00:22 7 марта 2013 | Легкая атлетика

Сергей Бубка:
"Вечно быть на пьедестале - это трагедия"

Сергей БУБКА. Фото Татьяны ДОРОГУТИНОЙ, "СЭ". Фото "СЭ"
Сергей БУБКА. Фото Татьяны ДОРОГУТИНОЙ, "СЭ". Фото "СЭ"

В Москву рекордсмен мира в прыжках с шестом приехал в составе официальной делегации IAAF - с очередной инспекцией стадиона "Лужники", где в августе пройдет чемпионат мира. Там, в "Лужниках", мы и встретились.

- Мне до сих пор иногда доводится задумываться о том, что соревнования, которые проводятся в России, далеко не всегда пользуются тем вниманием, которого достойны. А какие чувства испытываете вы применительно к предстоящему московскому чемпионату мира?

- Сам по себе чемпионат мира - грандиозное событие. Мне кажется, это прекрасно - провести такие соревнования в российской столице. В стране, которая знает цену олимпийским успехам, легкоатлетическим в том числе. То, о чем вы сказали, безусловно, тоже имеет место. Но такое отношение можно и нужно менять. Шаг за шагом, увлекая спортом детей, молодежь. Ведь именно такие соревнования способны формировать интерес, желание заниматься спортом.

- А нет ощущения, что мы сильно отстаем от иностранцев в умении создавать вокруг соревнований рекламный ажиотаж, всячески их раскручивать?

- Ну так этому есть объективные причины: 90-е годы, когда люди не жили нормальной жизнью, а пытались выживать, все-таки наложили большой отпечаток на общество. Поэтому я и считаю, что сейчас очень важно всячески пропагандировать спорт, постоянно думать, как "зацепить" зрителя, увлечь его. Сделать так, чтобы он пришел на соревнования. Тем более в Москве, где проводится масса спортивных мероприятий. Да и звезд хватает - есть за кого поболеть. Московскому чемпионату мира предстоит стать в этом отношении уникальным. Чего стоит одна только возможность увидеть своими глазами, как бежит Усэйн Болт. Да и для самих спортсменов очень важно, чтобы было много зрителей. Ведь применительно к спорту зритель еще и "соучастник" результата. Он вдохновляет, мотивирует спортсмена выступать успешно.

- Сейчас вы имеете возможность постоянно наблюдать легкую атлетику со стороны. Прыжки с шестом по-прежнему привлекают вас больше всего?

- На соревнованиях по долгу службы я стараюсь обращать внимание на все. Включая реакцию зрителей, судейство, поведение спортсменов, работу телевидения, рекламу. Интересуюсь всем еще и потому, что мне очень хочется добиться идеальной организации московского чемпионата мира. Как председатель координационной комиссии по подготовке этих соревнований я отвечаю за стратегическую подготовку: соблюдение сроков, правильность маркетинговой программы, размещение спортсменов и тренеров, обеспечение их транспортом и так далее. Хочется, чтобы на соревнования пришло как можно больше зрителей. Я ведь на своей шкуре знаю, что такое выступать, когда трибуны не заполнены. И как сильно способен мотивировать спортсмена зал.

- В советские времена, помнится, нас учили прежде всего концентрироваться на выступлении, отрешаться от всего, что происходит вокруг. Сейчас же спортсмены, напротив, постоянно "заигрывают" с публикой. Это не нарушает концентрацию?

- Я прошел и ту и другую систему. Был воспитан на тех взглядах, что перед соревнованиями должно быть как можно меньше общения с прессой, чтобы не отвлекаться, не растрачивать энергию. Когда началась "другая" жизнь - с необходимостью бывать на пресс-конференциях, причем не только на спортивных, общаться со зрителями, - пришлось перестраиваться.

- Это было сложно?

- Непросто. Как ни крути, любое общение, а особенно с прессой, - это потеря энергии, эмоций. Ведь ты говоришь о себе, о своих результатах, то есть о том, что составляет твою жизнь и очень тебе дорого. Поэтому, собственно, и невозможно говорить об этом безэмоционально. Но тут все, как в тренировочном процессе: сначала нужно понять, для чего ты это делаешь, а потом просто выработать в себе правильное отношение к происходящему. Понятно, что есть периоды, когда человек полностью сконцентрирован на выступлении, и трогать его нельзя. Но если мы говорим о звездах, у них, как правило, есть менеджеры, агенты, тренер, наконец. Которые должны понимать, что игнорировать прессу в наше время недопустимо. Если хочешь, чтобы тебя узнавали, разумеется. А этого, думаю, хочет любой спортсмен - чтобы общество по достоинству оценивало его результат, чтобы им гордились соотечественники. Не надо забывать и о том, что у звезд есть определенная ответственность перед обществом. В том плане, что своим собственным примером они способствуют тому, что в их вид спорта может пойти или не пойти множество детишек.

Есть и так называемая профессиональная составляющая. Известность и популярность не приобретаются вместе с повешенной на шею медалью. Для того чтобы о тебе узнали люди, ты должен уметь о себе рассказывать. Хорошие рекламные контракты ведь тоже не предлагают всем подряд. А это уже определенное финансовое благополучие. Все это спортсмену нужно объяснять.

Когда я вошел в комиссию атлетов Международного олимпийского комитета, мы даже разработали специальный "путеводитель" для спортсмена, объясняющий, каким образом после окончания спортивной карьеры можно наиболее быстро и успешно интегрироваться в общество, начать другую жизнь. Надо понимать, что тот мир, который сложился вокруг тебя, когда ты был звездой, не может существовать вечно. Что в реальной жизни все устроено совершенно иначе. И что никто не станет расстилать перед тобой ковровую дорожку, когда ты сойдешь с пьедестала.

