Газета Спорт-Экспресс № 186 (5656) от 19 августа 2011 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 4

19 августа 2011

19 августа 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1960 год. Часть третья

КАК ФРГ И США В ТБИЛИСИ ИГРАЛИ

Окончание. Начало - в № 185 от 18 августа

C первых туров чемпионата-1960 вооруженные до зубов старожилы, используя превосходство в технике, обрушили шквальный огонь на позиции новобранцев. Тревожно сжалось сердце: как-то проявят себя "салаги" не в "потешных" (товарищеских), а в жестоких турнирных баталиях? В целом - ужасно.

КАЧАЛИН ВЕРИЛ В КОМАНДУ

"Калев" и вильнюсский "Спартак" в первых четырех турах не набрали ни одного очка. "Нефтяник" и "Пахтакор" - в трех. Бакинцы, неудачно проведя предыдущий сезон в классе "Б", похоже, не ожидали повышения в ранге и были приятно удивлены решением футбольных (в действительности партийных) властей. Когда об этом узнали в республике, председатель Федерации футбола Азербайджана Кямал Ахундов объяснил читателям спортивной газеты: "Включение в группу сильнейших команды нашего города после столь бесславного выступления в сезоне 1959 года сделано с учетом потенциальных возможностей азербайджанского футбола" ("Физкультурник Азербайджана" от 23 января). Между строк читалось: не обольщайтесь, победы придут позже. Но солидное пополнение именитыми мастерами и приличные результаты контрольных игр раззадорили болельщиков, настроили на победы - здесь и сейчас. Не получилось. Общественность возмущалась, требовала принятия неотложных мер.

Как мог, успокаивал народ Гавриил Качалин. Несмотря на удручающее начало, он 20 апреля со страниц той же газеты обнадежил поклонников команды: "Первые выступления "Нефтяника" в группе сильнейших вселяют надежду на то, что бакинцы будут иметь хорошую команду, которая не раз порадует своей игрой и результатами всех почитателей". А ведь прав оказался тренер: за игрой пришел результат. Не сразу, через несколько лет бакинцы взойдут на пьедестал.

ДАЕШЬ РЕКОРД!

Узбеки вели себя скромно: "Перед началом сезона руководство "Пахтакора" поставило задачу не быть последними", - писал "Физкультурник Узбекистана" (01.04.60). Не угрозы выселения из элиты опасались (союзным республикам неприкосновенность обеспечили), просто последним быть стыдно.

Обе южные команды не забили к тому же ни одного гола. Впрочем, применительно к "Пахтакору" утверждение это грешит неточностью. В игре с "Зенитом" (0:5) защитники Станислав Семенов и Виктор Суюнов доставили своему вратарю Юрию Пшеничникову куда больше хлопот, чем вся питерская команда вместе взятая: трижды вынудили капитулировать будущего голкипера сборной Союза. Дубль на счету Семенова. Три автогола в одном матче - всесоюзный рекорд, оставшийся непревзойденным. Ай да дебютант! Таков результат домашней заготовки, опробованной в товарищеских матчах. В контрольной игре с алмаатинцами (1:5) один мяч забил в свои ворота Олег Моторин. Репетиция прошла успешно, и во втором акте спектакля выдали рекорд.

Плохо начал и "Кайрат". После ничьей в первом туре алмаатинцы проиграли шесть матчей подряд.

Нашлись среди новичков и горячие головы, отчаянно вступившие в рукопашную. "Беларусь" впору было премировать за лучший старт: пять побед в пяти встречах. Неплохую скорость развили "Адмиралтеец", "Даугава" и ереванский "Спартак". Чего не скажешь о фаворитах, безоговорочных лидерах 50-х - "Динамо" и "Спартаке". Находились они в разных группах, а результат имели одинаковый - 5 очков в шести играх. Чемпионы после двух побед в Закавказье проиграли в Ростове и Харькове, а встречу с "Торпедо" на родном динамовском стадионе завершили вничью. "Спартак" в первой игре перед своим зрителем в "Лужниках" уступил Киеву - 0:1. Раз уж футбольные бои дошли до Москвы, несколько слов посвящу готовности двух столичных арен.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ФУТБОЛ!

