Газета Спорт-Экспресс № 150 (7094) от 11 июля 2016 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

11 июля 2016

11 июля 2016 | Хроника

ХРОНИКА

Порядка 20 российских компаний примет участие в ведущей европейской выставке товаров для спорта, активного отдыха и альпинизма “Оутдор 2016 Фридрихсхафен”. В преддверии выставки в немецком Фридрихсхафене на вопросы редакции ответил Статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Виктор ЕВТУХОВ.

“МЫ УМЕЕМ ДЕЛАТЬ СПОРТИВНУЮ ПРОДУКЦИЮ МИРОВОГО УРОВНЯ, ОСОБЕННО ТАМ, ГДЕ ИСПОЛЬЗУЮТ “УМНЫЕ” ТКАНИ”

- Виктор Леонидович, пока еще не утихли футбольные страсти, напрашивается сравнение состояния нашей легкой промышленности с уровнем игры российской сборной на чемпионате Европы в этом году. Есть что возразить?

- Если бы российской легкой промышленности хотя бы часть тех бюджетов и внимания, которые есть у российской сборной… Тогда бы мы говорили о легпроме как о феномене. И уж если возвращаться к сравнению, то российские футболисты завершили Евро-2016 на групповом этапе, а легкая промышленность, пережив не один кризис, все еще на поле, прогрессирует и показывает результаты от года к году. Если уж и сравнивать легпром со спортом, то я бы сравнил его со сборной России по хоккею, за которую действительно никогда не бывает стыдно. Скажу так, легпром - отрасль с высоким иммунитетом. Непростые для отрасли 1990-е, а потом и бум дешевой некачественной иностранной продукции позади. Эти вызовы отрасль пережила достойно. Теперь у индустрии появился шанс для развития, мы создали не только финансовые меры поддержки, а активно занимаемся госрегулированием и уже видим результаты.

- Звучит, конечно, обнадеживающе. Но когда российские сборные будут одевать отечественные компании?

- Российская легкая промышленность способна обеспечивать сегмент спортивных товаров как зимних, так и летних видов спорта. Мы умеем делать спортивную продукцию высокого уровня, особенно там, где используют высокотехнологичные или, проще говоря, “умные” ткани/материалы, которые начала производить теперь уже и наша легкая промышленность. К слову, это очень перспективный рынок, его мировой объем оценивается почти в 20 миллиардов долларов. На него приходится почти 13% рынка всего легпрома. А в спорте, как вы понимаете, требуются технологичные ткани, поэтому все больше профессиональных спортсменов выбирают для тренировок одежду из синтетических тканей. И в России с нашими запасами углеводородов и возможностью развивать или адаптировать технологии горизонт открыт.

Что касается российских сборных, приведу пример компании Forward, которая с 2003 года является официальным поставщиком спортивной формы для сборных команд России. При партнерстве с центром экипировки Forward ежегодно экипирует спортсменов более 200 сборных России по 60 видам спорта, а также паралимпийскую сборную России. Кстати, тестируют продукцию те, у кого самые высокие требования, - профессиональные спортсмены, члены российской сборной. Основываясь на их мнении и предложениях, компания постоянно дорабатывает свои коллекции, чтобы они максимально соответствовали высоким стандартам, предъявляемым большим спортом.

- Но не всегда же география производства у таких компаний российская?

- В мировой практике в легкой промышленности наиболее распространены несколько типов компаний, каждый из которых специализируется на разных этапах цепочки создания стоимости. К первому типу относятся крупные промышленные компании, которые фокусируются на создании тканей, их отделке, пошиве готовых изделий/обуви. Другой тип - это крупные бренды, которые заказывают разные изделия под своими марками у первого типа компании. Их бизнес-фокус сосредоточен на раскрутке бренда и развитии собственной ритейл-сети. При этой модели задачи брендинга доминируют над всеми остальными. Вы же понимаете, что есть большая разница между бизнесом, который производит и продает кроссовки, и бизнесом, который производит и продает Nike. Кроссовки делает весь Китай, Nike тоже производят в Китае, но добавочную стоимость дает именно бренд.

