Газета Спорт-Экспресс № 268 (5738) от 24 ноября 2011 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

24 ноября 2011

24 ноября 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1961 год. Часть пятая

"СПАРТАК" ПРОТИВ "ТОРПЕДО": 203 ТЫСЯЧИ ЗРИТЕЛЕЙ

Два месяца отпущено было участникам финальной пульки для решения всех турнирных проблем. Стартовали они в отличие от предыдущего года с грузом очков, заработанных на первом этапе.

"АКАДЕМИКИ" БЕЗ ТРОСТОЧЕК

Чемпион ("Торпедо"), имея фору в четыре очка, находился ближе к финишу. Поклонники автозаводцев и внушавшие доверие специалисты не сомневались: солидного преимущества на коротком отрезке достаточно для повторения прошлогоднего успеха. Командочка-то классная, игроки - один лучше другого. Да только мотор возьми вдруг да забарахли - запыхтел, зачихал. Уже в первом матче чемпион в жесткой схватке уступил "Спартаку" - 3:4. "Торпедовцев подвел излишний академизм, граничивший с ненужной самоуверенностью, желание вести игру в более спокойном темпе за счет точных, коротких многоходовых передач из глубины поля почти от своей штрафной площади", - перечислил причины проигрыша тренер "Локомотива" Николай Морозов в еженедельнике "Футбол" (№ 36 от 3 сентября).

"Спартак" переходил от обороны в наступление мгновенно, атаковал страстно, широко, летел к воротам на двух крыльях, бил часто, много и, как видите, нередко попадал. Он горел на поле, играл не только ногами и головой, но и сердцем, за счет чего и переиграл "академиков".

Через несколько дней у себя дома, в Москве, лидер не смог одолеть другой "Спартак" - ереванский. Четыре мяча забили торпедовцы в первых двух матчах, а получили очко. Киевляне забили вдвое меньше, зато очков набрали вчетверо больше, и разрыв сократился до минимума.

МАТЧ ЖИЗНИ Олега МАКАРОВА

В Тбилиси открыто, не таясь, оказывала знаки внимания украинской команде госпожа Удача. После гола, забитого Бибой дальним ударом (грубо ошибся вратарь Котрикадзе), мяч практически не покидал половины поля гостей, а во втором тайме - их штрафной площади, где скапливалось порой около двух десятков игроков. Вы избавите меня от описания кошмара, если вспомните еврокубковый матч ЦСКА в Лондоне с "Арсеналом". Разница лишь в том, что тбилисцы не забивали из вернейших позиций чаще англичан.

Отметив заслуги влиятельной дамы в победе киевлян, я обязан несколько слов посвятить ее "соавтору" - вратарю Олегу Макарову. Сыграл он, наверное, лучший матч в карьере. Брал то, что не берется. А когда после удара кого-то из тбилисских форвардов мяч, срикошетив от защитника, изменил направление, Макаров сделал фокус (умышленно не закавычиваю) - успел перегруппироваться и вытащил немыслимый мяч из дальнего нижнего угла. Чудо!

Только раз оплошал вратарь, выйдя на перехват. Мяч, уверенный, что на этот раз уж точно прошмыгнет в тот самый угол, был несказанно удивлен, когда путь ему в последнее мгновение преградил защитник Щегольков.

КЛЮЧ К ПОБЕДЕ - В ЧУЖИХ ВОРОТАХ

15 сентября лидеры встретились в Киеве. Интерес - сумасшедший. На 60-тысячном стадионе собралось, согласно протоколу, около 70 тысяч человек. Безбилетники усеяли примыкающие к стадиону склоны Черепановой горы.

Впервые динамовцы получили возможность возглавить гонку. И воспользовались ею отлично, лишив соперника малейшего шанса даже на ничью. Состав вроде тот же, что в Тбилиси (Соловьев произвел лишь две замены), а игра другая - чемпионская. Преимущество хозяев проявилось не сразу. Первые 45 минут, нервные, напряженные, бесплодные, не дали результата.

