25 февраля 2018, 20:45

"Олимпиада была провальной. Но 15 миллионов от России сильно поправят положение МОК"

Игорь Еронко
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ОЛИМПИАДА-2018. Хоккей. Финал. РОССИЯ - ГЕРМАНИЯ - 4:3 ОТ

Чемпион мира-93 и бронзовый призер Олимпиады-2002 Андрей НИКОЛИШИН во время прямого эфира олимпийского live-канала "СЭ" подвел итог выступлению хоккейной сборной России на Играх-2018 в Пхенчхане

ДЛЯ МЕНЯ ЛУЧШИЙ ИГРОК СБОРНОЙ – ДАЦЮК

– Качество хоккея в финале вас устроило?

– Финал был хороший – интрига и валидол. Людей было не оторвать от телевизоров. Качество игры в финале часто страдает от переизбытка эмоций. Естественно, были ошибки – взлеты и падения с обеих сторон. Обе команды могли и выиграть, и проиграть в основное время.

– О чем подумали, когда удалили Сергея Калинина за две минуты до конца матча?

– Что мы не умеем выигрывать гладко и чисто, не создавая себе проблем. Чем тяжелее – тем лучше. Все время нам нужны препятствия. Я еще в начале турнира говорил, что проиграть мы можем только самим себе.

– Будучи тренером сборной, выпустили бы в концовке Калинина, получившего болезненный удар об штангу?

– Наоборот, в такие моменты эмоциональный фон зашкаливает. Сиюминутная травма дает болевой шок, но потом отпускает, и игрок полон эмоций и заряжен на победу. Не готов он может быть, если сломана нога, рука болтается. Тогда его надо снимать с игры. Если говорит: "Готов", а доктор это подтверждает – вперед, в бой!

– Как-то раз вы забили головой. Шайба отлетела от носа. Потом рвались в бой?

– Было такое. Нос сломали, доктор поправил на место. И играл до конца. Ничего страшного. Это хоккей.

– Ваше общее впечатление от турнира?

– В плане зрелищности и качества хоккея в целом он мне не понравился. От олимпийского турнира ждешь интересных, запоминающихся игр, аншлагов. А такие матчи можно по пальцам одной руки пересчитать. Финал, игра чехов с канадцами за третье место и финнов со шведами в группе. Остальное – пресно. Наши катком прошлись по всем. Небольшие счета связываю с высоким грузом ответственности и ориентированностью на результат.

– Немцев мы сильнее на три головы?

– По уровню мастерства – конечно. Посмотрите, как забивались голы в финале. Кстати, не умаляя заслуг Ильи Ковальчука, удивлен, что он получил звание лучшего игрока турнира. На мой взгляд, самым ценным был Дацюк. Если детально разбирать, как он выцарапывал и доставлял шайбу, какие моменты создавал, видно, что он тащил на себе сборную. А завершали все великолепными передачами и голами Гусев и Капризов. Но рояль весь турнир тащил на себе Пашка.

Ковальчук был лидером, игроков с такой харизмой у нас, наверное, не осталось. Но я – за Дацюка. А общий уровень команды был невысоким. Дацюк, Гусев, Ковальчук, Капризов – и все, остальные средние. Ошибки совершали от отсутствия хладнокровия и мастерства. Если убрать звезд, наша сборная ничем не лучше остальных.

– Отсутствие хладнокровия – из-за того, что представлены два клуба?

– Конечно. У нас все делалось под эту Олимпиаду. Календарь КХЛ, состав СКА подбирался для этого. Все было поставлено на карту ради медалей. Так и получилось. Цель оправдала средства. Победителей не судят.

НЕ НАДО БОЯТЬСЯ УЧИТЬСЯ У ДРУГИХ

– Правильный ли это метод?

