8 июля 2016, 23:00

Веснина наступает: в чем ее секрет?

Владимир РАУШ
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

WIMBLEDON

Тренер по ОФП Ирина КИСЕЛЕВА рассказала обозревателю "СЭ", за счет чего Елене Весниной удалось дойти до полуфинала турнира в Лондоне

Ирина КИСЕЛЕВА
Родилась 23 июля 1967 года в Москве.
Трехкратная чемпионка мира по современному пятиборью, двукратный серебряный призер мирового первенства (1984 – 1988).
Серебряный призер Игр доброй воли в Москве (1986).
Закончила Российский государственны университет физкультуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ).

Несмотря на поражение Весниной в полуфинале от Серены Уильямс, выступление россиянки на Уимблдоне можно оценить только одним словом – прорыв. Пока специалисты поют оды в честь Елены, ее тренер по общефизической подготовке Ирина Киселева уже строит планы на предстоящую Олимпиаду. Расклад предельно прост: несколько дней отдыха, а потом – снова работа.

МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ ФИЗПОДГОТОВКЕ – НЕ ПОМЕХА

– Как вы начали работать с Еленой Весниной?

– Впервые Лена обратилась ко мне пять лет назад. Предложила поехать вместе с ней в Сочи, чтобы провести предсезонную подготовку. Опыт получился интересным, но вскоре Веснина рассталась с тренером Андреем Ольховским, с которым я тогда работала, и наше сотрудничество прервалось. Года два назад Лена предложила начать все сначала. У нее как раз возникли проблемы с плечом, его приходилось постоянно тейпировать, С тех пор я ей помогаю: мы проводим предсезонные сборы в Сочи, работаем в Москве в паузе между турнирами.

– Веснина – опытная спортсменка, такие не любят что-то менять в своей подготовке. Трудно ли корректировать установившийся порядок?

– Лена – коммуникабельный человек. Если ей четко объяснить смысл предлагаемых новшеств, она, как правило, с ними соглашается. Да я, если честно, старалась в ее подготовке ничего особенно не менять. Главным было как раз не пережать, ведь после 25 лет у спортсменов в случае неправильной подготовки серьезно возрастает риск получить травму. Чтобы повреждений не было, нагрузку следует внимательно дозировать. Что делать, в какой последовательности, с какими промежутками отдыха – это целая наука. Тут нужен индивидуальный, творческий подход. Единого правила в этом вопросе не существует.

– На нынешнем Уимблдоне Веснина совершила прорыв. С чем он связан, на ваш взгляд?

– Перед новым сезоном мы с Леной кое-что изменили. Ввели некоторые новшества и по стартовой скорости, и по объемам. Много времени посвятили укреплению рук. Если обратите внимание, верхний плечевой пояс у Весниной изменился. Да и ее мышечный корсет стал заметно крепче. И это при том, что времени на подготовку было меньше, чем обычно. Она поздно завершила сезон, в ноябре последовали свадьба и медовый месяц. На все про все у нас оставалось около трех недель, потом наступил Новый год и новый сезон.

– Получается, акцент был сделан на силовую подготовку?

– Нарастить мышцы не являлось самоцелью. В конце концов Веснина – не бодибилдер. Укрепление мышц позволяет создать вокруг сустава своеобразную защиту, которая особенно важна при рваных нагрузках. Суставы и связки должны быть готовы к большим перегрузкам при ударах или ускорениях. Если этого нет, возникают микротравмы, которые ограничивают тренировочный и соревновательный процесс. Тут надо очень внимательно чередовать нагрузку с отдыхом. Зачастую отказ от тренировки может принести больше пользы, чем само занятие.

– Тестирование Весниной показывает изменения в уровне ее физподготовки?

– Тестирование мы обычно не проводим, а положительная динамика видна невооруженным глазом. Структура мышц изменяется в лучшую сторону: рыхлость пропадает, волокна становятся более плотными. Стартовая скорость возрастает – это видно по тому, как Лена выполняет рывки и как успевает к мячу. Да и ее ощущения – легкие ноги или тяжелые – дают информацию для размышления. Кроме того, в команду Весниной входит кинезиолог (специалист по мануальной терапии. – Прим. "СЭ") Олег Кузнецов. Он проводит свое тестирование: по определенным свойствам сокращения и напряжения мышц определяет тонус спортсмена. Особенно это важно в предсезонный период подготовки. Тогда тренировочный день Лены вообще начинается с визита к Кузнецову. В зависимости от состояния мышц и составляется план работы на день.

ПРОСТО ХУДЕТЬ – ВРЕДНО

– Что важнее в современном теннисе: скорость или сила?

– Любой специалист вам скажет – важен симбиоз двух этих качеств. Скорость полета мяча в теннисе постоянно растет. Значит, чтобы успешно выступать на современном уровне, нужно уметь сильно бить по мячу. И в то же время – быстро бегать, чтобы успевать к нему.

– Судя по тому, что тон в женском разряде последние лет десять-пятнадцать задает Серена Уильямс – не очень быстрая и выносливая, зато чрезвычайно мощная теннисистка – сила все-таки доминирует.

