Газета Спорт-Экспресс № 96 (6160) от 7 мая 2013 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 4

7 мая 2013

7 мая 2013 | Футбол

ФУТБОЛ

ЕСТЬ ТЕМА

Вчера футбольный мир всколыхнула новость о том, что бельгийский агент Даниэль Стриани через адвоката Жан-Луи Дюпона, выигравшего в свое время "дело Босмана", подал жалобу в Европейскую комиссию на правила финансового fair play .

А чего ждать от этого нововведения УЕФА нам? Насколько финансовый fair play опасен для российских клубов? Правда ли, что спасти нас от санкций может лишь Объединенный чемпионат? И не придется ли, по примеру Стриани, жаловаться в высшие инстанции?

Эти и другие вопросы обозреватель "СЭ" обсудил с главой компании "Телеспорт" Петром Макаренко, который в прошлом занимал пост коммерческого директора РФС.

"УЕФА НАЧНЕТ ПРОВЕРКУ, КОГДА КУПЯТ ЕЩЕ ОДНОГО ХАЛКА"

- Суть финансового fair play , как известно, в том, что клубы не должны тратить больше, чем зарабатывают. При этом речь идет о сугубо футбольных доходах, а не вливаниях со стороны владельцев или дотациях из госбюджетов. Так какие же клубы у нас действительно зарабатывают?

- Разговор о серьезном заработке можно вести, пожалуй, в отношении ЦСКА, "Зенита" и "Спартака". Вторую линию составляют "Локомотив" и "Динамо". У остальных показатели значительно ниже.

Вспомним, каковы, собственно, источники доходов. Первый - продажа билетов. Все российские клубы вместе взятые зарабатывают на них 20 - 25 миллионов долларов. Это очень мало. Для сравнения: дортмундская "Боруссия" при средней посещаемости в 70 тысяч человек реализует билеты в среднем по 40 евро. И это без учета лож. Получается около трех миллионов с игры. В сезоне клуб проводит в различных турнирах порядка 25 домашних матчей. Итого: 75 миллионов евро.

Гранды собирают 120 - 150 миллионов долларов в год в виде так называемого gate revenue . Речь идет о доходе, извлекаемом на территории стадиона. Он складывается из стоимости входных билетов, а также реализации еды и напитков. Продажа атрибутики сюда не входит.

Второй источник поступлений - телевидение. На нем ведущие клубы Англии, Германии, Испании зарабатывают сопоставимые с билетами суммы. Разница - процентов 10 - 20. У наших клубов от телевидения - 27 миллионов долларов на всех. Российские цифры и тут сильно отличаются от западных, что обусловлено и общей экономической ситуацией, и уровнем развития платного телевидения.

Третий источник - продажа всевозможной продукции с клубной символикой. "Зенит" зарабатывает на этом 2-3 миллиона долларов, остальные все вместе - примерно столько же. Ведущие европейские клубы извлекают в этой области по 30 - 40 миллионов евро.

Остаются реклама и спонсорство. Тут уж кто как и с кем договорится.

- Здесь-то и кроются загадки. Европейский футбольный союз, как известно, намерен проверять, не заключаются ли рекламные контракты на умопомрачительные нерыночные суммы. Так, УЕФА обратил внимание на 10-летний контракт "Манчестер Сити" на 400 миллионов фунтов с входящей в один холдинг с этим клубом авиакомпанией Etihad . А президент "Лиона" Жан-Мишель Олас открыто задался вопросом о "справедливости" контракта между "ПСЖ" и Управлением туризма Катара. Загвоздка, как мне представляется, в том, что приняты общие положения, но не проработаны детали. Отсюда вопросы: кто и как оценивает? К тому же у каждой страны свои особенности рынка, в том числе рекламного.

- Именно. Комиссия УЕФА изучает рынок, чтобы узнать, сколько мог бы стоить контракт с Etihad . Но это субъективизм. "Газпром", в свою очередь, может, допустим, заплатить "Зениту" за щитовую рекламу 100 миллионов долларов. Значит, так договорились!

Непонятно, как будет работать механизм контроля, насколько жесткими будут проверки, где находятся ограничения, какая сумма пойдет в зачет, а какая нет. Выработаны идеи, но не критерии. Если ВТБ перечислит "Динамо" 50 миллионов долларов за надпись у игроков на футболках, это много или в самый раз?

ЦСКА ЭФФЕКТИВНЕЕ, ЧЕМ "ЗЕНИТ"

- Какой же российский клуб готов к fair play лучше всех?

- По моим оценкам, это ЦСКА. Доходя в Лиге чемпионов до стадии плей-офф, он зарабатывал от УЕФА 15 - 20 миллионов долларов (в сезоне-2009/10 - 21 миллион, в 2011/12 - 17,1 млн без учета прибыли от продажи билетов. - Прим. А.П.). При этом у домашних матчей этого турнира была достаточно высокая посещаемость. В 2009 году одна игра с "Манчестер Юнайтед" принесла миллион долларов. Добавим отчисления от реализации телевизионных прав, спонсоров, а также поступления от удачных продаж игроков вроде сделки по Красичу или ранее Жо.

- Почему вы назвали ЦСКА, а не "Зенит", который и в Лиге чемпионов два года подряд играл, и почти всегда собирает в Петербурге полный стадион?

- Сумма доходов ЦСКА приближена к сумме расходов гораздо больше, чем у других. У "Зенита" действительно хорошая по российским меркам доходность по билетам. Но есть пара нюансов. У питерского клуба существенно выше расходы на трансферы и зарплаты. Встает вопрос: какую сумму, получаемую от "Газпрома", разрешат "Зениту" зачесть в качестве рекламных поступлений?

У ЦСКА более сбалансированный подход, разумная трансферная политика. Кто еще у нас может похвастать шикарными продажами игроков? "Краснодар" очень выгодно продал Мовсисяна, "Динамо" - Данни. А "Зенит" тратил огромные деньги на трансферы того же Данни, Тимощука, Бухарова, не говоря уж о Халке с Витселем. Если он будет продолжать проводить широкие трансферные кампании, объясняться с УЕФА будет очень сложно.

- А "Спартак"? За последние три сезона он дважды участвовал в Лиге чемпионов. К тому же этот клуб скоро свой стадион построит…

Александр ПРОСВЕТОВ

Окончание и другие материалы - стр. 8