30 сентября 2011, 00:10

Александр Лесун: "Спасает то, что нас придумал сам Пьер де Кубертен"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

СОВРЕМЕННОЕ ПЯТИБОРЬЕ

Интервью "СЭ" дал один из лидеров российского пятиборья, завершивший сезон-2011 с личным серебром московского ЧМ и на первом месте мирового рейтинга.

История появления белорусского парня Александра Лесуна в сборной России получилась и вполовину не столь громкой, как у еще одной "новой русской" Донаты Римшайте, но не менее драматичной.

По просторам интернета гуляет красочная версия, в соответствии с которой российские тренеры забрали перспективного пятиборца из автосервиса, где Лесун пытался найти себя после того, как белорусский спорт закрыл перед ним двери с формулировкой "непригоден по состоянию здоровья". Где-нибудь в США сюжет с превращением труженика автопрома в двукратного вице-чемпиона мира (на данный момент) наверняка взяли бы на карандаш жадные до удивительных биографий сценаристы. Впрочем, их российским коллегам еще не поздно исправиться - поводы обратить на себя внимание не только ярых фанатов пятиборья 23-летний спортсмен дает регулярно.

- Александр, история про автосервис - правда?

- Не совсем. Мы не стали разрушать эту легенду, но на самом деле работал я в химчистке. Дело было так. Меня отстранили от спорта на год, через шесть месяцев подтвердили: все, ты инвалид. В Белоруссии в тот момент шла война внутри тренерского состава, а я занимался не у того наставника. Меня нужно было как-то лишить места в сборной, вот и нашли повод - здоровье.

После этого мы звонили тренерам из Чехии и России, объясняли ситуацию: вдруг кому понадоблюсь? И Алексей Хапланов (старший тренер женской сборной России и нынешний личный тренер Лесуна. - Прим. "СЭ") очень живо отреагировал. Здесь мои белорусские диагнозы насчет проблем с сердцем не подтвердились, и он предложил мне остаться в сборной России. Я с удовольствием согласился: не испугали ни предстоящие перемены, ни ждавшая меня конкуренция с легендами пятиборья. И сейчас нисколько о принятом решении не жалею.

- Но вспоминать о том, что с вами случилось, похоже, не особо любите?

- Просто не стремлюсь все это афишировать и не хочу лишний раз обижать тех людей. Зачем постоянно давить на ту же мозоль? Думаю, они и сами сейчас локти кусают.

- Россия, получается, буквально спасла вашу карьеру, как ни пафосно это звучит…

- А по-другому и не скажешь. Именно Россия дала мне возможность выступать. Амбиций-то спортивных у меня было море. Не хотел зарывать все это в землю.

- Вы еще и поэтому практически в каждом интервью благодарите Хапланова за свои успехи?

- Мой тренер - очень хороший психолог. Иногда это даже пугает. Бывает, в его действиях поначалу не видишь логики, но потом все встает на свои места. Когда утихают эмоции и включаются мозги, понимаешь, насколько грамотно он с тобой работает. Поэтому каждый раз и благодарю - прежде всего за терпение. Другой бы давно мог послать далеко - с моим-то характером. А он все возится.

- Характер, стало быть, у вас сложный?

- Я очень взрывной, эмоциональный. Как он эти мои эмоции терпит, я не знаю (улыбается).

- Хапланов - еще и старший тренер женской сборной. Вам хватает его внимания?

- Вы знаете, хватает.

- Как после переезда решился бытовой вопрос?

- Пока никак. Мы живем на базе в поселке Северный, по два человека в комнате. Хотя все уже женатые люди. Супруга пока осталась в Белоруссии, вижу ее в лучшем случае раз в месяц. Пока так.

- Сразу вспоминается знаменитая история с квартирой Андрея Моисеева, которую ему дарили и после победы в Афинах, и после Пекина.

- Есть такое. Если уж самому Моисееву не дали, то о чем нам говорить.

МОИСЕЕВ - ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

- Помните, как вас приняли в российской команде?

