Допинг

16 ноября 2016, 08:00

Андрей Сильнов: "Предлагаю не брать в сборную тех, кто будет уличен в применении допинга после 1 января 2017"

Владимир Иванов
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Олимпийский чемпион, кандидат на пост президента Всероссийский федерации легкой атлетики – об основных аспектах своей предвыборной программы.

– Сейчас – важнейший этап в истории отечественной легкой атлетики, – отметил Сильнов. – Будущее любимого многими вида спорта зависит от того, какой путь мы сейчас выберем. В этой связи я, во-первых, хотел бы выразить надежду, что выборы, которые пройдут 9 декабря, будут кристально чистыми и честными. Без ангажированности и давления. Пусть регионы сами решают, с кем они хотят двигаться дальше. Во-вторых, я хотел бы призвать к диалогу других кандидатов в президенты – Лену Исинбаеву, Михаила Бутова, Дмитрия Шляхтина. Предлагаю провести на какой-либо из площадок встречу за круглым столом, где мы открыто поговорим о насущных проблемах и обсудим наши предвыборные программы. Таким образом, люди получат прекрасную возможность сравнить наши кандидатуры и сделать выводы.

– Интересно. Но вы о своей программе готовы рассказать уже сейчас?

– Самое главное, конечно, выбраться из ямы, в которую мы сами себя загнали. Задача номер один – возвращение наших спортсменов на мировую арену. Для этого, разумеется, нужен диалог с зарубежными коллегами.

– Это и так понятно…

– У меня есть контакт с некоторыми руководителями Международной федерации легкой атлетики (ИААФ). Не хотел бы называть конкретные фамилии, но у нас уже предварительная договоренность о рабочей встрече. Это необходимо. Нужно общаться и убирать негатив, который лежит на нашей федерации.

Олимпийский чемпион Пекина-2008 Андрей СИЛЬНОВ. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА
Олимпийский чемпион Пекина-2008 Андрей СИЛЬНОВ. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА

ГЛАВНОЕ – ЭТО РЕГИОНЫ

– Какие еще направления у вашей программы?

– Важнейшая задача – развитие легкой атлетики в регионах. Спортсмены попадают в сборную со всей страны, так и вид спорта нужно развивать везде! А что у нас? Вот в Иркутске есть очень хороший манеж, но легкоатлеты не могут в нем заниматься, потому что – то танцы, то дзюдо, то какая-нибудь аренда…

– Прекрасно понимаю, о чем вы. Когда-то я тренировался в Челябинске и почти каждую зиму манеж месяцами был закрыт, поскольку там проходили выставки и ярмарки.

– Таких историй полно. И их решением я намерен заняться. Кстати, про Челябинск. Узнал, что там в педагогическом университете хотят закрывать кафедру легкой атлетики. Связался с ректором Владимиром Садыриным, ведь проблема подготовки тренерских кадров сейчас ощутима. Прекрасно поняли друг друга, этот вопрос можно решить.

В продолжение темы регионов, отмечу: я убежден, что нужно поддерживать инициативу проведения соревнований в самых разных уголках страны. Сам два года назад участвовал на турнире в Дедуровке. В селе 2000 человек, но какой замечательный старт там проходит! Все благодаря энтузиазму директора турнира Николая Валуева. Всем нужно брать пример. Подобных соревнований должно быть много! Особенно для детей. Это и есть популяризация легкой атлетики и здорового образа жизни.

Андрей СИЛЬНОВ в Лондоне-2012. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Андрей СИЛЬНОВ в Лондоне-2012. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

О КАКОМ РАЗВИТИИ МОЖНО ГОВОРИТЬ,
КОГДА ЗАРПЛАТА У ДЕТСКОГО ТРЕНЕРА 8000 РУБЛЕЙ?

– Для того чтобы такие турниры были, нужны фанаты легкой атлетики.

– Вот именно! А у нас зарплата детского тренера 8000 рублей. О каком развитии тут говорить? Человек при таких раскладах вынужден работать в двух, а то и в трех местах. На это нужно обращать внимание. Ведь из этой проблемы вытекает еще одна.

– Какая?

– Попытка выжать из юного спортсмена все соки. Ведь какая у нас система – подготовил трех КМС и получаешь уже не 8, а 28 тысяч рублей. Некоторые специалисты в этой связи форсируют подготовку спортсменов-школьников. Да что там – многие! А почему бы не сделать систему, при которой детский тренер получал бы надбавки не за какие-то нормативы и "здесь и сейчас", а скажем, премию в 100 тысяч, если ученик попадет во взрослую сборную и 200 тысяч, если станет олимпийским призером. Возможно, так нам удастся переориентировать тренеров.

Самое же страшное, на что идут детские тренеры для решения своих задач – это допинг.

– Расскажите про ваше видение решения этой проблемы.

– Для начала надо признать, что у нас такие проблемы есть. Мы видим это не только из различных докладов, но и реально глядя на вещи. И я хочу предложить пойти на очень серьезный шаг: не брать в национальную сборную тех спортсменов, которые будут уличены в применении допинга после 1 января 2017 года. Но этот момент, конечно, нужно обговорить с комиссией Виталия Смирнова и руководством российского спорта. Просто, как мне кажется, такой ход даст понять жесткость и принципиальности нашей позиции всем тренерам, спортсменам и зарубежным коллегам.