Стадион "Динамо". Самый в стране благополучный. Уютный, красивый, удобный, благоустроенный, хлебосольный, всегда готовый к приему гостей.

По инициативе директора стадиона В.Тимофеева создали Клуб любителей футбола и периодически проводили заседания. Для удобства болельщиков на каждой из четырех трибун установили почтовые ящики. Желающие могли опустить в них записки с интересующими вопросами. На очередном заседании администрация и приглашенные гости, футболисты или тренеры на них отвечали. Так налаживалась связь с болельщицкими массами.

Лужники. Готовность полная: освещение, связь, большое количество точек общепита, автоматов с газировкой с сиропом и без... Что надо, починили, где надо, подлатали, скамейки общей протяженностью в 20 километров покрасили... Нарекания вызывало поле. Так и его в порядок привели. Заведующий БСА Николай Разумовский (неплохо устроились вратари довоенного "Локомотива": Гранаткин Федерацию футбола возглавил, Разумовский Большой спортивной ареной руководил) не даст соврать: "Как только поле очистилось от снега, на нем закипели работы. Впервые в этом году стали поливать молодые всходы теплой водой. Эта новинка дала результаты. И теперь ни на одном московском стадионе не найдешь, пожалуй, такой крепкой, молодой зеленой травы".

В общем, все отлично. Добро пожаловать 27 апреля на первую в сезоне игру в Лужниках: "Спартак" - "Динамо" (Киев). Народ откликнулся. Около ста тысяч москвичей и гостей столицы расположились на свежевыкрашенных и успевших высохнуть скамейках. Результат вы знаете. Еще одним боком коснемся этой игры, если поспешим на заседание футбольной федерации.

ПРОСЬБЫ И ХОДАТАЙСТВА Николая СТАРОСТИНА

Кризис в "Спартаке", грянувший в 59-м, затягивался, что не могло не беспокоить не только поклонников популярного клуба, но и футбольное руководство. 25 мая на президиуме федерации футбола о положении дел в команде рассказывал Николай Старостин. "Прохлопали мы момент замены кадров", - признал Николай Петрович. Бил на жалость: "Из прошлогоднего состава осталось три человека" (на самом деле - 13. Возможно, стенографистка не расслышала? - Прим. А.В.). Констатировал факт: "Спартак" превратился в заурядную команду". Просил о помощи: "Разрешите усилить команду двумя-тремя игроками. Сами не справимся. После ухода Симоняна нужен центральный нападающий. Вратарь Ивакин тоже не устраивает. Исаев и Чистяков травмированы". Ходатайствовал о возвращении пожизненно дисквалифицированных защитника Михаила Огонькова и нападающего Бориса Татушина, а также о снижении наказания Сергею Сальникову.

Никто не прослезился. Выступающие упрекали руководство "Спартака" в плохой работе с кадрами, звучали универсальные, пригодные на все случаи жизни обвинения в самомнении, зазнайстве ведущих игроков, "неправильно воспринимавших популярность и любовь зрителей".

Относительно Огонькова и Татушина собрание колебалось. После решительного "нет" Николая Латышева, поддержанного представителем ЦСКА полковником Зайцевым ("Татушина и Огонькова нельзя сейчас прощать"), вопрос "об амнистии" похоронили на глазах почтенного собрания.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Просьбу Старостина снизить дисквалификацию Сальникова с пяти матчей до двух (две игры тот уже "отсидел") обсуждали долго.

Что же совершил спартаковский ветеран? Да ничего особенного. Рижский арбитр Эдгарс Клавс после игры "Спартака" с киевлянами сделал в протоколе запись: "Сальников во втором тайме провоцировал на назначение одиннадцатиметрового удара, ставя мяч на отметку, вместо того, чтобы отдать мяч на выполнение углового удара".

