Виталий Петров: "В казино пойду, когда денег заработаю"
В четверг после завершения первого дня "Гран-при Монако" российский гонщик "Рено" ответил на вопросы специального корреспондента "СЭ".
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Монте-Карло
Едва закончилась вторая сессия вчерашних свободных тенировок, в Монако полил дождь. Ждать гонщиков под открытым небом стало неуютно, и на выручку журналистам пришел аккуратный моторхоум "Рено". Девушки в черно-желтой командной униформе не только усадили меня за столик с табличкой Vitaly Petrov, но и принесли кофе. Сначала - крошечный "эспрессо", затем, поняв, что мероприятие цели не достигло, гигантский "американо". А вдогонку еще и тарелочку с печеньем, которую мы с Петровым в процессе беседы по-братски и уговорили.
- Утром во время первой сессии вы заняли 14-е место, по итогам послеобеденной - 11-е. Довольны?
- В целом да. Как говорится, сложно, но можно.
- Стоит ли делать выводы на основе показанных вами секунд или главное во время свободной практики - настройки машины?
- Все немного не так. Сегодня трасса с каждым кругом становилась все лучше и лучше, мы ее "укатывали". Но впереди целая пятница без наших заездов - и ситуация опять станет непредсказуемой.
- Здешние высокие поребрики доставляют неудобство?
- Приходится их учитывать. На тех трассах, где бордюры ниже, можно атаковать агрессивнее.
- В одном из эпизодов техники подметали трассу возле вашей машины. Что случилось?
- Ничего страшного - рассыпался сухой лед, которым охлаждают двигатель в боксах.
- То, что в пятницу заездов не будет, - плюс для вас или минус?
- Если и плюс, то скорее для инженеров. Свободный день можно использовать для технической доводки машины.
- У трассы в Монте-Карло репутация крайне неудобной для обгонов.
- Здесь вообще невозможно обгонять. Я три раза гонялся в Монако, когда выступал в GP-2, и не помню, чтобы совершил хоть один обгон в привычном понимании этого слова.
- Какой машиной легче управлять в Монако - той, что была у вас в GP-2, или нынешней?
- Конечно, в GP-2 все проще. Скорость ниже, времени подумать больше.
- Перед "Гран-при Монако" велись дебаты насчет изменения формата квалификации, с тем чтобы гонщики на узкой трассе не помешали друг другу показать максимум. Стоило, по-вашему, действительно развести болиды по времени заездов?
- Это покажет только сама квалификация. Но сегодня у меня не было никаких проблем с "круговыми".
- Процесс настройки вашей машины не прекращается с начала сезона. Есть ли ощущение, что когда-нибудь команда все-таки приблизится к идеалу?
- Это, как и ремонт, нельзя закончить. Мелкие проблемы всегда были, есть и будут. А команда продолжит с ними бороться. Вообще настроек у моей нынешней машины значительно больше, чем в GP-2. Более того, их нельзя менять после квалификации. Получается, настраивать болид нужно сразу и на субботний, и на воскресный старты.
- Если бы на одной трассе проходило пять гонок подряд, можно было бы отладить машину идеально?
- Нет, конечно. Температура изменится на 5-7 градусов - и все придется менять.
- В "Формуле-1" общение с журналистами стало для вас частой обязанностью. Какой вопрос надоел больше остальных? Или все сразу?
- Нет, реагирую на прессу нормально. Главное - что все четко регламентировано и лимитировано. Отговорил свое минут сорок - и можно больше время не тратить.
- Родители приехали в Монако?
- Остались дома. В Барселоне были, Монте-Карло решили пропустить. Зато приехало много российских болельщиков.
- Мы с вами беседуем, а на улице дождь. В субботу и воскресенье хотели бы такую погоду?
- В Монако, мне кажется, лучше обойтись без дождя. Здесь и посуху-то все непредсказуемо.
- На значительно части здешней трассы установлены не резиновые, а жутковатые железные отбойники. Это заставляет вас быть более острожным?
- Все равно приходится рисковать и выжимать из машины максимум. Выбора нет - разобью, так разобью.
- Чем будете заниматься в пятницу?
- Интервью давать, в бассейне плавать.
- В казино не заглянете?
- Оставлю на потом. Сначала денег заработаю.
- Что вам подсказывает интуиция перед квалификацией и гонкой?
- Ничего не подсказывает. А когда подсказывает, все обычно складывается наоборот.