Нужно обязательно объяснять спортсмену, что его ждет. Допустим, человек занялся тренерской деятельностью. Он должен понимать, что могут пройти годы, прежде чем удастся вывести ученика на заметный уровень. И что придется с нуля каждый день доказывать, что ты чего-то стоишь как тренер. Причем доказывать в жесткой конкурентной борьбе. Часто ведь бывает как: человек давно закончил выступать, а психологически по-прежнему стоит на пьедестале. Если не отдавать себе отчета в том, что на "твой" пьедестал уже поднялась новая звезда, - это трагедия. Способная сломать жизнь и самому человеку, и его близким.

- Как считаете, это проблема у звезд - общая?

- Даже не представляете, до какой степени. Когда мы готовили свой "путеводитель" к выпуску, собирали информацию из разных стран и континентов в самых разных видах спорта. И с удивлением увидели, что мышление, логика, философия чемпионов абсолютно одинаковы. Независимо от того, русский он или китаец, играет в бейсбол или занимается гимнастикой.

- В свое время я достаточно внимательно следила за вашей карьерой. До сих пор не могу отделаться от ощущения, что вы были способны гораздо на более высокие результаты, нежели те, что показывали. Откладывали их на потом. А потом стало поздно...

- Я установил свой первый мировой рекорд для залов 15 января 1984 года - 5,81. Потом на воздухе показал 5,85. Дальше результаты начали расти, но никогда у меня не было чувства "сколько захотел - столько и прыгнул". До шести метров мне случалось улучшать мировые рекорды на несколько сантиметров. А потом на какое-то время реально наступил предел. Поэтому и результаты росли по сантиметру.

Мы постоянно совершенствовали технику, и благодаря этому после результата 6,10 началась как бы другая эра. Когда стало понятно, что можно прыгать и выше. Если верить замерам, которые на основании моих выступлений неофициально делали японцы, у меня случались прыжки на высоту порядка 6,37. Один из таких прыжков был в 1997-м: официально я прыгнул 6,01, хотя фактически тот прыжок был выше чем 6,40. С огромным запасом. Но возможно ли было сделать то же самое, поставив планку на 6,30? Не знаю. Мне хотелось закончить карьеру, прыгнув 6,20. Это было бы, как мне тогда казалось, очень надолго. Но в реальности сделать этого не получилось: на Игры в Атланте я приехал, возможно, в самой лучшей форме за свою карьеру, но получил травму. Вот так постоянно что-то мешало: то травмы, то погодные условия.

- Есть ли в современной легкой атлетике что-то такое, что способно вас удивить?

- В каком смысле?

- Ну вот я, например, не так давно видела видеозапись прыжка в 4,5 оборота назад с 10-метровой вышки. И поймала себя на ощущении, что, несмотря на собственное прыжковое прошлое, реально не понимаю, как можно выполнить такое количество вращений и не убиться при этом. А вы понимаете, каким образом так быстро бежит Усэйн Болт, например?

- Спорт вообще устроен таким образом, что время от времени в нем появляются личности, способные рушить даже самые устойчивые стереотипы. Болт, безусловно, уникальная личность. Не только с точки зрения легкой атлетики, но и спорта в целом. Человечеству всегда ведь было особенно важно, кто выше всех прыгает, кто быстрее всех пробегает стометровку, и кто поднимает наиболее тяжелый вес.

- В чем, на ваш взгляд, в большей степени заключается феномен Болта?

- Все гениальное всегда кажется со стороны простым. Посмотреть на Усэйна - он бежит играючи, крутит головой по сторонам. Когда спортсмен может позволить себе во время бега повернуть голову, и при этом совершенно не нарушается работа его ног, корпуса и не теряется скорость - это показатель высочайшего класса. И высочайшего запаса прочности.

- Когда в прыжках с шестом стала доминировать Елена Исинбаева, смотреть соревнования с ее участием стало в какой-то момент неинтересно: слишком прогнозируемо стали развиваться события в секторе. Дженнифер Сур, побившая "зимний" мировой рекорд Елены, интригу возродила. Такие ситуации благо для спортсмена или, напротив, осложняют ему жизнь?

- Конкуренция всегда подхлестывает. Я сам неоднократно оказывался в похожей ситуации. Случалось, что я утром устанавливал очередное достижение, выступая в Японии, а вечером того же дня Билли Олсон бил его в Америке. Хочешь ты или нет, это реальность. Нужно через это проходить, нужно уметь с этим справляться. Побеждать прежде всего себя, а не соперника.

- Вас не удивило выступление Исинбаевой в Лондоне?

- Олимпиада - это очень тяжелый с психологической точки зрения старт. Понятно же, что у личностей масштаба Лены бывает лишь два варианта результата: либо победа, либо поражение, коим является любое место, кроме первого. Мне было понятно, что в Лондоне все будет зависеть только от того, как Лена сумеет настроиться и насколько хорошо справится с собой.

Для того чтобы в течение долгого времени постоянно находиться на высоте, нужно очень тщательно относиться к каждому выступлению, заранее понимать, какой из стартов может стать проходящим, а к какому следует готовиться серьезно. Выпадать из соревновательного графика опасно. Умение бороться тоже ведь нужно постоянно тренировать. Для этого нужно выходить на старт, соприкасаться с психологическими проблемами, конкуренцией, видеть рядом соперников. Если ты сознательно от этого уходишь, то теряешь соревновательные навыки, практику. А рассчитывать на лотерею... Ну да, можно проскочить. А можно и сорваться.

Загрузка...
Материалы других СМИ
Загрузка...