Газета Спорт-Экспресс № 222 (5692) от 30 сентября 2011 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

30 сентября 2011

30 сентября 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1960 год. Часть восьмая

НЕЖЕЛАННЫЙ РЕБЕНОК

(Окончание. Начало в № 221 от 29 сентября 2011 года)

О событиях до и во время полного драматизма решающего кубкового поединка мы рассказали вчера. Сегодня поведаем о том, что происходило.

ПОСЛЕ ИГРЫ

Финальная игра потрясла огромную аудиторию на стадионе и у телеэкранов. Кто имел желание и возможность, в ысказался.

Всеволод Блинков, трехкратный чемпион СССР, второй тренер московского "Динамо": "В этом году я повидал много матчей. Были среди них и плохие, и посредственные, и хорошие. Но матчей, которым, не задумываясь, можно было бы поставить оценку "пять", я, честно говоря, не припоминаю. Исключение - финал. Этот матч, как никакой другой, заслуживает полновесной "пятерки".

Александр Вит: "Это был бесспорно лучший матч сезона, настоящий футбольный праздник, в коем оба претендента сделали все, на что были способны, и показали высшие футбольные достижения. Это был настоящий передовой современный футбол, образец для подражания".

Больше, чем самим матчем, восхищался журналист игрой грузинской команды: "… я не ожидал от тбилисцев такой поразительной волевой устойчивости. Трижды торпедовцы вели в счете, и трижды динамовцы сравнивали счет. Ни тени паники, ни тени сомнения, вера в свои силы и победу до конца. Они завоевали сердца москвичей… Мы впервые в нынешнем сезоне увидели настоящее лицо тбилисского "Динамо"… Неожиданные передачи, которыми они благодаря высокой технике владеют в совершенстве, эти остроумные футбольные "реплики" всегда находили адрес и поддержку партнеров…

В этой команде звезд и солистов только одному М.Месхи удавалось выделяться поистине неописуемым каскадом финтов, проходов и передач".

Статистика подтверждает слова журналиста и описание хода поединка в центральных изданиях. Тбилисцы имели преимущество на земле и особенно в воздухе. Соотношение выигранных воздушных дуэлей подавляющее - 66:37 в их пользу. Переиграли они оппонентов по количеству угловых, ударов по воротам и попаданиям в створ. Только в одном компоненте, главном - забитых мячах, - хозяева оказались удачливее. Об этом подробнее.

ЗАГОВОР МОЛЧАНИЯ

Московские газеты, отмечавшие высокое качество финального матча, в голос восхищавшиеся игрой "Динамо", смаковавшие игровые эпизоды и забитые мячи, не выразили своего отношения к вопиющему факту: тбилисцы после игры демонстративно не вышли на церемонию награждения. Такие случаи в стране без внимания не оставляли: на виновников обрушивались всей мощью печатного слова, организовывали возмущенные письма трудящихся и обнародовали постановления высших футбольных инстанций. На этот раз - ничего подобного. С чего бы?

Президиум федерации футбола отреагировал, но в узком кругу за плотно закрытыми дверями и с большим опозданием - 26 июня 1961 года. Рассмотрев вопрос "О невыходе команды "Динамо" - Тбилиси на вручение Кубка СССР после финального матча в 1960 году" (докладывал Владимир Мошкаркин), постановил: "Согласиться с предложением СТК строго указать бывшему начальнику команды т. Жордания и тренеру команды т. Чхатарашвили, лишив их диплома за участие команды в финале" (ГАРФ. Фонд 9570, опись 2, дело 2942).

И о записи, сделанной руководством "Динамо" в протоколе ("Второй гол забит из положения "вне игры". Грубую игру защитников "Торпедо", сбивших Яманидзе, судья не отметил 11-метровым. А. Жордания"), ни один журналист вопреки обыкновению не упомянул. В противном случае пришлось бы объяснять причину демарша команды и высказаться по двум эпизодам, отмеченным в протоколе.

Результативные судейские промахи, да еще в столь важных матчах, советские СМИ рассматривали в мощное увеличительное стекло, комментировали, ругательные слова, допустимые словарем Академии наук СССР, произносили. А тут - тишина. Было похоже на заговор молчания. Правда, Всеволод Бобров, не вдаваясь в детали, арбитра пожурил: "Судья А.Цаповецкий судил не очень четко" ("Футбол" № 24). Откликнулся и главный партийный орган: "К сожалению, не всегда на высоте был судья матча А.Цаповецкий. На наш взгляд, на такие ответственные встречи следовало бы назначать более опытных судей" ("Правда" от 01.11). И здесь эпизоды с офсайдом и 11-метровым не упомянуты - видимо, чтобы не нагнетать страсти и не подвергать сомнению закономерность итогового результата финальной игры.

