13 августа 2018, 16:35

Климент Колесников: "В Глазго сдавал допинг-пробы пять раз. Давления не почувствовал"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Главный герой чемпионата Европы – в гостях у "СЭ".
12 августа. Москва. Климент КОЛЕСНИКОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
12 августа. Москва. Климент КОЛЕСНИКОВ в редакции "СЭ". Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

18-летний Климент Колесников стал главным героем завершившегося чемпионата Европы. Москвич побил в Глазго рекорд мира и завоевал шесть медалей – три золотых (на дистанциях 50 и 100 м на спине и в кролевой эстафете 4х100 м), две серебряных и бронзовую. Через два дня после окончания соревнований Климент пришел в гости в редакцию "СЭ".

– Вы не попали в полуфинал на дистанции 200 метров на спине, где могли бы пополнить свою медальную коллекцию. Какие чувства были после неудачи в квалификации?

– В первую очередь – обида на самого себя. Потому что понял, что совершил тактическую ошибку. Чуть подрасслабился во время заплыва, не видел соперников, того же Григория Тарасевича, который на последних метрах выиграл у меня путевку в полуфинал. Для себя сделал вывод, что совершать подобное больше нельзя.

– Вы плыли в квалификации не на максимуме своих возможностей?

– Все наши ребята плыли на максимуме, выкладывались с первых же метров, потому что решалось, кто попадет в полуфинал. Как вы знаете, по регламенту от сборной могли пройти только два спортсмена. В итоге в утренней части, в которой все решалось, я совершил тактическую ошибку. Обидно, чувствовал, что мог потягаться с тем же Евгением Рыловым в финале. Но нельзя было отчаиваться, потому что впереди оставалось еще две эстафеты, в которые меня заявили.

КОГДА ПОБИЛ РЕКОРД, НЕ ДО КОНЦА ПОНИМАЛ ПРОИСХОДЯЩЕЕ

– Вам дали звание ЗМС после мирового рекорда?

– По специальным таблицам и подсчетам должны дать. Также и моему тренеру должны вручить заслуженного тренера России. Но это все не быстрый процесс. Поэтому как федерация объявит, что мне присвоили, то буду знать об этом.

– Что вы испытали, когда превзошли мировой рекорд на дистанции 50 м?

– Я почувствовал от этого только радость. Потому что, на самом деле, я особо не стремился к тому, чтобы побить мировой рекорд. И именно поэтому я сначала не до конца понимал происходящее. И только лишь через 5-6 секунд, когда осознал, что произошло, нахлынула радость.

– А вы на тренировках демонстрировали такие секунды?

– На тренировках время всегда медленнее, потому что к соревнованиям ты готовишься в течение определенного периода. А тренировки проходят под нагрузкой, совершается определенная работа. Нельзя показать лучший результат на тренировке. Он всегда получается только на соревнованиях.

– Не сталкивались в Глазго или на каких-то других турнирах с особым отношением к сборной России?

– Я никакого давления на нашу команду не ощущал, да и не было его, скорее всего. Считается, что спорт вне политики, и на прошедшем чемпионате Европы действительно так и было. Никто не пытался нас каким-то образом ущемить в чем-то или как-то надавить. Российскую сборную в Глазго приняли хорошо, мы провели турнир без проблем.

– Во время сдачи допинг-проб тоже не было инцидентов?

– Я пять раз сдавал допинг-пробы во время чемпионата Европы. Никто не приходил в пять утра и не срывал тренировки. Ко всем спортсменам было абсолютно равное отношение.

– Как вы относитесь к таким инцидентам, как на Олимпиаде в Рио, когда соперницы отказались пожимать руку Юлии Ефимовой на награждении?

– Я считаю, что эта история – результат личной неприязни. Это унижение соперника. Отвратительно смотреть на такое поведение. К любому сопернику должно быть уважение, поскольку он делает абсолютно ту же работу. И свою личную неприязнь на людях показывать не стоит.

– Есть спортсмены, к которым вы испытываете такие чувства?

– У меня со всеми хорошие отношения. И в спортивном плане, и за пределами спортивного круга общения. Когда я вижу подобное, то не понимаю, как такое возможно.

