Газета Спорт-Экспресс № 82 (7026) от 19 апреля 2016 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 5

19 апреля 2016

19 апреля 2016 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 24-й тур. “ЗЕНИТ” - “СПАРТАК” - 5:2

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

АВТОБУС В НИКУДА: ПОЧЕМУ “СПАРТАК” ЗРЯ ПОДВЕЗ ДЗЮБУ

Дмитрий СИМОНОВ

“ЗЕНИТ” - “СПАРТАК” - 7:2

На “Петровском” “Спартак” пропустил семь мячей: один - в первом тайме, четыре - во втором и еще два - уже после окончания встречи. Сначала футболисты неосмотрительно бросили на поле баннер, посвященный некой фанатской группировке, и его мигом умыкнул какой-то ловкий петербуржец. А вскоре выяснилось, что Артем Дзюба поехал в аэропорт в спартаковском автобусе (это нам доподлинно известно), да еще и полетел с бывшим клубом в Москву. В соцсетях сразу пошла гулять шутка. После ночи - или в данном случае вечера - любви кавалер должен проводить девушку до дома, так что Дзюба сделал все абсолютно правильно, как честный человек.

Многих болельщиков “Спартака” две эти ситуации взбесили, по-моему, даже сильнее, чем разгромное поражение. Безусловно, при 5:2 вместо 2:5 реакция была бы совершенно другой. Но это же история про рану и соль. Можно высыпать всю солонку на здоровую кожу, и ничего не почувствуешь. А у поклонников “Спартака” на душе живого места нет, поэтому им хватает и пары крупиц.

Если честно, у меня просто в голове не укладывается, как такое могло произойти. Налицо грубейший просчет с точки зрения позиционирования команды, выстраивания отношений с болельщиками, медийных и пиар-технологий. Об их важности в современном мире, в принципе об их наличии вообще знают в футбольной команде “Спартак”? Подчеркиваю - в команде. “Открытием”, музеем и так далее на постоянной основе в клубе занимаются другие люди.

Возможно, всеобщий расчет был на то, что факт наличия Дзюбы во вражеском автобусе удастся сокрыть. Насколько я понимаю, судя по реакции обоих клубов, именно так и планировалось. Удивительная наивность в эпоху, когда тебя могут снимать на айфон даже со дна унитаза, так что даже в подобные моменты следует быть начеку.

Мне кажется, очень правильную оценку “дзюбавтобусу” дал во время редакционного обсуждения один из моих коллег: “частный пример общего состояния дел в “Спартаке”.

Действительно, нет ничего смертельного в подобной ситуации - команда может подвезти и - как это правильно называется, подлететь? - чужого футболиста. Не Кутузов же подвез Наполеона после поджога Москвы. В футболе такое происходит периодически, пусть и нечасто. Я помню забавный случай, когда в самолет “Анжи” из Махачкалы подсадили Дмитрия Лоськова, выступавшего за “Локомотив”. Если ничего не путаю, Дмитрий очень спешил в Москву, ему были дороги каждые полчаса, а хозяева всегда вылетали из Дагестана раньше гостей (как бы сюрреалистично ни звучала сама фраза, но это факт). Была еще одна история, связанная с “Анжи”. То ли тренер Дан Петреску, то ли тогдашний спортивный директор “Динамо” Гурам Аджоев якобы отказались брать в самолет Федора Смолова, арендованного махачкалинцами у бело-голубых. За гражданского мужа заступилась Виктория Лопырева, и общество, кстати, заняло скорее сторону футболиста.

СЛИШКОМ МНОГО “НО”

Сам Дзюба, насколько мне известно, несколько раздражен ажиотажем вокруг “автобусного дела” и считает, что разговоры на данную тему - какая-то ерунда. И они действительно были бы ерундой, если бы не примерно с десяток “но”.

Да, игрок может поехать в автобусе чужой команды.

Но. Матч закончился со счетом 2:5.

Но. Дзюба забил победный мяч и сделал голевую передачу.

Но. Дзюба объективно самый ненавидимый на данный момент болельщиками “Спартака” игрок; многие даже отказываются правильно писать его фамилию.

Но. Дзюба перед игрой заявил, что “не забудет и не простит”, давая понять, что каждый гол и победа над “Спартаком” доставляют ему особое удовольствие.

Но. Дзюба - воспитанник, уходивший в крайне неоднозначной ситуации, замешенной на финансах, о которой мы “однажды узнаем всю правду”, но пока так и не узнали.

Но. Всем известно, как к Дзюбе относится Федун.

Но. Выбор между Дзюбой и Мовсисяном в итоге оказался чудовищной, как доказало время, ошибкой менеджмента.