Во втором тайме киевляне взяли торпедовцев за горло и стали душить так, как душили их самих на протяжении полутора часов грузины. Чудом оставшись в живых в Тбилиси, у себя, придя в сознание в образовавшемся двухнедельном "окне", насильственный акт довели до конца. Большая нагрузка выпала на Валерия Лобановского, "угловых дел" мастера. Его мудрено закрученные подачи таили в себе огромную опасность. Одну из непрерывной серии завершил появившийся во втором тайме другой Валерий - Трояновский.

После пропущенного гола у гостей расшалились нервы. Медакин, не справляясь с не в меру активным Лобановским, старательно окучивал его стройные, длинные ноги. Сочинский арбитр Петр Гаврилов с интересом наблюдал за богатым арсеналом "технических" приемов защитника. Шли в ход толчки, подножки, а когда не помогало, и руки. Судья, будем справедливы, иногда посвистывал, этим и ограничивался. Жесткая, на грани жестокости игра возбудила трибуны. Гаврилов во избежание неприятностей предупредил сначала Маношина, вслед за ним Иванова, а Воронина удалил с поля. По делу: "За удар рукой по лицу соперника", - записал он в протоколе.

Аркадия Галинского огорчила игра москвичей и поведение их футболистов: "В отчетной встрече мы увидели у чемпиона полный сумбур, порой беспомощность, растерянность и в конце концов то, что сама команда отрицала всей своей сутью, - откровенную силовую игру, вдруг перешедшую в прямую грубость" ("Футбол" N38).

Сохранение минимального преимущества в счете с прямым конкурентом в борьбе за золото сулило на данном этапе лидерство. При тренере Лобановском характер встречи стал бы иным: упали бы скорости, ребята перешли бы на долгий и нудный розыгрыш мяча, преимущественно на своей территории. К счастью, Лобановский находился на поле и вместе с товарищами продолжал штурмовать ворота голкипера Глухотко. Семь раз, как утверждали авторы отчетов, тот спасал свою команду, но после неотразимого выстрела Андрея Бибы счет возрос. Киев продолжал наседать едва ли не всем наличным составом. Не покидали своего поста Макаров и пара защитников. Остальные - на передовой. Заключительный свисток Гаврилова предотвратил разгром все еще чемпиона, потерявшего лидерство. Перешло оно к "Динамо".

Автозаводская общественность, удовлетворенная собранным в подгруппе урожаем и твердым, устойчивым лидерством своей команды, до поры до времени со снижением качества игры мирилась. Но как только скорость упала и продвижение по турнирному пути замедлилось, рабочий люд всполошился. Не получив возможности поговорить с руководством и футболистами с глазу на глаз, народ через заводскую многотиражку "Московский автозаводец" (газета для внутреннего пользования, постороннему взгляду не предназначалась) задал несколько вопросов начальнику команды Юрию Степаненко и старшему тренеру Виктору Маслову: что произошло с "Торпедо"? Почему виртуозная техника обращения с мячом стала самоцелью и не служит основной задаче - взятию ворот? Отчего игра стала вялой, не целенаправленной, порой сумбурной? Никак, от успехов голова у ребят закружилась или нелады коллектив разъедают? Может, режим спортивный нарушают? Не случайно ведь некоторые футболисты к концу игры выглядят утомленными. И много других вопросов, на которые и отвечать-то неудобно. Они, начальник и тренер, и не ответили, обошли стороной. Отделались парой стандартных, ничего не объясняющих фраз. Что же до временных трудностей, сослались на жесткий график (странно, календарь для всех один писан) и что-то еще.

Итак, у Киева 35 очков, "Торпедо" - 34, ЦСКА - 33. Драчка предстояла увлекательная.

ПСИХОЛОГИЯ - СУБСТАНЦИЯ ТОНКАЯ

Кто-то из "оракулов", находясь под впечатлением яркой, результативной игры армейцев на предварительном этапе, прочил им серебро, а отчаянные головы были уверены - и конкурентов обогнать способны. Играли они действительно мощно, красиво, забивали много, и очковый запас позволял "солдатам" мечтать о генеральском чине.