На тбилисские издания кляпов не хватило. Журналисты криком исходили, писали о том, что видели, ссылались на авторитетных в футболе людей и собратьев по перу. Корреспондент русскоязычной газеты "Заря Востока" смотрел игру с Константином Бесковым и широко использовал в репортаже его комментарии. В офсайде Бесков не был уверен, а по поводу 11-метрового сказал, как отрезал: "Цаповецкий ошибается".

Корреспондент центральной спортивной газеты Пинчук в отчете, подготовленном для "Вечернего Тбилиси", "вне игры" у Гусарова не заметил, а в пенальти был уверен.

Обозреватель грузинского партийного издания "Комунисти" после матча взял два коротких интервью - у главы футбольной федерации Валентина Гранаткина и радио- и телекомментатора Николая Озерова. Его, естественно, интересовало мнение уважаемых людей о работе Цаповецкого. Гранаткин от комментария воздержался, а Озеров выразил недоумение действиями (вернее бездействием) арбитра при определении "вне игры" и сносе Яманидзе в непосредственной близости от торпедовских ворот. Уточню - при счете 3:3 незадолго до окончания дополнительного времени.

Корреспондент грузинской "комсомолки" ("Молодежь Грузии") провел блицопрос в ложе прессы среди московских коллег: Е.Рубина ("Известия"), В.Фролова ("Сов.спорт"), Вик. Синявского ("Советская Россия"). Мнения об офсайде разделились, а в законности пенальти никто не усомнился. Так почему же они в своих изданиях промолчали?

В. ИВАНОВ: "ПЕНАЛЬТИ Я БЫ ДАЛ"

Ничего определенного сказать не могу, игру не видел (грыз в это время гранит науки в тбилисском вузе), а воспоминаниями поделюсь. В середине ноября в тбилисских кинотеатрах перед фильмом прокручивали 15-минутный ролик о финальном матче, отснятый грузинскими кинодокументалистами. Помимо забитых мячей и острых ситуаций внимание акцентировалось на двух эпизодах. Был ли Гусаров перед тем, как забил второй гол, в офсайде? Этот момент показывался несколько раз - в обычном режиме, в замедленном и со стоп-кадром. На "вне игры" похоже. Но полной уверенности нет. С представленного ракурса, может, и было, а как с других точек? Пенальти же - чистейший, говорить тут не о чем.

Через три с небольшим месяца, в феврале 61-го, сборная СССР готовилась на базе тбилисского "Динамо" в Дигоми к отборочным играм ЧМ-62. Перед отъездом состоялась встреча футболистов и тренеров с болельщиками. Вопросов было много. Валентину Иванову задали животрепещущий - в лоб: был ли офсайд и 11-метровый. Иванов ответил честно (пересказываю близко к тексту): "Когда пасовал Гусарову, мне казалось, что правил он не нарушал. А пенальти я бы дал". Последние слова Валентина Козьмича потонули в шквале аплодисментов. Тбилисский зритель ценил высококлассных мастеров и к Иванову, хотя он доставлял их любимому "Динамо" немало хлопот и в финале два гола забил, относился с уважением, зла не держал.

Что было, то прошло и быльем поросло. Результат в протоколе зафиксирован, протест, согласно Положению, не рассматривался. "Торпедо", великолепно проведя сезон и влюбив в себя всех (меня в том числе), кто ценит в футболе независимо от клубных симпатий красоту, сделало дубль. Тогда казалось, эта уникальная, рафинированная команда расположилась на Олимпе всерьез и надолго. В будущее заглядывать не станем: дел повседневных невпроворот. Чтобы подвести под кубковым турниром жирную черту, попотчую вас традиционным "компотом".

ТОРПЕДО - ДИНАМО - 4:3 (1:1, 2:2, 1:0)

Голы : Гусаров (с пенальти), 25 - 1:0. Баркая, 26 - 1:1. Гусаров, 54 - 2:1. Калоев, 58 - 2:2. Иванов, 67 - 3:2. Мелашвили, 87 - 3:3. Иванов, 120 - 4:3.