– В плане конкуренции в чемпионате – неправильно. Гегемония двух клубов сделана искусственно ради победы на Играх. Может, теперь будет пересмотрена политика хоккея, уравняют условия, снизят потолок зарплат. Искренне на это надеюсь. Потому что для развития нужна конкуренция. А у нас пока ее нет. Как бы мы ни усилили эти клубы, на следующей Олимпиаде будут участвовать энхаэловцы. Это не принесет результата. Надеюсь, руководители начнут развивать не сборную, а хоккей в целом.

Леонид Вайсфельд говорил, что жесткий потолок вообще может быть отменен.

– Глупость полнейшая. И потолок должен быть жестким, и драфт возвращен обратно. Кто бы что ни говорил, НХЛ существует более ста лет – и на виду, потому что привнесла много хорошего. Пора перестать бояться учиться у других и брать лучшее из-за рубежа. Мы считаем, что мы лучше всех, а потом кичимся местечковыми победами. Надо выбирать лучшее решение в спорах, а не волевым распоряжением руководства собирать в одной команде двадцать сильнейших.

– Почему вы так уверены, что энхаэловцы поедут в Пекин?

– Потому что знаю.

– Из достоверных источников?

– Можно сказать и так. Об этом говорят на полном серьезе. Сейчас это будет мусолиться, будут выбивать себе дивиденды за приезд. Но на девяносто процентов поедут.

– Шестьдесят миллионов стоит страховка.

– Это не те деньги. Проведя Олимпиаду с энхаэловцами, можно заработать миллиарды.

– Вы согласны, что МОК "зажрался"?

– Думаю, Игры в Корее станут для него большим финансовым ударом. Всем понятно, что они были провальными в плане зрелищности. Ни на одном матче не было заполненных трибун. Ажиотаж был только на шорт-треке и на фигурном катании. А ведь хоккей проходит с первого до последнего дня и собирает львиную долю публики. Так что наши пятнадцать миллионов сильно поправили МОК финансовое положение.

– Вы хорошо помните Олимпиаду-94 – последнюю, перед тем как на Игры стали приезжать энхаэловцы? Согласны, что по уровню хоккеистов она была намного сильнее, чем нынешняя?

– Возможно. В 1994 году выступала целая плеяда игроков, рожденных в начале 1970-х. Финны тогда только начинали применять системную игру, уже Юрзинов с ними поработал, Виктор Тихонов консультировал сборную. Турнир был очень насыщенный, в полуфинале мы проиграли шведам в одну шайбу, на последних секундах в штангу попали, могли сравнять. Шведы в итоге стали чемпионами, а финны в полуфинале проиграли канадцам, а нас в матче за третье место разнесли – 4:0.

– Насколько крут тогда был герой той Олимпиады Петер Форсберг?

– Мы с ним одного года, лет с пятнадцати друг друга знаем, вместе играли в "Колорадо". Он действительно выдающийся спортсмен, хотя и были у него проблемы со здоровьем – даже селезенку, по-моему, удалили. У него внутренний стержень есть, он неуступчивый, боец до мозга костей. Нетипичный швед: они все размеренные, а он – волчонок. Мне посчастливилось играть и с ним, и против него. Всегда интересно соревноваться с сильнейшими.

ОВЕЧКИН С МАЛКИНЫМ ЕЩЕ ВЫИГРАЮТ ЗОЛОТО

– Первый тренер Кучерова сказал, что на месте Знарка тоже взял бы проверенных игроков, несмотря на то, что они кому-то уступают по уровню.

– Это даже не оспаривается. На месте Олега Знарка как по-другому можно сделать? У нас есть Дацюк, он у нас такой один. То же самое и Гусев, и Ковальчук. Больше такого уровня хоккеистов у нас в стране нет. Что ты из Казани возьмешь, из "Адмирала" или из "Динамо", разницы нет. Знарок поэтому и берет тех ребят, с кем он прошел определенный этап подготовки и кому доверяет.

– Вы бы тоже предпочли Каблукова Ткачеву?

