Газета Спорт-Экспресс № 72 (5542) от 6 апреля 2011 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

6 апреля 2011

6 апреля 2011 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

24-летний гонщик "Катюши" стремительно ворвался в мировую элиту спринта. Со времен Джамолидина Абдужапарова в нашей стране не было спринтера такого уровня.

Денис ГАЛИМЗЯНОВ: "ЧИПОЛЛИНИ - КЛАССНЫЙ МУЖИК"

КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ

Еще пару лет назад на месте нашего шоссейного спринта трава не росла. Совсем. Затем сквозь выжженную землю стали пробиваться первые робкие ростки. Потом - неробкие. А в начале нынешнего сезона, наконец, выросло настоящее дерево. Денис Галимзянов занял третье место на этапе "Тура Катара", второе на "Туре Омана", два третьих на знаменитой "Париж-Ницце". И, наконец, 30 марта пришла первая победа: Галимзянов взял один из этапов престижной многодневки "Три дня Панне".

И ведь как мало все-таки для счастья надо! Благодаря успехам Дениса, групповые гонки на чемпионате мира-2011 и Олимпийских играх-2012 в Лондоне, где, по общему мнению, править бал будут спринтеры, вдруг заиграли для России новыми красками.

- Многие считают, что ваши последние результаты - прямое следствие прихода в "Катюшу" в качестве консультанта легендарного Марио Чиполлини. Хотя серьезный прогресс начался у вас еще в прошлом сезоне, - обращаюсь к Галимзянову.

- Вклад Чиполлини все-таки не настолько велик, как кому-то может показаться. Кстати, Марио сам этого совершенно не скрывает, он крайне адекватный в этом смысле человек. Я читал его колонку в Gazzetta dello Sport, где он как раз об этом писал. Действительно, прогресс я почувствовал еще в прошлом году. Где-то не хватало уверенности, где-то "физики". Большой толчок дала "Вуэльта", которую я до конца не проехал, но продержался очень тяжелые две недели. Можно сказать, закалился там как сталь. Пообтерся немного с такими грандами спринта, как Марк Кавендиш, Тайлер Фаррар, Тор Хусховд. А теперь с помощью Марио надеюсь выйти на иной уровень.

- Общаетесь часто?

- Мы живем по соседству, периодически вместе тренируемся. Раз в неделю обязательно созваниваемся. Когда идут гонки, то чаще. На "Париж-Ницце" к примеру Марио звонил дважды, перед гонкой и после нее. Обычно спрашивает о самочувствии, что-то рассказывает из своего опыта, советует, хотя никогда свою точку зрения не навязывает. То есть я внимательно слушаю его, но в гонке отталкиваюсь от собственных ощущений - мы так договорились. Очень много говорим о тактике, иногда подробно разбираем рельеф предстоящего этапа. Марио смотрит в "роудбук", подсказывает, где следует сэкономить силы, как лучше переехать гору, чтобы доехать к финишу в нормальном состоянии. Плюс дает много советов, как вести себя в быту.

- Что за советы?

- Он считает, что мне необходимо максимально расширить круг общения в Италии, где я живу. Начать всерьез обживаться в этой стране. Я прекрасно понимаю, о чем говорит Марио. Мне действительно иногда не хватает общения. Сильно скучаю по России и пока не могу смириться с мыслью, что в ближайшие годы придется жить в Европе постоянно. Согласен с Марио в том, что жить одним лишь велоспортом нельзя. Необходима смена обстановки, собеседников. Спорт - моя профессия, но нужно уметь отключаться, бывать в компании обычных людей, с которыми есть о чем поговорить. В противном случае легко раствориться в велоспорте. Отстать от ритма жизни, что бурлит вокруг. Я мотаю на ус.

- Над чем вам предстоит поработать, с точки зрения Чиполлини?

- Над мускулатурой. Марио считает, что спринтера отличает прежде всего взрывная, чистая сила. Выработать ее можно с помощью специальных упражнений в тренажерном зале. И как раз у Марио есть такая наработанная система, которой он рекомендует мне придерживаться. Чиполлини видел, с какими весами я работаю в зале, когда мы только-только познакомились. Улыбнулся, сказал, что это несерьезно. Хотя, может, это и к лучшему. Значит, есть хорошая зона роста.

- Можно ли назвать Чиполлини вашим духовным наставником? Или это слишком пафосное определение?

- Думаю, слишком. Пока что куда большую роль в моем спринтерском становлении сыграл Робби Макьюэн, пока он гонялся в "Катюше". Мы до сих пор общаемся, он часто находит меня в пелотоне по ходу гонок. Недавно вот подъехал, с победой поздравил. Марио, если вы дожидаетесь от меня какого-то определения, - классный мужик, если говорить по-русски. Состоявшийся взрослый мужчина, который учит меня жизни.

- Уход Макьюэна из "Катюши" в определенной степени расчистил вам дорогу. Согласны?

- Нет. Посмотрите на календарь - это сотни гонок. Три "Гран-тура", множество многодневок, где есть масса равнинных этапов. При такой плотности календаря два спринтера друг другу не помеха, поверьте. Я сожалею, что Макьюэн ушел из "Катюши".