Иными словами, москвич выразил несогласие с решением судьи, за что и схлопотал предупреждение. Всего-то? Чего-чего, а недостатка в оппонентах арбитры никогда не испытывали. "Карательные органы" такими пустяками не занимались. Они чаще воспитывали, нежели карали. Порой преднамеренная грубость, даже хулиганство, оставались безнаказанными. А тут - пять матчей.

Чиновники, видимо, осознавая, что перегнули палку, готовы были просьбу Старостина удовлетворить, но при этом достоинство сохранить и честь мундира не запятнать. То, что произошло дальше, больше напоминает театрализованное представление.

Соломинку председателю федерации протянул Латышев: "А как снизить Сальникову наказание, если нет от него заявления?" Гранаткин тут же за нее ухватился: "Мы согласны снизить дисквалификацию товарищу Сальникову, но не можем этого сделать, так как нет его личного заявления".

Не успел он закончить фразу, как заявление оказалось на председательском столе. "Подсудимый", пока Гранаткин знакомился с содержимым, продекламировал с места: "До глубины души обидно, что я на закате своей спортивной жизни допустил такой тяжелый проступок. Я даю слово, что это последний проступок в моей спортивной жизни". После чего Гранаткин зачитал тот же текст, дабы у аудитории не возникло сомнений в идентичности с озвученным футболистом.

В считаные секунды родилось постановление (отцовство не установлено): "Считать возможным снизить меру наказания тов.Сальникову С.С. в связи с его чистосердечным раскаянием с пяти игр до двух и на оставшиеся три игры условно до конца сезона 1960 года" (ГАРФ. Фонд 9570, опись 2, дело 2929).

Никак, исповедь Сальникова и коллективное творчество членов президиума были подготовлены до собрания? Проект постановления, не поверите, получил единодушную поддержку.

Календарь в отличие от прошлых лет вмешательства со стороны не допускал. Диспетчерские службы работали отлично. Состав точно по расписанию прибывал на промежуточные станции.

Глобальную причину дестабилизации календаря - подготовка и участие сборной и клубов в международных встречах - устранили. Команды, отдавшие игроков в сборную (она готовилась к Кубку Европы), продолжали играть в чемпионате без лучших футболистов, а в интервалах между турами успевали гостей принимать: союзников по Варшавскому договору - поляков, болгар, восточных немцев - и представителя НАТО, английский "Шеффилд".

За весь сезон только две игры сдвинули на один день - с 24 на 25 мая, а одну в связи с форс-мажорными обстоятельствами - на два месяца. Со всей ответственностью заявляю: не по вине федерации и ее диспетчерских служб.

"МЕЖДУНАРОДНЫЕ" МАТЧИ

Матч тбилисского "Динамо" с ереванским "Спартаком", назначенный на 13 мая, сорвали до его начала. Спортивная газета сообщила о переносе игры на более поздний срок весьма "оперативно" - с трехнедельным опозданием, не обмолвившись о причине отсрочки. Мне, в то время жителю Тбилиси, причина известна. Изложу ее после небольшой вводной части.

Это закавказское дерби всегда сопровождалось неописуемым ажиотажем и приводило в движение огромные людские массы, совершавшие рейсы всеми доступными транспортными средствами по маршруту Ереван - Тбилиси и обратно. На одном высоком футбольном собрании кто-то из функционеров, оговорившись, назвал матчи грузин с армянами международными, чем изрядно повеселил публику. И болельщики обеих республик в шутку называли их встречами между ФРГ (Федеративная Республика Грузии) и США (Соединенные Штаты Армении).

Однако за рамки спортивных страсти-мордасти не выходили. В обеих столицах футболистов и их поклонников встречали более чем радушно. Несмотря на чрезвычайно высокий накал, ни на трибунах, ни на поле серьезных эксцессов не возникало. Особый интерес, проявленный к очередному матчу, объяснялся еще и турнирной ситуацией: соперники претендовали на выход в первую финальную шестерку.