Петров - лучший из дебютантов Монако
Свободные тренировки перед шестым этапом чемпионата мира, "Гран-при Монако", прошли под диктовку двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо на "Феррари".
Создалось впечатление, что задач в четверг перед каждым пилотом стояло минимум две - не только, как обычно, потренироваться, прикататься к трассе и нащупать варианты настроек на квалификацию и гонку, но и проверить, насколько остро будет стоять в Монако вопрос о трафике. Ведь именно помехи со стороны соперников на узких улочках Монте-Карло во время квалификации, когда особенно в первой ее части трасса будет забита 24 машинами (из которых как минимум шесть намного медленнее остальных), могут в итоге оказать решающее влияние не только на распределение мест в той же квалификации, но и на результаты гонки. Ведь даже дети знают - в Монако обгонять практически невозможно!
Однако вчера вопрос трафика стоял все-таки не так остро - ведь каждая из двух тренировочных сессий длилась по 90 минут, а не 20, как стартовый фрагмент квалификационных заездов. Было несколько довольно острых ситуаций, но особого влияния на распределение мест они не оказали. В отличие от небольшого дождичка, который попрыскал на трассу во второй половине второй части заездов и, возможно, помешал конкурентам попытаться превзойти секунды, показанные примерно на 40-й минуте тренировки Фернандо Алонсо. Пелотон дружно решил не менять резину со слика на промежуточную: видимо, все пытались понять, на что можно будет рассчитывать на слегка скользкой трассе, ведь и завтра, и в воскресенье синоптики обещают такой же легкий дождь.
Обе серии заездов отличались высокой плотностью результатов - и в первой, и во второй частях быстрейшая десятка гонщиков уместилась в просвете меньше секунды.
На удивление, не было серьезных аварий, которыми обычно так богата знаменитая трасса, и это несмотря на то, что дебютируют здесь аж семь пилотов. В стычках с отбойниками были замечены лишь Карун Чандхок и Камуи Кобаяси.
Неудачником первой части стал Нико Росберг, который из-за неисправности болида провел в боксах половину времени и смог в итоге показать лишь 11-й результат. Зато немец отыгрался во второй части, оказавшись ближе всех к Алонсо.
Уверенно выглядели вчера Виталий Петров и его партнер по "Рено" Роберт Кубица. Виталий оказался лучшим из всех дебютантов "Гран-при Монако", уступив Алонсо всего около 0,8 секунды. Россиянин, конечно, хорошо знаком с этой трассой, где трижды выступал в младших формулах, но одно дело - GP2 и совсем другое - болид "Формулы-1"!
Накануне визита в Монако Фелипе Масса пообещал реабилитироваться за свои невыразительные результаты в Малайзии, Китае и Испании, которые настолько встревожили руководство "Феррари", что оно даже объявило в прессе о намерении как следует проанализировать происходящее. Масса объяснил провалы тем, что после Бахрейна "Бриджстоун" привозил на гонки резину типов "софт" и "хард", с которыми у гонщика возникло определенное недопонимание (в отличие от Алонсо, который одинаково хорошо ладит с резиной любого типа). В Монако же (как и в Бахрейне, где Масса финишировал вторым следом за напарником) используются покрышки "суперсофт" и "медиум", и, судя по всему, дела у Массы действительно пошли лучше. "Есть несколько проблем, которые стоили мне очков и мест в предыдущих гонках, но я знаю их причины и представляю, как все проблемы ликвидировать", - твердо заявил бразилец.
В противовес Массе, старающемуся оставаться оптимистом несмотря ни на что, победитель "Гран-при Испании" четырехдневной давности Марк Уэббер поделился с прессой реалистичным взглядом на гонки. Напомним, что в минувшую субботу в Барселоне его результат поула почти на 0,9 превосходил показатели ближайшего конкурента из других команд. На этот раз Марк предупредил заранее: повторения ждать не стоит. "В Монако такого преимущества не достичь, ведь круг здесь намного короче, да и по традиции результаты всегда гораздо плотнее, чем на любой другой трассе, - сказал австралиец. - Однако не вижу причин, по которым мы и здесь не могли бы показать свою силу, ведь в этом сезоне "Ред Буллы" на любых трассах оказывались в числе лидеров".
По приезде в Монте-Карло победных амбиций были преисполнены двое из пятерки действующих победителей этой уникальной гонки - чемпионы мира из "Макларена" Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон. При этом Баттон, выигравший здесь год назад, признался, что на этот раз приехал в Монако с куда более легкой душой, чем прежде, однако это не означает, что он ждет от гонки легкой прогулки.