Но как только ощутили на горизонте блеск презренного металла, задрожали коленки: в оставшихся семи матчах забили, курам на смех, четыре мяча - 0,57 гола за игру (в предыдущих 23 встречах забивали в среднем по 2,5 мяча). Итог - 4-е место, да и то благодаря чуть лучшим показателям в графе "Мячи". Провал на заключительном отрезке объясняли физической усталостью игроков. Тонкой, малоизученной субстанции, психологии, материалисты значения не придавали и влияние ее на футболистов не исследовали. Словосочетание "психологическая устойчивость", изредка употребляемое продвинутыми журналистами, вызывало у специалистов в лучшем случае иронические улыбки.

Между тем, судя по нетвердой походке на отдельных участках турнирного пути всех претендентов на медали, проявить эту самую устойчивость никому из них не удалось. Киевляне, оказавшись благодаря удачному стечению обстоятельств в авангарде, в непривычной роли лидера почувствовали дискомфорт, что стоило им в двух очередных турах двух потерянных очков. За ничью в Харькове получили они нагоняй от украинских газетчиков.

Раздраженный незапланированной потерей драгоценного очка, "Радянський спорт" самим заголовком ("Наказанная самоуверенность") объяснял причину слабой игры динамовцев. Не провели ни одной красивой комбинации - единственный гол забил Лобановский непосредственно с корнера. Мяч, хитро закрученный, никого не задев, юркнул в хозяйские ворота. Во втором тайме, когда преимущество харьковчан стало подавляющим, гости прижались к своим воротам. Впереди оставался без работы один Каневский. Макаров, как и в Тбилиси, трудился в поте лица, а его визави Уграицкий откровенно скучал. "Только неточность и нерасторопность харьковчан не позволила им выиграть", - констатировал безымянный автор.

"Торпедо", сбросив бремя лидерства, освободилось от психологических пут, раскрепостилось и лихо расправилось с "Пахтакором" (6:0), армейцами (3:0), вернувшись на свое, как многие считали, законное место. Приунывшие было поклонники чемпиона встрепенулись. "Московский автозаводец" после разгромной победы над узбекской командой продолжал брюзжать. Игрой остался недоволен - не столько хороши торпедовцы, сколько плох "Пахтакор", не оказавший сопротивления. Убедительная победа над ЦСКА настроение подняла, тон изменился. Команда напоминала себя прежнюю: атакующий стиль, маневренная, комбинационная игра, огромное желание победить... Могут, значит, когда захотят. Сыграют в оставшихся матчах на таком уровне - все будет в порядке.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ БДИТЕЛЬНОСТЬ МОСКОВСКОЙ МИЛИЦИИ

В оставшихся не получилось. Лидировали недолго, несколько дней, до повторной встречи со "Спартаком". Игра - на загляденье. Предвкушая продолжение матча первого круга, острого, интересного, "кровопролитного" ("Спартак" победил 4:3), народ заполонил трибуны Лужников. За двумя встречами этих команд следили в общей сложности 203 тысячи человек! Удовольствие зрители получили колоссальное. Высокую оценку качеству игры московских команд дали специалисты, отметив безупречное техническое исполнение, тактическое разнообразие, зрелищность, пылающий на поле все полтора часа "неугасающий огонь"...

Первый тайм за "Спартаком" - 2:0. В 15-минутной паузе благодаря революционной бдительности и решительным действиям доблестной советской милиции был "восстановлен порядок" на одной из четырех трибун стадиона. Иронию в моих словах вы поймете, как только ознакомитесь с небольшим фрагментом репортажа "Комсомолки" (от 3 октября) с места событий: "В перерыве этого матча на Восточной трибуне спартаковские поклонники подняли транспарант: "Спартак" - только победа!" Однако покрасовался этот призыв недолго. Подобное изъявление патриотизма болельщиков было немедленно пресечено нарядом милиции.

Странное решение! Что плохого было в действиях зрителей, решивших поддержать своих любимцев?"

