5 апреля 2010, 02:50

Экс-чемпион мира заработал "горчичник" на Петрове

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЧЕМПИОНАТ МИРА.
3-й этап. ГРАН-ПРИ МАЛАЙЗИИ

И третий подряд этап 61-го чемпионата мира закончился для Виталия Петрова из "Рено" досрочным сходом с дистанции. Однако в Малайзии российский дебютант проехал уже более половины гонки и при этом не был статистом, а вел активную борьбу с чемпионом мира-2008 Льюисом Хэмилтоном на "Макларене". Победу же праздновали Себастьян Феттель и Марк Уэббер из "Ред Булла", принесшие своей команде пятый совместный дубль.

КВАЛИФИКАЦИЯ

АСЫ ПЕРЕХИТРИЛИ САМИ СЕБЯ

Уже вторую неделю подряд "Формула-1" с блеском развеивает слухи о своей преждевременной кончине по причине острой скуки. Третья в сезоне-2010 квалификация стала - по закрученности сюжета - логическим продолжением гонки недельной давности в Мельбурне.

Функции автора сценария взяла на себя знаменитая малайская погода. Как и предсказывали метеорологи, квалификация проходила под дождем, принеся много сюрпризов и разочарований.

Начать с того, что из первой части квалификации не вышли обе "Феррари" и "Макларен" Льюиса Хэмилтона. Асы перехитрили сами себя. "Мы выехали на трассу с задержкой, поскольку были уверены - первая волна дождя прошла, трасса будет стремительно подсыхать и мы окажемся в более выгодном положении, - сказал позже в интервью ВВС Дженсон Баттон. - А вышло наоборот! И в итоге преуспели те, кто оказался на трассе сразу же после сигнала светофора".

Сам-то Баттон во второй сегмент попал с 13-м временем, однако на трассе так и не показался - примерно в середине первой двадцатиминутки его "Макларен" увяз в гравии после того, как на повороте всплыл в луже и превратил своего пилота в бесправного пассажира.

А вот россиянин Виталий Петров показал себя молодцом. Он не просто уверенно прошел в следующий фрагмент борьбы, но даже пару-тройку раз взлетал на промежуточный поул! И в итоге оставил за спиной трех чемпионов мира из четырех, выступающих в нынешнем сезоне. Уверена - окажись он в финальной фазе, стоял бы довольно высоко, но квалификация в "Формуле-1" это не только вопрос чистой скорости и пилотских навыков, это еще и вопрос выбора тактики. Виталию откровенно не повезло - свой лучший круг во втором сегменте он показал слишком рано и большего сделать просто не успел. В отличие от, скажем, Михаэля Шумахера, который по скорости не сильно превосходил россиянина, однако сумел протиснуться в заключительную десятиминутку на последнем, 10-м пропускном месте.

- Предсказать капризы погоды было очень трудно, поэтому мы приняли решение выехать на трассу как можно раньше, что полностью оправдало себя в первом сегменте, - сказал Петров. - Во второй части квалификации я чувствовал себя уверенно, машина вела себя хорошо, и мне просто не повезло. Печально, но 11-е место тоже неплохо. Попробую завтра добраться-таки до финиша и завоевать очки!

Героем же субботы нужно назвать Марка Уэббера, принесшего "Ред Буллу" третий поул из трех разыгранных в этом году. Австралиец словно подхватил эстафету умного риска у Дженсона Баттона. Оба гонщика как будто задались целью доказать, что гонщики нынешней "Формулы-1" далеко не марионетки, тупо пилотирующие болиды на максимально возможной скорости по подсказкам из боксов, а напротив - полноправные, а то и ключевые участники процесса, способные принимать собственные решения, рискованные, но приносящие результат!

Напомним, что неделю назад в Мельбурне Баттон рискнул сменить промежуточную резину на слик в тот момент, когда полотно еще до конца не просохло, и этот риск принес ему победу. На этот раз Уэббер единственным из десяти участников заключительной квалификационной серии выехал из боксов на по-настоящему мокрую трассу не на дождевой резине, а на промежуточной - и этот риск также принес победу!

Финал квалификации был прерван красными флагами на третьей минуте - из-за усилившегося дождя видимость была практически нулевая. И в заключительные семь минут у всех участников борьбы за поул тактика была одинаковая: обуть наиболее подходящий, по их мнению, комплект резины и просто нарезать круги один за одним - сколько успеешь до клетчатого флага. Тот, кто нарежет их ровнее и быстрее остальных, и выиграет поул. Лучший круг Уэббера оказался быстрее лучшего круга ближайшего преследователя, Нико Росберга, на 1,3 секунды! Бешеное преимущество по такой погоде.