По уже сложившейся традиции некоторые детали экипировки маклареновцев украшены в Монако знаменитыми белыми бриллиантами фирмы Steinmetz. В этом году драгоценные камни расположены на руле - у Хэмилтона в виде цифр 08, тогда как у Баттона - 09 (это года их чемпионства). Однако пока оба британца своей "бриллиантовости" не оправдали, показав скромные 7-й и 8-й результаты в первой сессии и 7-й и 9-й - во второй.
Впрочем, это всего лишь тренировки, хотя в Монте-Карло они несут в себе несколько больше полезной информации, чем на других трассах.
Ольга ЛИНДЕ
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2010
Пилот |
Команда |
Очки |
1. Дженсон БАТТОН |
McLaren |
70 |
2. Фернандо АЛОНСО |
Ferrari |
67 |
3. Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
Red Bull |
60 |
4. Марк УЭББЕР |
Red Bull |
53 |
5. Нико РОСБЕРГ |
Mercedes GP |
50 |
6. Фелипе МАССА |
Ferrari |
49 |
Льюис ХЭМИЛТОН |
McLaren |
49 |
8. Роберт КУБИЦА |
Renault |
44 |
9. Михаэль ШУМАХЕР |
Mercedes GP |
22 |
10. Адриан СУТИЛЬ |
Force India |
16 |
11. Витантонио ЛИУЦЦИ |
Force India |
8 |
12. Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Williams |
7 |
13. Виталий ПЕТРОВ |
Renault |
6 |
14. Хайме АЛЬГЕРСУАРИ |
Toro Rosso |
3 |
15. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ |
Williams |
1 |
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
Команда |
Очки |
1. MCLAREN |
119 |
2. FERRARI |
116 |
3. RED BULL |
113 |
4. MERCEDES GP |
72 |
5. RENAULT |
50 |
6. FORCE INDIA |
24 |
7. WILLIAMS |
8 |
8. TORO ROSSO |
3 |
ПОДИУМЫ С 2000 ГОДА
Год |
1-е место |
2-е место |
3-е место |
2000 |
Дэвид КУЛТХАРД |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА |
McLaren-Mercedes |
Ferrari |
Benetton |
|
2001 |
Михаэль ШУМАХЕР |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Эдди ИРВАЙН |
Ferrari |
Ferrari |
Jaguar-Ford |
|
2002 |
Дэвид КУЛТХАРД |
Михаэль ШУМАХЕР |
Ральф ШУМАХЕР |
McLaren-Mercedes |
Ferrari |
Williams-BMW |
|
2003 |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ |
Кими РАЙККОНЕН |
Михаэль ШУМАХЕР |
Williams-BMW |
McLaren-Mercedes |
Ferrari |
|
2004 |
Ярно ТРУЛЛИ |
Дженсон БАТТОН |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Renault |
BAR-Honda |
Ferrari |
|
2005 |
Кими РАЙККОНЕН |
Ник ХАЙДФЕЛЬД |
Марк УЭББЕР |
McLaren-Mercedes |
Williams-BMW |
Williams-BMW |
|
2006 |
Фернандо АЛОНСО |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ |
Дэвид КУЛТХАРД |
Renault |
McLaren-Mercedes |
Red Bull |
|
2007 |
Фернандо АЛОНСО |
Льюис ХЭМИЛТОН |
Фелипе МАССА |
McLaren-Mercedes |
McLaren-Mercedes |
Ferrari |
|
2008 |
Льюис ХЭМИЛТОН |
Роберт КУБИЦА |
Фелипе МАССА |
McLaren-Mercedes |
BMW-Sauber |
Ferrari |
|
2009 |
Дженсон БАТТОН |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Кими РАЙККОНЕН |
Brawn-Mercedes |
Brawn-Mercedes |
Ferrari |
61-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1"
6-й этап. "Гран-при Монако". Свободные тренировки. 1-я сессия. 1. Алонсо (Испания, Ferrari) - 1.15,927 (32 круга). 2. Феттель (Германия, Red Bull) - 1.16,000 (26). 3. Кубица (Польша, Renault) - 1.16,016 (28). 4. Уэббер (Австралия, Red Bull) - 1.16,382 (25). 5. Масса (Бразилия, Ferrari) - 1.16,517 (30). 6. Шумахер (Германия, Mercedes) - 1.16,589 (21). 7. Хэмилтон (Великобритания, McLaren) - 1.16,647 (32). 8. Баттон (Великобритания, McLaren) - 1.16,692 (30). 9. Сутиль (Германия, Force India) - 1.16,805 (23). 10. Буеми (Швейцария, Toro Rosso) - 1.16,857 (31). 11. Росберг (Германия, Mercedes) - 1.17,149 (15). 12. Баррикелло (Бразилия, Williams) - 1.17,331 (28). 13. Лиуцци (Италия, Force India) - 1.17,704 (27). 14. ПЕТРОВ (Renult) - 1.17,718 (39). 15. Альгерсуари (Испания, Toro Rosso) - 1.17,991 (37). 16. Хюлькенберг (Германия, Williams) - 1.18,397 (39). 17. Де Ла Роса (Испания, Sauber) - 1.18,434 (38). 18. Кобаяси (Япония, Sauber) - 1.18,547 (32). 19. Глок (Германия, Virgin) - 1.19,527 (24). 20. Ковалайнен (Финляндия, Lotus) - 1.19,606 (32). 21. Трулли (Италия, Lotus) - 1.19,902 (31). 22. Ди Грасси (Бразилия, Virgin) - 1.20,566 (18). 23. Сенна (Бразилия, HRT) - 1.21,688 (28). 24. Чандхок (Индия, HRT) - 1.21,853 (6).