ЕДЫ В ГЛАЗГО НЕ ХВАТАЛО

– У Ефимовой были претензии по поводу питания в Глазго…

– У каждой страны свои традиции в еде, но питание на чемпионате Европы было скудное. Если тренеры могли спокойно кушать, то мы вынуждены были дозаказывать что-то или идти в ресторан. Просто чтобы были силы для прохождения дистанции.

– У вас есть какие-то особенные предпочтения в еде?

– Нет, каких-то предпочтений нет, я не гурман. Но исключаю из рациона жареное, фастфуд.

– Приходится следить за весом?

– Да, конечно, особенно перед соревнованиями. Любая прибавка в весе или наоборот, похудение, сказываются на результатах. Даже лишние 500 грамм могут иметь значение.

– Синхронистки в Глазго жаловались, что в бассейне слишком много хлорки. А у вас были какие-то нарекания?

– Многие жаловались на кашель, слезы из глаз из-за большого количества хлорки. Но мне повезло, у меня все было нормально.

– Многие еще говорили, что бассейн для чемпионата Европы слишком камерный.

– Не обращал на это внимания. Мне показалось, был обычный бассейн, трибуны постоянно заполнялись, чувствовалась атмосфера больших соревнований.

– Смотрели на другие заплывы с трибуны?

– Поднимались на трибуну вместе с командой, болели за наших ребят в предпоследний и последний день турника, когда не выступали в утренней части. В основном на соревнованиях не удается смотреть на других, потому что бываю очень загружен.

– В Глазго вы пытались давать интервью на английском языке…

– Да, после заплывов, но там были стандартные вопросы – про ощущения, про результат. А вообще английский язык я учил с начальных классов под присмотром своей бабушки, могу бегло на нем разговаривать, общаться с ребятами из других стран. Хотя, конечно, тяжело, когда нет постоянной практики.

НА ОЛИМПИАДЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРОПЛЫТЬ НА СПИНЕ, КРОЛЕМ И КОМПЛЕКСОМ

– Ваш тренер в интервью "СЭ" сказал, что вы можете плыть любым стилем и любые дистанции. Почему на чемпионате Европы не плыли, к примеру, баттерфляем?

– Действительно, я в этом плане разносторонний спортсмен, потому что с раннего возраста начинал плавать всеми способами. Основными были плавание на спине, кроль и комплекс. И сейчас плыл только на спине по той причине, что, во-первых, этим стилем у меня лучше всего получается, а, во-вторых, график соревнований не позволил стартовать на какие-то других дистанциях. К примеру, после финала на спине проплыть кролем не получилось бы.

– График был плотнее, чем обычно?

– Просто на чемпионате Европы расписание было составлено таким образом. На Олимпиаде будет по-другому. Везде по-разному. Я на это смотрю и рассчитываю, какие дистанции поплыву. То есть могу плыть тем же комплексом на одних соревнованиях, а проплыть 100 или 200 метров на спине уже не получится. Потому что хочется, к примеру, посмотреть, как я готов на 200 метров комплексом.

– То есть, если на следующих соревнованиях вы поплывете брассом – не стоит удивляться?

– Ну, брассом и баттерфляем у меня получается плыть хуже. Поэтому рассчитывать, что я выйду на брасс, думаю, не стоит. Он мне тяжело дается. Но над ним все равно приходится работать, потому что хочется плавать комплексом.

– Еще не знаете, какие дистанции поплывете на Олимпиаде в Токио?

– Хочется обязательно выступить на спине, проплыть тем же кролем 100 метров, и если получится, 200 метров, потому что у меня хорошо получается эта дистанция, я не хочу ее убирать из своего списка. Буду тренировать также 200 метров комплексом и стараться показать на этой дистанции хороший результат. Но надо смотреть график всех соревнований.

– Следите ли за американцем Райаном Мерфи, одним из сильнейших спинистов мира?

– Да, следил за его заплывами. Видел, как он выступал на Олимпиаде в Рио, где установил мировой рекорд в эстафете, посмотрел сейчас, как он выступал на Pan Pacific, где на дистанции 100 м он выплыл из 52 секунд – лучший результат сезона в мире. Мэрфи – это выдающийся спинист нашего времени. Уже думаю о том, как встретимся с ним, если, конечно, все будет хорошо, в будущем году на чемпионате мира и на Олимпиаде в Токио.