- Все были в шоке. Представьте: приезжает какой-то никому не известный белорус и тут же выигрывает чемпионат страны. Все думали: так, случайность. Но я стал попадать в призы и на этапах Кубка мира… Потом как-то притерлись. Мы относимся друг к другу спокойно и дружелюбно. Ребята все умные и опытные, так что в нашей команде находиться легко.

- Каково работать бок о бок с "дядькой" Моисеевым, который и по возрасту ощутимо старше вас и других ребят, и по регалиям титулованнее?

- Он - пример для подражания. Когда в команде здоровая атмосфера, конкуренция только в плюс. У нас, слава богу, так и есть. Андрей подстегивает нас, а мы его. Лично меня присутствие Моисеева очень мотивирует. А во время соревнований в нем чувствуется колоссальный опыт, он нас психологически поддерживает. Иной раз просто посмотришь на него - и он даст понять, что все хорошо. Как это работает, лучше у него спросить.

- Если не ошибаюсь, вы, как и Моисеев, пришли в пятиборье из плавания?

- Да. Как так получилось, сейчас даже не расскажу. Все как-то сразу сложилось.

- Старший тренер мужской сборной Андрей Тропин однажды назвал вас первой шпагой сборной России. А вы сами какой вид считаете сильнейшим у себя?

- Соглашусь, это фехтование. И только оно. Все остальное делаю на среднем уровне.

- А бег как же?

- Бег у меня не выигрышный пока. "Первые ноги" сборной России - это Илья Фролов.

- В конкуре насколько уверенно себя чувствуете?

- До сих пор не могу сказать, что очень хорошо езжу на лошади. Это сложно. Скотину чувствовать еще уметь надо. Знаете, как говорят конники: чтобы хорошо сидеть в седле, нужно минимум 25 лет (смеется).

- Завершившийся сезон получился для вас весьма успешным, хотя и был омрачен серьезной травмой спины. А сами как его оцениваете?

- С одной стороны, я ни разу не поднялся на высшую ступень пьедестала на крупных международных соревнованиях. При этом по итогам года остался первым в мировом рейтинге, да и сумма набранных очков увеличилась. Поэтому даже не знаю, как оценивать. Пусть будет на "четыре с плюсом".

- Первая строчка в рейтинге - для вас это что?

- Не более чем строчка в резюме. То, что нахожусь там последние два года, говорит о стабильности. Это важно.

- Со спиной, насколько я понимаю, уже все в порядке?

- Да. Лечили лучшие умы и руки Москвы.

- Российские спортсмены далеко не всегда так тепло отзываются об отечественной медицине и часто предпочитают зарубежных врачей. Может, слышали историю пловчихи Анастасии Зуевой, которой после травмы спины на родине посоветовали чуть ли не завязывать с плаванием?

- Практически так же было у меня в Белоруссии (смеется). Однако те специалисты, с которыми мне пришлось иметь дело, показали себя как очень профессиональные люди. Так что и у нас в России есть квалифицированные врачи - по крайней мере по моей проблеме.

- К разговору об атмосфере в команде. Сейчас у России четыре спортсмена с олимпийскими лицензиями претендуют на две путевки в Лондон. Понятно, что это давит на всех. Но со стороны кажется, что из молодежи вы эту ситуацию переносите легче остальных. Или же нет?

- Даже не знаю, как вам ответить. Нас всех это гложет. Всем хочется побывать на Олимпиаде - ради этого и работаем. И не знаю, что будет со мной, если в итоге я в Лондон не попаду. Отнестись к этому спокойно совершенно точно не смогу. Хотя понимаю, что выбирать будут сильнейших. Наши тренеры еще никогда не ошибались с людьми.

- Неужели даже мысль, что вы еще молоды и следующий олимпийский цикл к вашим услугам, не греет? При том что двукратный олимпийский чемпион Моисеев выступать до Рио-де-Жанейро-2016 пока не обещал.

- Все это очень относительно. Вот вы говорите: я молод, но в следующем году мне будет 24. Это не так уж мало. А в Рио - вообще 28 лет стукнет. Все надо делать вовремя. Кто знает, что будет со мной дальше? Хочется всего и сразу, сами понимаете.

