Газета Спорт-Экспресс № 179 (5649) от 11 августа 2011 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 4

11 августа 2011

11 августа 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. РОССИЯ - СЕРБИЯ - 1:0

КОММЕНТАРИЙ К ФАКТУ

Вчерашний матч сборной России в Черкизове привлек на трибуны 19 000 зрителей.

БОЛЕЮЩИЕ ВОПРЕКИ

Дмитрий СИМОНОВ

из Черкизова

Андрей Аршавин за день до игры предположил, что стадион заполнен не будет. И оказался прав, конечно. Чтобы предугадать такое, не нужно быть пророком, гадалкой или футболистом. Достаточно знать российские реалии. Другое дело, что Андрей, правдоруб известный, точно обозначил причины, по которым не должно было случиться аншлага. Не все, но некоторые.

А между тем за несколько дней до Аршавина новичок "Зенита" Доменико Кришито в одном из многочисленных интервью заявил, к удивлению многих: в Италии народа на стадионы ходит меньше, чем в России. Защитник, естественно, ошибается: на Апеннинах посещаемость все же несколько выше нашей. Впрочем, во многом благодаря Милану и Риму. А допустим, в Удине, где не самый большой стадиончик, она в среднем примерно такая же, как, предположим, на "Ахмат Арене" в Грозном. В Чечне, между прочим, одна из самых посещаемых наших арен. Возвращаясь к Италии: в иных городах, где команды совсем никакущие, на игры и вовсе ходило по 6-7 тысяч человек. Так что Кришито в чем-то прав. Выходит, не все у нас так уж мрачно? Где-то - не лучше!

Как известно, стакан с водой, налитой ровно до середины, можно воспринимать по-разному. Кто-то скажет, что он наполовину пуст. Кто-то - что наполовину полон. Мы постоянно твердим, что у нас нет аншлагов, что даже на сборную не самый вместительный в стране стадион "Локомотив" мы не способны забить под завязку. Но ведь на ситуацию можно взглянуть и под другим углом. Учитывая нынешние реалии, не счесть ли нынешнюю посещаемость если не выдающейся, то как минимум приемлемой? И вместо порицания в адрес тех, кто прийти не соизволил, сказать добрые слова о тех, кто занял места в секторах и не заставил уважаемых спортсменов играть в антифутбольных условиях - при пустых трибунах?

Чем по большому счету можно было завлечь зрителей на эту игру? Да ничем. А вот оттолкнуть их могло многое.

Начнем с некстати обрушившегося на Москву дождя. Больше половины пришедших болельщиков были без зонтов. Продолжим пробками. В будние дни вечерами всегда проблемы, ливень их усугубляет, а желание столичного мэра сделать и без того красавицу Москву еще краше с помощью массовой замены тротуарного асфальта на чудесную плитку сузило половину центральных улиц и поспособствовало их запруженности. Иными словами, добраться - уже подвиг. Либо вымокнешь до нитки, либо в пробках проторчишь.

Добродушной встречи возле стадиона в России тоже не дождешься. Пара слегка поддатых, явно приезжих болельщиков - по виду братьев, уж больно похожи - решили сфотографироваться на фоне полицейской лошади. Но наездник погнал гостей столицы прочь, а лошадь угрожающе взмахнула копытом, поскольку закрыть им морду (свою, не наездника) не позволяла физиология. Ясное дело, совершенно секретное животное фотографировать нельзя.

Далее предоставим слово Аршавину. "Август - время отпусков, билеты довольно дороги, - сказал он в интервью "СЭ". - Да и мы, увы, давно не показывали хорошего футбола". Всегда откровенный капитан сборной также признал, что сама команда удовольствие от футбола в последний раз получала в игре с Ирландией. Получается, с той поры футболисты провели семь матчей - три официальных, четыре товарищеских - "без удовольствия". Определенно у болельщика выработался за это время рефлекс: феерии не жди. А что такое качественная игра сборной России в контрольных встречах, наш народ, думается, благодаря Бельгиям и Иранам, Катарам и Камерунам и вовсе позабыл.

Теперь сложите все исходящие данные и ответьте на вопрос: откуда вообще взялось в Черкизове 19 тысяч человек? Кто они - мазохисты, ненормальные, чудаки? Да нет, нормальные люди. Были среди них и те, кого принято считать хулиганами и нестабильной в плане поведения частью общества. Были немолодые пары, были люди с детьми, были молодые менеджеры в костюмах и лакированных туфлях, успевшие вовремя слинять на игру с работы. Всякие, короче, болельщики. Из Москвы, Питера, Иванова, Тулы, Владимира, Волгограда, Воронежа, Нижнего Новгорода, Рязани, Смоленска, Гуся Хрустального... И никто (ну хорошо, практически никто) их них не напоминал обитателей дома для умалишенных.

А вы не думали, что всем этим людям просто глубоко небезразлична родная команда?

- Вы зачем пришли? - спросил я у случайного человека, даже внешность его уже и не вспомню.

Тот задумался и молвил:

- Ну это же сборная.

Так, быть может, ошибаются футболисты, полагая, что страна их не слишком-то и любит?

Увы, далеко не всем зрителям после этого матча сборники захотят сказать большое человеческое спасибо. Мерзкий осадок в душе оставила обструкция, которую трибуны за воротами устроили перешедшему в "Анжи" Юрию Жиркову. Хочется сказать что-то ободряющее в адрес игрока, но он взрослый мужчина и обязан понимать, на что шел. Вот так восприняли - что поделаешь? Придется терпеть.

Наверное, не понравилось футболистам и то, что минут за десять до финального свистка болельщики стали расходиться и к концу матча стадион заметно опустел. Поаплодировали трибунам после игры только Широков и Игнашевич. Возможно, кто-то еще - я мог не заметить, - но их в любом случае единицы.

"Любите свою страну, своих футболистов и свой футбол. Других у вас нет и не будет", - сказал однажды Константин Зырянов. Игрокам тоже нужно признать: и у них других болельщиков не будет. Да и свистели, к счастью, Жиркову, в конце концов, далеко не все.