14 февраля 2014 | Зимние виды |
1
Поделиться на odnoklassniki.ru

Евгений Платов: "Нынешние правила превращают танцы в реальный спорт"

Фигурное катание

9 февраля. Сочи. Действующие чемпионы мира американцы Мэрил ДЭВИС и Чарли УАЙТ победили своих постоянных соперников, олимпийских чемпионов Ванкувера Тессу ВИРТУ и Скотта МОИРА в командных соревнованиях. Фото AFP

Кто станет победителем танцевального турнира? Сумеют ли олимпийские чемпионы Ванкувера Тесса Вирту и Скотт Моир отстоять титул в битве со своими постоянными соперниками, действующими чемпионами мира Мэрил Дэвис и Чарли Уайтом? Насколько честным является олимпийское судейство? Об этом размышляет Евгений Платов, чемпион Лиллехаммера-1994 и Нагано-1998.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Сочи

Поводом поговорить с двукратным олимпийским чемпионом в танцах на льду стали результаты командного турнира: разрыв в произвольном танце между действующими чемпионами мира и олимпийскими чемпионами составил почти семь баллов, и я спросила Платова, насколько, на его взгляд, эта разница отражает истинное соотношение сил на танцевальном льду.

– Думаю, что результат был достаточно объективным, – сказал Евгений. – Мэрил и Чарли смотрятся в своих танцах так, словно порхают надо льдом, не касаясь его. Дело ведь не только в технике. Если посмотреть на вторую оценку, у американцев очень много "десяток". То есть судьи таким образом признают, что в каких-то аспектах танца эта пара достигла совершенства. Вирту и Моир тоже мне нравятся. Но Тесса тяжеловата. А это сразу создает определенный диссонанс.

Все элементы, что исполняют Дэвис и Уайт, нельзя даже разделить: вот тут – партнер, а там – партнерша. Их катание воспринимается, как единое целое. Пусть у них в дорожке недостаточно крутые дуги, но все они исполняются очень чисто. Видно, что конек четко положен на ребро. Очень хороши поддержки. Возможно, что какие-то элементы взяты из прошлых лет, но это не режет глаз. Слишком легко все это бывает исполнено. И смотрится потрясающе!

– Кого вы могли бы выделить по новизне и оригинальности поддержек?

– Возможно, прозвучит нескромно, но в этом аспекте я бы выделил свою пару – Пенни Кумс и Никласа Бакленда. Мы не используем никаких старых поддержек вообще – это моя принципиальная позиция. Нам, конечно, повезло в том, что Пенни очень маленькая и легкая. К тому же она очень жестко следит за тем, чтобы ни на грамм не поправиться. В этом отношении она очень профессиональна. А ведь при том ассортименте, что есть в олимпийской столовой, отказываться от каких-то вкусностей – достаточно большая жертва. Далеко не все партнерши справляются с таким соблазном.

Что до оригинальности, то в те времена, когда катался я сам, мы считали зазорным и даже позорным повторять элементы, показанные другими парами. Если какой-то дуэт их повторял, на него сразу начинали смотреть, как на второсортный. Таких же взглядов я придерживаюсь и сейчас.

– Рискну вам напомнить период, когда вы с Оксаной Грищук тренировались под руководством Натальи Линичук. А ведь этого специалиста многие упрекали как раз в непомерно большом количестве заимствований.

– Все это никаким образом не касалось нас с Оксаной. И лично я смотрел на ситуацию именно так, как уже сказал.

– Кто из нынешних танцоров лучше справляется с наиболее коварным из элементов – твиззлами?

– Дэвис/Уайт и Лена Ильиных/Никита Кацалапов. Если они делают твиззлы безошибочно и на своей скорости, сравниться с ними в качестве исполнения не способен никто. Скорость всех остальных заметно ниже. Но тут палка о двух концах: высокая скорость резко повышает шанс сделать ошибку. Твиззлы сразу становятся очень опасным элементом.

Еще в танцах очень большим камнем преткновения стали вращения. Можно придумать какую-то интересную позу, но это сразу поднимает риск потерять уровень сложности, а с ним – большое количество баллов. Поэтому даже я, с моими принципами не использовать в программах спортсменов старые элементы, оставляю во вращениях какие-то прежние позиции.

Дело еще и в том, что позиций, способных гарантированно дать четвертый уровень, пока слишком мало, несмотря на то что правила сейчас "расширили", сделали менее жесткими. Ведь был период, когда в произвольной программе за четыре минуты приходилось показывать 11 обязательных элементов. Я тогда, помню, подсчитал и ужаснулся: на то, чтобы создать в танце хоть какую-то оригинальность, оставалось всего 35 секунд.

– Вы отметили дуги в исполнении Дэвис и Уайт. А есть ли спортсмены, к качеству и сложности шагов которых невозможно придраться?

