Газета Спорт-Экспресс № 166 (5636) от 27 июля 2011 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

27 июля 2011

27 июля 2011 | Экстремальные

ЭКСТРИМ

Как уже сообщал "СЭ", райдеры российской команды VIVAX стали первыми кайтсерферами в мире, кому удалось пересечь Берингов пролив. Путь от Чукотки до Аляски занял у руководителя экспедиции, 4-кратного чемпиона России по кайтсерфингу Евгения Новожеева (по прозвищу Джексон) и Константина Аксенова (Карлито) 7 часов 56 минут.

НА ВОЗДУШНОМ ЗМЕЕ - ЧЕРЕЗ БЕРИНГОВ ПРОЛИВ

На пресс-конференции, состоявшейся по возвращении экспедиции в Москву, ее спонсор генеральный директор компании VIVAX Андрей Сорокин объявил о решении учредить соревнования VIVAX Kite Cross с призовым фондом 30 тысяч долларов. Первый такой переход по маршруту Хельсинки - Таллин (78 км) состоится уже осенью этого года.

Но и "беринговцы" обижены не были. Со словами "Победитель получает все" Сорокин вручил такие же 30 тысяч Новожееву и Аксенову, как участникам пилотного перехода. И в тот же день Евгений Новожеев - на правах старшего - дал интервью "СЭ".

- До вас кто-нибудь пытался пройти по этому маршруту на кайте?

- В прошлом году швейцарская экспедиция пыталась пройти в обратном направлении - с Аляски на Чукотку. Ребята были максимально подготовлены, привезли с собой для сопровождения мощный катер "Зодиак" с двумя моторами. Судя по дневнику, у них было три дня хорошей погоды, дул сильный южный - благоприятный для экспедиции - ветер. Но в итоге они в тот момент так и не стартовали: посчитали, что в районе островов Диомида ветер и мощное течение слишком опасны для лодки сопровождения. После этого у них оставалась неделя, они сумели поймать день с небольшим ветерком - и отправились в путь. Проехали 16 км, ветер кончился, кайты попадали.

- Какой нужен ветер, чтобы пересечь пролив?

- Такой, который будет дуть на протяжении 100 км в одном направлении со скоростью не менее 8 - 10 м/сек.

- Вас какой ветер устраивал?

- Северный, северо-западный, северо-восточный. Если бы был южный, то расстояние утроилось бы. На кайте нельзя идти прямо, мы ходим галсами.

- Время года имеет значение?

- Очень большое. Лед сходит ближе к середине июня, поэтому мы решили стартовать ранней весной. Не удивляйтесь, там в июле только наступает весна. Зимой в этом месте преобладают северные ветра до 50 м/сек. А в июне лед уходит - и еще можно поймать остатки этого северного ветра.

- Как готовились к переходу?

- Тренировались в тепле, в основном в Египте. За один заход проходили по 15 - 20 км, в день делали несколько заходов.

- На месте потренироваться удалось?

- В день, когда хотели стартовать, не вылетел вертолет с пограничниками. А погода была идеальная. Провели полноценную тренировку у поселка Лаврентия. Стартуй в тот день, мы бы прошли дистанцию быстрее. Собралось много зрителей, мы им показали и рассказали, что такое кайты. Кстати, в тот день прошли 48 км, а это, считай, половина пути до Аляски.

- Как определяли точку старта?

- Сначала предполагали расположить ее в районе мыса Дежнёва, где ближе всего до Аляски - 86 км. Но по техническим причинам не получилось, вертолету негде было сесть. Пограничники настояли, чтобы мы стартовали у села Уэлен, севернее мыса Дежнёва. В этом случае расстояние увеличивалось на 11 км. Самым сложным было получить разрешение на пересечение границы вне пропускного пункта, а их там всего два - Анадырь и Провидение.

- Надо полагать, вы добро все же получили. Как вас провожали?

- К месту старта пограничники привезли нас на чем-то, похожем на танк. Туда же прибыл целый наряд - два пограничника, представитель ФСБ, таможенник и сотрудник КПП. Прямо на пляже провели всю процедуру, поставили все необходимые печати, все прошло идеально и торжественно. На прощание по русскому обычаю даже по рюмке водки выпили. Вообще пограничникам большое спасибо, они нам здорово помогли.

* * *

- А как возникла сама идея - перейти Берингов пролив?

- У нашей команды есть тренировочный лагерь на Маврикии. Располагается он в доме на горе с прекрасным видом на океан. Ранее этот дом принадлежал французскому барону, мечтавшему пройти кругосветку на сёрфовой доске. А в 1979 году он прошел на ней Берингов пролив без сопровождения. К сожалению, позже барон пропал в океане, когда переходил из континентального Китая на Тайвань.

Находясь в таком месте, мы не могли устоять против желания и самим совершить интересный переход. Так и родилась эта идея. А вообще о больших переходах мы задумывались еще года три назад, но не были готовы делать это в таких суровых местах, как Берингов пролив.

- Расстояние по прямой от старта до финиша - 97 км, но вы прошли больше.

- Мы были приятно удивлены, а может, и неприятно, когда узнали, что у меня по GPS вышло 175 км, у Кости - 157. Но это все потому, что мы шли галсами, иначе на кайте нельзя.

- Во время перехода воздух был плюс 5 градусов, а вода плюс 1. Что было на вас надето?

- Три комплекта термобелья, сноубордические непромокаемые штаны и толстовки. Поверх всего - сухой гидрокостюм, куда не проникает вода. Обязательно - перчатки, на ногах - две пары гидроносков и гидротапки, на голове неопреновый шлем для катания в холодных условиях.