- Возвращаясь к рынку outdoor индустрии, хотелось бы уточнить, какова его история и как отечественным производителям удалось совершить этот мощный технологический прорыв?

- Этот рынок складывался постепенно, во второй половине 1980-х появились первые предприятия. Они преимущественно работали за счет энтузиазма своих основателей. Все, ну почти все, кто два десятка лет назад создавал эти компании и кто сегодня в них работает, - сами завзятые путешественники. В советские времена отечественных товаров для любителей экстремальных путешествий не было. Импортные были не по карману. Вот и шили, гнули, варили все сами. Сначала для себя. Потом и для друзей. Потом начали продавать. Фирмы, которые выжили в 1990-х и развернулись в 2000-х, конечно, уже давно выбрались из подвалов и гаражей. У них миллионные обороты. Есть представительства за рубежом. Им стали заказывать специальную одежду и экипировку МЧС, Минобороны и другие ведомства.

Вот, например, компания “Редфокс”, пуховики которой, кстати, есть в гардеробе моей семьи, ветеран этого движения. Ее основатели познакомились в секции альпинизма. В последующие годы они побывали во многих сложнейших экспедициях. Именно в эти годы и родилась идея создания компании. Первые пуховые куртки и рюкзаки Александр Глушковский и Владислав Морозов создавали сами - вручную. Имея за плечами большой альпинистский опыт, они четко знали потребности своих друзей и коллег по спорту. На сегодняшний день торговая марка Red Fox является одной из самых известных и популярных в России. Аналогичным маршрутом прошли и многие другие ведущие outdoor-бренды.

Без сомнения, могу сказать, что сегодня продукт наших outdoor компаний не уступает по качеству западным аналогам. А цены при этом намного ниже. Основное преимущество российских компаний - это абсолютная уникальность продукции: компании не копируют западные образцы одежды и обуви, они их изобретают в соавторстве со спортсменами, полярниками и альпинистами. Группа российских компаний отправится на Международную выставку Outdoor-2016. Она дает прекрасную возможность российским производителям громко заявить о себе в том числе и на мировом уровне и найти партнеров по бизнесу, новые рынки сбыта, заключить взаимовыгодные контракты.

- Кого бы вы особо выделили из отечественных производителей outdoor продукции? Можете ли назвать самых сильных игроков на рынке среди представителей этого сегмента?

- Выделять кого-то дело неблагодарное. Не хочу обижать остальных. У нас довольно много сильных игроков на рынке. Просто их продукция очень разная. Одни специализируются на высококачественной “умной” одежде, другие - на альпинистском снаряжении. У нас в России есть компании, которые шьют одежду для полярников и экипировку для профессиональных экспедиций. Ее можно использовать в условиях максимально низких температур. К примеру, одно из отечественных предприятий изготавливает шнур для фридайвинга на Северном полюсе. Буквально пару лет назад завод ОАО “Канат”, закупив сверхсовременное оборудование, начал производить уникальную по своим свойствам страховочно-спасательную веревку для альпинистов. Теперь продукция пользуется огромной популярностью даже за рубежом. Компанию “Венто” мы знаем как официального технического партнера Федерации альпинизма России. Она сотрудничает со многими спортивными и туристическими обществами. Среди крупных заказчиков компании такие структуры, как Министерство обороны, МЧС и МВД России. “Венто” - это не просто экипировочный центр, это коллектив скалолазов, туристов и альпинистов. Каждый вид снаряжения проходит строгую проверку не только на экспериментальных площадках, но и в реальных боевых - в прямом смысле - условиях.

Как не отметить компанию “Сивера”. Это одна из немногих компаний, которая обладает собственным полным производственным циклом. Подавляющая часть ассортимента производится на собственной фабрике в Рязани. Все узлы и соединения в моделях проработаны до мельчайших деталей как снаружи, так и внутри. Лично выворачивал наизнанку изделия и видел, какие аккуратные швы, ровные детали и качественная обработка. “Сивера” первой в России начала работать с утеплителями семейства Primaloft и мембраной eVent, а затем, спустя несколько лет, первой в Европе применила утеплитель Climashield Apex в широком диапазоне моделей коллекции.

