4 августа 2015, 20:11

Ирина Винер-Усманова: "Если есть рай на земле – это наша база"

Владимир РАУШ
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Президент федерации и главный тренер сборной страны по художественной гимнастике рассказала обозревателю "СЭ", как обстоят дела в нашей золотой команде за год до Игр.

Представительницы художественной гимнастики стабильно поставляют в копилку сборной России медали самой высокой пробы со всех крупных соревнований. Наверняка эта приятная традиция продолжится и на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро – залогом тому максимализм и требовательность президента федерации и главного тренера сборной страны по художественной гимнастике Ирины Винер-Усмановой. Не случайно заслуги знаменитой наставницы были признаны и Международным олимпийским комитетом: в июле президент МОК Томас Бах вручил ей серебряный орден.

– До Олимпиады остался ровно год, а вы с основными кандидатами в сборную – по крайней мере в индивидуальном многоборье – давно определились. Если не случится ничего экстраординарного, Маргарита Мамун и Яна Кудрявцева уже могут паковать чемоданы для поездки в Рио?

– В нашей жизни ни о чем нельзя говорить с полной определенностью, случиться может всякое. Люди являются только проводниками божьих замыслов, все остальное решается в другом месте… Но если вынести это за скобки – да, названные вами девочки заслужили право выступить на Олимпиаде. Своей работой, результатами и поведением.

– Возможно ли, что за оставшееся до Игр время вынырнет новый претендент на место в олимпийской команде?

– У нас давно уже сформировался круг кандидатов на место в составе. Это Александра Солдатова, которая выиграла Кубок мира в Португалии, превзойдя как Кудрявцеву, так и Мамун. Она считается третьим номером сборной и сохраняет шансы попасть в Рио-де-Жанейро. Ксения Полякова и Арина Аверина тоже смотрятся очень здорово. Не стоит сбрасывать со счетов и Марию Титову, которая достойно выступила на Универсиаде. В общем, у нас длинная скамейка и целый год, чтобы отобрать самых лучших.

– Мамун и Кудрявцева выступали в сборной уже на чемпионате мира в Киеве, спустя год после лондонских Игр. Когда вы приняли для себя решение, что это именно те люди, на которых можно сделать ставку в новом олимпийском цикле?

– Дело не в том, что я приняла решение, а в том, что они показали. За три минувших года в нашем виде спорта состоялось много ответственных соревнований – чемпионаты и Кубки мира, розыгрыши "Гран-при". И каждый раз девочки демонстрировали очень высокие результаты, много выигрывали. Они достойно прошли отбор и показали свою силу. Все было сделано по спортивному принципу, у нас в этом смысле никаких привилегий нет.

***

– Вы мне как-то объясняли, что подразумевает ваше любимое выражение "грязный хвост" – лень, гордыню выше всякой меры, неумение слушать и слышать. У Маргариты с Яной нет даже самого маленького "хвостика"?

– Все мы люди и все имеем "грязный хвост". У кого-то он больше, у кого-то – меньше. Конечно, и у этих девочек случаются какие-то недоработки. Но самое главное – они понимают это и работают над собой. Не обижаются на замечания и прогрессируют. В конце концов, все зависит от самого человека. От того, насколько он может собраться и настойчиво идти к цели.

– Можно сказать, что этот самый "грязный хвост" погубил талант Дарьи Кондаковой?

– У Даши был очень сложный характер. Она постоянно обижалась на всех вокруг, но только не на саму себя. В конечном счете это сыграло решающую роль. Кондакова ушла из спорта, не добившись своей главной цели – не став абсолютной чемпионкой мира.

– Яна Кудрявцева не просто выросла в спортивной семье, ее отец – олимпийский чемпион. Это как-то отражается на ее качествах?

– Безусловно, Яна – достойная дочь своего отца. В этом вопросе вообще существует прямая связь. Выходцы из спортивных семей более упорны в работе и более собранны на ответственных соревнованиях, чем обычные дети. Они лучше воспринимают указания тренеров в стрессовых ситуациях и быстрее на них реагируют.