- Я общался с ним, и больше всего удивило полное отсутствие у него гонора. При его-то заслугах.

- Робби в наших разговорах, конечно, чаще всего выступал в роли наставника. Это нормально. Он титулованный, намного старше меня. Разговаривая с ним, я не мог позволить вести себя так, как иногда веду, общаясь со сверстниками. Но при всем этом он остался для меня просто Робби. Иногда подъезжаю к нему теперь на гонках. "Как дела, молодой?" - спрашиваю. Смеемся. Он ведь совсем маленького роста, а на велосипеде вообще смотрится, как ребенок.

ХОЧУ ЭТАП НА "ТУР ДЕ ФРАНС"

- Я всегда считал, что любой спринтер должен испытывать естественный человеческий страх в момент, когда незадолго до финиша начинаются спринтерские разборки, колесо в колесо. И что побеждает тот, кто способен этот страх в себе подавить.

- Страх всегда присутствует, я согласен. Можно еще это чувство назвать оценкой риска, пониманием того, что произойдет в случае падения. В какой-то момент с ним свыкаешься. Когда начинается спринт и все летят на всех парах, очень важно, чтобы спортсмен умел загнать страх как бы внутрь себя, отодвинуть его на второй или даже на третий план. Это не всем дано.

- Президент "Катюши" Андрей Чмиль рассказывал, что большинство спринтеров можно разделить на две категории. Одни "подбирают" тех, кто не в состоянии бороться за победу в конкретный день, другие - "делают" гонку, не боятся брать инициативу, атакуют. И Чмилю нравится, что вы относитесь, с его точки зрения, как раз ко второй категории.

- Все зависит от того, настолько твое физическое состояние позволяет брать инициативу. И потом, в каждой гонке масса привходящих факторов - настолько крутые были горы, как помогла команда, насколько удачно ты "сидел" впереди, не нахватался ли лишнего из-за ветра. Атаковать я люблю всегда, но не всегда получается, вот какая штука. Надо признать, что мне пока проще показать себя: соперники не следят еще за мной настолько пристально, как за спринтерами с мировым именем. Если я хорош в конкретный день, обязательно буду искать возможность "сесть" в нужной позиции, потолкаться за место под солнцем и атаковать.

- Лучший сегодня в мире спринтер - Кавендиш?

- На мой взгляд, да. Когда Кав на пике формы, а он отлично знает, как и когда на него выйти, бороться с ним не то что сложно - практически нереально. Слышал, в этом году у него крайне амбициозный план: забрать все три спринтерские майки на "Гран-турах". Трудная задача. На втором месте в моем рейтинге - Фаррар. Классный спринтер, который к тому же терпит в гору. Да и бригада у него соответствующая - чемпион мира Хусховд, Хайнрих Хаусслер, другие ребята.

- Кавендиш действительно такая непростая личность, как его описывают?

- Мы не так много общались, хотя в целом Марк на контакт идет. Но в пелотоне отношение к нему здорово изменилось, когда он в прошлом году плюнул Хаусслеру в лицо после одной из гонок. Вообще Марк типичный англичанин, знающий себе цену. Немного гордый. Но надо понимать, кто такой Кавендиш и откуда он взялся. Он родился на острове Мэн, в не самой благополучной семье. Брат у него сидит за наркотики. Марк - человек, который всего добился сам. И мне думается, что смог это сделать только потому, что он такой, какой есть.

- У многих спринтеров репутация парней себе на уме. Примерно как у вратарей в игровых видах спорта. Это так?

- Думаю, да. Я люблю побыть в одиночестве, стараюсь создать вокруг себя маленький мир, в который никто не должен заходить. Я тоже заметил, что спринтеры - странноватые ребята. Объясняю это так: спринт предполагает большую нагрузку на нервную систему. Надо за мгновение возбудиться, а потом - взрыв. Чтобы работать в таком ключе, нужно копить эмоции. Выплескиваются они за минуту, а копятся-то неделями. У некоторых - годами.

- Когда, по-вашему, мы увидим в деле полноценный спринтерский поезд "Катюши"?

- Уф, я сам хотел бы знать ответ. Очень надеюсь, к "Вуэльте" и чемпионату мира у нас что-нибудь получится. Будем общаться с Марио, отрабатывать специальные упражнения, потом переносить это из тренировки в гонку. Это непросто. Ведь чтобы отрабатывать командную работу в бою, необходимо, чтобы все ездили одни и те же гонки. В общем, попробуем что-нибудь придумать. Я прекрасно понимаю нетерпение болельщиков, которые хотят увидеть поезд "Катюши", стрелой мчащийся к победе. Это действительно красивое зрелище.

- Вы собираетесь ехать в этом году "Тур де Франс". С какими целями? Скажем, место в шестерке на этапах вас устроит?

- Нет. Если совсем честно, не устроит даже место в тройке. Задача - выиграть хотя бы один этап. Мы обсуждали "Тур" со спортивным директором "Катюши" Дмитрием Конышевым и решили так: я проеду дней десять, может быть, две недели. Этого достаточно, чтобы реализовать задуманное. А потом - короткий отдых и подготовка к "Вуэльте" с чемпионатом мира.

Сергей БУТОВ