– Помимо Евгения Рылова кто-то может вмешаться в вашу борьбу?

– Есть много хороших ребят, а к следующему году может еще появиться кто-то новый.

СВОЙ БАЛЛ ПО ЕГЭ УЖЕ НЕ ПОМНЮ

– Незадолго до чемпионата Европы вы сдавали ЕГЭ. Хватило ли баллов, чтобы поступить туда, куда вы хотели?

– Хватило. Про ЕГЭ могу сказать, что готовился, потому что чувствовал, что просто так ничего не прокатит. Поэтому и получилось набрать баллы, нужные для прохода.

– Если не секрет, сколько баллов набрали?

– Я уже не помню. С этими раздумьями насчет университета и в течение соревнований как-то подзабыл. А сейчас просто собираюсь на отдых.

– Сдавали ЕГЭ отдельно или со всем классом?

– С классом. Досрочно ничего не сдавал, времени хватало и так.

– Учились в обычной школе?

– До 9-го класса я учился в гимназии, но под конец понял, что там требуют от всех одинаково и не особо смотрят на то, что я спортсмен. И из-за этого стало тяжеловато. У меня появилось больше серьезных соревнований. Тренировкам нужно было уделять больше времени. Поэтому я перешел в обычную школу. Там доучился и сдавал ЕГЭ.

– С вашим безумным ритмом удавалось учиться наравне с остальными ребятами?

– С учебой проблем не было, по успеваемости тоже. Были дни, когда мы пропускали школу вместе с ребятами из моей группы, но учителя к этому относились нормально. Они понимали, что у нас все серьезно с плаванием, и помогали нам в учебе.

– Вы будете дальше учиться по спортивной линии?

– Да, хочу связать со спортом будущую карьеру. Отталкиваться от этой области проще, чем узнавать что-то из другой. Тем более что загруженность не позволит мне пойти в каком-то другом направлении.

– В одном из интервью вы сказали, что достаточно ленивы. К чему это относится? К тренировкам или к бытовым вопросам?

– Я действительно ленивый в плане быта и в вопросах учебы. Не отстаю от других ребят по успеваемости, но внутри меня в этом отношении есть такое ленивое состояние. Однако в плавании я очень работоспособен. Я не знаю, почему так получается.

К ТОКИО-2020 БУДУ ГОТОВИТЬСЯ В РОССИИ

– У нас достаточно много спортсменов, который тренируются за границей. Вам хотелось бы в перспективе попробовать такой вариант?

– Я сотрудничаю с клубом "Энергетический стандарт", который обеспечивает все условия для тренировок. В течение года мы не постоянно находимся в Москве, клуб предоставляет возможность как минимум пять раз в год проводить сборы за рубежом.

– Не думали о варианте с обучением в США? Возможностей там, наверное, больше…

– В сборной России многим поступают предложения о том, чтобы поехать учиться и тренироваться в США. Там внимательно следят за нами. Такие предложения были и у меня. Были мысли на этот счет. Но так как до Олимпиады остается два года, не хотелось бы что-то менять в своем образе жизни. Тем более так кардинально – уехать в другую страну, к другому тренеру, в новое общество. К Токио буду готовиться в России в тех условиях, что и сейчас. Результаты есть, прогресс тоже – ничего менять не буду.

– Ваши родители – религиозные люди. А вы?

– Хожу в церковь по воскресеньям вместе с родителями, как и все верующие люди.

– Во время соревнований удается ходить?

– Нет, конечно. Если только перед дистанцией направить свои мысли на то, чтобы получить от Бога какую-то помощь. У нас в команде есть и другие спортсмены, которые плавают с крестиком.

– Поста придерживаться не удается?

– По возможности. Но в спортивный рацион питания пост не вписывается.

– Ваш товарищ по команде Антон Чупков перед заплывом целует крестик. Вы не задумывались о чем-то подобном?

– Антона это успокаивает и помогает. Считаю, это личное дело каждого человека, как выражать свои эмоции. Я предпочитаю держать все внутри.

– Не задумывались о какой-то своей, запоминающейся "фишке", вроде размахивания рук у Майкла Фелпса?

