Лондон-2012

18 августа 2012, 00:25

Виталий Мутко: "В зимних видах спорта ситуация намного сложнее, чем в летних"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

LONDON-2012

В пятницу на встрече с журналистами министр спорта подвел итоги лондонских Игр

 Сергей БУТОВ
из Москвы

- Как выступила сборная в Лондоне, на ваш взгляд?

- Нормально. Занять третье место не удалось, но это заслуга сборной Великобритании, а не наша недоработка. На следующей летней Олимпиаде такого количества медалей у Великобритании не будет. У нас же 82 медали в 21 виде спорта. По сравнению с Пекином сделан шаг вперед.

Я бы сделал три серьезных вывода. Первый - Россия по-прежнему является серьезной спортивной державой. Сейчас в мире есть 10 крупных игроков-государств на спортивной арене. Это те игроки, кто завоевал на Олимпиаде более 20 медалей. И мы свои позиции среди них сохранили.

Вывод второй - конкуренция в спорте высших достижений постоянно растет. 85 стран завоевали медали в Лондоне. Золотые награды есть у 54 стран. Любая, даже самая маленькая, страна сегодня способна направить ресурсы на подготовку спортсмена, которому по силам стать олимпийским чемпионом. Мы таких чемпионов в Лондоне видели - из Алжира, из Доминиканской Республики.

Третий вывод - фактор "своего поля" очень серьезно влияет на результат. Это видно на примере Китая, который в Лондоне выиграл много меньше, чем в Пекине-2008. Зато Великобритания, у которой четыре года назад было 19 золотых наград, в Лондоне завоевала их 29. Нам очень важно иметь в виду этот фактор при подготовке к Сочи-2014. И постараться максимально его использовать.

- Что еще нам важно знать перед Сочи?

- Мне бы хотелось, чтобы мы переняли у Лондона атмосферу Олимпийских игр. Англичане показали всему миру, какой эта атмосфера может быть. Британская нация была объединена вокруг своих спортсменов. Там был подъем патриотизма, был подъем интереса к спорту, было сопереживание. Вот что нам надо перенимать! Если наш спортсмен выступает неудачно, мы ему не сопереживаем. Мы просто критикуем. Начинаем давить. Британцы же уделили внимание каждому своему спортсмену. И со стороны это смотрелось здорово.

- За счет чего удалось превысить результат Пекина-2008?

- Мы очень многое изменили в системе управления спорта. Сейчас в обществе идет дискуссия, по какому пути развиваться нашему спорту, по какой системе. А я считаю, что у нас все отрегулировано. Государство развивает спорт. А федерации являются партнерами государства в этом вопросе. Нам было важно сохранить уровень Пекина-2008 и прибавить там, где мы имели возможность прибавить - гимнастика, байдарка и каноэ, тяжелая атлетика. Безусловно, если мы хотим двигаться дальше, то обязаны подтянуть и плавание, и академическую греблю, и велоспорт.

- А мы хотим двигаться дальше?

- Нам реально бороться за первое-второе места в медальном зачете. Мы и в Лондоне-то проиграли Китаю всего лишь 9 медалей. Где-нибудь чуть повезло бы, могли бы их обогнать уже сейчас. Но если смотреть на вещи объективно, нам надо делать шаг вперед во многих аспектах. Наш резерв - это наука, это технология подготовки, наконец, это психология. Ваня Штыль выиграл полуфинал на каноэ-одиночке с олимпийским рекордом, а в финале пришел третьим. Можно сказать: помешал ветер. Но все находились в равных условиях.

Еще один глубинный резерв - в детско-юношеском спорте. Чтобы восстановить его материально-техническую базу, нужно как минимум 5 лет. Сегодня только 30 процентов спортшкол обладают собственной базой, остальные 70 не обладают ничем. Средняя зарплата тренера в таких школах - 12 тысяч рублей. Тренера начальной подготовки - 6 - 8 тысяч.

- Ваше отношение к отставкам тренеров в фехтовании и стрельбе, поданным еще в Лондоне? Это ведь те же самые тренеры, которые до этого выигрывали чемпионаты мира и Европы.

- Мне бы не хотелось, чтобы тренеры уходили в отставку под давлением прессы или общественности. Нужен тщательный анализ. Все вокруг говорят, что мы провалились в фехтовании. А что мы там, собственно, провалили? В Пекине-2008 в фехтовании у нас была одна медаль - золотая. Сейчас - три, но не золотых. Да, в финале у Софьи Великой не получилось с леворукой кореянкой. Провал? Другой вопрос, что мы накануне Игр на чемпионате Европы в Италии взяли 7 золотых медалей. Нужно разбираться - может, не вовремя вышли на пик формы?

- Какие выводы будут глобально сделаны в отношении тренерского состава?

- Мы продолжаем испытывать большие проблемы с тренерскими кадрами. После 1991 года в России к этой теме лет 15 не возвращались. Многие банально успели уехать из страны. Возьмите плавание, в котором мы не обладаем технологией подготовки спортсменов. Если кому-то в Лондоне казалось, что в плавании Россия - держава, то это несколько натянуто. В моем понимании.

Тренеров у нас мало. Еще меньше молодых тренеров. Те же, кто в возрасте, многими навыками уже не обладают. Но самое страшное другое: многие из них не хотят учиться. Ты создаешь условия, а они говорят: зачем нам это? Мы и так все знаем! Поэтому в каких-то видах спорта, я прямо об этом говорю, будем продолжать приглашать иностранных специалистов. Опыт Эцио Гамбы говорит, что это был правильный выбор. Но один Гамба - это и много, и мало. Главное, чтобы он оставил нам наследие.

