8 мая 2015, 16:00

"Реал" стоит 3,26 миллиарда долларов, "Барселона" - 3,16

Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фоторедактор
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Forbes назвал самые дорогие футбольные клуба мира по итогам 2014 года.

По итогам минувшего года зафиксирован рост стоимости футбольных клубов. Средняя капитализация участника первой двадцатки рейтинга Forbes - 1,16 миллиарда долларов, что на 11 процентов больше, чем в прошлом году и, в свою очередь, на 84 процента выше, чем пять лет назад. Результат мог быть еще внушительнее, если бы не рост доллара по отношению к евро: в пересчете на единую европейскую валюту стоимость 20 ведущих команд выросла более чем в два раза за последние пять лет и на 34 процента в прошлом году.

Ведущие клубы мира увеличивают свою рыночную стоимость, наращивая объемы оборота средств по четырем ключевым направлениям: социальные сети (Social Media), доходы от матчей (Matchday), продажи телевизионных прав (Broadcasting) и коммерческая деятельность (Commercial). Вот так выглядит доходная математика лидеров списка Forbes - "Реала", "Барселоны", "Челси", "Манчестер Юнайтед", "Манчестер Сити" и "Ливерпуля":

Доходы футбольных клубов мира - версия Forbes

Первое место списка третий год подряд досталось мадридскому "Реалу". Деловой американский журнал оценил "Королевский клуб" в 3,26 миллиарда долларов - в основном из-за 746 миллионов долларов зафиксированного дохода. Это больше, чем у любого другого футбольного клуба мира. Ежегодная операционная прибыль "Реала" (показатель EBITDA + доход от трансферов игроков) в размере 171 миллиона долларов - вторая среди футбольных команд и уступает только "Манчестер Юнайтед" (173 миллиона). Укрепиться на первой позиции "Реалу" помогли и спортивные результаты: за два последних сезона мадридцы заработали 154 миллиона долларов по итогам выступлений в Лиге чемпионов (максимальный показатель среди всех прочих клубов Европы).

Напомним, что по итогам минувшего года мадридский клуб возглавил составляемый компанией Deloitte рейтинг Football Money League (расстановку футбольных клубов по уровню поступлений средств от футбольных операций). Согласно данным, собранным специалистами аудиторской компании, в сезоне-2013/14 мадридцы сумели получить доход в 549,5 миллиона евро (рейтинг Forbes, как было указано выше, рассчитывался в долларах, причем соотношение стоимости двух валют бралось на основе обменного курса от 22 апреля 2015 года). Это на 30,6 миллиона больше, чем годом ранее (рост – 6 процентов). А за последний пятилетний период доходы "Королевского клуба" выросли и на 111 миллионов.

Но вернемся к списку Forbes.

"Барселона" стоит 3,16 миллиарда долларов и второй год подряд занимает второе место в рейтинге. Залогом финансового успеха каталонцев являются доходы от реализации телевизионного продукта (247 миллионов долларов, больше только у "Реала" - 277 миллионов) и контракты с титульным и техническим спонсором - авиакомпанией Qatar Airways и производителем спортивной экипировки Nike соответственно. Это сотрудничество в настоящее время приносит сине-гранатовым в среднем 80 миллионов евро за сезон (около 100 миллионов долларов). Кроме того, "Барселона" собирается потратить более 700 миллионов долларов на реконструкцию домашнего стадиона "Ноу Камп", что в состоянии увеличить доходы за игровой день (158 миллионов в 2014 году) и принести дополнительные миллионы коммерческих поступлениях.

Бессменный лидер рейтинга Forbes до 2012 года "Манчестер Юнайтед" теперь обосновался на третьей позиции. Капитализация клуба оценивается в 3,1 миллиарда долларов. В 2014 году манкунианцы подписали рекордное 10-летнее соглашение о техническом спонсорстве и лицензировании с Adidas, которое вступит в силу с сезона-2015/16 сезона и гарантирует команде не менее 110 миллионов долларов ежегодно. Второй крупный контракт "красных дьяволов" был заключен два года назад: "МЮ" договорились о семилетнем сотрудничестве с автогигантом Chevrolet, который начал платить команде в среднем 75 миллионов долларов в год с сезона-2014/15 за право быть титульным спонсором.

Новый титульный спонсор "МЮ". Фото AFP

Доминирование английских команд в списке (в него угодили сразу восемь клубов - "Вест Хэм", "Ньюкасл", "Тоттенхэм", "Ливерпуль", "Арсенал", "Челси", "Манчестер Сити" и "Манчестер Юнайтед") объясняется не только увеличением стоимости британского фунта по отношению к доллару и евро, но и рекордной телевизионной сделкой на 2,7 миллиарда долларов в год. Соглашение вступит в силу начиная с сезона-2016/17, и вместе с международными правами на показ премьер-лиги общий объем финансовых вливаний со стороны ТВ-вещателей превысит 4 миллиарда долларов. Это сделает английский чемпионат второй спортивной лигой мира по объему телевизионного рынка после NFL (5 миллиардов долларов).

Ни одна из итальянских команд - "Ювентус" (837 миллионов), "Милан" (775 миллионов), "Интер" (439 миллионов), "Наполи" (353 миллиона) - не поднялась выше девятого места. Некогда доминировавший в Европе бренд серии А переживает не только затяжной игровой кризис на международной арене, но и теряет в капитализации во многом из-за устаревших муниципальных стадионов и отсутствия роста доходов от матчей. Как итог - кризис управления и смена владельцев. За последние пару лет сразу несколько клубов серии А перешли под контроль иностранцев. Последний пример - "Милан", пакет акций которого покупают тайские инвесторы.

Нашлось место в рейтинге Forbes и клубам из Германии ("Бавария" - 2,35 миллиарда долларов; "Боруссия" - 700 миллионов; "Шальке" - 572 миллиона), Франции ("ПСЖ" - 634 миллиона) и Турции ("Галатасарай" - 294 миллиона). Они показывают хорошие результаты по статье коммерческие доходы (парижский клуб тут абсолютный лидер с цифрой в 445 миллионов долларов), но не дотягивают до коллективов большой тройки по уровню поступлений от телевизионщиков.

Российские клубы в список делового американского журнала не попали.

Придумай мем

Новости