– Я думал об этом. Но пока толком никакого предстартового ритуала не придумал. Только если в заплывах на спине предпочитаю нырять головой вниз. На самом деле, мне просто так удобнее. Но ребята спрашивают об этом и уже даже пародируют.

– На чемпионате России вы выступали с бакенбардами. Это для привлечения внимания и будете ли дальше экспериментировать с внешним видом?

– В принципе все спортсмены в плавании бреют волосы на теле и даже верхний слой кожи, чтобы была лучшая чувствительность в воде и скольжение. Просто на чемпионате России я был в очень хорошей форме… На основных соревнованиях, конечно же, буду себя забривать. Имидж поддерживать собираюсь, потому что хочется прийти к тому, что мне нравиться самому.

– Многие пловцы набивают татуировки. Планируете их делать?

– Я о татуировках не задумывался. Не хочу их делать. Не потому, что мне это не нравится. Просто на своем теле не собираюсь видеть рисунки. Может быть потом что-то поменяется во взглядах, но сейчас пока что так.

В БАСКЕТБОЛЕ МОГУ ПОСТАВИТЬ ДАНК

– Как восстанавливаетесь и отдыхаете при своем сумасшедшем графике?

– Это все подготовка плюс соревновательный опыт. За годы, что плаваю, я привык к плотному графику. Я обычно всегда участвую во многих личных дистанциях, плюс в эстафетах. Что касается отдыха, я чаще всего сплю. Проплываю дистанцию, прихожу в номер, ложусь отдыхать и засыпаю. Потом встаю и еду на вечернюю часть соревнований, когда проходят полуфиналы и финалы.

– Многие пловцы перед выходом на бортик слушают музыку. Как настраиваетесь вы?

– Я привык находиться в тишине. Чем тише обстановка вокруг меня, тем мне комфортней. Музыку слушать люблю, но не в период соревнований.

– Известно, что вы любите баскетбол. Только НБА или российский баскетбол тоже?

– Я не особо слежу за баскетболом. Скорее, мне нравится играть самому. Собираемся с ребятами, ходим на разные площадки. Если приходит достаточно много народу, играем в классический баскетбол, если нет – то 3х3. Не могу сказать, что я играю, чтобы отвлечься от негативных мыслей или вообще с какой-то конкретной целью. Мне просто нравится процесс, получаю от этого удовольствие.

– Кто вы по амплуа в баскетболе?

– Мы не так много играем, чтобы я выбрал что-то конкретное. Наверное, я универсал. Причем как в плавании, так и в баскетболе.

– Сверху забиваете?

– Да. И сверху, и трехочковые – все получается одинаково хорошо.

– Как предпочитаете проводить отпуск?

– До недавнего времени, когда летом я еще не был так сильно загружен соревнованиями, любил пляжный отдых. Ездили на море, например, в Италию. Но сейчас уже третий год весь июнь, июль и начало августа у меня заняты турнирами. Остается совсем мало времени. Так что езжу отдыхать на дачу, или даже остаюсь в городе. Главное – забыть на пару недель, что такое бассейн и вообще плавание и прийти в себя, чтобы свежим начинать подготовку к очередному сезону.

– Некоторые спортсмены на отдыхе боятся плавать в море, потому что не видят дна.

– У меня страшная фобия насчет этого. Могу плавать где угодно, но только не в море один! Дело даже не в том, вижу я дно или нет. Но огромное водное пространство меня пугает.

– То есть на открытой воде вы выступать бы не смогли ни при каких условиях?

– Ну, если бы меня окружало очень много народу, еще возможно. Но в одиночку я бы даже побоялся выходить в лидеры.

– Отдыхать предпочитаете с друзьями или с родителями?

– Ездил в отпуск с родителями, потому что мы не так часто видимся с семьей в течение года. Провести время с семьей очень приятно. Но друзей у меня много, и не только среди пловцов, а и со школы, например.

– Есть у плавания шанс войти топ-3 видов спорта по популярности?

– Часто в последнее время думал над этим вопросом. У меня много мыслей на счет того, как можно изменить плавание, чтобы увеличить аудиторию. Сейчас все затмевается футболом. Обычный человек не задержится на трансляции соревнований по плаванию, если не увидит на них что-то захватывающее.

Новости