4 января 2020, 18:25

Старт Алонсо, битва КАМАЗов за 17-й титул, споры вокруг прав женщин. «Дакар-2020» пройдет в уникальных условиях

Дмитрий Кузнецов
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
5 января стартует легендарное многодневное ралли, теперь — по территории Саудовской Аравии.

Этот «Дакар» точно будет особенным даже на фоне предыдущих гонок. Впервые в истории ралли-рейд пройдет в Саудовской Аравии, то есть возвращается в настоящие пустыни спустя 10 лет пребывания в Южной Америке. Там был разнообразный рельеф и не менее красивые пейзажи, чем в Африке, было безопаснее и богаче с точки зрения инфраструктуры, но искусственность названия «Дакар» сквозила. Недаром параллельно набирает популярность Africa Race, который проходит по местам исторического «Дакара».

Нынешний маршрут полностью пройдет по Аравийскому полуострову в рамках самой большой его страны. Руководство гонки встретилось с критикой по поводу выбора государства, в котором права человека не на первом месте. Но права гонщиков будут беречь как зеницу ока — для саудитов это статусный проект. Руководитель «Дакара» Давид Кастера обосновывал переезд жаждой «неизвестности», но смеем предположить, что главной была жажда известности количества нолей в сумме контракта. И это нормально — организаторы должны зарабатывать.

К тому же в последние месяцы власти страны снимают ограничения в попытках привлечь в страну туристов, не в последнюю очередь благодаря таким проектам. В 2019 году женщинам разрешили выезжать за границу без разрешения «мужчины-опекуна» и даже заходить в рестораны и кафе через одну дверь с мужчинами. Местная пресса бодро рапортует о том, как всем гостям, в том числе и русским, нравится новый облик страны. А если открыть сайты, посвященные тематике прав человека — там в преддверии «Дакара» выпускают статьи с осуждением проведения гонки. Наша мотогонщица, вице-чемпионка «Дакара» среди женщин Анастасия Нифонтова могла бы как раз все проверить и за хороший результат побороться — но получила тяжелую травму на «Шелковом пути», сломала ключицу, и к январю не восстановилась.

Маршрут

Марафон стартует в городе Джидда на берегу Красного моря, самом западе страны, недалеко от Мекки. Джидда — экономическая столица страны, здесь находится (как считается мусульманами) место захоронения Евы, или по-арабски Хаввы.

Уже за пару дней гонщики доберутся до Синайского полуострова на северо-западе, затем поедут вглубь страны и практически доедут до границы с Йеменом, на территории которого Саудовская Аравия ведет войну (это организаторов не смутило), а завершится ралли-рейд проездом мимо побережья Персидского залива рядом с Эр-Риядом. Сам финиш состоится в Киддия — и такого населенного пункта в принципе нет ни на одной карте мира. Это развлекательный кластер посреди пустыни, строительство которого началось в 2019 году.

Протяженность маршрут составляет 7857 километров, из которых 5116 километров составят спецучастки. Официальный сайт «Дакара» называется страну Королевством песка, и действительно, три четверти трассы пройдут именно по этому покрытию с периодическим вмешательством гравия, камней и грязи.

Участники: соперник КАМАЗов ушел в менеджеры, Алонсо бросит вызов легендам

Россию прежде всего интересует зачет грузовиков, в котором собрались все сильнейшие, но в разном качестве. Действующие победители, экипаж Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева и Владимира Рыбакова, получили 500-й номер, 501-й — у команды Дмитрия Сотникова, который в прошлом году проиграл напарникам 25 минут. А вот извечный соперник КАМАЗов Жерар де Рой на этот раз будет «тренером» — он менеджер команды IVECO, главный грузовик которой поведет Янус ван Кастерен. Другая голландская семья ван ден Бринков поедет на первом в истории «Дакара» гибридном грузовике концерна «Рено».

Но главными соперниками россиян на этом «Дакаре» могут стать белорусский МАЗ Сергея Вязовича, который уже брал в 2018 году серебро, и ветеран ралли-рейда чех Алеш Лопрайс на «Татре», которая в этом году получила лицензию ОАЭ.

