России "Газпром" и "Лукойл" пытались заняться тем же самым. Но эти попытки ничем не закончились. Потому что кроме денег нужна еще система и знания. Если просто дать Васе Пупкину денег, Вася Пупкин никуда не поедет и не приедет.

Счастье еще, что у меня прекрасные отношения с семьей Виталия. Никогда не чувствовала с их стороны ревности или недовольства, потому что с самого начала было определено, кто чем занимается. У Виталия есть брат. Папа работает, на этапы родные Виталика стали ездить только сейчас. Отношения внутри семьи очень теплые, что психологически мешало, если честно. Петров отвлекался, все время думал, как там, дома. А сейчас повзрослел, и многое стало проще.

Сколько дней в году я нахожусь рядом с Петровым? Триста. Помню великолепную отпускную неделю этого года в Таиланде. Виталик провел ее в Выборге. И Новый год мы не отмечали вместе. Но возможности расставаться у нас нет - слишком много дел. Во всяком случае, пока не закончатся три года контракта с "Рено" и я не начну искать Петрову новую команду.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Придумай мем

Новости