2-я сессия. 1. Алонсо - 1.14,904 (36). 2. Росберг - 1.15,013 (39). 3. Феттель - 1.15,099 (47). 4. Масса - 1.15,120 (45). 5. Шумахер - 1.15,143 (38). 6. Кубица - 1.15,192 (39). 7. Хэмилтон - 1.15,249 (32). 8. Сутиль - 1.15,460 (42). 9. Баттон - 1.15,619 (38). 10. Уэббер - 1.15,620 (28). 11. ПЕТРОВ - 1.15,746 (44). 12. Буеми - 1.16,276 (46). 13. Хюлькенберг - 1.16,348 (48). 14. Баррикелло - 1.16,522 (38). 15. Лиуцци - 1.16,528 (42). 16. Де Ла Роса - 1.16,599 (36). 17. Кобаяси - 1.16,818 (46). 18. Альгерсуари - 1.17,023 (28). 19. Ковалайнен - 1.18,184 (48). 20. Ди Грасси - 1.18,478 (38). 21. Трулли - 1.186667 (13). 22. Глок - 1.18,721 (42). 23. Чандхок - 1.20,313 (36). 24. Сенна - 1.226148 (11).
CIRCUIT DE MONACO: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
"Гран-при Монако" проводится 57-й раз. Первую гонку 21 мая 1950 года выиграл аргентинец Хуан Мануэль Фанхио на Alfa-Romeo.
Протяженность дистанции "Гран-при Монако" составляет 260,520 километра (78 кругов по 3340 метров). Трасса включает в себя 16 поворотов (10 правых и 6 левых). Максимальная скорость - 305 км/ч. Вместимость трибун - 120 000 зрителей.
Быстрейший круг в квалификации в Монте-Карло показал Михаэль Шумахер в 2006 году - 1.13,898. В самой же гонке его же рекорд составляет 1.14,439 и был установлен 23 мая 2004 года на 23-м круге гонки (средняя скорость - 161,528 км/ч).
Чаще всех в Монако побеждал бразилец Айртон Сенна (6 раз), племянник которого Бруну Сенна выступает в этом сезоне за команду HRT.
По 5 побед на счету Грэма Хилла и Михаэля Шумахера, 4 победы у Алена Проста. Всего же на "Гран-при Монако" побеждали 30 пилотов.
Среди конструкторов лидерство у McLaren - 16 побед. В активе Ferrari - 8 первых мест, у Lotus - 7.
Сенна лидирует и по количеству поул-позишн - 5.
Только пилоты McLaren и Ferrari выигрывали квалификацию не менее 10 раз (11 и 10 соответственно).
По количеству быстрейших кругов лучшие - Шумахер-старший (5) и Ferrari (16).
На подиум чаще всех поднимался Сенна - 8 раз. По 7 попаданий в призовую тройку у Грэма Хилла и Шумахера.
Среди конструкторов по количеству подиумов лидирует Ferrari - 46. У занимающего второе место McLaren их 25.
Больше всех очков набрал Шумахер - 71. В активе Сенны 67 очков.
В "Кубке конструкторов" на "Гран-при Монако" первое место занимает Ferrari - 329 очков. На счету McLaren - 249. Более 100 баллов набрали еще Lotus - 126 и Williams - 125.