Но. “Спартак” идет на седьмом месте.

Но. “Спартак” борется за шестое место.

Дальше нужно продолжать?

Кто-то предполагает, что о совместной поездке Дзюба и кто-то из “Спартака” условились еще до игры. Но нет таких договоренностей, которые нельзя отменить, не кровью же контракт подписан. Удивительно, почему человек, принимавший решение, не нашел в своем характере смелости, а в уме - верных слов, чтобы спокойно объяснить Дзюбе, как-то так:

“Артем. Ты знаешь счет. Знаешь, кто забил. Знаешь все остальное. Ты должен понять, сегодня это невозможно. Я уважаю тебя как футболиста и как человека, ты отличный парень, именно между нами нет обид и напряжения, но в данный конкретный момент я должен быть сотрудником клуба, а не твоим товарищем и должен стоять на стороне миллионов людей, которые несмотря ни на что продолжают неистово болеть за “Спартак”, любить “Спартак”. Твое появление оскорбит их чувства. Я вынужден отказать, а ты как нормальный человек, верю, сможешь принять мои аргументы”.

Но никто таких слов не произнес. Еще хуже, никто не подсказал, что их можно произнести. Когда не знаешь или не понимаешь сам, возьми толковых подсказчиков. Но их нет в современном “Спартаке”. Крики и нервные срывы давно уже не являются действенным оружием. Помогают только трезвый просчет и четкое понимание, как на самом деле работает этот пиар-технологичный мир.

КТО УПРАВЛЯЕТ АВТОБУСОМ

Насколько я знаю, в большинстве команд за то, кому можно в автобус, а кому нельзя, отвечает главный тренер. Нет, чуть-чуть не так: за тренером всегда последнее слово. По крайней мере подобным образом дело обстоит или обстояло в ЦСКА, в “Анжи” при Гусе, в сборной России при Капелло и Слуцком - тех командах, с которыми мне доводилось плотно контактировать. Понятно, что тренера могут настоятельно попросить, так что не откажешь. Но кто это мог сделать? Или в “Спартаке” все иначе и компетенция тренера не затрагивают автобусную сферу? А управляет им, например, водитель. Как известно, в “Спартаках” из водителей часто вырастают качественные управленцы. Или в народной команде правит, допустим, народ? Футболисты демократическим образом голосуют, руки поднимая: брать Дзюбу или не брать?

Интересно, кстати, как бы проголосовал Федун.

Возможно, кто-то испугался реакции самого Дзюбы? Возьмет и пожалуется в очередном интервью. Поднимет волну, создав эффект не взятого в самолет Смолова.

Так на это всегда можно было бы держать за пазухой заботливо заготовленный пресс-релиз. К примеру, такой:

“Уважаемые болельщики! Мы помним о том, что вы поддерживаете команду даже в самые трудные времена. Зная о вашем неоднозначном отношении к футболисту Артему Дзюбе и опасаясь задеть ваши чувства, мы приняли непростое с чисто человеческой точки решение отказать... В конечном счете Дзюба является достаточно состоятельным человеком, чтобы самостоятельно оплатить себе дорогу…”

Могу лишь предположить, что по факту мы увидели очередной пример чьего-то желания угодить и понравиться всем сразу. Именно об этом писал мой коллега Рабинер в своем довольно жестком тексте про Дмитрия Аленичева. Дзюба - друг, но спартаковская истина именно в тот момент должна была быть дороже.

“Дзюбавтобус” - это частный случай общего положения дел. И не нарочно уроненный баннер - тоже частный случай. Никто не подсказал, не объяснил футболистам, что им делать с этим баннером, не повел их за руку обратно - подбирать. Ушедший из “Спартака” со скандалом Дзюба - это частный случай. Полтора года мучений Широкова и гротескный разрыв - частный случай. Частный Езбилис, частный Якин, частно подсиженный Эмери, частно зачехленные Обухов с Кутеповым, частный Аленичев с пониженным доверием и повышенным давлением…

Случаи - частные, а вместе получились несчастные. С таким подходом вполне логично, что автобус со “Спартаком” едет в никуда. И поверьте, Дзюба в нем лишь временный попутчик. В верный момент соскочит на правильной остановке.

Вот к Дзюбе, кстати, никаких претензий нет. Победителям в принципе можно делать все что угодно. Артем вправе был лететь в Москву хоть на спартаковском чартере, хоть на черте.

Дзюба еще, кстати, потихонечку собирает со “Спартака” все то, что ему недоплатили, - как за сыгранные, так и за несостоявшиеся годы карьеры. Такси в аэропорт Пулково, между прочим, стоит не меньше 600 рублей, а авиабилет в Москву - две-три тысячи.