- Посвящаю этот поул моему гоночному инженеру Кэйрону, - сказал Уэббер, для которого победа в малазийской квалификации - всего лишь вторая в карьере. - Когда я предложил обуть промежуточную резину, он поддержал мое решение, несмотря на то, что все могло обернуться весьма драматически, ведь, к примеру, в последнем повороте было много воды и машины там просто всплывали! Но я сделал это!

Кстати, Росберг в третий раз переиграл в квалификации Шумахера, которого считают мастером езды в дождь. У напарника - на одинаковой машине и одинаковой резине - Росберг выиграл 1,1 - ощутимый удар по реноме суперчемпиона!

1. Марк УЭББЕР

1.51,886 (12)

1.48,210 (7)

1.49,327

2. Нико РОСБЕРГ

1.52,560 (16)

1.47,417 (5)

1.50,673

3. Себастьян ФЕТТЕЛЬ

1.47,632 (3)

1.46,828 (1)

1.50,789

4. Адриан СУТИЛЬ

1.49,479 (8)

1.47,085 (3)

1.50,914

5. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ

1.49,664 (9)

1.47,346 (4)

1.51,001

6. Роберт КУБИЦА

1.46,283 (1)

1.46,951 (2)

1.51,051

7. Рубенс БАРРИКЕЛЛО

1.50,301 (11)

1.48,371 (9)

1.51,511

8. Михаэль ШУМАХЕР

1.52,239 (14)

1.48,400 (10)

1.51,717

9. Камуи КОБАЯСИ

1.48,467 (5)

1.47,792 (6)

1.51,767

10. Витантонио ЛИУЦЦИ

1.49,922 (10)

1.48,238 (8)

1.52,254

11. Виталий ПЕТРОВ

1.47,952 (4)

1.48,760

?

12. Педро ДЕ ЛА РОСА

1.47,153 (2)

1.48,771

?

13. Себастьен БУЕМИ

1.48,945 (7)

1.49,207

?

14. Хайме АЛЬГЕРСУАРИ

1.48,655 (6)

1.49,464

?

15. Хейкки КОВАЛАЙНЕН

1.52,875 (17)

1.52,270

?

16. Тимо ГЛОК

1.52,398 (15)

1.52,520

?

17. Дженсон БАТТОН*

1.52,211 (13)

-

?

18. Ярно ТРУЛЛИ

1.52,884

? ?

19. Фернандо АЛОНСО

1.53,044

? ?

20. Льюис ХЭМИЛТОН

1.53,050

? ?

21. Фелипе МАССА

1.53,283

? ?

22. Карун ЧАНДХОК

1.56,299

? ?

23. Бруну СЕННА

1.57,269

? ?

24. Лукас ДИ ГРАССИ

1.59,977

? ?

* в связи с вылетом в первой сессии, во второй не стартовал.

ГОНКА

Сепанг снова преподнес гонщикам сюрприз. Все ожидали дождя, все так или иначе строили тактико-стратегические планы с учетом вероятного ливня, а он не пошел! Тем не менее третий этап сезона-2010 неинтересным не назовешь - и это только доказывает, что для создания интриги современной "Формуле-1" участие погоды совсем не обязательно. Хотя так или иначе дождь все-таки внес свой вклад, ведь именно он накануне в квалификации спутал все карты фаворитам и лидерам и вынудил Хэмилона, Баттона, Алонсо и Массу довольствоваться на стартовом поле местами, начиная с 17-го.

Собственно именно эта четверка несла вчера главную ответственность за создание зрелища. Впереди пелотона, где на лихих "красных быках" гарцевали Феттель и Уэббер, а за ними "серебряной стрелой" мчался Росберг, царили тишь да гладь да божья благодать. Борьбы там никакой не было. Феттелю удалось сразу со старта поменять третье место на первое, и на нем он и финишировал, лишь на короткий круг уступив лидерство Уэбберу по причине визита в боксы. Правда, в какой-то момент показалось, что австралиец сможет догнать немца и навязать тому схватку за лидерство, но в этот момент по радио из боксов последовало некое странноватое сообщение в адрес Марка о том, что он как-то не так пользуется педалью газа, после чего разрыв между напарниками по команде сразу же из полутора секунд вырос до семи с лишним… Вот и гадай после этого, был ли это завуалированный приказ Уэбберу прекратить атаки на Феттеля - или же у нас, еще помнящих пресловутую "командную тактику" тодтовско-шумахеровской "Феррари", как говорится, от страха глаза велики?!