– Смело.

– При этом важно работать и в других направлениях. Мы ведь отстаем и с юридической точки зрения. Все спорные моменты поворачиваются не в нашу пользу. Защищать нас – некому. Мы слабы в медицине. Недавние хакерские атаки показали, что весь мир пользуется терапевтическими исключениями, а многие из нас даже не знали об этом. В Рио, если я не ошибаюсь, было лишь несколько россиян с TUE. Сравните с другими сборными!

Во многом наше спасение лежит в том, чтобы развивать науку. Именно она компенсирует тотальный запрет на запрещенную фармакологию. Съел таблетку и решил проблему – давно не работает.

Андрей СИЛЬНОВ, Анна ЧИЧЕРОВА и Виталий МУТКО. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА
Андрей СИЛЬНОВ, Анна ЧИЧЕРОВА и Виталий МУТКО. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА

ДАВАЙТЕ ЗАПИСЫВАТЬСЯ НА КУРСЫ АНГЛИЙСКОГО

– Некоторые тренеры старой закалки по-другому просто не умеют.

– Большая проблема в том, что у наших тренеров отсутствует всякое взаимодействие с иностранными специалистами. Вспомните, когда последний раз кто-то из наших тренеров ездил на научную конференцию? Да все сидят в своем коконе и даже не интересуются тем, что происходит вокруг. У нас есть отличная школа, но она давно не совершенствуется и не модернизируется. Знаю, что многие боятся перемен. Но ведь иначе мы так и будем сидеть в тупике! И яма с каждым годом будет становиться все глубже.

– Дело даже не в том, что наши тренеры закрыты. Просто подавляющее большинство не знает языка.

– Так давайте записываться курсы! Ведь как бывает – на какой-нибудь из конференций специалисты делятся находками в области подготовки. Порой – очень интересными. И, естественно, тут же начинают ими пользоваться. Пока эта новинка, учитывая все сложности перехода, доходит до нас – у зарубежных специалистов появляются три новых разработки. Вот тут и возникает провал.

– Этот пункт справедлив не только для тренеров.

– Согласен. Взять медицину – каждые шесть лет пересматриваются свойства даже известных препаратов. Это нужно отслеживать. Я за карьеру делал три операции и все – за границей. Приходилось ехать в Германию, Израиль, Польшу, куда угодно, только не в Россию. И ведь мне действительно помогали. А пришел я в ЦИТО на реабилитацию, мне говорят: "Тебе что нужно? Вот где делал операцию, туда и поезжай".

Лето 2016 года. Андрей СИЛЬНОВ и Иван УХОВ. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Лето 2016 года. Андрей СИЛЬНОВ и Иван УХОВ. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

НУЖНО ВЫТАСКИВАТЬ ЛЕГКУЮ АТЛЕТИКУ НА УЛИЦУ

– Читал, вы намерены максимально плотно взаимодействовать со СМИ.

– Это просто необходимо. Как иначе развивать и популяризировать наш вид спорта? Я хочу, чтобы спортсмены сборной России были узнаваемыми. Почему все знают футболистов, результаты которых далеки от идеальных? Да потому что их с утра до ночи показывают по телевизору. А у нас даже чемпионат России не транслируют. Таких людей, как Сергей Шубенков, Маша Кучина или Ваня Ухов должны знать! И я буду всячески способствовать, чтобы они шли на контакт.

При этом понимаю, что многое зависит от нас самих. Ведь некоторые наши спортсмены не приучены общаться на камеру. Как только видят ее на крупном старте – сразу теряются, отказываются говорить. Но как про тебя кто-то узнает, если ты вставляешь себе палки в колеса?

Хоккеисты дают интервью даже между периодами! Уставший, на взводе, но на минуту остановился – поговорил. У нас такого нет. Стандартная отговорка: отвлекает. Да я по себе знаю, если ты хорошо готов – тебя ничего не будет отвлекать.

– Но даже этим не привлечь людей на стадионы.

– Я уверен, что легкую атлетику нужно вытаскивать на улицу. Давайте смотреть правде в глаза – да, зрители не ходят на наши соревнования. Так пойдемте мы к ним! Соревнования по ходьбе и марафону можно проводить в рамках каких-то праздников. Дня города, например. И потом каким-то образом задействовать призеров в мероприятиях.

Сейчас набирает популярность уличная легкая атлетика. Постелили дорожку на крупной площади, пригласили шестовиков – пусть соревнуются. Люди будут в шоке, увидев, как рядом с ними спортсмены прыгают выше 5 м.

Или зимние варианты. Как это бывает в Европе – положили маты с крупном торговом центре, включили музыку, позвали ведущих высотников. Зрителей будет – хоть отбавляй. Это привлечет человека, который просто шел за покупками и даже не думал о спорте. Потом можно организовать общение. И ведь после такого хоть кто-то наверняка придет и на стадион!

А еще у меня есть маленькая мечта: организовать в родных Шахтах турнир по прыжкам под музыку. Давно думал об этом, но спортивная карьера не позволяла уделить должное внимание вопросу. Теперь я обязательно "добью" его!

Придумай мем

Новости