"Торпедо" (Москва) : Поликанов, Медакин (к), Шустиков, Островский, Воронин, Маношин, Метревели, Иванов, Гусаров, Батанов, Сергеев (Савушкин, 86).

"Динамо" (Тбилиси) : Котрикадзе, Сичинава, Торадзе, Хочолава, Зейнклишвили, Чохели (к), Мелашвили, Баркая, Калоев, Яманидзе, Месхи.

Судьи : Цаповецкий (Киев), Куруц, Малец (оба - Ужгород).

31 октября. Москва. Стадион им. В.И.Ленина. 104 000 зрителей.

На следующий день торпедовцев чествовали на родном автозаводе, а 17 ноября во Дворце спорта Лужников им в торжественной обстановке вручили два приза: главного физкультурного ведомства - за выигрыш первенства и Федерации футбола СССР - за наибольшее количество побед в чемпионате. После чего осыпали золотом: медали высшей пробы получили 15 футболистов.

В связи с изменением структуры чемпионата без накладок при определении лауреатов не обошлось.

ОТНЯТЫЙ ПРИЗ ЗАМЕНИЛИ ДУБЛИКАТОМ

Неприятный осадок оставила непонятная закулисная возня, связанная с вручением приза газеты "Труд" самому результативному игроку чемпионата. Острая конкуренция между тбилисцем Зауром Калоевым и форвардом "Пахтакора" Геннадием Красницким завершилась в пользу Калоева - 20:19. Об этом тут же сообщили спортивная газета и еженедельник "Футбол" (№ 23 от 30 октября), на протяжении сезона державшие читателей в курсе. Но неожиданно после двухнедельной паузы учредители, не моргнув глазом, объявили: "В этом году в связи с новой системой розыгрыша первенства страны редакция решила вручить свой приз наиболее результативному игроку из состава команд первой шестерки" .

Лучшим в медальном турнире с шестью забитыми мячами стал Геннадий Гусаров. Всего же с учетом предварительного этапа "назначенный" спортивной редакцией "Труда" лауреат забил 12 мячей и в списке бомбардиров делил 6-12-е места. Не сомневаюсь, что форварду "Торпедо" совестно было получать приз, уже врученный и отнятый у его коллеги, из рук людей, изменивших правила после опубликования результатов. Почему бы им не объявить о новых условиях конкурса перед началом чемпионата, когда стало известно о формуле его проведения?

Некрасиво получилось: тбилисскому "Динамо" не позволили завладеть кубком, а его форварду - предназначенным лучшему бомбардиру первенства призом.

Со временем, то ли одумавшись, то ли мучимые угрызениями совести (что вряд ли), учредители изготовили дубликат и вручили его Калоеву. Сделали это тихо, незаметно - не все, наверное, сегодня об этом знают. Справедливость вроде бы восторжествовала (в лучшем случае наполовину), но ситуация стала еще нелепее. Что, например, может понять иностранец, прочитав в перечне обладателей приза "Труда" такие строки: 1960 год. Г. Гусаров ("Торпедо", Москва) - 12 мячей, З. Калоев ("Динамо", Тбилиси) - 20 мячей?

Один приз тбилисцам все же достался - Григория Федотова, присуждавшийся самой результативной команде турнира. Динамовцы забили в общей сложности 67 мячей (49+18). Учредитель, армейский клуб, дурным примером газетчиков "Труда" не заразился, остался верным данному слову и менять правила постфактум не стал. Иначе пришлось бы объявить самой результативной командой киевское "Динамо", забившее в первой шестерке 19 мячей.

После победы сборной СССР в Кубке Европы в редакции журнала "Огонек" возникла идея отметить лучшего вратаря сезона. Изготовленный летом приз с нетерпением ждал владельца. Не думаю, что члены комиссии при выборе достойного кандидата испытывали сомнения. Лучшим признали вратаря московского "Динамо" и сборной Льва Яшина.

Что же до турнира дублеров, имя победителя объявим в следующий раз, в заключительной главе. И таблички, как обычно, опубликуем, и о самом соревновании поведаем. Есть о чем рассказать.

P . S . В сетке Кубка СССР, опубликованной во вчерашнем номере, допущена ошибка. Уфимский "Строитель" выиграл у харьковского "Авангарда" в 1/16 финала со счетом 4:0.