7 февраля 2016, 09:30

Евгений Трофимов: "Время сейчас работает против нас с Исинбаевой"

Владимир Иванов
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Личный тренер двукратной олимпийской чемпионки рассказал о состоянии своей ученицы

Владимир ИВАНОВ из Волгограда

Евгений Васильевич был мрачнее тучи. На интервью, о котором мы договаривались накануне, я, признаться, уже и не очень-то рассчитывал. И во избежание односложных ответов попытался перенести беседу на следующий день. Однако Трофимов отмел мое предложение.

– Да, мы надеялись, что настроение после соревнований будет совсем другим, – выдохнул великий тренер. – Но если договаривались пообщаться после соревнований - значит, так и будет. Обсудим все по горячим следам. Мне скрывать нечего. Спрашивайте.

Отступать было некуда. Я понимал, что времени у меня немного. Так и вышло – Трофимов настолько завладел моим вниманием, что беседа пролетела как одно мгновение. Хотя диктофон показывал вполне рабочие 12 минут.

ЗИМНИЙ СЕЗОН МЫ ПРОПУСТИМ

– Были какие-то предпосылки к тому, что Исинбаева снимется с соревнований?

– Были. Перед чемпионатом мира в Москве-2013 у Лены также намечалась эта травмочка. Мы поехали в Мюнхен. Там работает очень опытный доктор. В свое время он восстанавливал Усэйна Болта. Тогда все прошло успешно. Лена в очередной раз стала чемпионкой мира. Однако нас сразу предупредили, что ахилла хватит только на короткий срок. Потом процедуру нужно будет повторить. И мы заранее планировали отправиться на лечение в Германию. Сразу после зимних стартов. Но не успели...

– Произошедшее можно назвать ошибкой или просчетом?

– Вряд ли. Все шло прекрасно. На контрольных тренировках Лена прыгала 5 м и 4,90 м. Даже протоколы есть. И уже тогда она почувствовала некий дискомфорт. Над нами горела красная лампочка, но мы надеялись, что все обойдется. Вот только Исинбаева – возрастная спортсменка. И время сейчас работает против нее. Сегодня она получила первую травму за всю спортивную карьеру.

– Вероятно, она вызвана тем, что Лена пропустила после чемпионата мира 1,5 года и вы приступили к работе только год назад?

– Я подводил ее к этому старту очень мягко и плавно. Да, соревновательной практики не было, но мы выполняли серьезный прыжковый объем. И она замечательно выглядела на всевозможных тестах. Мы даже планировали поднимать высоты так, чтобы Лена вышла на 5,04 м.

– Уже на первом старте?

– Именно. Обратите внимание, что дорожку в манеже поменяли.

– Чем была плоха старая?

– Ничем, кроме того что была похожа на асфальт. Лена сама сказала мне, что если мы будем соревноваться на ней – она окажется в больнице. И где-то полтора месяца назад нам постелили мягкую дорожку. А на тренировках мы и вовсе прыгали на резиновом покрытии. То есть относились к возможным последствиям очень серьезно.

– Вы сказали, что в 2013 году Исинбаева ездила на лечение вновь всплывшей проблемы в Мюнхен. Сколько тогда потребовалось времени на возвращение к полноценному тренировочному режиму?

– В Мюнхене она была в июне. А чемпионат мира, как вы помните, проходил в августе. То есть времени было гораздо меньше, чем сейчас.

– Но выступать на "Русской зиме" и чемпионате России смысла, наверное, нет...

– Наша глобальная цель – победа на Олимпийских играх. Поэтому рисковать не имеет смысла. Зимний сезон мы пропускаем.

ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЛЕНА ПИШЕТ ИНТЕРЕСНЕЙШУЮ КНИГУ, НО В КОНЦЕ ЗАСТОПОРИЛАСЬ

– Когда мы осенью общались с Исинбаевой, Лена призналась, что ей не дает покоя успешная попытка на 5,10 м, которую она выполнила весной 2012-го...

– Так и есть, – впервые за время интервью улыбнулся Трофимов. – Ей это по силам, и Лена отчетливо это осознает. Если вы посмотрите ее прыжок на 5,01 м в Хельсинки, многое поймете. Мы провели измерения и высчитали, что во время той попытки ее запас был 20 см. И этот потенциал мы еще так и не использовали.

– Ваша ученица успела признаться, что вы предлагали ей после Рио остаться в спорте еще и на зимний сезон. Зачем, если не секрет?