- Запас еды брали?

- Взяли с собой в непромокаемом рюкзачке немного колбасы и воду. Пить очень хотелось, но в движении это было сложно сделать.

- Отдохнуть как-то можно было?

- Да, мы ставили кайт вертикально и чуть-чуть откидывались на спину, но более 30 секунд находиться в таком положении было трудно: очень сильно мерзли ноги.

- Говорят, там из-за близости магнитного полюса земли GPS дает сбой.

- У нас это случилось однажды - возможно из-за того, что мы много падали, и это могло как-то повлиять на аппарат.

- Самый тяжелый участок?

- Погода менялась каждые полчаса. И где-то на середине пути опустился такой густой туман, что ни сзади, ни спереди ничего не было видно. Едешь в белой пелене неизвестно куда. Как в фильме ужасов.

* * *

- Почему вы шли без сопровождения, хотя оно было запланировано?

- Мы договорились с китобоями, что они будут сопровождать нас до границы (островов Большой и Малый Диомиды. - Прим. Е.Р.) на двух лодках длиной 6,5 м, крепких, металлических, сделанных в Америке. Мы с сопровождением должны были стартовать одновременно, но с разных мест. Изначально нас разделяла скала, из-за которой лодки не могли подойти к нашему месту старта. Но все пошло не так, как рассчитывали. Когда мы стартовали, то не смогли связаться с лодками, связи мешала как раз та самая скала.

В двух километрах от берега мы наконец услышали людей с лодок и очень обрадовались. Условия были идеальные, ветер дул со скоростью 10 - 12 м/сек, лучше не придумаешь. Но оказалось - не для лодок. Волна там была три-четыре метра плюс течение. С лодок нам начали жаловаться, что их заливает, они не успевают откачивать воду. Тогда мы приняли решение, чтобы они нас хотя бы визуально довели до границы. Нам ответили: "О'кей", и мы поехали дальше. Минут через пять попытались выйти с лодками на связь, но никто не отвечал. Они просто развернулись и поплыли домой. Для них действительно было опасно находиться в море.

- А как вы преодолевали такие волны?

- Наши доски очень маневренные, мы эти волны или переезжали, или, пока были силы, сёрфили на них.

- Друг друга не теряли из вида?

- Нет, визуально следили друг за другом, хотя и было тяжело. Держали приличное расстояние, чтобы не запутаться стропами, и шли потихоньку в сторону Аляски.

* * *

- Наверное, вздохнули с облегчением, когда увидели американский берег?

- Берег мы то видели, то он пропадал за пеленой тумана. Никаких ориентиров. Сил уже не было, стало клонить в сон. Но тут туман немножко разошелся, и мы увидели кусок черной скалы с белым снегом. Аляска!

- Сколько оставалось до берега?

- По GPS - километров 30. Только радость была недолгой. Через пять минут вожделенная скала исчезла в тумане. Оставалось только периодически смотреть на GPS, что мы и делали. Наконец, скала перестала исчезать. Тут откуда-то и силы появились, хотя ноги сильно устали, как будто в кандалах были.

- Как вас встретили на американском континенте?

- Сначала появились огни - как потом выяснилось, взлетной полосы. Место финиша определили километра за два. Когда вышли на пляж - никого. Немного погодя увидели вдалеке идущих к нам людей. До встречи с ними успели справиться с запасами колбасы, чтобы американцам не досталось. Шутка. Нас тепло встретили, дали сухую одежду, но на ногах так гидротапки и остались.

- Как ваше достижение оценила кайтинговая тусовка?

- У нас интернета не было, понять было сложно. Но, судя по разговорам, резонанс был серьезный. Руководитель прошлогодней экспедиции полдня ходил и все повторял: "Я не могу в это поверить!" Кстати, швейцарцы в этом году собираются повторить попытку, более серьезно подготовившись и вложив еще больше денег.

* * *

- Говорят, у вас была там встреча с китом?

- Приближались к острову Ратманова (он же Большой Диомид. - Прим. Е.Р.). Вдруг в метрах 50 появилась огромная спина кита. Я понял, что он на моем пути, но еще далеко, успею среагировать. Но тут же метрах в пяти-семи прямо передо мной появилась еще одна - такая же - спина. Четко по линии, по которой я должен был пройти. Ни сманеврировать, ни перепрыгнуть времени не было. Все так быстро произошло, что я успел лишь доску на кант поставить - и проехал ему прямо по спине.

- А что кит?

- Он взмахнул хвостом (который у него метра три-три с половиной), поднял его на четыре метра и шлепнул по воде. Если бы меня задел, травма на сто процентов была бы обеспечена.

- Оборудование у вас было стандартное?

- Мною были разработан дизайн и форма доски. Она получилась достаточно узкая и легкая. Ее жесткость мы настраивали именно на тот ветер, который там дул. Доски были произведены в Австрии по индивидуальным чертежам инженером, который занимается изготовлением эксклюзивных досок. Что же касается кайта, то установка была такая: какой бы ветер ни дул, возьмем кайт на пару размеров больше. Мы использовали кайт площадью 12 кв.м, и не промахнулись.

- Судя по всему, этим достижением вы не ограничитесь?

- Наш переход станет основой ежегодной кайтинговой регаты, которая будет проходить в различных уголках планеты под названием VIVAX Kite Cross. Это важно для популяризации и развития нашего вида спорта, так как он имеет хорошие шансы стать олимпийским в 2016 году именно в категории гонок.

- Сами собираетесь принимать участие в Олимпийских играх?

- Если наш вид станет олимпийским, то постараюсь на Олимпиаду отобраться. А пока буду готовиться.

Елена РЕРИХ