– С другой стороны, при всех своих титулах и славе Мамун с Кудрявцевой объективно не дотягивают до популярности Кабаевой. Что имела Алина и чего не хватает этим девушкам?

– Алина была основоположницей нового направления в художественной гимнастике. Она сумела реализовать поставленные мною программы и произвела в нашем виде спорта настоящую революцию. Раньше он был невзрачен, как Золушка, а с приходом Кабаевой стал ярким и красочным. Свою лепту в его популяризацию внесли и изменения в регламенте, которые нам удалось провести через техком Международной федерации гимнастики. Появились расшитые купальники, юбочки…

Но, конечно, главным было удивительное обаяние Кабаевой, тут она остается непревзойденной – это ребенок-Солнце. Как только она выходила на ковер, на ее лице появлялась счастливая улыбка. Это не было искусственной маской, ее свет шел изнутри. Люди чувствовали это – как зрители, так и судьи. И отвечали Алине такой же искренней любовью.

– Несколько лет назад вы говорили, что Евгения Канаева вполне может выступить в Рио-де-Жанейро и даже побороться за золотую медаль. Чего в итоге ей для этого не хватило?

– Вы, наверное, слышали о предложении кого-то из депутатов запретить выступление на Олимпийских играх больше двух раз подряд? Вот Женя и подчинилась, она же законопослушный человек… Это, конечно, шутка, больший бред было трудно придумать (смеется). Ни в одном виде человеческой деятельности молодым нельзя расчищать дорогу искусственно, они должны пробиваться сами. Что касается Канаевой – это вопрос не здоровья или физических сил, а отсутствия мотивации. Она нашла себя в семье: вышла замуж, стала мамой, воспитывает прекрасного сына. И параллельно начинает тренировать, взяла хорошую девочку и работает с ней.

***

– Если за индивидуальное многоборье на Олимпиаде мы в принципе спокойны, то выступление российских гимнасток в группе вызывает определенные вопросы. 6-е место, занятое нашей командой в одном из упражнений на Европейских играх в Баку, можно считать тревожным звоночком?

– Да, это звоночек, и очень тревожный. Его нужно услышать и принять соответствующие меры. Какие? Работать еще больше.

– Олимпийские игры пройдут в далекой Бразилии. Есть ли что-то – многочасовая акклиматизация, жаркий климат, что вас особенно беспокоит?

Высокой температурой нас не испугаешь: летом на нашей базе в Хорватии девочки тренируются и при 30 С. Хотя как раз Мамун с Кудрявцевой не очень хорошо переносят жару. Когда вся сборная едет на юг к морю, они предпочитают отправиться в Прибалтику. Да и на солнце они могут находиться только ранней весной или поздней осенью.

Тяжелая акклиматизация меня тоже не очень тревожит. У нас есть апробированная методика: обычно сборная выезжает на место соревнований за три недели до начала соревнований. Это позволяет безболезненно перенести адаптацию. Как будет на этот раз, зависит от состояния бюджета. Если денег вдруг будет не хватать, придется прибегнуть к эконом-варианту. В таком случае полетим в Бразилию за пять-шесть дней до олимпийского турнира.

– У вас есть проблемы с финансированием?

– Нет, особых проблем нет. Нужно поблагодарить Олимпийский комитет России и Министерство спорта, которые обеспечивают полноценную подготовку сборных по художественной гимнастике, решают все насущные вопросы. Кроме того, нашей федерации помогают спонсоры. Благодаря им мы можем создавать спортсменам более комфортные условия для подготовки, доплачивать суточные.

– Расскажите поподробнее о базе в Хорватии, которую вы упомянули. Правда, что там имеется даже свое приусадебное хозяйство, чтобы свежие овощи и фрукты подавались прямо на стол спортсменкам?

– Нет, продукты нам поставляют соседние фермеры – те, кто еще уцелел после вхождения Хорватии в ЕС. А что касается базы… Это бывшая гостиница на 50 мест с террасой. Мы ее выкупили, отреставрировали и превратили в пансион. Море в двух шагах, свой пляж, который переходит в сосновый лес. В общем, если есть рай на земле, то это как раз то самое место.

Новости