- Приятно, что мы с Марком можем сражаться друг с другом на трассе, - сказал в интервью ВВС Феттель. - Но, борясь с напарником, нельзя забывать о взаимном уважении и общих интересах команды, и я рад, что мы с Марком способны на честную борьбу. Старт у меня получился лучше, но потом мы держали одинаковую скорость, хотя мне все же удалось остаться впереди Марка. Рад, что после двух гонок, в которых мы финишировали совсем не там, где хотели, нам удался этот красивый дубль.

- Перед стартом наш босс Кристиан Хорнер попросил нас с Себом держать себя в руках, - улыбнулся, в свою очередь, Уэббер. - Хотя наша схватка все равно получилась горячей. На старте у меня провернулись колеса, и это дало возможность Себу меня опередить. Однако во второй поворот я зашел лучше, и было не ясно, чья возьмет, вплоть до четвертого поворота. Хочу сказать, что внутри нашей команды совершенно невероятная атмосфера, мы сражались всю гонку и сотворили, считаю, прекрасный уик-энд! Себ заслужил победу.

В общем, никаких разногласий между "Ред Буллами" в Малайзии не возникло, и подопечные Хорнера привели болиды Эдриана Ньюи к первому в сезоне и пятому в истории дублю. Эта победа позволила Феттелю с 7-го места в общем зачете переместиться на 3-е, сравняться по количеству набранных очков с Алонсо и получить отличные перспективы через две недели в Китае догнать, а возможно, и опередить захватившего лидерство Массу. Отметим, что первая шестерка, в которой в наличии три действующих чемпиона мира из четырех и два вице-чемпиона мира последних двух сезонов, уместилась в диапазоне 8 очков, что предвещает любопытную интригу на будущее!

Однако вернемся к событиям, происходившим за спинами лидеров. Настоящий экшн обеспечили титулованные неудачники квалификации. Прорываться вперед они начали уже со старта, причем больше других усердствовал Хэмилтон, который сквозь ряды соперников шел как нож сквозь масло, стартовым рывком опередив Алонсо и Баттона, а затем ходом просквозив Буеми и Альгерсуари. Уже к третьему кругу британец вплотную подобрался к очковой зоне, а вот Масса, Алонсо и Баттон застряли за неуступчивым Буеми надолго.

На 4-м круге Хэмилтон легко прошел Кобаяси - и тут его атакующий порыв был остановлен не кем-нибудь, а Петровым! Россиянина Льюис выцеливал аж два круга, к исходу пятого атаковал и прошел, но уже в первом повороте шестого круга Петров красивейшей атакой внутри виража восстановил статус-кво! Как же разозлил соперника Петров - не привык чемпион мира к такому нахальству со стороны нетитулованных дебютантов!

Британец понял - новичок действительно опасен, настоящий гонщик с жестким характером. Только этим можно объяснить сверхагрессивый маневр, которым Хэмилтон на седьмом круге опередил-таки Петрова. Он атаковал внутри виража, вышел вперед, но Виталий сумел удержаться в аэродинамическом кармане болида британца, вцепился в задний мост "Макларена" мертвой хваткой - и Хэмилтон, предотвращая неминуемую и весьма вероятно результативную контратаку, заметался по всей ширине трассы! Вообще-то такой маневр запрещен правилами. В них сказано, что, защищаясь, гонщик может только единожды сменить направление, Хэмилтон же сделал это минимум трижды. И будь на месте его соперника не новичок из России, британец точно не отделался бы простым предупреждением, а заработал бы как минимум штраф "стоп-энд-гоу" или проезд по пит-лайн.

Пусть этот эпизод завершился не в пользу Петрова, но он запомнился, он стал одним из гвоздей воскресной гонки, и он дал понять, что с нашим парнем нужно считаться, и считаться всерьез!

- Первая половина гонки доставила истинное удовольствие, - сказал Виталий. - Особенно - баталия с Хэмилтоном. Но потом, уже в середине, машина остановилась. Отказала коробка передач. Обидно снова сходить, но я обрел еще немного опыта, особенно в том, что касается работы с покрышками, и думаю, что это поможет мне в Китае.