Могу представить реакцию современных фанов, коли прочитают эти строки (что вряд ли). У нас ведь как - или ничего нельзя, или все можно. Пора бы в стране, пытающейся (пока только на словах) стать цивилизованной, не только обозначить четкую грань между дозволенным и недозволенным, но и жестко пресекать любые попытки нарушать ее, от кого бы они ни исходили.

Второй тайм за "Торпедо". Оживление в атаку внесло появление на поле Валентина Иванова (из-за недомогания первые 45 минут просидевшего на лавке). Действия чемпиона стали осмысленнее, острее. Результат сказался: с 8-минутным интервалом Гусаров с пенальти и Батанов дефицит в два мяча ликвидировали. К 70-й минуте - 2:2. "Спартак" чуть "подсел", "Торпедо" продолжает наседать. Передаю слово очевидцу, заслуженному мастеру спорта Виктору Дубинину: "Положение "Спартака" становится катастрофическим. Но внезапно только что почти поверженный "Спартак" оказался крепко стоящим на ногах. Откуда же у него вновь появилась сила и темперамент? Снова мы увидели точные, согласованные действия, самоотверженную игру в защите и стремительные атаки нападающих. Торпедовцев сломила сила воли "Спартака", и воля выковала победу" ("Сов.спорт" 03.10).

Развязка наступила на 80-й минуте. Защитник красно-белых Крутиков рванул по своему левому флангу и мощно ударил издали - 3:2.

АГЕНТЫ КИЕВСКИХ СПЕЦСЛУЖБ

Беда не приходит одна. Через пять дней чемпион проиграл в Ереване. Проиграл безропотно. Гости сосредоточились на обороне, позволив армянам хозяйничать на поле. Если рассчитывали заполучить очко от соперника, уступавшего им в классе по всем разделам футбольной игры, то были близки к цели. Пяти минут не хватило. В Москве решающий укол пропустили в концовке от левого защитника Анатолия Крутикова, в Ереване - от игрока того же амплуа Манука Семерджана. Он, как и московский его коллега, забил издали, метров с 25, с той же позиции.

Впору заподозрить спартаковские клубы в антиторпедовском заговоре: семь очков из восьми возможных отобрали они у прошлогоднего чемпиона! Во второй половине 30-х легко могли обвинить их в пособничестве киевским спецслужбам и организации теракта на автозаводе, гордо носившем имя великого Сталина. В результате пользу Киев извлек огромную. Одержав две победы, создал небольшой отрыв.

ЦСКА безнадежно отстал, но претендентов на золото не убавилось. Свято место пусто не бывает. За лидерами пристроился "Спартак". Утомленные многолетней изнурительной борьбой за злато с "Динамо", спартаковцы два последних года занимали позицию "невмешательства" в дела призеров. Поведение "Спартака" на предварительном этапе создавало видимость, что он и на этот раз будет придерживаться политики "нейтралитета". Перед началом финального турнира команда Никиты Симоняна занимала ставшую привычной позицию на почтительном расстоянии от лидеров. И вот на тебе - живая картина кисти Ильи Репина "Не ждали".

Слов для описания случившейся со "Спартаком" метаморфозы найти затрудняюсь. Призову на помощь цифры. За тур до завершения предварительного этапа отставал он от "Торпедо" на восемь очков. По прошествии семи туров спартаковцы чемпиона почти настигли! Перед заключительными четырьмя играми отставание от нового лидера, киевлян, исчислялось всего двумя очками. Учитывая, что три из четырех оставшихся встреч предстояли дома с соперниками, на медали не претендовавшими, а Киеву надо было играть в Москве с "Торпедо" и "Локомотивом", виды "Спартака" на золото вовсе не казались фантастическими.

Борьба за первенство достигла точки кипения. Сохраним градус, оттянем развязку, чтобы полюбопытствовать: а что там внизу делается? Если вам и в самом деле интересно, спустимся с вершин - сначала на промежуточное горное плато, затем в долину. Уверен, за сутки управимся.

Окончание - завтра