– Я вижу, как прыгает этот человек. Ничего похожего больше не делает ни одна спортсменка в мире. Лена не просто талант, она – гений спорта!

– То есть вам обидно, что она может уйти, так до конца и не реализовав себя?

– Конечно! Вы совершенно правы! Такое ощущение, что Лена пишет интереснейшую книгу, но застопорилась где-то в конце. Заключительная часть пока несколько смазана. И хотелось бы ее подправить.

– Вы всерьез думаете, что она может остаться после Рио?

– Человек предполагает, а бог располагает. Судьба играет с человеком, человек играет на трубе. Какие еще поговорки есть на эту тему (смеется)? Тут нельзя предугадать. Спорт – это такое дело...

В ПРЫЖКЕ СУР НА 5,03 М НЕТ НИЧЕГО ОСОБЕННОГО

– Прыжок Дженнифер Сур на 5,03 м видели?

– Конечно. Ничего особенного. Дело в очень высоком хвате. Хотя Сур на том старте была очень заряженная. Есть такая поговорка: жестче шест и выше хват – вот и будет результат.

– Она сказала, что ее главная цель на сезон – 5,07 м. В случае успеха абсолютный рекорд мира перейдет именно к ней. Или летние и зимние старты для вас – вещи неравнозначные?

– В шесте есть такое понятие, как зимний прыгун. Был такой американец Билл Олсон. Просто непревзойденный шестовик! Но только на зимний сезон. В манеже он даже устанавливал мировые рекорды и временами давал бой Сергею Бубке. А на стадионе он прыгать не мог. У Сур пока на открытом воздухе тоже получается не все. Так что думайте сами.

– Виталий Петров заявил в интервью "СЭ", что, судя по тенденции, через три года 5 м будет для женщин обычной, нормальной высотой. Согласны с ним?

– Да, и объясню почему. Женские прыжки с шестом – одна из самых молодых дисциплин легкой атлетики. И, разумеется, один из самых бурно развивающихся. Сначала рекорды били китаянки, потом появилась Даниэла Бартова, затем Эмма Джордж, Стейси Драгила, два-три года ярко выступала Светлана Феофанова и вскоре настала эра Исинбаевой. В мужских соревнованиях такого мы не видим. Ведь у них шест был в программе первых же Олимпийских игр, а у женщин – только с Сиднея-2000.

Так что ничего фантастического в появлении новой девушки-звезды я не вижу. 5,20 - 5,30 м – вполне реальные цифры. Мировые рекорды для того и стоят, чтобы их били. Был в середине прошлого века такой американец Корнелиус Вармердам. Его рекорд стоял почти 20 лет! А потом его побил Дон Брэгг. Результаты Бубки были на верхней строчке тоже очень долго и, казалось, простоят еще столько же. Как вдруг – зимний рекорд пал. А ведь не стоит забывать и о техническом прогрессе.

НОВЫЕ ШЕСТЫ – НОВЫЕ РЕКОРДЫ

– Что вы имеете в виду?

– Сейчас появились новые шесты, которые позволяют держаться более высоко. На них другой способ намотки, чуть иной материал. Вроде бы мелочи, но их в спорте не бывает. И во многом благодаря именно этим наработкам на чемпионате мира в Пекине победил канадец Шон Барбер. Более того, он начал показывать такие результаты, о которых не мог мечтать даже в страшных снах. Парень преодолел 6 м! Разумеется, скоро прогресс даст о себе знать и в женском шесте. И рекорд Исинбаевой не вечен. Но Лена в любом случае останется первой девушкой, преодолевшей 5 м.

– Почему ей самой не попробовать эти новые высокотехнологичные шесты?

– Для этого ей нужно поменять ногу...

– Вы всю жизнь готовили ее к старым шестам...

– Именно! На этих шестах она установила все 28 мировых рекордов. Если честно, я предложил ей попробовать новые. Но она ответила, что тогда мы ничего не успеем. Переучиваться на таком уровне почти нереально. Ведь все движения давно отработаны до автоматизма. Есть такая группа "Деф Леппард". В какой-то момент их ударник – блестящий музыкант Рик Аллен – попал в катастрофу и потерял руку. Так вот его не бросили, и для него специально разработали гибридную ударную установку. В итоге он наловчился! Но на это потребовалось более полутора лет. У нас столько, к сожалению, уже нет. Время сейчас работает против нас.

Придумай мем

Новости