Полно интересных персонажей и в других зачетах. Знаменитый пилот «Формулы-1» Фернандо Алонсо после попытки покорить «500 миль Индианаполиса» и «24 часа Ле-Мана» решил не мелочиться и поехать многодневку. Причем едет он в компании с Марком Комой — пятикратным победителем «Дакара» в зачете мотоциклов, который абсолютно точно имеет навыки ориентирования на местности. Учитывая хороший автомобиль — Toyota Hilux, все шансы на подиум у Алонсо есть. Но если он сходу выиграет — это будет удар по реноме «Дакара», который легко не дается никому. Тем более что в этом году серьезно изменены правила — но об этом позже.

Еще одни фавориты — хозяева полуострова. Катарец Нассер Аль-Аттия выступает практически в родных стенах на той же «Тойоте», а есть еще один местный гонщик — Язид аль-Раджи, который едет с опытным россиянином Константином Жильцовым и ранее выиграл «Шелковый путь».

Снова будет штурмовать на Mini новый «Дакар» 54-летний француз Стефан Петрансель. Для легенды победа может стать 14-й. Вопрос в том, позволит ли ему бороться машина. То же относится к еще одному ветерану, Карлосу Сайнсу, чей сын зажег в этом сезоне в «Формуле-1». Вот таким «бумерам» бросает вызов Алонсо. На Mini также выступают два русско-украинских экипажа с участием многоопытного Владимира Васильева и Дениса Кротова и русско-латышский во главе с Александром Доросинским. Васильев — победитель Africa Race и неоднократный призер ралли «Шелковый путь».

Карлос Сайнс. Фото пресс-служба Дакара в России.
Карлос Сайнс. Фото пресс-служба Дакара в России.

Третий производитель, имеющий шансы на успех — немецкий Borgward. Если вице-чемпион прошлого года Нани Рома из него выжмет максимум — будет бороться за победу.

У мотоциклов логично ждать борьбу внутри КТМ между прошлогодними призерами австралийцем Тоби Прайсом, австрийцем Маттиасом Валькнером и британцем Сэмом Сандерлендом. Вмешаться может аргентинец Кевин Бенавидес, который в прошлом году судился из-за пометок на полях на своей карте.

Наконец, в зачете мотовездеходов один из фаворитов — Сергей Карякин, уже выигрывавший «Дакар» на квадроциклах. Там его соперником будет великий Сириль Депре, пятикратный обладатель золотого бедуина среди мотоциклистов.

В правилах наступает социализм

Один из главных сюжетов в преддверии «Дакара» — реформы правил. Организаторы делают все, чтобы выровнять участников и нивелировать преимущество ветеранов — хотя оно уже заметно пошатнулось из-за переноса ралли в Саудовскую Аравию.

Вкратце перечислим основные коррективы:

— Отныне так называемые роудбуки, то есть карты, будут выдавать за 15 минут до старта, то есть возможности подготовиться минимальны. Пилоты уже отметили, что штурманам придется пережить самые тяжелые рабочие дни в жизни;

— Топ-команды лишатся специальной электроники, которая будет изъята на время гонки и опечатана;

— Сошедшие с трассы будут возвращаться в гонку и участвовать в зачете Dakar Experience для набора опыта перед следующими попытками. Причем лидеры класса этим правом воспользоваться не могут;

— У мото- и квадроциклов второй и третий спецучастки объединены в супермарафон, в рамках которого на починку машины дается только 10 минут.

Помогут ли эти меры — покажет сам «Дакар». До старта остались часы, официальный брифинг прошел, этапы будут идти в удобное для европейской части России время. Сам формат ралли-рейдов тяжело назвать смотрибельным, но здесь по крайней мере организаторы стараются усилить конкуренцию, у россиян все шансы победить, и нет никакого ВАДА. А такие соревнования стоит ценить.

Расписание ралли-рейда

5 января, 1-й этап. Джидда — Эль-Ваджх

6 января, 2-й этап. Эль-Ваджх — Неом

7 января, 3-й этап. Неом — Неом

8 января, 4-й этап. Неом — Аль-Ула

9 января, 5-й этап. Аль-Ула — Хаиль

10 января, 6-й этап. Хаиль — Эр-Рияд

12 января, 7-й этап. Эр-Рияд — Вади-аль-Давасир

13 января, 8-й этап. Вади-аль-Давасир — Вади-аль-Давасир

14 января, 9-й этап. Вади-аль-Давасир — Харад

15 января, 10-й этап. Харад — Шубайта

16 января, 11-й этап. Шубайта — Харад

17 января, 12-й этап. Харад — Киддия

Придумай мем

Новости