– Конечно! Знаю, что Вовка Ткачев – хороший, сильный, добротный игрок. Он может и достоин играть в этой сборной, но я бы взял Каблукова, потому что тот справляется со своей ролью. Сколько бы ни было Олимпиад, сочетаний, кандидатов – всегда есть недовольные и обиженные. Помню, когда мы в девяносто втором выиграли Олимпиаду, в сборную взяли Сергея Баутина. Почти все специалисты ходили и плевались: зачем он нужен? Но он настолько полезно отыграл – никто потом и не пикнул.

– Справедливо ли присел в запас Шипачев?

– Тренерами была тонко подмечена необходимость замены Шипачева на Дацюка в этом звене. Была в свое время очень хорошая тройка Панарин – Шипачев – Дадонов. Сначала Панарина здорово заменяет Гусев. Потом выпадает Дадонов, вместо него ставят Капризова, и нет у них химии с Шипачевым. Дацюк – уникальный человек, приходит в это звено, и оно преображается. Куда потом деваться? Вадиму остается только на себя пенять. У него был шанс – он начинал Олимпиаду в этом звене. Не смог себя проявить, доказать. Ему нужно переосмыслить все и правильно принять информацию. Вадима никто не гнобит, он просто был слабее, а с Дацюком звено заиграло в красочный хоккей и принесло нам победу. Честь и хвала тренеру, что он почувствовал и все поменял.

– Можно ли назвать Дацюка величайшим из российских игроков?

– Да. Для меня понятие величайший в хоккее – тот, кто стабилен на протяжении многих лет. Дацюк за всю карьеру ниже своего уровня не опускался. И победы к нему пришли. Кубок Стэнли, второй, потом чемпионат мира и Олимпиада. Он к этому шел – через свою работу, через травму, через мастерство. Поэтому – великий.

– Но у нас есть Федоров, Могильный, Буре – пусть они застали часть советского периода.

– Это другое поколение. Сергей Федоров 69-го года рождения, Дацюк 78-го. Разница в девять лет! Они в своем поколении были востребованы: Сашка Могильный выиграл Олимпиаду в 19 лет, а Кубок Стэнли на закате карьеры в "Нью-Джерси". Тоже великий. У Сереги Федорова не получилось добраться до Олимпиады – чемпионат мира он выиграл. Пашка Буре вообще ничего не выиграл, кроме чемпионата мира. Тоже великий игрок, а побед крупных нет. Не получилось – травмы его подвели, проблемы с коленями. У каждого своя карьера, а великими становятся единицы.

– Кто более великий – Овечкин, Дацюк или Малкин?

– У Овечкина и Малкина еще все впереди, их олимпийское золото никуда не делось. Они до него доберутся.

– Думаете, Овечкин в 36 лет приедет и выиграет?

– А Дацюку сколько? 39! Приехал и выиграл. Почему Овечкин не может этого сделать, или Малкин? У них отличная результативность. Насколько стабильны они – как пришли в НХЛ, так ниже своего уровня и не опускались! Я бы тоже отнес их к числу великих – не хватает только олимпийской победы для полного комплекта.

У НАС СЛИШКОМ МНОГО ЖЕЛЧИ

Фетисов говорил, что если бы гол Самсонова в Солт-Лейк-Сити засчитали, Россия выиграла бы и тот матч, и финал.

– Если бы да кабы. Серега говорит, что гол был. Но не засчитали – значит, не забросили шайбу. Бессмысленно рассуждать.

– Тогда перед полуфиналом руководство ОКР заявило, что снимет команду, если не дадут пробежать эстафету в биатлоне. Фетисов говорил, что на сборную это сильно повлияло, потому что не было уверенности – будете играть полуфинал или нет.

– Может быть, Вячеслава Александровича это как-то подхлестнуло, но мы не ощущали ничего. Я не знал об этом. Мы абстрагировались от всего, а телевизоры в олимпийской деревне не всегда показывали трансляции в прямом эфире. О той Олимпиаде помню, что дали две золотые медали в фигурном катании. Скандальная Олимпиада получилась: в этом виде спорта явно шло засуживание.