Окончательно порыв Хэмилтона был остановлен Сутилем, чью "Форс Индию" "Макларен" таки и не смог пройти. "Ничего не могу поделать, этот парень слишком быстр на прямых!" - пожаловался Хэмилтон по радио. А я думаю, что дело не в скорости Сутиля, а в том, что после жесткого поединка с Петровым и последовавшей за ним "желтой карточки" Хэмилтон начал подсознательно осторожничать, что сыграло на руку Сутилю.

Завязшие же в середине пелотона Масса, Алонсо и Баттон тем не менее продолжали борьбу. Тут было все: и рискованная тактика пит-стопов, и схватки колесом к колесу, атаки, защиты, отрывы, погони - в общем, "Формула-1" в том виде, в каком она должна существовать. Даже забылось, что эта красивая борьба ведется лишь за 7-9-е места. Особенно зрелищной была долгая схватка Баттона и Алонсо с несколькими подряд результативными атаками испанца и хирургически точными контратаками англичанина. Последнюю попытку пройти Дженсона Фернандо предпринял на 53-м круге. Атака была кинжальной - защиты от таких атак нет. Но порыв оказался смертельным не для Баттона, а для Алонсо - на "Феррари" задымил мотор…

- С ним было так трудно, но так здорово! - признался после финиша Баттон. - Последний раз он действительно глубоко нырнул внутрь первого поворота, мне, правда, снова удалось вернуть позиции на выходе, а потом у него внезапно отказал мотор. Жаль, у нас получилась замечательная дуэль. Вот уж не гадал, что борьба за восьмое место может быть такой трудной!

Кстати, после финиша выяснилось, что всю гонку двукратный чемпион мира ехал на полумертвой коробке передач с практически отказавшим сцеплением, но при этом все равно атаковал. Сей факт только подтверждает - репутацию лучшего пилота Алонсо имеет не зря. По крайней мере комментаторы ВВС, сами в недавнем прошлом гонщики Мартин Брандл и Энтони Дэвидсон, назвали такой пилотаж фантастикой.

- Еще на прогревочном круге отказала коробка передач, а с ней и сцепление, - сказал Алонсо. - Поэтому при торможении на каждом круге приходилось импровизировать. Так что с точки зрения управления машиной это была самая сложная гонка в моей жизни. Что же касается схода, то лучше заработать баранку, ведя борьбу за восьмое место, чем сойти, будучи лидером гонки.

Ольга ЛИНДЕ

ПЕТРОВ - КОРОЛЬ СТАРТА

На первом круге "Гран-при Малайзии" Виталий Петров, как и в двух предыдущих гонках, смог улучшить свое положение после квалификации - на этот раз с 11-го места он поднялся на 9-е. Всего же за три первых "Гран-при" сезона россиянин на стартовых кругах отыграл 16 мест - лучший результат среди всех гонщиков. Примечательно, что кроме Петрова улучшить свое положение на первом круге всех трех гонок смогли только Лиуцци, Альгерсуари и Ди Грасси. (Павел ОСИПОВ)

Пилоты, максимально улучшившие свое положение по итогам первых кругов трех "Гран-при" сезона-2010

Пилот

Бахрейн

Австралия

Малайзия

Всего

1. Петров

+6 (17-11)

+8 (18-10)

+2 (11-9)

+16

2. Сенна

0 (23-23)

+9 (23-14)

+3 (23-20)

+12

3. Ди Грасси

+3 (22-19)

+3 (22-19)

+5 (24-19)

+11

4. Альгерсуари

+3 (18-15)

+4 (17-13)

+3 (14-11)

+10

Хэмилтон

-1 (4-5)

+4 (11-7)

+7 (20-13)

+10

6. Масса

-1 (2-3)

+3 (5-2)

+7 (21-14)

+9

7. Чандхок

0 (24-24)

+8 (24-16)

-1 (22-23)

+7

8. Лиуцци

+3 (12-9)

+1 (13-12)

+2 (10-8)

+6

9. Глок

+1 (19-18)

+4 (21-17)

-2 (16-18)

+3

Ковалайнен

+5 (21-16)

+4 (19-15)

-6 (15-21)

+3

В скобках - место после квалификации и место по итогам 1-го круга.

Придумай мем

Новости