– Таких дуэтов не существует. Слишком жестки нынешние правила: любой крошечный зубчик по ходу исполнения, любой недостаточно четкий выход на ребре конька из крюка или выкрюка тут же карается понижением уровня сложности. Скажу больше: если досконально разложить танцевальную дорожку шагов в четком соответствии со всеми требованиями, о реально достижимом четвертом уровне сложности не может быть и речи. Для этого нужно родиться гением. В "паттернах" обязательного танца дуга только одна. А в дорожке ты должен показать эти дуги в тридцати-сорока шагах. Это невозможно – где-то наверняка проскочит зубец. Так что арбитры, которые все-таки ставят четвертый уровень, берут на себя тем самым очень большую ответственность.

– Такая жесткость раздражает?

– На мой взгляд, это правильно. Два года назад четвертые уровни за шаги давали всем лидерам без разбора. Хотя этого уровня в большинстве случаев и в помине не было.

– Получить высший уровень сложности за обязательные "паттерны" в коротком танце проще?

– Безусловно. Там это вполне реально. Хотя паттерны – это самый большой подводный камень. В них "живут" 14 баллов, которые можно получить, а можно и потерять.

– Как потерял их ваш английский дуэт в командном турнире, получив за обе серии первый уровень и 6 очков?

– Именно. Сначала я дико расстроился.

– Неужели сами не увидели ошибок?

– А их невозможно увидеть. Именно для этого у судей стоят мониторы, показывающие не просто замедленный повтор элемента, но и с правильного ракурса. Поэтому я спокойно сидел на трибуне и гадал: будет у нас 3-4 или 3-3. Когда увидел 1-1, у меня был шок. Но начинать "пылить" в таких ситуациях опасно: сначала нужно самому как следует все перепроверить по видеосъемке. Когда я это сделал, ничего не оставалось, как признать, что оценки справедливы.

– И вы утверждаете, что вам по душе подобная строгость?

– Да. Потому что если ты действительно получаешь "четверку", это круто, заслуженно и тяжело. В наши времена такого не было. А сейчас я все тренировки сижу с камерой, и спортсмены уже не могут жаловаться, что я к ним придираюсь. Это они получили 1-1, а не я.

В целом мне очень интересно работать. Потому что нынешние правила превращают танцы в реальный спорт. Можно сделать твиззлы, но можно ведь и упасть на них! Я уже много раз говорил: не представляю, как все это можно исполнить. В наше время достаточно было просто прокататься чисто. Не было такого давления. Можно было сделать в программе пять поддержек, а можно было четыре – от этого ровным счетом ничего не менялось. Сейчас же ты убрал поддержку – потерял семь очков и улетел туда, откуда не выбираются.

– Как вы относитесь к тем, кто поднимает тему судейских сговоров в танцах?

– Смеюсь. Ребята, какой сговор? Понятно, что списать отсутствие результата на чужой умысел гораздо приятнее, чем признаться в том, что ты не смог что-то исполнить. Есть же, в конце концов, очевидные вещи. Для того чтобы выиграть у канадцев, Мэрил Дэвис и Чарли Уайту не нужна никакая помощь со стороны.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ14.02.2014 18:50

Код для блога
Предпросмотр
Ваш логин:
Ваш пароль:
Забыли логин? / Регистрация
Текст комментария (1 уже добавлено):
Комментарии

sbocha 15 Февраля 2014 | 00:27

Танцы превращаются в реальный спорт, а реальный спорт (мужское катание) в танцы...

Медальный зачёт
З
0
С
0
Б
0
Всего
1 Россия Россия 13 11 9 33
2 Норвегия Норвегия 11 5 10 26
3 Канада Канада 10 10 5 25
4 США США 9 7 12 28
5 Голландия Голландия 8 7 9 24
6 Германия Германия 8 6 5 19
7 Швейцария Швейцария 6 3 2 11
8 Белоруссия Белоруссия 5 0 1 6
9 Австрия Австрия 4 8 5 17
10 Франция Франция 4 4 7 15
Сочи-Онлайн
23 февраля
23:32

"СЭ"

В Сочи завершились ХХII зимние Олимпийские игры. Спасибо нашим спортсменам и тренерам, которые принесли сборной России сенсационную победу в медальном зачете – всего через четыре года после жалкого 11-го места в Ванкувере. Спасибо организаторам, болельщикам и волонтерам, создавшим неповторимую атмосферу этой Олимпиады. Спасибо всем! Это были фантастические дни. Мы их никогда не забудем!

Игры в Сочи – мои!

23:30

"СЭ"

Сейчас на кураже, на космических эмоциях от победы в медальном зачете, когда до сих пор в животах летают бабочки, наговорить можно чего угодно. Надо прежде всего остыть от жара олимпийского огня, обдававшего весь мир на протяжении трех недель. Время само расставит все по своим местам. Большое, как известно, видится на расстоянии.

Сочи. На всю жизнь

23:00

Команда ИТАР-ТАСС и "СЭ" благодарит вас за то, что вы были с нами все это время. Две с лишним недели мы гостили у сказки. Пора возвращаться.

Мы не прощаемся.

The End.

Титры. (Дмитрий СИМОНОВ, "СЭ")

22:36

@szhurova

Дискотека на стадионе Фишт. Как же сейчас одновременно радуются и грустят спортсмены! Олимпиада 2014 Закончилась
22:35

@dmitriy_f1re

Так мы простились с Олимпиадой


Новости