- Перегореть от чрезмерного желания доказать, что именно ты - лучший, не боитесь?

- Пока еще не было такого, но думаю, что перегореть можно. Знаю, что подобные мысли - страшная штука, и их сразу надо гнать. Необходимо думать о том, чтобы в каждом из пяти видов показать все, на что способен. Только так можно бороться с тем, о чем вы спросили.

- Олимпиаду в Пекине смотрели по телевизору?

- Нет. Мне неинтересно было. Вообще.

- В этом году на будущих олимпийских объектах проходил финал Кубка мира. Какие впечатления остались от этих тестовых соревнований?

- Мы видели только места для "комбайна" и коней. Места для фехтования и плавания еще достраивались. В целом мне понравилось. Единственное, с мишенями были неполадки, но это можно доработать.

- Кого бы из российских пятиборцев ни выбрали тренеры для Лондона, они наверняка будут считаться фаворитами. К повышенному вниманию СМИ вы лично готовы?

- Не стал бы говорить, что в нашем виде спорта есть однозначные фавориты. Бывает, сегодня ты на коне, а завтра - под конем. Те же венгры, литовцы, чехи часто выступают хорошо. Азиаты в последнее время сильно подтянулись, так что тоже могут навести шороху.

А насчет СМИ… Мне их внимание безразлично. Свой вид спорта я предпочитаю продвигать, выходя на старт, занимая призовые места, прибегая на финиш с флагом России и слушая гимн. А все остальное - это уже работа пиарщиков, менеджеров. Но не моя.

ФУТБОЛИСТОМ БЫТЬ НЕ ХОЧУ

- В Москве даже во время финалов недавнего чемпионата мира трибуны "Олимпийского" далеко не всегда заполнялись. Не самая высокая популярность вашего вида спорта - для пятиборцев больной вопрос?

- Уже привыкли. Такова суровая действительность. Я лично спокойно отношусь к тому, есть на трибунах люди или нет. Да, у нас не самый популярный вид спорта, но наш президент федерации работает в правильном направлении. И министерство спорта сейчас очень пятиборцам помогает - никаких проблем с подготовкой у нас нет.

- Футболистам или, скажем, хоккеистам не завидуете?

- Футболисты, как мне кажется, вообще разбалованный народ. Вот хоккеисты - это да. К ним, баскетболистам и волейболистам отношусь хорошо. А футболисты… взрослые дядьки сплошь и рядом делают все на любительском уровне и получают колоссальные деньги непонятно за что. Ну и ладно. Мне хорошо в пятиборье, и никем другим я быть не хотел бы. Даже футболистом.

- В детстве случайно футболом не занимались?

- Слава богу, нет (смеется). В хоккее, наверное, мог бы себя попробовать, но тогда в Белоруссии была разруха, не до него было.

- А собственные мысли, как сделать пятиборье более популярным, у вас есть?

- Очень много в этом плане дал "комбайн" (не так давно бег и стрельбу объединили, и получилось что-то вроде пятиборного биатлона. - Прим. "СЭ"). А вот что делать дальше, даже не представляю. Переделывать наш вид еще сильней? Но тогда это будет уже не пятиборье. Для него публику нужно воспитывать с детских лет, поколениями, объяснять, что это офицерский вид спорта, некогда прикладной, что это нужно для страны. А когда никто не в курсе, все футболом увлекаются, чего же можно ждать?

- Ходили слухи, что в МОК даже обсуждали вопрос об исключении современного пятиборья из олимпийской программы. На что президент Международного союза Клаус Шорманн сказал: "Если вы это сделаете, наш вид спорта умрет".

- Ну да, так и было. Спасает то, что нас придумал сам Пьер де Кубертен. Практически только это.

- Вы свою жизнь после спорта где видите - в Белоруссии или в России?

- Не знаю. Многое будет зависеть от сильных мира сего. Пока об этом не задумывался. (Пауза.) Но после всего, что со мной было, хотелось бы, конечно, остаться в России. Я бы даже сказал, только в России.

Екатерина КУЛИНИЧЕВА

Придумай мем

Новости