8 августа 2012, 00:33

Евгений Трофимов: "Мы прошли по лезвию бритвы"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

LONDON-2012 // ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Тренер Елены Исинбаевой в ошеломляюще откровенном интервью рассказывает предысторию участия его ученицы в лондонских Играх

Сергей БУТОВ
из Лондона

- Елена действительно говорила вам о том, что не хочет ехать в Лондон? - вопрос Евгению Трофимову.

- Был такой момент. Мы же вместо прыжков занимались лечением. Она в марте в манеже прыгнула 5,10. Потом 5,00 - на стадионе Волгоградской академии физкультуры. Готова-то была хорошо. Но получила травму. Прямая мышца бедра надорвалась на полтора сантиметра в глубину.

- Как же так вышло?

- Спортсмены всегда ходят на грани - это я вам могу сказать наверняка. Весьма возможно, что она где-то спонтанно прихватила травмочку и потом усугубила ее в тренировочном процессе. Мне Лена ничего не сказала. Я сам увидел, что после каждого прыжка она хватается за ногу. "Перестань прыгать", - сказал. Но она упрямая: "Нет, буду".

- Что было дальше?

- 15 июня поехали на МРТ в Волгограде. Там стало ясно, что у нас серьезные проблемы. Если говорить совсем откровенно, мы на тренировках даже прыгать не могли. Просто занимались гимнастикой.

- И скрыли травму от всех?

- Да. Мне звонило руководство, я в ответ шаблонами сыпал. Мол, все идет по плану. Не хотели никому говорить. Информация о травме фаворита всегда стимулирует соперников. Рассказывать о том, что ты делаешь, нужно выборочно. Перед Афинами-2004 Лена прыгнула на 5 метров. Вот эту информацию мы не скрывали.

- Иными словами, вы понимали, приезжая в Лондон, что здесь может случиться все что угодно?

- Абсолютно. Было 50 на 50. К сожалению, не все зависело от нее. Спортсменки начинали разбег - и попадали на порывы ветра. Как результат, мазали. Когда человек начинает бороться с ветром, он перестает думать о техническом исполнении. Это то, что случилось в квалификации со Светой Феофановой. Она попала на встречный ветер - и разбила себе ногу.

- Вы сегодня мало общались с Исинбаевой в секторе - буквально парой слов перебросились. Ей не требовался ваш подсказ?

- Я не могу на Олимпийских играх учить спортсменку прыгать. У Лены все было поставлено. Я просто показывал стойки, где что как надо делать. Руками указывал направление ветра. Мы ведь очень ветрозависимые люди - шестовики. Шест имеет определенную парусность, против ветра прыгать почти невозможно. К тому же сектор здесь, в Лондоне, безобразный.

- Когда Исинбаева говорит, что счастлива бронзе, - вы ей верите?

- Она счастлива потому, что понимала: могла вообще пролететь мимо медалей. Мы прошли по лезвию бритвы - вы должны отчетливо это понимать. Но не выступить мы не могли. Обязаны были помочь сборной России.

- А вы сами счастливы?

- Я бы назвал свое состояние осторожным оптимизмом. Девочки ведь у нее не выиграли. Как прыгали, так и прыгают. Просто Лена не дотянула до самой себя 20 см.

- Это Олимпиада для вас - самая сложная?

- Да. Потому что Лена была не очень готова.

- Впряжетесь с ней в упряжку еще на четыре года? Она говорила про Рио-2016…

- Я думаю, это нереально. У Лены должна быть какая-то жизнь вне спорта, которому она отдала 25 лет. Установила 28 мировых рекордов. Вы даже не представляете, какая это нагрузка на психику. Вы себе этого просто не можете представить. Знаю, что Володя Поляков после того, как в 1981-м установил мировой рекорд на матче СССР - ГДР в Тбилиси, полгода не мог прыгать.

- Почему?

- У него появились навязчивые идеи. Сломался сон. Это просто у Лены такая психика мощнейшая. Она вообще как человек уникальна.

- Насчет Рио-2016 вы сильно сомневаетесь. А Москва-2013?

- Сейчас очень трудно что-то говорить. После такой встряски возможна неадекватная оценка того, что произошло. Сейчас Лена говорит: "Все, я не могу больше!" Но пройдет две недели, и я не удивлюсь, если она придет на стадион и скажет: "Не могу без прыжков". Или не придет.

- Она сама сказала, что желания у нее меняются ежедневно. Как вы с этим живете?

- Я-то нормально. Я толстокожий. А она - близнец. Знаете, что это такое?