"ОККУПАЦИЯ"

Проблема лишнего билета встала во весь свой исполинский рост не только перед хозяевами, прежде всего многочисленными гостями грузинской столицы. Решили ее ереванцы способом неординарным: ночью, под покровом темноты, сотни людей пробрались на территорию стадиона и на трибунах встретили рассвет. Наутро администрация при виде огромных толп незваных гостей оказалась в полной растерянности. Просьбу подобру-поздорову покинуть насиженные места ереванцы проигнорировали. Что делать? Применить силу - нарушить традиционные законы гостеприимства. Оставить как есть - взрывоопасно: неумолимо надвигалось время неизбежного конфликта между владельцами билетов и "оккупантами".

Выход их экстремальной ситуации нашли (поговаривали - после долгих переговоров с Москвой) оптимальный. Матч отменили. Промаявшись весь день под палящим солнцем, гости несолоно хлебавши покинули захваченную территорию.

Встречу, перенесенную на 15 июля, назвали бы сегодня праздничным шоу. Было весело: яркое в исполнении высокотехничных артистов зрелище изобиловало фейерверком голов. Тбилисцы выиграли - 7:4. Экспонат уникальный, единственный в своем роде: ни разу этот счет в истории советских чемпионатов не повторился.

Четыре гола из семи забил Михаил Месхи, вконец замучивший личного "сторожа" Эдика Варданяна. В одном эпизоде, вновь увидев спину своего "подопечного", защитник успел схватить беглеца за майку, разорвав ее до подола. Стадион визжал от восторга. Материальный убыток Варданян возместил Михаилу через две недели, 30 июля, по окончании ответной встречи в Ереване, на послематчевом банкете. Под аплодисменты присутствующих (рассказываю со слов Месхи) он преподнес пострадавшему новую, аккуратно выглаженную футболку с одиннадцатым номером.

А матч вновь выиграли хозяева, взяв убедительный реванш - 5:1. 17 мячей в двух встречах! Вот как развлекали зрителей горячие кавказские парни.

КАПЛЯ ПРОБИЛА КАМЕНЬ

Год 60-й щедр на сюрпризы. Зимой, на новогодние праздники, выдал путевки в класс "А" коллективам десяти городов, доставив неописуемую радость их болельщикам. В середине лета сделал царский подарок сборной и всем любителям футбола, осенью озолотил молодую талантливую команду, ни разу до того в чемпионах не ходившую. А весной всем любящим и знающим футбол, будь то рядовой болельщик или профессионал, презентовал периодическое издание - еженедельник "Футбол".

Идея зрела давно. В 50-е годы федерация футбола (тогда еще Секция) и лично ее председатель Валентин Гранаткин не раз обращались в соответствующие инстанции ЦК КПСС с просьбой разрешить футбольное издание и неизменно получали отказ. Понимая, что капля дробит камень не силой, а частотой падения, Валентин Александрович со товарищи продолжали методично "капать". Случилось чудо: непробиваемый железобетонный монолит раскололся.

Не без удовольствия процитирую документ, благословивший появление первенца, которому суждено было стать всенародным любимцем: "Протокол № 8/20 заседания Президиума Федерации футбола СССР 28 мая 1960 г.

Слушали: О выходе в свет воскресного приложения к газете "Советский спорт" - "Футбол" (сообщение т.М.Мержанова).

Постановили: Одобрить выход в свет воскресного приложения к газете "Советский спорт" - "Футбол".

Согласиться с составом редколлегии и назначением редактором т.Мержанова.

Зам.председателя Федерации футбола СССР - Ан.Старостин.

Ответственный секретарь - В.Мошкаркин".

На следующий день, 29 мая, еженедельник увидел свет. На первой странице - фрагмент товарищеского матча СССР - Польша. Места ему в преддверии четвертьфинала Кубка Европы с Испанией уделено немало. И мы, отвлекшись ненадолго от дел внутренних, уделим. Не только встрече с поляками. Советской сборной предстояли великие дела.