– В теннисе не важна абсолютная сила, игроку необходимо находить лишь точки ее приложения. Сила должна быть достаточной, чтобы посылать мячик на другую сторону корта с нужной скоростью. Но бить рекорды совершенно не обязательно; абсолютно не важно, какой вес вы поднимаете в жиме лежа. Посмотрите, Джокович или Федерер являются атлетами в том смысле, что они способны быстро и долго перемещаться по корту и сильно бить по мячу. Но при этом "качками" они совершенно не выглядят.

– Помимо Весниной вы работаете с рядом других теннисисток. Часто ли спортсменки обращаются с просьбой помочь им похудеть?

– В зависимости от того, какой смысл вкладывается в это слово. Худеть на самом деле вредно, не зря же корень здесь – "худо". Если просто сеть на диету, добра от этого не будет. Уйдет физическая сила, может пострадать психика... Важно не просто худеть, а собирать фигуру. Приводить ее в порядок: уменьшать процент жира и увеличивать мышечную массу. Регулируется это с помощью питания и физических нагрузок. В результате телесная оболочка становится компактнее, зато организм работает более продуктивно.

– С жимом штанги все понятно. А вот, к примеру, кроссы теннисисткам бегать нужно?

– Нужно – но и здесь все опять-таки зависит от объемов. Существует такая мудрость: "Даже яд в маленьком количестве может быть полезен. Зато в большом он будет вреден всегда". Точно так же и с ОФП. Главный принцип, который я проповедую, – необходимость и достаточность. Объем физической нагрузки должен быть необходимым, чтобы добиться требуемых изменений. И в то же самое время – достаточным, чтобы не причинить спортсмену вреда. Тренер – он ведь как врач. Главное для него: не навредить.

– Сейчас теннисисты начинают заниматься с тренерами по ОФП уже с шести-семи лет. Не слишком ли рано?

– Я думаю, такой подход вполне оправдан. Просто нужно опять-таки правильно выставлять задачи. Например, накачивать мышцы в таком возрасте категорически нельзя. Зато можно формировать правильную постановку стоп, ведь около 70 % современных детей страдают от плоскостопия. Можно развивать координационные способности и быстроту. Если пропустить всю эту работу, потом заниматься ей может быть уже поздно. Поэтому чем раньше родители начнут адаптировать своего ребенка к периоду роста и нагрузке – не обязательно физической, даже учебной, – тем лучше.

ОБРАЗЕЦ ТРЕНЕРА – ОТЕЦ

– Вы профессионально занимались современным пятиборьем, были многократной чемпионкой мира. Каким ветром вас занесло в теннис?

– Этот вид спорта мне нравился всегда: помню, с каким интересом я следила за выступлениями Наташи Зверевой. В непосредственное соприкосновение с теннисом я вступила, когда ракетку в руки взял мой сын Миша. По мере его взросления стало понятно, что грамотных тренеров в стране не хватает. И тогда я сама стала вникать во все вопросы, не зря же у меня красный диплом РГУФКСМиТ. У нас вообще спортивная династия: мой папа преподает в Российском университете физкультуры и спорта уже почти полвека. Ему уже 76 лет, но он продолжает читать лекции и параллельно тренировать. Именно он сделал из меня чемпионку мира, не совершив на этом пути никаких ошибок. Других наставников, кроме него, у меня никогда не было. По тому же принципу и я постаралась воспитать своего сына.

– Каких высот он добился в теннисе?

– Стал мастером спорта. Сейчас сыну 24 года, последние два сезона Миша не выступает – сам начал работать тренером. Но я надеюсь, что своего последнего слова на корте он еще не сказал.

– Современное пятиборье накладывает совсем другие требования к физподготовке, чем теннис. Вам потребовалось много времени, чтобы найти свой путь?

– Около десяти лет – все те годы, что рос и развивался сын. Зато теперь я помогаю теннисистам самого разного возраста – от профессионалов до маленьких детей. Помимо Весниной в свое время работала с Аней Чакветадзе. А теперь тренирую еще и восходящих звездочек – Александру Поспелову, Владимира Черковца…

– Вы стали самой юной чемпионкой мира в истории современного пятиборья, завоевав золотую медаль в возрасте 17 лет. Это связано с тем, что женская разновидность этого вида спорта в те годы еще только развивалась?

– Папа не форсировал мою подготовку. Об этом свидетельствует и тот факт, что в течение четырех лет ниже второго места на чемпионатах мира я не опускалась. Кроме того, для успеха в пятиборье не обязательно выступать в каком-то виде выдающимся образом. Достаточно иметь ровных все пять дисциплин – например, на уровне кандидата в мастера спорта.

– Какой чемпионат стал для вас самым памятным?

– Наверное, мировое первенство-1986. Двумя неделями ранее в Москве прошли первые Игры доброй воли. Для нас это были удивительные соревнования – масса иностранцев, атмосфера праздника. Помню, как мы жвачками с американцами обменивались… Но на самих соревнованиях я выступила не очень удачно, стала только второй. Расстроилась, однако отец утешил: "Твое время придет через две недели. Я ведь готовил тебя не к Играм доброй воли". Та история закончилась хеппи-эндом: на чемпионате мира я выиграла золото. Возможно, именно тогда у меня впервые промелькнуло желание самой стать тренером.

Придумай мем

Новости