- В чем ваша тактика: отойти от нее на безопасное расстояние, подождать?

- Могу сделать так. Но могу и иначе. Одного попрошу: "Скажи ей это". А потом другого: "А ты вот это ей скажи". А потом Лена приходит ко мне: "Евгений Васильевич, вы правы были. Мне все говорят то же самое".

- Вы не боитесь это рассказывать?

- Ну раскрыл секрет, подумаешь. Она очень противоречивая, к ней всякий раз нужен особый подход. Пришла как-то на тренировку подавленная. Носом клюет. Я ее бужу: "Ты заори на меня! Заори! Давай выйдем за угол, подеремся, чё ты!" Она р-раз на меня глазищами. "Вот, - говорю. - Когда ты злишься, такая красивая становишься". Так и живем.

- Она же кавказский человек-то!

- Да, коктейль сильнейший. Папа дагестанец, точнее - табасаран. Мама - казачка урюпинская.

- Холодное оружие в руки не давать?

- Ни в коем случае. Горячее - тем более.

***

- Сколько Елене понадобится времени, чтобы отойти от Игр?

- От недели до бесконечности.

- А вы сами-то видите ее будущее в спорте?

- Потенциал у нее громадный. Но так получилось, что, уехав (из Волгограда. - Прим. С.Б.), она поменяла систему. Сейчас у нее синдром сороконожки. Ее учили то одному, то другому. Раньше она прыгала на автомате, без анализа. Это было как вдох-выдох. И здорово ведь прыгала. Но каждый тренер старается внести свою лепту. У нас из-за этого сорвался чемпионат мира-2011. Потом потихоньку стали возвращаться к старому. Лена установила новый мировой рекорд в зале - 5,01. Уже сейчас старая техника просматривается у нее довольно прилично.

- Техника - одно. Где найти мотивацию выступать дальше?

- Мотивацию можно найти всегда. Я ей подскажу что-нибудь, подброшу мысль какую - не проблема. Тем более, что она была создана для спорта. Максималист. Если танцует, то до изнеможения. И тренируется так же. У меня парнишка есть в группе, который выиграл первенство мира в Канаде в 2010-м. Так вот он скептически относился к моим нагрузкам, пока не увидел, как Лена разминается, как вкалывает. А Лена четверть века в спорте, на секундочку.

- Исинбаевой сильно мешают спонсорские и иные контрактные обязательства?

- Она человек самостоятельный. Финансовый вопрос вообще не стоит на повестке дня. Поэтому она свободна. Когда мы встретились, она сразу сказала: "Давайте отработаем Олимпиаду в Лондоне и чемпионат мира в Москве". Я думаю, в конечном счете этот долгосрочный план у нее и останется.

- Сейчас Исинбаева довольна бронзой. Как вы станете себя вести, когда через несколько дней у нее начнется "чемпионская ломка"?

- Я пока оставлю ее в покое. А если что, объясню, что в данной ситуации она сделала максимум. Слова для этого найду. У нас так было после Тэгу-2011, когда она стала шестой. Меня спрашивали: "А зачем ты вообще ее туда повез?" А затем, чтобы она спустилась с небес - вернулась-то в Волгоград немножко такая (растопыривает пальцы). В Тэгу пошла ко мне из сектора к трибуне. Женя Бондаренко (тренер Феофановой. - Прим. С.Б.) перегнулся через перила - ему интересно, какой сейчас разговор пойдет. Накачка будет, втык или что? Смотрю, слезы в глазах. И я ей: "Ленка, да ну их на фиг всех!" Сразу отпустило!

- Вы слышали то, что она сказала про рекорды Бубки?

- Это правда. Лена, как человек с высоким уровнем притязаний в чем бы то ни было, очень хотела превысить его результат. У нее 28 рекордов, а у Бубки 35. Но у Бубки и впрямь 27. Потому что правила поменялись. Раньше колышки для шеста были 7 см, потом обрезали до 5 см. Спортсмен в полете не может планку обратно рукой поставить, а раньше ставили. Много нюансов.

- Это не вы, часом, статистика к Исинбаевой направили?

- Было дело. Надо было снять с нее этот груз.

- Вы когда-нибудь обсуждали с ней то, что случилось между вами после Афин?

- Мы не обсуждали. Она сама мне сказала: "Я совершила большую глупость". Вот и все.

- С Виталием Петровым не общаетесь до сих пор?

- Раньше семьями друг к другу приезжали. Сейчас не здороваемся. Мы не дикари, конечно, но так вышло. Се ля ви.

Новости