Ну и, конечно же, компания БАСК - без преувеличения локомотив этого рынка. Ежегодно обновляемая коллекция включает около 300 моделей высокотехнологичной продукции: одежды, рюкзаков, палаток и спальных мешков, для изготовления которых используются самые современные ткани и утеплители. Интересно отметить, что БАСК постоянно направляет свои усилия на поддержку спортивного движения в России и во всем мире. Компания гордится работой со знаменитыми путешественниками России. Вот, например, поддерживает яхтенные и сухопутные путешествия Федора Конюхова или уникальные парусные экспедиции яхты “Апостол Андрей” под командованием Николая Литау. Компания на постоянной основе поддерживает деловые и просто дружеские отношения с сильнейшими альпинистами, туристами-спортсменами и путешественниками, помогают совершенствовать снаряжение. Кстати, БАСК активно торгует с Европой, Канадой и другими странами не только знаменитым гусиным пухом, но и своей качественной стильной одеждой.

- А чем так знаменит наш гусиный пух?

- Его используют для изготовления сверхтеплой экипировки, рассчитанной на максимально низкие температуры. Российская так называемая пухо-перовая смесь считается лучшей в мире. И этому есть логичное объяснение. Пух отечественной птицы очень крупный и упругий, поскольку она обитает в более суровом климате, нежели ее европейские и китайские сородичи. Его поэтому чаще всего называют “сибирским” и высоко ценят зарубежные производители.

- Сколько сегодня на рынке компаний?

- Из 150 предприятий половина - дистрибьюторы. Они распространяют западные бренды - горнолыжную, сноубордическую одежду, велосипедную экипировку, спортивную обувь, туристическое снаряжение. Более 30 предприятий занимаются непосредственно производством outdoor продукции в России. И примерно 40 компаний косвенно связано с этим производством, они выпускают высокотехнологичные, инновационные ткани, специальную фурнитуру. Объем рынка в этом сегменте составляет десятки миллиардов рублей.

- Известно, что вы на профессиональном уровне занимались спортом. К тому же возглавляли региональные отделения крупнейших союзов: Федерацию гребного спорта, Федерацию горнолыжного спорта и сноубординга, Федерацию хоккея Санкт-Петербурга. А сейчас входите в попечительский совет Федерации хоккея России. Говорят, что вы мастер спорта по академической гребле и, по слухам, имеете черный пояс по боевым искусствам. Если не секрет, лейблы каких производителей на вашей спортивной форме?

- Спорт в моей жизни появился с самого детства, за что благодарен своим родителям, которые отвели меня в первую спортивную секцию. Это были плавание и академическая гребля. После возвращения из Советской армии пару лет играл в регби. Про боевые искусства оставлю без комментариев. Очень люблю сноуборд и горные лыжи и особенно хоккей. На коньки встал уже после сорока лет, в то самое время, когда для большинства учеба давно осталась позади. Конечно, я понимал, что высокого технического уровня в этом возрасте добиться невозможно, но к своим тренировкам всегда подходил очень ответственно. С гордостью хочу сказать, что в составе команды из Санкт-Петербурга с такими известными в мире искусства, бизнеса и спорта людьми, как Игорь Бутман, Геннадий Тимченко, Александр Медведев, “Невский легион” два раза становился серебряным призером Ночной хоккейной лиги. Сейчас регулярно выхожу на лед в хоккейном свитере “Армия России”, пошитом, кстати, у нас, чем также очень горжусь. Полагаю, что спорту, а уж тем более туризму все возрасты покорны.

Безусловно, у меня есть как импортная спортивная амуниция, так и отечественная. Ведь у любого итальянца, француза, японца гардероб состоит не только из национальных марок, разделение труда и кооперацию еще никто не отменял. Кстати, Минпромторг не так давно проводил исследования. Сейчас наши покупатели делают выбор в пользу того, что сделано в России, в первую очередь из-за оптимального соотношения цена - качество. Такого правильного патриотизма желаю всем читателям нашей любимой газеты.

Дмитрий СОМОВ