Хет-трики (победа+поул+быстрейший круг) в Монако удавалось сделать Фанхио (1950, 1957), Стирлингу Моссу (1961), Хиллу (1965), Джеки Стюарту (1971), Просту (1986), Сенне (1989, 1990), Шумахеру (1994), Мике Хаккинену (1998) и Фернандо Алонсо (2007).
По 4 поул-позишн кряду завоевывали только два пилота - Фанхио (1950, 1955-1957) и Сенна (1988-1991). А четыре быстрейших круга подряд - лишь Фанхио (в те же годы).
5 гонок подряд выигрывал только Сенна (1989-1993).
Пилоты из Великобритании чаще всех выигрывали "Гран-при Монако" - 15 раз. В том числе - и два последних (Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон). У французов 9 побед.
"Гран-при Монако" - одно из важнейших событий в мире автоспорта. Вместе с "500 милями Индианаполиса" и "24 часами Ле-Мана" они составляют "Тройную корону". Единственным пилотом, выигрывавшим все три соревнования, является Грэм Хилл. У колумбийца Хуана Пабло Монтойи в активе победы в "Инди-500" (2000) и в Монте-Карло (2003).
Знаменитый Фанхио победил в Монако в своей второй гонке в "Формуле-1". А в дебютных выигрывали лишь три пилота - итальянец Джузеппе Фарина (1950 год, "Гран-при Великобритании"), американец Джонни Парсонс (1950, "Гран-при США") и итальянец Джанкарло Багетти (1961, "Гран-при Франции").
Чаще, чем в Монте-Карло, Алонсо побеждал только в Бахрейне (3 раза против 2).
9 пилотам удавалось выиграть "Гран-при Монако" в составах двух команд - Фанхио, французу Морису Трентиньяну, Моссу, Стюарту, Хиллу, южноафриканцу Джоди Шектеру, Сенне, Шумахеру и Алонсо.
Чаще, чем в Монако (5 раз), Рубенс Баррикелло поднимался на подиум лишь на "Гран-при Европы" и в Бельгии (по 6). А в случае завоевания бразильцем как минимум второго места (25 или 18 очков), гонка в Монте-Карло станет для него самой богатой очками (сейчас у него 42 балла в Монако, а больше он набрал только на "Гран-при Европы" - 58).
Швейцарцу Себастьену Буеми необходимо преодолеть в воскресной гонке 125 километров дистанции, чтобы достичь 5000-километрового рубежа за карьеру.
Свою последнюю поул-позишн Баттон завоевал в 2009 году в Монте-Карло. Британцу достаточно пробыть в лидерах гонки 5 кругов, чтобы довести их общее количество за карьеру до 500.
Финн Хейкки Ковалайнен впервые в карьере сошел в Монте-Карло в 2007 году. Еще один раз он не добрался до финиша в 2009-м. Помимо "Гран-при Монако" два схода у Ковалайнена было только в Испании (2008 и 2009).
Фелиппе Масса завоевал поул-позишн в Монте-Карло в 2008 году, но финишировал только третьим. У бразильца есть еще три трассы, где он не выигрывал ни разу, первенствовав в квалификации, - Малайзия, Сингапур и Япония.
Помимо "Гран-при Монако" (2006 и 2008) немец Нико Росберг дважды сходил с трассы только в Бразилии и Малайзии.
Свой первый из рекордных для "Формулы-1" 68 поулов Шумахер завоевал 15 мая 1994 года в Монако, выступая за Benetton.
Самый поздний сход в карьере немца Адриана Сутиля зафиксирован на "Гран-при Монако"-2008 - на 67-м круге.
Свою единственную победу в 220 "Гран-при" итальянец Ярно Трулли одержал 23 мая 2004 года в Монте-Карло. Тогда же он оформил и единственный дубль (победа + поул), впервые выиграв и в квалификации. На "Гран-при Монако"-1997 Трулли впервые в карьере не добрался до финиша.
Дольше всего в карьере Трулли возглавлял пелотон в Монако (2 круга в 2003-м и 72 в 2004 годах).
Впервые австралиец Марк Уэббер поднялся на подиум в 2005 году в Монако, финишировав третьим.
Уэббер лидировал по ходу гонки в Монте-Карло лишь на протяжении одного круга в 2006 году. Также лишь один круг он пробыл во главе пелотона на "Гран-при Турции"-2009.
Антон СЫЧЕВ