– Еще Фетисов рассказывал, что сборная была на ножах с ФХР, что федерация больше мешала, чем помогала.

– Да, это было. Я прилетел с семьей на Олимпиаду, меня никто не встречал – я добирался сам. Должны были встречать представители ФХР. Ну, не страшно, я сам добрался, аккредитовался. Но есть какие-то вещи, которые сами по себе нужно соблюдать. Меня не раздражает, но если брать в целом – такого быть не должно. Есть федерация – она и должна заниматься встречей в аэропорту и приездом в олимпийскую деревню.

– На Кубке мира в 96-м так же было?

– У нас в девяностые все было через… Игроки, уехавшие в НХЛ, узнали, как там все делается в плане организации. После этого тяжело было понять тех, кто остался в России. Они работали совсем по-другому, еще не дошли до того уровня. Две культуры столкнулись. И возникало недопонимание – бич нашего времени. Все же амбициозные – и чиновники, и спортсмены, камень на камень находит. У нас и сейчас такое происходит. Вместо того чтобы садиться за один стол и делать одно дело, идет сталкивание лбами, какие-то подводные течения, зависть… Нездоровая атмосфера. Мы выиграли Олимпиаду, а желчи в прессе и в интернете больше, чем поздравлений с победой. Почему так происходит?

– Потому что извратили КХЛ.

– Давайте абстрагируемся от этого чемпионата. У нас же Олимпиада! Кого бы ни взяли в сборную, почему просто не порадоваться тому, что произошло. Это же наша сборная, наша страна! Уверен, что через пять-десять лет никто даже не вспомнит, с кем мы играли в финале – все будут говорить: "Олимпийские чемпионы – Андронов, Телегин, Дацюк, Ковальчук и так далее". А сейчас идет какое-то противостояние. Понимаю, что у нас не все хорошо в российском хоккее. Но мы не можем все делать на негативе – а его дух витает в воздухе.

Понимаю, что СКА неправильно ведет себя по отношению к другим. Гегемония получается, нет конкуренции. Но это у нас во внутреннем чемпионате, а сейчас Олимпиада – она нас всегда объединяла в целое. Это как еврокубки в футболе. Когда идет чемпионат России, все команды – соперники. Но когда играют в еврокубках – там все равно мы будем за них болеть, потому что они наши, российские. Так должно быть и в хоккее, а у нас слишком много желчи.

– Разве не так должно быть: сильные клубы – сильная сборная?

– Согласен, конкуренция должна быть. Но страна ждала именно олимпийской победы, поэтому, не гнушаясь неправильными вещами, целенаправленно был сделан выбор в пользу гегемонии одного клуба. Он – базовый, вокруг него все сконцентрировано, к черту чемпионат, к черту конкуренцию, главное – выиграть Олимпиаду. Я тоже ужасно недоволен тем, что происходит, но что поделаешь. Они знали, на что идут, знали, какая критика на них будет обрушена. Шли под этим прессом к олимпийским медалям – и завоевали их.

– Неужели вы верите, что эта победа на Олимпиаде чему-то поспособствует в нашем хоккее?

– Конечно! Для нового поколения это огромный эмоциональный толчок. Они не знают прошлых побед, и это плохо. Чтобы не забывать историю, нужно больше таких фильмов, как "Легенда №17" и "Движение вверх". На истории строится будущее. Если наши дети не будут ее знать, грош им цена. Эта победа тоже историческая, и на ней будут расти поколения. А наши ветераны должны быть более востребованы и популяризированы.

Трансляция матча Россия - Германия // LIVE золотого дня сборной России //
Сетка плей-офф и календарь олимпийского хоккейного турнира – здесь //
Итоговый медальный зачет Олимпиады-2018

Новости