Сегодня в России функционируют 14 спортивных вузов. Пусть люди, которые там работают, на меня не обижаются, но пока их отдача в плане спорта высших достижений - минимальная. Поэтому мы ежегодно стали выделять им 2 миллиарда рублей, чтобы изменить ситуацию в системе подготовки.

В СССР, для примера, было 5 научно-исследовательских центров в области физической культуры и спорта. В них работало 1200 специалистов. А несколько лет назад осталось 2 института, в которых сотрудников - 120 человек. Причем это были институты, которые 70 процентов рабочего времени выполняли заказы на стороне - ну буквально выживали люди. Мы сейчас два этих центра трансформировали. Один (имеется в виду ВНИИФК. - Прим. С.Б.) отвечает за спорт высших достижений, второй в Петербурге сосредоточен на паралимпийском спорте. В октябре я вас приглашу на открытие нового здания научно-исследовательского института на Казакова, где будут современные лаборатории - открытые и закрытые.

- В Лондоне чувствовалась поддержка из России?

- Если откровенно, то, находясь в Лондоне, большой поддержки не чувствовалось. Трибуны были забиты англичанами. Ирландцы привезли 8 тысяч человек на финал в женском боксе, где Кэти Тэйлор билась с Софьей Очигавой. Я был в зале и подумал сначала, что мы в Ирландии находимся. Конечно, такими вещами, как организация поддержки, должны заниматься не сборные, а ОКР. Кстати, на художественной гимнастике в групповых упражнениях присутствовала большая организованная группа поддержки. На волейбольном финале - лучшем матче за последние 20 лет в мировом волейболе - тоже.

Так что всякое бывало. И поддержка, и критика. Я болезненно переживал критику в адрес олимпийской команды. И не во мне дело. Я привык. Я назначен ответственным за неудачи - такая у меня должность. Но читают близкие спортсменов. Они им звонят и пишут. И рассказывают. Как должен чувствовать себя спортсмен, когда у него завтра старт, а он уже все про себя прочитал и оценку получил. Чего напрягаться-то? Вот это хочется изменить! Понять, почему мы не можем до конца быть вместе?

- Спортсмены жалуются на журналистов, журналисты на спортсменов, которые не всегда охотно идут на контакт...

- Спортсмены не инопланетяне. Я уважаю журналистов и их мнение, но их интересуют сенсации. Какие-то громкие истории, к примеру та, что случилась у Маши Савиновой. Это, заставляет многих спортсменов закрыться. Вот гимнастки завоевали серебряные медали - и не знают, как на это реагировать. Они завтра могут открыть газету, а там написано: "Провал". Ваня Ухов - выдающийся спортсмен, который четыре года не выходил из зала. А мы продолжаем ему задавать вопрос об истории 50-летней давности. Надо понимать, что не все российские спортсмены чета Андрею Кириленко, к которому ребенок подойдет - и он будет 20 минут с ним разговаривать.

Разумеется, и спортсменам хочется пожелать быть более профессиональными, менее зажатыми. Брать пример с американских и британских спортсменов, которые на встречах с журналистами чувствуют себя хозяевами положения, а не наоборот. Все это очень важно перед Сочи-2014. Нужно уметь поддерживать своих. Так, как это делали британцы, которые очень многие вещи сделали "под себя". Когда Аня Чичерова прыгала на 2,05, чемпион на 5000 м из Великобритании делал уже второй круг почета, хотя даже призерам он положен один. Весь стадион встал на ноги - не было возможности посмотреть, как Аня прыгает. Хотя во время прыжков на такую высоту стадион должен быть сосредоточен только на нем!

- К слову, что вы думаете о ситуации с Савиновой?

- Очень прошу: не делайте из этого сенсацию. Мы разберемся и спокойно решим эту проблему. Получилось так, что Маша права по-своему, а губернатор Челябинской области - по-своему. Область приняла решение, кому и какие вознаграждения вручать тем, кто живет в Челябинске. Но если спортсмен выступает за Московскую область, значит, и премировать его должна Московская область.

- Эта история - типичный продукт параллельного зачета, который процветает в российском спорте.

- Да. Мы понимаем все его плюсы и все его минусы. Но в ближайшие два-три года трогать его не будем. Да, такой зачет напрямую не ведет к развитию спорта в регионах. Многие просто берут уже готовых спортсменов, создавая им условия. Но зачет важен для спортсменов. Во-первых, не все регионы имеют возможность финансировать подготовку спортсмена вне сборной. Во-вторых, должна быть единая система по всей стране. Не так, что в Тюменской области дали 50 тысяч, а в другом - 10 тысяч. При том что в третьем не дали ничего. Когда такое происходит, естественно, что спортсмен выбирает там, где лучше.

- Глава ОКР Александр Жуков сказал, что мы будем бороться в Сочи за первое место. Вы согласны?

- Я не хочу комментировать чьи-то слова. Я выскажу свое мнение. В зимних видах спорта ситуация намного сложнее, чем в летних. Еще раз обращаю внимание на результаты в Ванкувере, которые, на мой взгляд, совершенно объективны. На зимних Играх разыгрываются 96 комплектов медалей, в то время как в Ванкувере-2010 мы конкурировали лишь в 30. Проблем масса. В лыжах восемь золотых медалей из восьми на чемпионате мира выиграла Норвегия. Ни Марит Бьорген, ни Петтер Нортуг, ни швейцарец Дарио Колонья в Сочи-2014 никуда не денутся.

С нас никто не снимал задачи бороться за первое место в Сочи, но на эту тему следует серьезно поговорить по итогам нынешнего зимнего сезона. Он будет ключевым, потому что чудес в спорте не бывает. Пусть даже за нами - фактор своего поля.

Придумай мем

Новости